Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романтизм как художественный метод ХIХ века





Романтизм (от romantisme) – художественный метод, состоящий в стремлении автора противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рожденные его мечтой, фантазией. Этот метод, возникший на рубеже XVIII и XIX веков, отразил разочарование человека в итогах французской революции, в идеологии Просвещения и во многом стал реакцией на пессимистическое настроение общества, находившегося под впечатлением от недавних социальных бурь и со страхом ожидавшего будущих катаклизмов.

Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. Художник для романтиков не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому для него не существует никаких методов, систем, правил вечных образов, традиций. Провозглашалась полная свобода творческого духа художника.

Романтическая концепция любви, в которой бушуют немыслимые страсти, и особая жизнь духа противопоставляется обыденной жизни. Через иронию (как осознания неосуществимости романтических идеалов и взаимовраждебности мечты и идеалов) в романтизме раскрываются глубина и антиномичность внутреннего мира человека. Человек, в представлениях романтиков, – это малая вселенная, микрокосм. Индивидуализированная личность внутренне бесконечна. Поэтому отличительной чертой романтического искусства является напряженный интерес к передаче сильных и ярких чувств, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, к художественному изображению интуитивного, бессознательного.

В области эстетики романтизм противопоставил идее «подражания природе, культивируемой классицизмом, принцип преображения реального мира». Гений не подчиняется правилам, считал И. Кант, но творит их. Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.

Романтиков влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы. Излюбленные жанры романтической литературы – фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники. Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором. В музыке романтизм сформировался в 20-е годы XIX века. Для творчества композиторов – романтиков характерно обращение к жанрам, связанным с литературой (опера, песня), использование более свободных, по сравнению с их предшественниками, форм. Композиторы стремились передать всё богатство внутреннего мира человека.



С романтизмом связаны имена величайших ее представителей – Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюда, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Шумана, Н. Паганини, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, выдающихся лириков Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Иванова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, Сильв. Ф. Щедрина, А. А. Алябьева, А. Н. Скрябина.

3. Модернизм – метод ХХ века

Модернизм (фр. modernisme – новейший, современный) – художественный метод, нашедший отражение в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX – нач. XX вв.

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., объединила множество идейно-художественных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению социального бытия. Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на последующее развитие эстетики. Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Т. Адорно и Г. Маркузе. Модернизм как явление имеет ряд особенностей:

– кризисный характер, т. к. возникает в переломные моменты исторического развития;

– отрицание единого стабильного начала;

– теоретичность и постоянное обращение к философским основам, поскольку его теоретической базой стали неокантианство, феноменология, интуитивизм, фрейдизм;

– поиск новых изобразительных форм, выражающийся в отказе подражать природе и изображать видимую действительность;

– элитарный характер.

Первым направлением модернизма принято считать кубизм. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Начало этому направлению в искусстве положил П. Пикассо в своей работе «Авиньонские девицы». Кубизм развивался и менялся. Это видно в работах П. Пикассо «Три женщины», «Игрок в карты», Р. Делоне «Башня», Ж. Брака «Хвала И. С. Баху». В картинах появляются цифры, отдельные слова, «плавающие в пространстве».



Кубисты стали использовать новый прием – введение в живописное полотно инородных материалов. Начинают применяться песок, уголь, железо, стекло, опилки. Картина превращается в материальный объект.

Другой пример модернизма – футуризм. Его центром стала Италия, где идейным вдохновителем выступил литератор Ф. Маринетти.

Футуристы предлагали восстать против тирании таких понятий, как «гармония», «хороший вкус», уничтожить театры, музеи, «вымести» из живописи все уже использованные сюжеты, передать движение, ускорение темпа жизни.

Однако это направление оказалось нежизнестойким, и к 20-м гг. XX века уже расценивалось как классика. Представителями этого направления являются У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Балла, Дж. Северини, В. В. Маякоский, В. В. Каменский, В. Хлебников, П. Н. Филонов.

