Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Тулы в первой половине XIX в





 

Архитектура провинциальной Тулы имеет свою особенность, которая связана с социально-экономическим развитием города, являющегося центром железоделательной отрасли промышленности, оружейного производства. Центр города составляют три улицы, идущие от Кремля, и несколько улиц, радикально пересекающих их. Здесь дворянские особняки, двухэтажные дома купцов, магазины, лавки, конторы. Центр жил кипучей жизнью зимой, на лето его обитатели уезжали в свои имения. Исстари сложилось, что мастеровые люди жили в двух слободах - Чулково и Заречье. Последняя в XIX веке стала обживаться вышедшими из оружейников купцами - не случайно основная улица Заречья называлась Миллионной (ныне ул. Октябрьская). Центральная часть Тулы - небольшая, земля — в частной собственности, поэтому новых зданий строили немного, но именно в этой части города. Чулково и Заречье застраивались деревянными домами мастерового люда и мещан.

В первой половине XIX в. строили жилые дома, здания административного назначения и церкви. Сооружений в стиле позднего классицизма в Туле немало, в этом наш город - хоть и провинциальный - от веяния эпохи не отстал. Самой ранней по времени постройкой (1820 гг.) является старинный особняк на улице Пирогова, 7. Главный фасад выходит на "красную линию" улицы. Здание имеет характерное для позднего классицизма трехчастное деление. Доминирующее значение центральной части подчеркнуто тем, что красивый портик из шести полуколонн и треугольного фронтона с полукруглым окном в центре выступил за линию застройки, а боковые крылья здания ниже на один этаж и скромно оформлены.

На улице Октябрьской (дома № 17, 43, 45, 46) находятся несколько особняков богатых, знатных оружейников, в том числе Лялиных, Гольтяковых. Эти двухэтажные дома относятся больше к позднему московскому классицизму, отличаются своей уютностью, сдержанной нарядностью. Особое впечатление производит дом по Оружейному переулку, 7. Кирпичный цокольный этаж, верх - деревянный, мезанин с полуциркульным окном в центре, над которым высится фронтом. Дом отличается простотой и лаконичностью форм, что не мешает ему быть красивым и производить приятное впечатление.

Эти сооружения провинциального позднего классицизма принято называть московским ампиром, они - безымянны.

Выдающимися памятниками зодчества позднего классицизма, ни в чем не уступающими столичным сооружениям, являются здания, построенные В.Ф. Федосеевым. Тульские краеведы В.Н. Ашурков, Р.Р. Лозинский, В.Н. Уклеин много и охотно писали об этом талантливом архитекторе - ученике и ближайшем помощнике знаменитого К. Росси.

В 1830 г. В.Ф. Федосеев приехал в Тулу, желая самостоятельно практиковать. В нашем городе им были спроектированы, построены выдающиеся произведения архитектуры позднего классицизма:

- колокольня Всехсвятской церкви (1833-1863);

- Петро-Павловская церковь (1833-1848);

- Преображенская церковь (1830-1842);

- Казанская церковь (1858) (в настоящее время не существует);

- дом купца Добрынина (1830-1842).

Подробнее остановимся на особенностях этих сооружений.

Колокольня Всехсвятской церкви построена на самом высоком месте города, имеет высоту 77 метров*, доминирует над всеми сооружениями старой Тулы (отсюда понятие доминанты). Между строительством церкви и колокольни прошло более полувека.

В.Ф. Федосееву удалось избежать разностилья. Трехярусная колокольня с убывающими вверх объемами украшена ничего не несущими колоннами нижнего яруса, с характерными портиками. Эти элементы смотрятся как борочные украшения, схожие по стилю с убранством самой церкви.

Петро-Павловская церковь – единственная в Туле ротонда, т. е. круглый в плане храм. Круг в древности считался полной гармонией. В.Н. Уклеин называет творение Федосеева вариациями на тему круга и его производных. Эта тема звучит в цилиндрическом объеме ротонды и ее светового барабана, в полусфере купола. Основной объем ротонды - массивный и высокий цилиндр, его украшают причудливой формы окна, именуемые итальянскими: крупные арки, разделенные дорическими пилястрами на три проема. Средний вдвое шире боковых и служит входом в ротонду. В верхней части арки - полуциркульное окно. На невысоком барабане - полусфера купола.

На Менделеевской улице в XIX в. находился Успенский девичий монастырь. Одну из церквей для него - Преображенский Храм - построил В.Ф. Федосеев. Здание церкви монументально величественно. Восемь трехчетвертных колонн украшает уличный и дворовый фасады здания. Они покоятся на высоком цоколе с крупными, полукруглыми окнами.


Храм двухэтажный. Высокие окна между колоннами освещают верхний храм, полукруглые окна в цоколе - нижний. Здание церкви монументально, идеально в пропорциях и могло украсить столичный город.

Дом купца Добрынина сегодня занимает ТОИНО (ул. Ленина, 56).

Знатоки архитектуры говорят, что авторство В.Ф. Федосеева несомненно, слишком много элементов купеческого дворца повторяются в архитектуре Преображенской церкви.

Высокий цоколь прорезают несколько полукруглых окон, шесть колонн антаблемента венчает ступенчатый аттик. Так выглядит здание после перестройки: к основной его части были приделаны два крыла. В конце XIX столетия в этом здании находилось коммерческое училище, в советское время – средние школы.

Казанская церковь, построенная В.Ф. Федосеевым, считалась самой богатой в Туле, здесь существовала большая библиотека и образ Казанской Божьей Матери, подаренной Туле матерью Петра I – Наталией Кирилловной Нарышкиной.

Был вклад и царя Алексея Михайловича, это еще один список с иконы Казанской Богородицы. Храм снесен в 1929 г. советской властью, поэтому его красоту, величие и монументальность сегодня можно увидеть только на открытке.

В.Ф. Федосеев представил следующие проекты:

1) комплекса зданий оружейного завода, которые были в измененном виде осуществлены архитекторами Вальпреде* и М.А. Михайловым;

2) здания Дворянского собрания (ныне Дом офицеров), 1843-1856;

3) реконструкции и постройки заново более обширного Воскресенского собора на территории ТОЗа.

Итак, творчество В.Ф. Федосеева обогатило наш город рядом значительных по своей архитектуре и градостроительному значению произведений (Уклеин, В.Н. Тула - каменная летопись / В.Н. Уклеин. - Тула, 1984. - С. 56-86).

Отметим еще одно здание классического стиля в Туле.

В 1843 году тульский архитектор Пименов** построил церковь Спаса-Преображения (в настоящее время не существует). Ее можно увидеть только на открытке начала XX в. Искусствоведы говорят, что купол этого храма тождественен куполу Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге.

В начале XIX в. в Туле были возведены здания, которые несут на себе отпечаток архитектурных стилей предшествующих эпох. Так нередко случалось в провинции - архитектурная мода запаздывала.

В 1807 г. построен храм Спаса – на - Горе в Заречье (ул. Пузакова, 1). Эта кладбищенская церковь. Еще одна кладбищенская церковь - храм Дмитрия Солунского - возведена в 1820-е годы. в Чулково. В начале XIX в. построены здания Присутственных мест (архитектор Е.В. Нежданов). Два одинаковых по типу сооружения построены друг напротив друга на перекрестке проспекта Ленина и улицы Пушкинской. В 1819-1822 гг. возведено здание Тульской духовной семинарии (ул, Староникитская, 75). На улице Пушкинской, 16 сохранилось здание мужского духовного училища, построенного в начале XIX в. Таким образом, архитекторы Тулы — известные и безымянные — в первой половине XIX в. возвели многочисленные сооружения, которые украшали город, часть их сохранились до настоящего времени.

Таков тульский провинциальный поздний классицизм в архитектуре.

С конца 1830-х годов. архитектурный процесс приобретает усложненный и многоплановый характер. Постепенно классицизм облекается в догматические каноны, тормозя развитие зодчества, вступая в противоречие с прогрессивным развитием техники и строительных материалов. Архитекторы ищут новые направления, формы выразительности. Наступило время эклектики - смешение стилей. В этот период творили выдающиеся мастера:

- О. Монферран - Исаакиевский собор в Петербурге (1818-1858);

- К.А. Тон - Большой Кремлевский дворец (1844-1851); здания Николаевского вокзала в Москве (1849) и Московского вокзала в Петербурге (1844-1851); храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883);

- А.И. Штакеншнейдер Мариинский (1839–1844) и Николаевский (1853-1861) дворцы в Петербурге.







Date: 2015-09-05; view: 1180; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию