Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись первой половины XIX в
Художникам становилось тесно в узких рамках классицизма Академии художеств. Классицизм в живописи - академизм. Наибольшего успеха в это время добиваются художники-неакадемисты, т.е. художники, порвавшие с академическими догмами. Именно они осваивали распространявшийся в России - вслед за Германией и Англией - романтизм. Главное в эстетике романтизма - показать раскрепощение внутреннего мира личности, дать новые понятия о достоинстве человека, создать светлый образ высокодуховной личности, жаждущей и ищущей гармонии. То, что люди первой половины XIX в. принимали так близко к сердцу судьбу Родины, придавало их собственному облику поразительное духовное богатство - поэтому столь одухотворенны и лица людей на романтических портретах. Портретный жанр живописи этого времени приоритетен и популярен. Рост самосознания народа, как следствие Отечественной войны 1812 г. способствовал пристальному вниманию к отдельной личности, что отразилось на развитии портретного жанра в творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова (академиста по образованию, романтика в творчестве). Отметим композиционные и колористические особенности романтических портретов проявились: 1) сложная многоплоскостная посадка портретируемого человека; 2) на темном фоне ярким пятном высвечивались лицо и руки: через них живописцы передавали духовный мир человека; 3) обязательное наличие яркого пятна в одежде. О.А. Кипренский (1782-1836) написал портреты: Е.В. Давыдова (1809), А.С. Пушкина (1827), юноши Александра Челищева (1808-1809), отчима Швальбе (1804), С.С. Уварова (1816). В.А. Тропинин (1776-1857) является автором демократического портретов: А.С. Пушкина (1827) Ю.П. Самарина (1840) Е.С. Авдулиной (1822) сына Арсения (1818) П.А. Булахова (1823). К.П. Брюллов (1799-1852) - автор портретов: "Итальянский полдень", Ю.П. Самойловой (1827), княгини Е.П. Салтыковой (1841), поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого (1836), издателя и литератора А.Н. Струговщикова (1840). К.П. Брюллов стал первым писать портреты-картины - особый вид портрета, где изображены два и более человек и есть сюжет, динамика развития: "Всадница" (1833), "Сестры Шишмаревы" (1839) "Ю.П. Самойлова, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (1842). Итак, события первой четверти XIX в. создали особый тип людей, больше не повторявшийся в другие десятилетия, - с цельностью мировоззрения, рыцарским служением Отечеству, верностью идеалам добра и справедливости. Анализируя портреты, мы можем понять сущность эпохи. Итак, живописный портрет как исторический источник может много рассказать о человеке. Рассказ его сжат, в нем предельная концентрация мысли и чувства. Портрет-свидетель и очевидец эпохи расскажет нам не только о костюмах, интерьере домов, событиях, но - главным образом - о человеке, о его духовном росте, сложностях внутреннего мира, т.е. он - незаменимый свидетель социально-психологических процессов эпохи. "Лицо человека - есть лицо истории", - говорила скульптор Мухина.
Характеризуя портретный жанр русской живописи, студенты должны понимать ее художественный язык: композицию, колорит красок.
Исторический жанр живописи обогатился новыми отличительными чертами, что нашло отражение в картине К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1830-1833) и в картине А.А. Иванова "Явление Христа народу" (1836-1850-е). В этих живописных полотнах преодолевается линейная композиция, хорошо проработан второй план; многофигурные сцены не поглощают характеристики отдельных личностей; яркий, образный колорит красок работает на основную идею сюжета. Бытовой жанр представлен двумя художниками, жившими в равное время. А.Г. Венецианов (1780-1847) творил в эпоху живописного романтизма, его картины - это романтическая поэма на холсте, он - основоположник бытового жанра: "Гумно" (1821), "Спящий пастушок" (1826), "Весна. На пашне" (1820-е), "Осень. На жатве" (1820-е), "Крестьянка с васильками" (1820-е). Художник П.А. Федотов (1815-1852) - стал основоположником критического реализма в русской живописи. Но это еще не было обличением действительности. Свое ироническое отношение к жизни П.А. Федотов выразил посредством искусства: "Сватовство майора" (1848), "Свежий кавалер" (1846), "Завтрак аристократа" (1849), "Анкор, еще, анкор!" (1851). Итак, искусство "золотого века русской культуры" началось великолепными достижениями в области позднего архитектурного классицизма, романтического портрета, монументальной скульптуры. Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения
|