Новым направлением в модернизме стал абстракционизм, родоначальником которого выступил В. Кандинский. Абстракционизм отказался от изображения реальной действительности. В нем существуют два основных направления:

· создание бесформенных цветовых сочетаний, их гармонизация, так как считалось, что цвет обладает способностью к самостоятельному выражению ощущений и чувств, предполагалась аналогия цветовых ассоциаций и музыки;

· «освобождение» содержания произведения от предметных образов и замена их геометрическими абстракциями. Родоначальник этого направления – голландец П. Мондриан и его последователи полагали, что чистые, конструктивные геометрические формы выгодно отличаются от неопределенности природных форм; создают логическую, правильную, статистически уравновешенную красоту.

В 1913 году в рамках абстрактного искусства возникает супрематизм(от франц. «превосходство», «господство»). Его инициатором стал художник К. Малевич, а философской основой – учение А. Бергсона об интуиции. Знаменитый «Черный квадрат» Малевича стал легендой в искусстве XX в.

В 20-е гг. во Франции возникло новое направление – сюрреализм (от франц. «сверхреализм»). Термин был введен основателями этого направления французскими поэтами А. Бретоном и Ф. Супо, утверждающими, что сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых форм ассоциаций, которым до настоящего момента не придавалось значения. Сюрреализм – художественное воплощение агностицизма: он исходит из того, что художника окружают непознаваемые «вещи в себе», а за реальными явлениями стоит некая сверхреальность.

Большое влияние на сюрреализм оказала философия З. Фрейда, В. Дильтея, А. Бергсона. Сюрреализм собрал под свои знамена видных поэтов, драматургов, художников, композиторов – П. Элюара, Р. Десноса, М. Эрнста, Р. Витрака, С. Дали, Ж. Кокто, А. Онеггера, Ф. Пуленка, Ж. Ибера и др.

Художники этого направления

– искажают изображаемых людей, гипертрофируют части тела, соединяют их с животными или неодушевленными предметами;

– широко используют изменение формы отражаемого предмета, его пропорций, цвета, конфигурации;

– разрушают естественность связей между предметами;

– в качестве материала для сюрреалистических образов используют любые бессознательные психические акты – сновидения, бред, младенческие воспоминания, гипнотические или настоящие галлюцинации. Сюрреалисты считали, что таким образом им удается проникнуть в высшую реальность.________________________________________________________

Искусство возникло на заре человеческой цивилизации. Первые произведения искусства принято датировать периодом 20-40тыс лет назад и связывать их появление с возникновением человека разумного, что происходит в период неолита, когда человек современного физического типа переходит к цивилизованному образу жизни.

Философское осмысление искусства предполагает понимание того, что отличает искусство от других форм познавательной деятельности?

Студенту необходимо понимать, что личностно-эмоциональный характер познания, характерный для творческих видов деятельности выходит на первый план. Творческая личность, являясь субъектом мыслительной деятельности, в своем сознании отражает эмоциональное отношение к окружающей действительности

Являясь познавательной формой деятельности, искусство имеет свои отличительные черты: во-первых, искусство носит субъективный характер, оно отражает личностное видение субъекта познания и во многом противостоит научному рационализму. Во-вторых, искусство является образным отражением действительности и передает сформированный художественный образ воспринимающему субъекту. В-третьих, искусство не просто отражает действительность, а делает это в художественных образах , не особенно заботясь о достоверности и обоснованности этих образов. Если наука заботится о рациональности и достоверности, то в искусстве большее значение имеет интуиция и даже непоследовательность.

Искусство имеет особенность отражения мира через образы и символы. Каждый художник-творец использует свои символические образы при отражении личного видения окружающей действительности.

Образы и символы искусства могут оказывать сильное эмоциональное воздействие на реципиента, воспринимающего художественные образы(Вагнер, Стравинский, Шостакович, Пикассо и др.).

Искусство помогает эстетическому освоению мира человеком .Каждый человек, познающий искусство, а с его помощью окружающий мир формирует эстетические вкусы и свое индивидуальное отношение к прекрасному и понимание его. Искусство направлено на постижение прекрасного в самой действительности.

