Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись второй половины XIX в
Живопись из всех видов искусства выдвигается на первое место в силу эстетического воздействия на зрителя. Основным методом искусства 60-х годов был критический реализм. Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства, правдивое, объективное отражение действительности. Встав на путь отражения правды жизни, художники-реалисты прежде всего обличали социальное зло. В русском искусстве преобладали социально-критические тенденции. Обличали власть имущих (помещиков, купцов, священников), сочувствовали страданиям народа. Отсюда метод противопоставления: богатых - бедным; угнетенных сословий – привилегированным; на одном полюсе - зло (помещик, кулак, купец, священник), а на другом - добро (страдалец народ), следовательно. А следовательно, не избежало искусство нарочитой назидательности. Идейная сторона искусства главенствовала, содержание преобладало над формой (художественным языком, композицией, колоритом красок). Наиболее полно данные черты нашли отражение в бытовом жанре русской живописи. Русская бытовая живопись 50-60-х ггодов XIX в. отразила наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня того времени. Разоблачаются мрачные, уродливые, нравственные явления капиталистического города. В.Г. Перов (1834-1882): "Тройка" (1866), "Проводы покойника" (1865), "Сельский крестный ход на Пасху" (1861), "Чаепитие в Мытищах" (1862). Г.Г. Мясоедов (1835-1911): "Земство обедает" (1872), "Страдная пора. (Косцы)" (1887). В.В. Пукирев (1832-1890): "Неравный брак" (1862). Н.В. Неврев (1830-1904): "Торг. Сцены из недавнего прошлого" (1866). В.Е. Маковский (1846-1920): "Свидание" (1883), "На бульваре" (1886-1887), "Крах банка" (1881). В 70-80-е годы XIX в. критическая тенденция в искусстве сохраняется, но более настойчивым становится поиск положительного героя. Художников интересуют не только жертвы социального зла, но и противостоящие ему силы. Продолжая отображать бедствия народа, художники вместе с тем стремятся воспеть его положительные черты, создать тонкие психологические образы интеллектуальных, творчески мыслящих людей. Все это воплощается в портретном жанре живописи. Художники пишут портреты интеллигенции. У народников особое отношение к ней. Интеллигенция, по их мнению, способна стать коллективным вождем, повести за собой народ. И.Н. Крамской (1837-1887): портрет Л.Н. Толстого (1873), "Автопортрет" (1874) портрет П.М. Третьякова (1876), "Христос в пустыне" (1872), портреты крестьян (70-80-е годы). В.Г. Перов (1834-1882): портрет Ф.М. Достоевского (1872), портрет А.Н. Островского (1871), портрет И.С. Тургенева (1872). И.Е. Репин (1844-1930): потрет Н.И. Пирогова (1881) портрет П.А. Стрепетовой (1882), портрет М.П. Мусоргского (1881), портрет В.В. Стасова (1883) Н.Н. Ге (1831-1894): портрет А.И. Герцена (1867), портрет Л.Н. Толстого (1884) портрет Н. Петрункевич (1893). Итак, художники портретировали главным образом представителей демократической культуры - ученых, писателей, деятелей искусства. Это помогало им выразить свои гражданские идеалы, воспеть богатство внутреннего мира человека. Новое, совершенно небывалое развитие получил в 70-80-е годы исторический жанр живописи. В отличие от академической исторической живописи она имела не отвлеченно-идеализированный, а реально-жизненный характер. Условная театральность изображения сменилась правдой событий, характеров, исторической обстановки и быта. Была раскрыта роль народа в истории и современной жизни. Народ выступал как единый коллективный образ, как главное действующее лицо (В.И. Суриков, И.Е. Репин). При этом изображение народа как целого соединяется с разработкой отдельных характеров и лиц, с большим вниманием к человеческой индивидуальности. В.В. Стасов назвал этот тип картины "хоровой картиной" - по аналогии с массовыми, хоровыми сценами в операх М.П. Мусорского и А.П. Бородина.
Студенты должны знать содержание и особенности художественного языка следующих картин: В.И. Суриков (1848-1916): "Утро стрелецкой казни" (1881), "Боярыня Морозова" (1887) "Меньшиков в Березове" (1883) И.Е. Репин (1844-1930): "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г." (1885), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891) Н.Н. Ге (1831-1894): "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1871), "Тайная вечеря" (1863), "Христос и Никодим" (1889), "Что есть истина? Христос и Пилат" (1890), "Голгофа" (1893).
Великим художником-баталистом был В.В. Верещагин (1842-1904). В своем творчестве он впервые показал суровую, неприукрашенную правду войны, сделав главными героями полотен солдат, первым раскрыл аморальность войны, показал тяжелый солдатский быт, кровь, пот, не захороненные тела убитых. Он проклял войну, создав картину "Апофеоз войны" (1871). Его творчество представлено тремя циклами картин: 1) ттуркестанский цикл (картины батальные, морально-обличительные, этнографические): "У крепостной стены" (1871), "Окружили, преследуют" (1872), "Нападают врасплох" (1871), "Двери Тамерлана" (1872-1873), "У дверей мечети" (1873), "Торжествуют" (1872), "Представляют трофеи" (1872); 2) балканский цикл: "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной" (1881), "Панихида" (1877-1879), "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" (1878-1879); 3) цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 г.: "Перед Москвой в ожидании депутации (1891 –1892), "Поджигатели" (1897-1898), "Возвращение из Петровского дворца" (1895), "Не замай - дай подойти!" (1897-1895), "На большой дороге. Отступление, бегство" (1887-1895).
Date: 2015-09-05; view: 437; Нарушение авторских прав |