Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четыре теории прессы и их критика
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (преподаватель – Чемякин Юрий Владимирович) История зарубежной журналистики - установка к зимнему зачету.
Ю.В.Чемякин. Предстоит сдать две части. Первая часть – зимой, вторая часть – летом. К зимней сдаче: в 432 и на сайте в разделе «учёба» есть программная методичка, где все расписано. Там же есть вопросы – изучать с 1 по 23 включительно, исключая 21 вопрос. В методичке расписано задание – допуск. Суть задания: написать две письменные работы (лучше в жанрах рецензии или эссе, допустимо в любом другом жанре) по разным авторам. Если большое произведение, то писать по одному, если короткие, то писать по нескольким. ДВЕ РАБОТЫ ПО ДВУМ РАЗНЫМ АВТОРАМ, ДВЕ РАБОТЫ ПО ОДНОМУ АВТОРУ ПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ. Объем 2-2,5 стр. Главное – чтобы первый параграф отражал суть произведения (краткий пересказ, чтобы было видно, что действительно прочитали) и свои мысли – рассуждения по данному произведению. Если работа будет не самостоятельная, допуска не будет – не надо скачивать из инета, он все работы знает почти наизусть. Работу сдать на первой лекции зимой. Далее, стоит читать книги, ориентируясь на контрольные вопросы. Тему «американская история журналистики» изучить самостоятельно. Зачет будет проходить в форме собеседования, на котором надо признаться, какие книги из предложенной литературы были прочитаны, можно делать конспекты, пометки – ими можно пользоваться на зачете.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Четыре теории прессы и их критика. В литературе описаны четыре основных теории прессы. Первая и самая старейшая - это авторитарнаятеория. Королевские династии Тюдоров и Стюартов вполне искренне считали, что печать принадлежит королевской власти и поэтому обязана поддерживать ее политику. Этой точки зрения достаточно долго придерживалась и церковь. Церковные иерархи допускали сомнения и дискуссии исключительно в своей среде, отказывая обществу, в том числе и печати, в праве искать другие варианты Истины и по-своему трактовать Божественные помыслы. С ХУ11 века, с появления в Англии патентной системы, в издательском деле начинается разрушение королевской власти над печатным словом. К этому я бы добавил для справки, что за всю историю в Англии казнили только трех издателей за публикацию материалов, опасных для государства, - в ХУ1, ХУ1 и ХУ111 веках. В ХХ веке жесткий авторитаризм в отношениях с прессой взяли на вооружение диктаторы - Гитлер, Муссолини и Сталин. Фюрер, в частности, неоднократно высказывался с большим презрением к объективности прессы, утверждал, что непартийные СМИ должны исчезнуть. И они исчезали, часто вместе со своими редакторами. В западных странах в это же время последовательно развивалась либертарианская теория прессы и соответствующие механизмы по ее реализации. Главной целью либертарианских СМИ стала не безоглядная поддержка власти, а скорее контроль за властью. Кроме того, свободная пресса старалась объективно информировать развлекать читателя, критиковать правительство за ошибки и в конечном итоге находить истину. Особняком в истории человечества стоит советская коммунистическая теория прессы. У нас у всех в памяти гвоздем сидит известный ленинский тезис про прессу, которая должна быть не только коллективным пропагандистом, но еще и организатором. Попробуй, не согласись в те годы с партийными агитаторами! Тут тебе не Англия с тремя казненными издателями за триста лет! В СССР счет казненным шел на сотни тысяч. По мере развития цивилизации возникает новое отношение к прессе. От нее ждут социальной ответственности пред обществом. Не ущемляют в правах. Не ограничивают в прибылях. Но требуют быть саморегулируемой, совестливой, не гневить Бога, исповедовать общественную мораль. Национальный Институт прессы издал на русском языке замечательную книгу трех выдающихся американских исследователей Фреда С.Сиберта. Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона "Четыре теории прессы". В ней хорошо изложено западное понимание социальной ответственности печати: "Свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса, которая при нашей системе правления находится в привилегированном положении, обязана нести ответственность перед обществом". Лучше не скажешь. Хотя объективности ради надо признать, что западная пресса пришла к таким воззрениям не сразу и не за один десяток лет. Американское общество редакторов газет приняло Каноны журналистики в 1923 году. Этот Кодекс призвал газеты соблюдать искренность, правдивость, беспристрастность, честность, порядочность и уважение к частной жизни человека, быть точными в подаче новостей, отделяя факты от мнений. В отличие от "прогнивших западных изданий" современные российские СМИ в большинстве своем ярко демонстрируют свой особый путь в развитии. Складывается впечатление, что многие отечественные редакторы исповедуют новую, пятую теорию прессы - теорию социальной безответственности. Ее суть в простых тезисах: творю, что хочу; печатаю все, за что платят; газетные и журнальные страницы не пахнут; главное - соблюсти наказы моей финансово-олигархической партии. 1. Концептуальная теория критической массы была заимствована исследователями организационной коммуникации и инноваций у экономистов, физиков, социологов. С ее помощью они пытались понять, какой размер должна иметь аудитория, чтобы новую технологию считать состоявшейся, и какой характер должны иметь коллективные действия по использованию электронных медиа. Всякое средство коммуникации признается массовым и поэтому экономически привлекательным, прежде всего для рекламодателей, если число его последователей достигает критической отметки. Полезность интерактивных медиа увеличивается по мере роста числа пользователей. Вначале идея критической массы работает против инновации, поскольку ее принятие имеет смысл только при наличии других пользователей. К примеру, от телефона и электронной почты первым пользователям было мало пользы, поскольку их круг общения был крайне узок. Считается, что масса пользователей достигает критического уровня, когда новацию принимают 10—20% населения. Преодолев этот порог, она распространяется по всей социальной системе. Поскольку Интернет включает целый ряд коммуникационных служб, концепцию критической массы на Интернете можно рассматривать как переменную величину: для одних служб, чтобы считать их состоявшимися, необходимо меньше пользователей, чем для других. Каждая служба Интернета подобна отдельной телестанции, газете в небольшом городе или специализированному журналу. По отдельности они не могут собрать массовую аудиторию, но в сочетании с другими составляют категорию масс-медиа. Поэтому сам Интернет можно считать средством массовой коммуникации, а отдельные сайты и службы — его компонентами. 2. Примечательным считается постепенный отход в исследованиях новых медиа от изучения эффектов и рост влияния теории обретения пользы и удовлетворении. Их логика определяется методом функционального анализа и опирается на социальные и психологические основы потребностей, генерирующих ожидания, возлагаемые на масс-медиа и другие источники информации, которые по-разному воздействуют на аудиторию (или участвуют в другой деятельности), результатом чего являются другие последствия, возможно, в основном непреднамеренные. Теория обретения пользы и удовлетворения определяет цель коммуникационного поведения (отдых или получение информации) и может стать полезной основой для анализа коммуникации по Интернету. Так, электронные доски объявлений (один из аспектов Интернета) рассматриваются в контексте теории игры, расширенного варианта подхода обретения пользы и удовлетворения, что, несомненно, является главным побуждающим мотивом использования Интернета широкими слоями населения. Кроме того, подход обретения пользы и удовлетворения предполагает определенную степень активности аудитории, инструментальную или ритуализированную. В изучение коммуникации через Интернет необходимо включить концепцию активности аудитории. 3. Теории социального присутствия и информационной насыщенности, лежащие в основе изучения моделей компьютерной коммуникации, позволяют объяснить межличностное влияние. Но теория социального присутствия опирается на попытку выяснить дифференциальные свойства различных средств коммуникации, включая массовую, в объеме социальных сигналов, присущих данной технологии. Считается, что у компьютерной коммуникации в целом, из-за отсутствия сигналов, необходимых для формирования социального контекста, например, визуальных (выражение лица, поза, одежда, индикаторы положения в обществе и т.п.), а также других невербальных сигналов, крайне низкая степень социального присутствия по сравнению с коммуникацией лицом к лицу. Теория информационной насыщенности различает скудные и обильные медиа в зависимости от их пропускной способности или числа сигнальных систем. Согласно этому подходу, канал компьютерной коммуникации скудный и годится только для простых или однозначных сообщений, но более эффективный, поскольку не нуждается ни в каких скрытых функциях и координации взаимодействия. Чтобы четко понимать двусмысленную, неоднозначную или эмоционально окрашенную информацию, лучше использовать «обильное» средство массовой коммуникации. Несомненно, концепции социального присутствия и информационной насыщенности компьютерной коммуникации еще недостаточно изучены. Вполне может оказаться, что Интернет обладает более высокой степенью насыщенности, чем другие СМК. Кроме того, идеи социального присутствия, как правило, скрывают разного рода социальный контроль, который осуществляется в сети через язык. 4. Очень полезным может оказаться подход к интернет-сообществам как к социальным сетям. Теория социальных сетей предполагает, что социальное поведение и коммуникация испытывают влияние моделей взаимоотношений людей Согласно одному из ее положений, чем прочнее социальные связи между людьми, тем активнее они общаются друг с другом, используя все доступные медиа. Как и другие новшества коммуникационной технологии, Интернет продолжает процесс соединения людей в социальные сети, а также людей и организаций, разбросанных географически, но связанных общими интересами. Теория социальных сетей утверждает, что социальная коммуникация по Интернету дополняет и расширяет традиционное социальное поведение, поэтому чем активнее люди ведут себя в сообществе, тем больше они общаются в межличностной форме, и чем теснее их контакты, тем чаще и интимнее они пользуются электронной почтой и другими медиа для общения.
Date: 2015-09-05; view: 2162; Нарушение авторских прав |