Для студентов творческих профессий, выбравших сферу искусства, к которым, безусловно, относится и философия, искусство становится не только объектом потребления, но и основой профессиональной деятельности. Каждый человек является потребителем искусства в большей или меньшей степени, но только для людей творчества оно становится образом жизни. Искусство неразрывно связано с культурой общества и является её неотъемлемой частью. Отношение к культуре и искусству, степень поддержки этих сфер общественной жизни государством и негосударственными организациями, является показателем цивилизованности и степени развития общества.

Что ещё отличает искусство? Прежде всего – его неповторимость.

Произведения искусства становятся шедеврами, ценятся и сохраняются на протяжении веков, если они оригинальны, неповторимы и передают яркую индивидуальность их создателя. Хотя надо заметить, что в современном искусстве очень популярны короткоживущие произведения (ледяная скульптура, картины на песке, джазовые импровизации), но такая характеристика как неповторимость им обязательно присуща.

Можно еще долго выделять отличительные черты искусства, но нельзя не сказать о его ярко выраженном художественном и творческом начале, проявляющихся в музыке, архитектуре, скульптуре, живописи, танцах и театральных постановках.

Трудно переценить значение искусства в жизни человека и общества. Оно выполняет несколько совершенно необходимых человеку функций, связанных с эстетическим освоением действительности.

Искусство формирует чувство прекрасного и пробуждает в человеке художника, который способен находить внутреннюю гармонию окружающих предметов и явлений.

Искусство учит человека чувствовать и понимать красоту. Творить по законам красоты.

Искусство эстетически ориентирует людей в окружающем мире, а также служит удовлетворению эстетических потребностей людей, так как способно создавать произведения, доставляющие человеку эстетическое удовольствие, радость, духовно возвышающие человека и нравственно облагораживающие его. Искусство является универсальным средством коммуникации. Язык музыки, танца, кисти художника понятен людям разных культурно-исторических традиций.

Огромное эмоциональное воздействие искусства человеком может быть использовано как средство оздоровления психического состояния современного человека, подверженного стрессам и депрессиям.

Существует несколько типов классификации видов искусства. При изучении курса «Философия искусства» наиболее приемлемой, по-моему мнению, является традиционная, предложенная Ю. Боревым:

1.Прикладное искусство – это вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни, об эпохе, о миросозерцании народа.

2. Цирк – это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии со сверхзадачей, по законам эксцентрики.

3. Архитектура – формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях.

4. Декоративное искусство – эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком "второй природы": зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений.

5. Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника; выделение элементарного и наиболее популярного эстетического чувства – чувства. Графика – линейные соотношения, воспроизведение формы предметов, передача их освещенности, соотношения света и тени. цвета в особую сферу и превращение его в одно из средств художественного освоения мира.

6. Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.

7. Литература эстетически осваивает мир в художественном слове.

8. Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей.

9. Музыка – искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи

10. Хореография – искусство танца, эхо музыки. Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире.

11. Кино – искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусства.

Искусство – точная наука. Это не просто игра воображения или приятное времяпрепровождение ради собственного удовольствия.
Искусство – это созидание. Для его формирования необходимы три составляющие – самобытность, природа и традиция. Искусство мертво без какой-либо из них. Оно развивается должным образом только тогда, когда все они собраны в единое органичное целое.

Очень часто общество и этика подвергают сомнению искусство: Может ли искусство существовать отдельно от нравственности? Искусство ради самого искусства?

В искусстве нет понятий хорошего и плохого, морального и аморального. Сухой лист, увядающая роза, умирающий человек, безжизненная пустыня - вызывают в художнике такое же восхищение, как и зеленый лист, распускающийся бутон розы, наивность юности, журчащий ручеек и наполненные смехом детворы просторы.

Искусство открывает новые грани видения людям. Оно возвышает человеческий ум, более того, оно побуждает человека к развитию. Искусство, которое не наполняет человека духовностью, не делает его благородным и возвышенным, не одухотворяет его - не искусство в истинном понимании этого слова. Оно не более чем развлечение.







Date: 2015-09-05; view: 2294; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию