Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 41





Статьей определены сроки вызова в суд либо позовкою, ли­бо должностным лицом— дворянином. При расстоянии в сто верст устанавливался срок две недели.

Статья 42

Статья не имеет окончания — часть грамоты повреждена. В сохранившейся части статьи говорится о составе суда, что является как бы дополнением ст. 5. В суде могли участвовать по два человека от конца, улицы, от ста (купеческой корпора­ции) или ряда (предположительно, это также объединение по договору, корпорация). Далее, видимо, предусматривалась процедура, связанная с возможным нападением толпы на суд (А будет наводка от конца или от улици, или ото ста или от ряду...), тогда (конец статьи, как уже указывалось, отор­ван), по смыслу статьи, на представителей (ятцов) налагался штраф.

ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА

Введение

1.

Псковская Судная грамота

Псковская Судная грамота — крупнейший памятник феодаль­ного права эпохи феодальной раздробленности на Руси.

Специфика периода феодальной раздробленности — времен­ное ослабление политического единства русских земель, своего рода феодальный полицентризм. Однако и в это время сохра­няется культурное и идеологическое единство — залог буду­щей национальной консолидации в рамках Русского централи­зованного государства, продолжается развитие феодальных отношений во всех областях экономики и общественной жизни, развиваются русская культура, государственность, право.

Татаро-монгольское нашествие и установление политической зависимости Русской земли от Золотой Орды в середине XIII в. хотя и привело к огромным человеческим, материаль­ным и духовным потерям и замедлило на какое-то время про­цесс общественного развития, не могло все же изменить его характер и основное содержание. В самые тяжелые для Рус­ской земли времена сохранялось известное единство в полити­ческой и культурной сфере, продолжалось (хотя и замедлен­ными темпами) прогрессивное общественно-экономическое развитие.

Памятником такого развития в области феодального права и является Псковская Судная грамота. Некоторые ее нормы находят широкое распространение много веков спустя после ее принятия в самых разных районах Руси. Поэтому Псков­скую Судную грамоту нельзя рассматривать только как сбор­ник местного, псковского права. Однако коренные общерус­ские процессы развития феодальных отношений отражены в грамоте через призму городского строя, характерного для феодальных вечевых республик в отличие от политического устройства других русских земель.

Основной особенностью общественного строя феодальных республик XII—XV вв. является сосредоточение политиче­ской власти в руках боярства — верхушки крупных феодалов-землевладельцев местного (городского) происхождения. Если во главе класса феодалов в княжествах Северо-Восточной и Юго-Западной Руси стоит князь и принадлежность к правя­щей группировке обусловливается здесь той или иной степе­нью близости к князю, то в феодальной республике участие в Управлении государством определяется принадлежностью к правящей боярской группировке.

Высшим органом власти такой республики является вече — собрание всех ее полноправных граждан. Вечевое собрание ге­нетически связано с дофеодальным периодом, когда на нем

Законодательство

Древней

Руси

были представлены все свободные члены данной общины. В раннефеодальный период вече противостоит власти князя и его аппарата, отстаивая политические и экономические интере­сы свободного населения. По мере развития феодальных отно­шений, приводящих к росту социального и экономического не­равенства внутри городской общины, роль и характер вечевых собраний меняются.

В Северо-Восточной и Юго-Западной Руси с XII в. реаль­ная и номинальная власть все в большей степени сосредото­чивается в руках князя и приближенных ему феодалов. Князь выступает в качестве главы политической власти и верховного распорядителя земель своего княжества. Он наде­ляет светских и духовных феодалов землей с зависимым насе­лением, обеспечивая себе тем самым социальную и политичес­кую опору. Все жители города и деревни, не попавшие в непосредственную зависимость от светских и духовных фео­далов {черные люди), рассматриваются как подданные кня­зя — главы феодального государства. Князь выступает в ка­честве верховного законодателя, судьи и управителя; свобод­ное население выплачивает ему налоги, судебные штрафы и пр. и несет всякого рода повинности. Этими доходами князь частично делится с другими представителями класса феодалов.


Другой путь развития лучше всего прослеживается на при­мере Великого Новгорода — старейшей и крупнейшей фео­дальной республики. Городская община Новгорода сумела от­стоять свою относительную независимость от княжеской влас­ти. В дальнейшем она сильно ограничила власть князя и фактически отстранила его от осуществления важнейших по­литических функций. Новгородское боярство сумело сохранить за собой непосредственное управление огромным земельным фондом Новгорода, которым оно распоряжалось без всякого участия княжеской власти. Возглавляя местную городскую об­щину, новгородское боярство руководит вечевыми собраниями, обеспечивает за своими представителями важнейшие выборные должности посадников, тысяцких, сотскихч и через них держит в своих руках фактически всю политическую власть на громад­ной территории Новгородской земли. Необходимо подчерк­нуть, что новгородские бояре, в отличие от бояр Северо-Во­сточной и Юго-Западной Руси, отнюдь не связаны с князем какими-либо служебными или вассальными отношениями. Они являются исконными членами городской общины и именно че­рез эту общину, через ее вечевые собрания, через ее должност­ных (формально — выборных) лиц осуществляют свою поли­тическую власть. По мере роста феодального землевладения, по мере развития процессов социально-экономической диффе­ренциации растет экономическое могущество и политическая власть боярства, развиваются противоречия между ним и мас­сой мелких землевладельцев и ремесленников {черных людей), приводящие к острым классовым столкновениям на вече и вне его. К XV в. новгородское вече, формально сохраняя свое зна-

чение, превращается на деле в орган власти боярской оли­гархии.

Итак, существование феодальной республики обусловлено развитием крупного феодального землевладения и сосредоточе­нием политической власти в руках боярской олигархии, воз­главляющей местную городскую общину.

Власть городской общины во главе с боярством вела к пол­ному политическому бесправию основной массы сельского населения (смердов), лишенного представительства на вече. Сохраняя свое внутреннее общинное самоуправление, смерды несли все повинности в пользу города. Земли смердьих общин являлись источником роста феодального землевладения — ве­чевые власти раздавали эти земли светским и духовным фео­далам.

Перед нами — особый вариант социально-политического раз­вития феодальных отношений. Для него характерны два основных момента: привилегированное положение городской общины и отсутствие развитой системы феодальной бюрокра­тии. Феодальной республике свойственны два типа противоре­чий. Во-первых, это противоречия между господствующей го­родской общиной и подвластными ей смердами. В условиях развития феодальных отношений эти противоречия принимают характер классовой борьбы крестьян против феодалов (к числу наиболее ярких вспышек классовой борьбы смердов относится их движение 1483—1486 гг. на Псковской земле). Во-вторых, это противоречия внутри самой городской общины. Они отра­жают нарастающее социальное неравенство, раскалывающее горожан на привилегированных феодалов и малоимущих или неимущих черных людей (история Новгорода и Пскова насы­щена эпизодами выступлений черных людей, что в ряде случа­ев использовалось противоборствующими боярскими партиями в политических целях).


Развитие феодального Пскова идет в XII —XV вв. именно по такому пути. Первоначально псковская городская община подчинялась новгородской — псковские посадники назначались «старшим городом». Однако уже в первой половине XII в. Псков проявляет признаки самостоятельности. В 1136 г. псковичи приняли князем Всеволода Мстиславича, изгнанного перед этим из Новгорода. Псковский летописец расценил это событие как отделение Пскова от Новгорода: Приидоша псковичи и пояша Всеволода княжити к себе, а нов-городци отложишася29. В дальнейшем союз Новгорода с Псковом сохраняется, и Новгород по-прежнему выступает в роли «старшего брата», но во второй половине XII в. Псков добивается фактической независимости. К этому же времени относятся первые известия о псковских боярах (вящих му­жах), возглавлявших политическую жизнь феодального Пско­ва. Косвенным свидетельством политической роли псков­ского боярства является изгнание из Пскова князя Владимира в 1213 г.31.

Развиваясь в основном по тому же пути, что и Великий

Псковская Судная грамота

Псковские летописи. Вып. I. М.-Л., 1941, с. 10.

30 ПСРЛ, т. I,

стб. 305;

Новгородская

Первая летопись,

с. 35; ПСРЛ, т. II,

стб. 608 и др.

Новгородская

Первая летопись,

с. 52.

Законодательство

Древней

Руси

Новгород, Псковская феодальная республика имела некоторые особенности. Во-первых, Псков не располагал такими огромны­ми территориями, как Новгород, и возможности развития крупного феодального землевладения были здесь более огра­ниченными. Поэтому, хотя псковское боярство держало в сво­их руках политическую власть на вече, монополизировав важ­нейшую должность посадника, однако оно все же не могло добиться такого политического и экономического могущества, какого достигла феодальная олигархия, и вынуждено было в гораздо большей степени считаться с рядовыми членами го­родской общины.

Во-вторых, местоположение Пскова на самом рубеже Рус­ской земли делало его объектом почти непрерывных нападений немецких и литовских феодалов. Это заставляло Псков обра­щаться за военной помощью к Новгороду и великому князю. Помощи со стороны Новгорода часто бывало недостаточно, а главное, она могла привести к усилению зависимости от нов­городского боярства, все время стремившегося расширить сфе­ру своей политической власти и влияния. Отсюда — тенденция вечевых властей Пскова к непосредственному контакту с вели­ким князем — номинальным главой Русской земли. В союзе с великим князем Псков искал защиту не только от внешних врагов — Ордена и Литвы — но и от притязаний своего «стар­шего брата». Поэтому сепаратистские настроения у псковского боярства были развиты гораздо слабее, чем у новгородского. В большинстве случаев Псков выступал за сохранение единст­ва русских земель. Тяга Пскова к союзу с великим князем(увеличивается в XIV — XV вв. по мере усиления московской великокняжеской власти, обострения московско-новгородского конфликта и роста внешней опасности со стороны Ордена и Литвы.


Псковская Судная грамота отражает основные особенности феодальной государственности и права Псковской земли XIV — XV вв. При чтении текста грамоты обращает на себя внимание отсутствие многих норм, известных Русской Правде. Так, грамота не содержит развернутых разделов о наказаниях за убийство и другие преступления. В ней нет статей об охра­не феодальной собственности, нет статей о смердах, закупах и холопах. Отсутствие этих статей объясняется, по-видимому, именно тем, что соответствующие правовые нормы были хоро­шо разработаны в Русской Правде и имели общерусское значе­ние. В XIV — XV вв. эти нормы Правды продолжали дейс­твовать, почему и не попали в местный псковский кодекс законов. Внимание составителей грамоты приковано главным образом к тем вопросам, которые не были затронуты в Прав­де, а также к тем, трактовка которых устарела или не отвечала условиям псковской действительности XIV — XV вв.

Если в центре внимания Правды — феодальная вотчина, противостоящая окружающему ее миру крестьянских общин, то Псковская Судная грамота имеет дело прежде всего с ми­ром городской общины, а действующими лицами в ней явля-

ются члены этой общины, формально равноправные, но под­вергающиеся нарастающему социально-экономическому рас­слоению. Такую среду мы видим в феодальном законодатель­стве впервые, и в этом — большое значение грамоты как источника не только по истории русского права, но и по исто­рии общественно-экономических отношений средневековой Руси. Грамота сосредоточивает свое внимание на процессах классообразования, порождающих новые социальные типы чле­на древнерусского общества.

К этим новым типам, не известным из более ранних источ­ников, относятся наймит и иэорник. Наймит по Псковской Судной грамоте — это свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами как член городской общины, но находящийся в экономической зависимости от го­сударя — более состоятельного члена той же общины. Закон до известной степени охраняет права наймита, но из контекста выясняется возможность долголетнего наймитства, которое хо­тя и не приводит к потере гражданских прав, но тем не менее свидетельствует о глубоко зашедшем процессе социальной и имущественной дифференциации — о появлении людей, факти­чески не имеющих возможности себя прокормить и жить ина-че, как во дворе у государя.

Еще более интересной фигурой, свидетельствующей о нарастании процесса феодального классообразования, являет­ся изорник, которому посвящены многие статьи грамоты (что само по себе говорит о значении этой фигуры в жизни Пскова). Изорник, — как и близкие к нему огородник и котечник, — свободный человек, работающий в сельском хозяйстве своего государя. По сравнению с закупом Русской Правды и с зависимыми крестьянами в феодальной вотчине XV — XVI вв. изорник пользуется гораздо большими граж­данскими правами. Он может в установленное законом вре­мя уйти от государя, взяв отрок, может в известных случа­ях возбудить иск против государя о своем движимом иму­ществе (конь, корова). Государь не может самовольно и бесконтрольно распоряжаться личностью и имуществом изор-ника — спорные вопросы между ним и изорником решает суд.

В то же время изорник живет на земле государя, отдает ему часть урожая, выполняет другие повинности. Средством закабаления изорника является покрута — ссуда, даваемая ему г°сударем. Запись изорника в покруте служит для государя важным средством установления зависимости изорника и чле­нов его семьи: по требованию государя покрута должна быть выплачена при любых обстоятельствах, в противном случае с изорником поступают так, как с неисправным должником.

Псковская Судная грамота

По

существу, изорник занимает промежуточное место между

32 Псковская Судная

грамота, ст. ст. 39-41.

Там же,

ст. ст. 42-44, 51,

63, 75, 76, 84-87

свободным человеком и зависимым крестьянином. Развитие изорничества свидетельствует об усилении социального и иму­щественного неравенства в среде свободных членов общины, что служит доказательством развития феодальных отношений.

Законодательство

Древней

Руси

БАН, 34.2.31, лл. 56-72 об.

ГИМ, Синодаль­ное собрание, № 645, лл. 3-4.

36 Псковская Судная

грамота. Спб., 1914.

Псковская Судная

грамота. Перевод

и комментарий

проф. Полосина И. И.

— Ученые

записки МГПИ

им. В. И. Ленина,

1952, т. XV, кафедра истории

СССР, выл 3.

Тихомиров М. Н. Летописные памятники

собрания.—

Исторические

записки. Т. 13. М,.

1942. с 272-275.

Правда Русская.

Т. 1. М -Л, 1940,

с. 368-369.

Псковская Судная грамота. Изд. МГПИ, с. 110.

Алексеев Ю. Г Палеографические наблюдения над списками Псков­ской Судной грамоты.— Вспомогательные

исторические дисциплины. Вып. X. Л., 1978, с. 77.

Социальным потомком изорника является половник, хорошо известный на русском Севере в XVII—XVIII вв.

Характерная черта Псковской Судной грамоты — предпоч­тение, которое она отдает письменному акту перед всеми дру­гими видами судебных доказательств. В этом предпочтении заключен глубокий классовый смысл: обладателем такого письменного акта по большей части является феодал или, во всяком случае, представитель зажиточной части общества. В то же время для отдельных случаев сохраняются и старые формы доказательств, например показания свидетелей. Именно при помощи таких показаний решается спор о земле, если только это не лешая земля, на которую требуется особая гра­мота.

Псковская Судная грамота по сравнению с Русской Правдой отражает новый этап развития русского феодализма — в этом ее ценность как исторического и историко-правового источ­ника.

Псковская Судная грамота сохранилась в двух спис­ках — Воронцовском (в составе ст. ст. 1 —120 по принятому в настоящее время делению)34 и Синодальном (в составе ст. ст. 109—120 по этому же делению)35. В публикации Археографической комиссии 1914 г. оба списка воспроизведе­ны способом фототипии и дана их наиболее полная транскрип­ция36. Второе фототипическое издание Воронцовского списка выполнено И. И. Полосиным37. Оба списка были неоднократ­но описаны в литературе. По мнению исследователей, Сино­дальный список выполнен в середине XVI в. 8 (М. Н. Тихо­миров), Воронцовский—в конце XVI —начале XVII в. (В. П. Любимов). И. И. Полосин относил этот список к первой половине XVI в.

Вопрос о соотношении списков грамоты подвергался специ­альному изучению. В предисловии к изданию Археографиче­ской комиссии было высказано мнение, что оба списка незави­симы друг от друга. И. И. Полосин нашел, что последние двенадцать статей Воронцовского списка или его протографа списаны с Синодального списка или его протографа. Ю. Г. Алексеев, напротив, пришел к выводу, что не только сам Воронцовский список не связан с Синодальным, но не связаны между собой и их непосредственные протографы41. Тем большее значение приобретает факт текстуальной близости списков: ст. ст. 109—120 (по нынешней нумерации) воспроиз­водятся в обоих списках почти без разночтений. Это говорит о большой стойкости текста памятника и косвенно свидетельст­вует о его официальном характере и происхождении.

Все издания грамоты делят ее текст на 120 статей (в некото­рых изданиях введены статьи 42-а, 75-а, 103-а). В основу это­го деления положен принцип вычленения более или менее логически законченных грамматических конструкций. К одной статье отнесено либо одно законченное по мысли предложение, либо несколько предложений, логически и грамматически свя­занных между собой. При этом издатели определяют начало

и конец статьи, исходя не из палеографических особенностей списков, а из чисто логических соображений. Таким образом, деление грамоты на статьи носит в значительной степени ус­ловный характер, оно отражает в первую очередь логическое осмысление памятника его издателями и исследователями, а не подлинную структуру его текста.

Ю. Г. Алексеев предпринял попытку разделить статьи па­мятника по палеографическим признакам, положив в основу систему прописных букв в тексте Воронцовского списка. В ря­де случаев статья списка, выделенная прописной буквой, ока­залась в изданиях разделенной на несколько самостоятельных статей. Так, ст. ст. 1 и 2 изданий соответствуют первой статье рукописи, ст. ст. 3 и 4 — второй, ст. ст. 7 и 8 — пятой, ст. ст. 9, 10 и 11 — шестой и т. д. Шестнадцатая статья списка оказа­лась в изданиях разделенной на пять самостоятельных ста­тей — ст. ст. 20—24. Всего, по наблюдениям Ю. Г. Алексеева, четырнадцать статей рукописи оказались в изданиях раздроб­ленными на 32 статьи. С другой стороны, в некоторых случаях в изданиях статьи рукописи слиты. Так, ст. 14 объединяет ста­тьи девятую, десятую и одиннадцатую, ст. 30 — двадцать пер­вую и двадцать вторую, ст. 42 — тридцать вторую и тридцать третью. В общей сложности 12 статей изданий объединили текст двадцати восьми статей рукописи. Деление по палеогра­фическим признакам тоже не является бесспорным, учитывая позднее происхождение существующих списков грамоты и не всегда четкое выделение прописных букв. Однако оно не мо­жет игнорироваться ни издателями, ни исследователями грамо­ты: в ряде случаев оно помогает осмыслению текста памятника и доносит до нас особенности юридического мышления средне­векового кодификатора42.

2.

Псковская Судная грамота была впервые введена в научный оборот Н. М. Карамзиным, опубликовавшим ее последние 12 статей (по принятому в настоящее время делению) по Сино­дальному списку. Воронцовский список был обнаружен Н. Н. Мурэакевичем в архиве М. С. Воронцова и опубликован им в 1847 г. с кратким введением и комментарием43. С этого времени начинается научное изучение Псковской Судной гра­моты как памятника русского права.

Первыми исследованиями, специально посвященными грамо­те, явились работы И. Е. Энгельмана и Ф. Н. Устрялова, вы­шедшие в 1855 г. И. Е. Энгельман поставил задачу системати­ческого изучения норм гражданского права грамоты44. Ф- Н. Устрялов дал общий очерк содержания грамоты с исто-рико-юридической точки зрения45.

В дальнейшем в работах историков-юристов второй полови­ны XIX — начала XX в. грамота изучалась главным образом как историко-юридический документ. Хотя специальных моно­графических исследований о ней в этот период не было опуб-

Псковская Судная грамота

Алексеев Ю. Г. Указ. соч., с. 101-103.

Псковская Судная грамота, состав­ленная на вече в 1467 г. Одесса, 1847.

Эн! е/ьман И Е. Систематическое

изложение гражданских

законов,

содержащихся

в Псковской

Судной грамоте.

Спб, 1855.

Устрялов Ф. Н.

Исследование

Псковской

Судной

грамоты 1467 г. Спб., 1855.

Законодательство

Древней

Руси

Беляев И.

Крестьяне на

Руси. М., 1861;

он же. История

города Пскова

и Псковской

земли. М., 1867;

Дювернуа Н.

Источники права

и суд вДревней

Руси. М., 1869;

Владимирский-

Буданов М. Обзор

истории русского

права (разные

издания);

Мрочек-Дроздов-

ский П. Н.

Главнейшие

памятники

русского права

эпохи местных

законов.— Юридический

вестник

Московского

юридического

общества, 1884,

май — июнь;

Никитский А.

Очерк внутренней

истории Пскова.

Спб., 1873; Сергеевич В. •

Древности

русского права

(разные издания);

Дьяконов М.

Очерки

общественного и

государственного

строя Древней

Руси (разные

издания).

47 Рожкова М. К.

К вопросу

о происхождении

и составе

Псковской

Судной грамоты.

Л.-М., 1927;

Кафенгауз Б. Б.

Псковские

линовано, Псковская Судная грамота заняла видное место в трудах И. Д. Беляева, Н. Л. Дювернуа, М. Ф. Владимирского' • Буданова, П. Н. Мрочек-Дроздовского, А. И. Никитского, В. И. Сергеевича, М. А. Дьяконова и других представителей русской буржуазной историко-юридической науки46. Грамота издается, комментируется и многократно переиздается в соста­ве «Хрестоматии по истории русского права» М. Ф. Влади-мирского-Буданова. Выходят и другие издания памятника.

Начиная с И. Е. Энгельмана исследователи пытаются уста­новить связь грамоты с Русской Правдой и другими памятни­ками XII — XV вв. Необходимо, однако, отметить, что догма­тическая по своему характеру буржуазная историко-юридичес-кая мысль не смогла в полной мере проникнуть в диалектичес­кую сущность истории права, отражающего в конечном счете процесс развития социально-экономических отношений. Бур­жуазные историки-юристы не смогли понять классовую приро­ду феодального законодательства. Развитие права они по сути дела не связывали с развитием исторического процесса в целом.

Новый и наиболее плодотворный этап изучения грамоты начинается в советское время. Советские историки стремятся к комплексному изучению памятника как исторического источ­ника, исследуя его происхождение и содержание с позиций ис­торического материализма. При этом особое внимание уделяет­ся характеристике социально-экономических явлений, отражен­ных в грамоте. В работах М. К. Рожковой, Б. Б. Кафенгауза, Л. В. Черепнина, И. И. Полосина47 ставятся вопросы истории текста и структуры памятника, делаются попытки определить его последовательные редакции. И. И. Полосин и А. А. Зи-мин предпринимают издания грамоты с постатейным ком­ментарием. И. Д. Мартысевич посвящает грамоте специальное историко-юридическое исследование50. Вопросы уголовного права грамоты изучены М. М. Исаевым51. В работе Ю. Г. Алексеева сделана попытка монографического изучения грамоты как источника по истории феодальных отношений XIV — XV вв.52.

В современной историографии Псковской Судной грамоты можно выделить несколько основных проблем. Одной из них является проблема датировки дошедшего до нас текста.

Непосредственные указания на время составления грамоты, а также на ее источники содержатся в заголовке памятника по Воронцовскому списку. Однако можно без преувеличения сказать, что заголовок грамоты принадлежит к числу ее самых загадочных мест. Основное противоречие в тексте заголовка — противоречие между ясным и точным указанием на пять собо­ров, существующих в Пскове, и таким же ясным и точным указанием на дату составления грамоты. Согласно первому указанию, грамота могла возникнуть не раньше 1462 г. (когда был создан пятый псковский собор), согласно второму — она списана в 1397 г. (6905). Противоречия заголовка по сущест­ву своему неразрешимы. Какое из указаний заголовка пра-

вильнее и почему в нем возникли такие противоречия, об этом в настоящее время сказать трудно.

Наиболее простым и естественным казалось с самого начала предположение об описке писца, пропустившего в написании года SLJOE (6975=1467) предпоследнюю букву. Тогда все становится очень понятным: грамота утверждена на вече в 1467 г., когда существовали уже все пять соборов. По этому пути пошел первый издатель грамоты Н. Н. Мурзакевич, а за ним — большинство дореволюционных исследователей. Из советских историков такой точки зрения придерживалась М. К. Рожкова.

Однако предположение об ошибке писца далеко не всем ка­залось убедительным. Ряд дореволюционных исследователей (Н. В. Калачов, М. Ф. Владимирский-Буданов, М. А. Дьяко­нов) и большинство советских историков отвергают такое объ­яснение как искусственное и произвольное. Они считают дату 1397 г. реальной и отражающей один из этапов создания гра­моты. Упоминание же пяти соборов эти исследователи рассмат­ривают как указание на время окончательного редактирования дошедшего до нас текста. В настоящее время наиболее вероят­ным представляется мнение И. Д. Мартысевича о том, что по­следняя переработка псковского законодательства была произ­ведена между 1462 и 1471 г., т. е. в период существования в Пскове пяти соборов.

К числу нерешенных относится и вопрос об источниках Псковской Судной грамоты. Заголовок называет три из них: Александрову грамоту, Константинову грамоту и псковские пошлины (т. е. местные обычаи). Спорным является вопрос о личности того великого князя Александра, которому заголо­вок приписывает составление соответствующей грамоты. Боль­шинство дореволюционных исследователей начиная с Н. Н. Мурзакевича, а из советских ученых — М. К. Рожкова, И. Д. Мартысевич и А. А. Зимин, принимают упомянутого Александра за тверского князя Александра Михайловича, за­нимавшего псковский стол с 1327 по t337 г. (с перерывом в полтора года). Н. В. Калачов, И. Е. Энгельман, М. Ф. Влади­мирский-Буданов, В. И. Сергеевич, Б. Б. Кафенгауз, Л. В. Че-репнин считают автором Александровской грамоты Александ­ра Невского. По нашему мнению последнее предположение является более вероятным.

Весьма важным и не до конца ясным является вопрос о ре­дакциях грамоты, т. е. о последовательных этапах составления дошедшего до нас текста. С этим связан и вопрос о структуре текста грамоты.

d дореволюционной историографии преобладало мнение, что памятник образовался путем постепенной приписки новых ста­тей к старым и что существующий порядок статей отражает историю составления текста грамоты. Наиболее последователь­но эта мысль проведена в исследованиях И. Е. Энгельмана и "• Н. Мрочек-Дроздовского. Однако еще Н. Н. Мурзакевич высказал мысль (развитую впоследствии П. Е. Михайло-

Псковская Судная грамота

«изорники».— Ученые записки

МГПИ им.

К. Либкнехта.

Т. 4. Серия

историческая,

вып. II. М., 1939;

он же.

К вопросу

о происхождении

и составе

Псковской

Судной

грамоты.—

Историч. записки,

т. 18. М., 1948;

Черепнин Л. В.,

Яковлев А. И.

Псковская

Судная грамота.

Новый перевод

и комментарий.—

Исторические записки, т. 6. М.,

1940; Черепнин Л. В.

Русские фео­дальные архивы XIV-XV вв. п. I. М.-Л., 1948.

Псковская Судная грамота.

Перевод и комментарий проф. И. И. По­лосина.— Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, 1952, т. LXV.

Псковская Судная грамота.

Перевод, историко-право­вой обзор и текстологический

комментарий Зимина А. А.—

Памятники

русского права.

Вып. второй.

М., 1953.

Законодательство

Древней

Руси

50 Мартысевич И. Д.

Псковская Судная грамота.

Историко-

юридическое

исследование.

М, 1951.

Исаев М. М.

Уголовное право

Новгорода

и Пскова

XIII-XV вв.—

1-6 июля 1946.

М., 1948.

52 Алексеев Ю. Г.

Псковская

Судная грамота

и ее время.

Развитие

феодальных

отношений на

Руси XIV-XV вв.

Л., 1980.

Михайлов П. Е.

Новые данные

для комментария

Псковской Судной грамо­ты.— Известия ОРЯС Академии наук, т. XVIII, кн. 2, 1913.

вым) о возможности перемещения листов грамоты при ее переписке: после ст. 76 (по наиболее распространенному деле­нию) первоначально следовали ст. ст. 84—87.

Вопрос о редакциях и составных частях грамоты по-новому поставлен в советской историографии. М. К. Рожкова считает древнейшими последние двенадцать статей памятника. Весь остальной текст грамоты она делит на две части (ст. ст. 1—57 и ст. ст. 58—107), выделив ст. ст. 77—83 как вставку более позднего происхождения.

По мнению Л. В. Черепнина, «Правда» Александра Невско­го (ст. ст. 1, 109—120), Судебный Устав князя Александра Михайловича (ст. ст. 7—13, 20—27, 34—37, 46—50), торго­вый устав (ст. ст. 14—19, 28—33, 38—41, 45), а также ст. ст. 21 и 36 составили первую редакцию грамоты (1397 г.). Ко второй редакции (1417 г.) Л. В. Черепнин отнес ст. ст. 53—71, 101 — 107. Третья редакция (1435—1440 гг.) включала ст. ст. 72—74, 88—92, 94—100. Статьи 3—5 и 77 —83 — результат переработки старого текста, сделанной в 1480-х гг.; ст. ст. 42—44, 51, 63, 75, 84—87 — отрывки какого-то цельного устава, к которому, по мнению Л. В. Черепнина, относились и статьи о смердах, изъятые в 1480-х гг.

Б. Б. Кафенгауз считает теперешний порядок статей резуль­татом ряда позднейших редакций грамоты, а также ошибок переписчиков, имевших дело с весьма ветхим оригиналом. Ре­шив добиться восстановления первоначального порядка статей, он предпринял полную реконструкцию существующего текста, исходя из логических и палеографических соображений. Со­гласно этой реконструкции, статьи грамоты располагаются в следующем порядке: 1—5, 77—83, 64—71, 6—19, 28—33, 45—50, 20—27, 34—44, 51—63, 72—76, 84—108, 109—120.

В противоположность этому И. И. Полосин поставил зада­чей «не переставлять с места на место... отдельные статьи, не ломать памятника», а рассматривать грамоту как юридический сборник, построенный в принципе в прямом хронологическом порядке, хотя этот порядок зачастую нарушается «вставками» и «выписками», по которым и можно судить о последователь­ных редакциях памятника. По таким признакам И. И. Полосин выделил двенадцать редакций, датируя некоторые из них с точностью до одного года.

По нашему мнению, первой редакцией грамоты был Свод 1397 г., в который вошли выписки из грамоты Александра Невского и приписки псковских пошлин. Этот Свод в дальней­шем подвергался переделкам путем включения новых статей, исключения старых и систематизации текста, ввиду чего рекон­струкция первоначального содержания Свода едва ли возмож­на. Трудно также сказать, сколько раз редактировался Свод 1397 г.: содержание грамоты и другие источники не дают убе­дительного ответа на этот вопрос. Можно только предпола­гать, что одна из редакций (условно — вторая) была связана с включением в закон выписок из грамоты князя Константина, княжившего в Пскове дважды — в 1407 и 1414 г. Эта редак-

ция может быть датирована по ст. 107 — единственной, время записи которой можно установить довольно точно: в ней идет речь о пенязях — денежной единице, существовавшей в Пскове (по летописным данным) с 1409 по 1424 г. Можно думать, что после 1424 г. полного редактирования Свода не пред­принималось: ст. 107 осталась со старым денежным счетом.

Дошедший до нас памятник можно условно назвать третьей редакцией грамоты. Она включила второй свод по ст. 108 с дополнениями, сделанными позже и еще не успевшими под­вергнуться редакторской переработке и систематизиро­ванию54.

К числу источников грамоты (кроме грамот Александра и Константина, конкретное содержание которых установить трудно) относятся записи действовавших в Пскове обычаев. Надо полагать, что подавляющее большинство статей грамоты относится именно к этому основному источнику. Составители грамоты проявили знакомство и с другими памятниками пра­ва.

Не говоря о Русской Правде, представляющей основу сред­невекового русского феодального права, им, вероятно, были известны распространенные на Руси юридические сборни­ки — Кормчая Книга и Мерило Праведное. Знали они, по-ви­димому, и византийскую Эклогу, причем не в том переводе, в котором она имела хождение на Руси в составе Мерила Пра­ведного (об этом можно судить по ст. 8 грамоты, близкой к греческому, а не к древнерусскому тексту). Используя извест­ные им памятники права, составители грамоты не слепо копи­руют их нормы, а перерабатывают в соответствии с реальными условиями Псковской земли и с содержанием псковской пош­лины.

Несмотря на отдельные неувязки, отражающие длитель­ную и сложную историю памятника, грамота в целом пред­ставляет собой лишенный логических противоречий цельный свод средневекового русского феодального права, свидетельст­вующий о внимательной и квалифицированной редакторской работе и о достаточно высоком уровне юридического мышле­ния ее составителей.

Текст

Ся55 грамота выписана из великого князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех припи-сков псковъских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 съборов, и священноиноков, и дияконов, и священников и всего Божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е.

1 ■ Се суд княжей, ож клеть покрадут за зомком или сани под полстью или воз под титягою или лодью под полубы, или вь яме или скота украдают или сено сверху стога имать, то все сУд княжой, а продажи 9 денег, а разбой, наход, грабеж 70

Псковская Судная грамота

Алексеев Ю. Г. Вопросы истории текста Псковской Судной грамо­ты.— Вспо­могательные исторические дисциплины. Вып. XI. Л., 1979, с. 66-67.

Законодательство

Древней

Руси

гривен, а княжая продажа 19 денег, да 4 денги князю и посад­нику.

2. И владычню наместнику суд и на суд не судить, ни суди­ям ни наместнику княжа суда не судите.

3. А которому посаднику сести на посадниство, ино тому посаднику крест целовати на том, что ему судит право по кре-i стному целованию, а городскими кунами не корыстоватися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись, a npai ваго не погубити, а виноватаго не жаловати, а без исправы че-1 ловека не погубити ни на суду на вечи.

4. А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенех, взираа в правду по крестному целованью. А не въеудят в правду, ино Бог буди им судиа на втором при­шествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику.

5. А которому княжому человеку ехат на приго(ро)д наме­стником, ино целовати ему на том крест, что ему хотети Пско­ву добра, а судит прямо по крестному целованью, а коли ему ехати на которое...56.

6. А которой посадник слезет степени своей, орудиа и судо-ее самому управливати, а иному насед его судове не пересу-жати.

7. А крим(с)кому57 татю и коневомуъь и переветнику и зажигалнику тем живота не дати.

8. 59*/го бы и на посад(е) но крадется60 ино дважды е пожаловати, а изличив6[ казнити по его вине, и в третий ряд изли(чи)в, живота ему не дати, крам кромъекому татю.

9. А коли будет с кем суд о земли о полней, или о воде, а будет на той земли двор, или ниви розстрадни, а стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, ино тому исцю съелатся на сосед человек на 4 или на 5. А суседи став, на ко­их шлются, да скажут как прав62 пред Богом, что чист, и той человек которой послался стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, а супротивень в те лета, ни его судил ни на землю наступался, или на воду, ино земля его чиста или вода, и целованиа ему нет, а, тако не доискался кто не судил, ни наступался в ты лета.

10. О лешеи земли будет суд, а положат грамоты и двои на одну землю, а зайдут грамоты за грамоты, а исца оба возмут межников, да оба изведутца по своим грамотам, да пред госпо-дою ставши межником межничество сьимут ино им присужати поле.

11. А которой своего истца перемож(ет)63...

12. А которой истецьЬА... там. Ино того человека повини-ти, и грамоты его посудить, а правому человеку на ту землю и судница дати; а подсудничье князю и посадником и сь сот­скими всеми взяти 10 денег.

13. А кто у кого иметь землю отимати выкупком, а старые грамоты у того человека, у кого землю отимают, ино воля того человека, у кого старые грамоты: хочет на поле лезет или своего исца к правде ведет, на его выкупке покуду отнимает.

14. А кто положит доску на мрътваго о (э)блюденъ(е), а имет искати на приказникох того соблюдений, сребра или пла-тиа, или круты, или иного чего животного, а тот умръшей с подряднею и рукописание у него написано и в ларь положено, ино на тых приказникох не искати чрез рукописание ни зеудиа без заклада и без записи и на приказникох не искати ничего. А толко будет заклад или запись, ино волно искати по записи, и иьь кто животом владеет по записи или по закладу; а у приказников умръшаю а не будет заклад, ни записи умръшаго на кого, ино им не искати ничего ж, ни съеудиа, ни торговли, ни зблюдениа ничего ж.

15. А у котораю умръшаю а будет отец, или мать, или стн. или брат, или сестра, или кто ближняго племени, а а67 живо­том владеет, а толко не сторонний людие, ино им волно искати без заклада, и без записи умръшаго, а на них волно ж искати.

16. А о зблюдении, комуьь... в пожару или по грехом на кого род ополчится, а у того времяни что кому даст на зблю-дение, а имет просит своего, и тот человек запрется, у него взем, ино кому искат, явити ему.

II.... чюжои земли приехав или под пожар за неделю или по грабежу, и тот имет записатся, ино тот суд судить на того волю... хочет сам поцелует, или на поле лезеть, или у креста положит своему исцу.

18. А кто71 по волости ходит закупен, или скотник, а имет искати тако же соблюдений, или верши, ино г(оспо)дне обы­скать правда тако же присужает на ком сочат, хочет сам поце­лует, или на поле с ним лезет, а хочет ему у креста положит.

19. А кто имет искати зблюдениа по доскам безимено, ста­рине, ино тот не доискался.

20. А кто на кого имет сачит бою или грабежу по позовници, и князь и посадником и сотцким обыскати как пос­лух, где будет обедал, и(л)и где начавал, и послух изведется иночаем его, или где обедал; такоже и битого опросить, где есть били и грабили, явили кому, и на тех ему слатся, а на ко­го сошлются, а тот став скажет как право пред Богом, што би­тый являл бой свой, и грабежь, а послух на суде став а послу-хует в тые же речи, ино тот суд судит на того волю, на ком сочат, хочет с послухом на поле лезет, или послуху у креста положит, чего искал.

21. А против послуха... стар или млад, или чем белве-чен, или поп, или чернец ино против послуха нанять волно наймить, а послуху наймита нет.

с2. А на которого послуха истец послется, и послух не ста­нет, или став на суде не договорит в ты ж речи, или перегово­рит, ино тот послух не в послух, а тот не доискался.

23. Или который истец пошлется73... на послуха, а на ко­тором сочат7*... а ркучи: тот мене сам бил с тым своим послухом, а нонеча на нево ж шлется, ино тот послух в послух, которого на суде наимянуют.

24. Или пакы тойже истец, на ком соча(т) розбоя, не почнет елатся на послуха, ино што б не слался один истец, ино госпо-

Псковская Судная грамота

334 де послать с суду своих людей, а которой не слался, ино его

Законодательство в том не повинити, что не слался, а то господе от Пскова без Древней дива.

Руси 25. А которой позовник пойдет исца звати на суд, и той

позваный не пойдет на погост к церкви позывницы чести, или стулится от позывницы, ино позывница прочести на погосте пред попом; или пакы той ж позваный позывницею, не емля оброку да не станет на суд пред господою, ино господе дать на него грамота на виноватаго на 5 ден позовником.

26. А кто возмет грамоту на своего исца, и оно ограмочму поймав по грамоте не мучит, ни бить, поставить пред госпо­дою; а ограмочному против своего исца ни битися, ни колоти- ся, а толко имет сечися, или колотися, да учинит головшину, ино быти ему самому в головишне.

21. А где учинитса бой у торгу или на улицы во Пскове, или на пригороде, или в селе на волости в пиру, а грабежу не будет, а тот бой многы люди видели в торгу или на улицы, или в пиру, а ставши перед нами человеки 4 или 5, а ркучи слово: того бих, ино кто бился, того человека их75 душа вы-дати76... битому человеку, а княжая про(дажа). Той же бит учнет клепать грабежом, ино ему ходит исца послухом одным человеком того деля, занеже и поле присужати.

28. А кто на ком имет сочить съсуднаго серебра по доскам, а сверх того и заклад положит, ино воля того человека, кто имет серебра сочить по закладу, хочет сам поцелует да свое серебро возмет, а хочет заклад ему у креста положит, и он по­целовав да свой заклад возмет, а поле через заклад не прису­жати, а закладных доек не посужати.

29. А которой человек кому заклад положит в чем, грамоты или иное што в серебри, да изымает своего исца изневести, или перед господою изгодит своего исца, а у того исца, у кого заклад положен, не будет доски на заклад, ино его в том не повинити, пять вера ему, кто выложит заклад, в чем скажет, да судом судит на того волю, кто заклад выложит, хочит сам поцелует на своем серебри, или у креста ему положит и поце­ловав да свои заклад возмет.

30. А кто имет дават серебро в заим, ино дати дати77 до рубля без заклада и без записи а болши рубли не давати без заклада и без записи. А кто иметь78... ти ссуда серебра по доскам без заклада боле рубля, ино того доска повинити, а то­го права, на ком сочат.

31. Хто на ком имет ссудного серебра по доскам, а сверх того и заклад положит на него платной или доспех, или конь, или иное што назрячее и животное, а тот заклад того серебра не судит, чего ищет, отопрется своего закладу, а молвит так: у тебе есми того не закладал, а у тебе есми не взимал ничего ж, ино кто ищет тому человеку тем закладом владети, а тот прав, на ком сочат.

32. А которой человек поручится за друга в серебре, а имет тот человек сочит на поручнике своего серебра, и тот истец по ком рука дана, вымет против своего исца рядницу, а молвит

так: аз, брате, тобе заплатил то се(ре)6ро за тою рукою, а у 335

мене и рядница што ему не сочить истьцу на исце того сереб- Псковская

ра, ни на поручники, ино тая порядня повинить, аже в лары Судная грамота не будет в ты ж речи, а исцу знати поручника в своем серебре, кто по ком руку дал.

33. А поруке быть до рубля, а болши не быти рубля.

34. А у которого псковитина у какова учинится татба в Пскове или на пригороди, или в сели на во(ло)сти, ино явить старостам, или околным суседом, или иным сторонным людем,

пировому старосте, или пивцам явити, а государю пировому80... нет, а псковитину8]

а в пиру, ино в

an и 1

... волости во

Пскове на волную роту не взяти, весть ему к роте, на кого ему не любовь.

35. Кто из церкви, где татба учинилась, тако ж и пригоро-

жане, или селянин псковитин на пригороде, или на тору не звати, вести ему к роте псковитину, где татба учинилася.

36. А на котором человеке имуть сочити долгу по доскам, или жонка, или детина, или стара, или немощна, или чем без­вечен, или чернец, или черница, ино им наймита волна наняти, а исцом целовати, а наймитом битись, а против наймита исцу своего наймита волно, или сам лезет.

37. А которому человеку поле будет с суда, а став на поле истец поможет своего исца, ино ему взять чего сачил на исцы, а на трупу кун83 не имати, толка ему доспех сняты или иное што, в чем на поле лезет, а виноватому платить и княжа про­дажа и приставное двема приставом, толка побьются, по 6 де­нег, а толко прощение возмут, ино приставом по 3 денги, а князю продажи нет, оже истец чего не возможет.

38. А кто имет на ком сочит торговых денег по доскам, тот человек противу положит рядницу, а в рядницы будет написа­но о торговли же, а противу той рядницы не будет во Святей Троицы в лари в те ж речи другой, ино тая рядница пови­нити.

39. А которой мастер плотник или наймит отстоит свой урок и плотник или наймит1*... свое дело отделает85... на госу-дарех и взакличь сочит своего найма.

40. А которой наймит дворной пойдет прочь от государя, не достояв своего урока, ино ему найму взяти по счету, а со­чит ему найма своего за год, чтобы 5 годов, или 10 год стояв­ши, и всех тых ему год стоявши найма сочить как отиде за год сочить, толко будет найма неймал у государя, а толко пойдет болши года, ино им не сочити на государех.

41. А которой наймит плотник, а почнет сочить найма свое­го на государи, а дела его не отделает, а пойдет прочь, а ркучи так государю, у тебе есми отделал дело свое все, и государь молвит: не отделал ecu всего дела своего, ино государю у крес­та положыть чего сочить, или государь сам поцелует, аже у чих записи не будет.

42. А которой государь захочеть отрод86 дати своему (и)зорнику или огороднеку, или кочетнику, ино отрок быти 0 Филипове заговеине, також захочет изорник о(т)речися с

336 села, или огороднику, или (ко)четник, ино тому ж отроку бы-

Законодательство ти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника,

Древней ни от котечника^1, ни от огородника, а запрется изорник или

усИ огородник, или котечник88 отрока государева, ино ему прав-,

да дать, а государь не доискался четверти, или огородной час-<

ти, или с ысады рыбной[и] части.

43. А которой котечник69 заложи весну, или исполовник: у государя, ино ему заплатить весна своему государю, как у другоичате доставалося на том же [и]саде. >

44. А государю на изорники или на огородники, или на ко--четники волна и взакличь своей покруты и сочить серебра ш всякой верши по имени, или пшеница ярон или90 озимой, и по отруку государеву или сам отречется.

4591. А кто имет сочит торговли, или поруки, или зблюде-1 ниа или съсудиа, или выморшини безимянно, ино той не доис­кался.

46. А которой человек у человека знает свое што изгиб шее, а тому молвит то слово: купил есми на торгу, а тогож есми не знаю, у кого купил, ино ему правда дать на том, что чисто будет на торгу купил, а с татем не поделился, а не поставит его, а сам не украл, ни пословицы не было будеть, ино тот не доискался.

47. А кто што купил на чюжей земли или на городе, или найдеть где, а кто поимается толко, ино тот судить как в торгу.

48. А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел.

49. А княжим людем или подвоским ездит дворит, а езд имати на 10 верст денга, а штабы двое или трое ехали, а езд им взять один. А княжой человек не поедет ис тово или под-войской, ино псковитину послать ис того волно ис тех же ездов.

50. А княжей писец възмет по силе истъцово от позовницы или от безсудной грамоты, или от приставной, а захочет не по силе, ино волно инде написати, а князю запечатать, а не запечатает князь ино у Святей Троицы запечатать, в том из­мены нет.

51. А коли изорник имет запиратся у государя покруты, а молвит так: у тебе есми на селе живал, а тебе есми не виноват, ино на то государю тому поставить люди сторонние человеки 4 и(ли) 5, а тым людем сказати как прямо пред Богом, как чисто на селе седел, ино государю правда давши взять свое, или изорнику верит, то воля государева. А толко государь не поставит людей на то, что изорник на селе седел, ино тот чело­век покруты своей не доискался.

5292. А на татии и на разбойники же, чего истец не воз-мет, ино и князю продажа не взяти.

53. А же сын отца или матерь не скормит до смерти, а пой­дет из дому, части ему не взять.

54. А штобы и по суду, или у креста поставить своего исца у кого купил, ино суд с тем человеком, кто искал, кто

по

снял, а тот прорка, кто извод поставил.

55. А у кого поимаются за отморшину отца его, или приказ­ной, а и суседом будет ведомо, или сторонным людем, а став человек 4 или 5, а молвят как право пред Богом, что чисто у него, отморшина отца его ли приказное, ино у кого поимал-ся, и целованьа ему нет, а тот не доискался; а толко будет че­ловек 4 или 5 скажут, как право пред Богом, ино ему правда дать, как чисто отморшина.

56. А такоже, кто купил на торгу, а у кого купил, не знает его, а людем будет добрым ведомо, а у него имаются человек 4 или 5, скажут како право пред Богом, пред нами в торгу ку­пит, ино той прав, у кого имаются, и целованья ему нет; а не будет у коего свидетелей, ино ему правда дати, а то(т) не до­искался.

57. А кто возмет пристава у князя или у посадника обыски-вати татбы, ино князю и посаднику приставы отпустить люди добрые неизменны, а тым приставом где будет татба обыскива-ти, а толко те приставе рекут то слово, приехали есмы на двор татбы обыскивати, и тот человек нам не дал обыскивати и в хоромы нас не пустили, и з двора согнали, и тот человек кого было обыскивати а молвит то слово: у мене господо теи прис­тавы не бывали, или той же человек взмолвит то слово: были той есть у мене те пристави, и яз есми им хоромы отворял, и они мене не обыскиваючи, да сами з двора збежали, а тым мене згонением облыгают, ино князю и посаднику опросить приставов, есть ли у вас исправа какова на том пред ким иас тот человек з двора согнал, ино приставом на се поставить лю­ди человека 2 или 3, а ты люди став на суде рекут, как право пред Богом: пред нами тот человек тех приставов со двора согнал, а обыскивати им не дал, ино тым приставом правда дати, а тот человек в татбе, или пакы тыи пристави, ино тии пристави не в пристави, а тот татбы своей не доискалъся, чии таковии пристави.

58. А на суд помочю не ходити, лести в судебницу двема сутяжникома, а пособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, или за черньца или за черницу, или которой человек стар велми или глух, ино за тех пособни­ку быти; а хто опрочнеимет помогать или силою в судебню по­лезет, или подверника ударит, ино всадити его в дыбу да взять на нем князю рубль, а подверником 10 денег.

599i. А тым подверником быть от князя человеку а от Пскова человеку же, а целовать им на том крест, што правого не погубити, а виноватого не оправить, а со всякого суда имати им денга одна обема, на виноватом человеки.

60. А татю веры не нять, а на кого возклеплет, ино дом его обыскать и знайдуть в дому его что полишное, и он тот же тать, а не найдут в дому его, и он свободен.

61. А князю и посаднику грамот правых не посужати, а лживых грамот и доски обыскавши правда судом посудить.

Псковская Судная грамота

338 62. А кто на ком имел чего искать по доскам, или по закла-

Законодательство Д°м> а с молве у своего исца воэмет от много мало по суду. Древней " чтобы у креста, ино в том пени нет, чтобы и даром отпустил

Руси своего истца без целованья.

63. А который изорник отречется у государя села, или госу­дарь его отрьчет, и государю взять у него все половину своего изорника, а (и)зорник половину.

64. А которие пристави, княжей человек или подвоской, или псковитин, а поедет человека позвать на суд, или росковать, или сковати, а езд имать на 10 верст денга.

65. А которой пристав поедет на татбу, ино ему езд имати вдвое, платить татю виноватому, а толко не вымет татбы, ино приставное и дверское платить тому, кто пристава взял.

66. А которой пристав, или дворянин а возмет своему узду конь, или иное что у него возмет, ино ему дать на руку сто­роннему человеку, а не возмет на руку, ино ему собою свести, а взять езды на том, кто его не утяжет.

67. А истец приехав с приставом а возмет что за свои долг силою, не утяжет своего исца, ино быти ему у грабежу, а гра­беж судить рублем, и приставное платит виноватому.

68. А посаднику всякому за друга ему не тягатся, опрочь своего орудиа или где церковное старощение дръжит, ино им волно тягатся.

69. И всякому властелю за друга не тяготись, опрочь своего орудиа.

70. А за церьковною землю и на суд помочю суседи не хо­дят, итти на суд старостам за церковную землю.

71. А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тягатся.

72. А которому человеку будет кормля написанна в рукопи­сании, и да грамотами владеть землеными учнет или исадски-ми, а продаст тую землю или (и)сад, или иное что, а

доличат того человека, ино ему земля та, или или исад, или иное выкупить, а свою кръмлю покрал.

73. А которому человеку на ком будет имание по записи, да и гостинец будет писан на записи, а приидет зарок, ино ему явит господе о своем гостинце, ино и по зароки ему взять свои гостинець; а толко не явит зарок господе, гостинца ино ему не взять по зароке.

74. А кто почнет имать своего исца в своем сребре до заро­ка, ино ему гостинца не взять. А на коем сребро имати, и тот человек до зароку учнет сребро отдавать, кому виноват, ино гостинца дать, по счету ему взять.

75. А которой изорник на государя положит в чем доску, ино та доска посудить. А старому изорнику вози вести на го­сударя.

76. А которой изорник с села збежит за рубеж или инде где, а изорнич живот на сели останется государю покрута имать на изорники, ино государю у князя и у посадника взять пристав, да и старость губьских позвати и сторонних людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными люд-ми государю попродати да и поимати за свою покруту, а чего

не достанет, а по том времени явится изорник, ино государю доброволно искать остатка своего покруты, а государю пени нет, а изорнику на государи живота не сочит, а сочит псков-ским96.

77. И судьям псковским97 и посадником погородским и старостам приго(ро)цким по тому ж крест целовать на том, што им судити право по крестному целованью, а не судеть право, ино суди им Бог вь страшный день второго пришествиа Христова.

78. А которому княжему человеку ездить на межу с соть-скими, ино ему такоже целовати крест.

79. А коли имуть тягатся о земли или о воде, а поло­жить двои грамоты, ино одны грамоты чести дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку юродскому". А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку городскому.

80. А кто с ким побьется во Пскове или на пригороде, или на волости на пиру, или где инде, а толко приставом не позо-вутся а промеж себе прощенье возмут, ино ту князю продажи нет.

81. А на приставное и на ссылку княжим людем ездить со псковскими подвоскими по половинам.

82. А княжой писец имет писати судницу о земли, ино ему от судницы взять 5 денег, а от позовницы денга, а от печати денга, а от безсудной и от приставной, все то им им100 има­ти '... по денги. А толко княжой писец захочет не по силе, ино инде волно написати; а князю запечатать; а не запечатает князь, ино у Святей Троицы запечатать, а в том измены нет.

83. А которому псковитину имать грамота у князя

Псковская Судная грамота

" У

по(садника)]02 о своем деле за рубеж, и от той грамоте кня­жому писцу взять денга, а печатная денга.

84. А которой изорник поумреть у государя на сели, а не будет у него ни жены, ни детей, ни брата, ни племени, ино го­сударю тако ж живот изорнич с приставами и(л)и сторонними людми попродавать, да за свою покруту поимати, а по тому плямени изорничи, ни брату не сочит живота изорнича.

85. А у которого человека у государя изорник помреть в записи в пскрути103, а жена у него останется и дети не в за­писи, (и)но изорничи жене и детем откличи нет от государеве покруты, а та им покрута платит по той записи; а будет не в записи был изорник, ино их судити судом (по) псковской пошлине.

86. А будет у (и)зорника брат или иное племя, и за живот поимаются, ино государю на них и покруты искать, изорничю брату, изорничю племяни государя не татбит ни лукошки, ни кадки; а толко будет конь или корова, ино волно искати у го-сУДаря.

87. А изорник поимается за жывот у государя, и государь изведется тем, за что изорник поимался за свой жывот у госу-Даря, а сторонным людем ведомо будет и околным суседом, што государево, ино изорник не доискался, а государь прав.

"8. А у которого человека помреть жена без рукописаниа,

340 о У не" останется отчина, ино мужу ея владети тою отчиною

Законодательство А° своего живота толко не оженится, а оженится, ино кормли Древней ему нет.

Руси 59. А у которой жены мужь помрет без рукописаниа и оста-

нется отчина или живот, ино жене его кормится до своего жы-вота, толко не пойдет замужь, а пойдет замужь, ино ей нет.

90. А у которого человека помрет жена, а муж ея оженится, и ження мать или сестра или иное племя а имут искать пла­тья, ино мужу ея право по души платья отдать, а на останки мужеви о женни платьи и целованьа нет. Тако ж коли мужь помреть, а имуть мужня платья на жене его отець его или бра-тьа, ино е и отдасть платья право по души, что у него останет­ся; а на останки жене в мужни платьи целованиа нет.

91. А у кого помрет сын, а невестка останется, да учнет на свекри или на девери скруты своеа искати, или платья своего, ино свекру или деверю отдать платье или крута; а чем не-вестъка клеплет, ино свекру или деверю воля, чим хочет: хочет сам поцелует крест, или у креста невестка104 положит, чим учнет клепати.

92. А кто на ком учнет искать сябренаго серебра, или иного чего опрочь купетскаго дела, и гостебного, да и доску положит на то, ино то судит на того волю, на ком ищуть, хочет сам по­целует, или своему исцу у креста положит, или с ним на поле лезеть.

93. А у кого стулится должник в записи, а на зарок не ста­нет, или изорник в записи будет, а учнет тулится, а что учи­нится проторы или приставное, или заповедь, ино все платить виноватому, кто тулится, и железное.

94. А которой вятший брат с меншим братом жиучи в од­ном хлебе, а скажут долгу отцово, а на отца записи не будет, ино вяшьчему брату правда дать, да заплатит опчим животом, да остатком делится.

95. А которой менши(й) брат или братань, жиучи в одном хлебе с вятшим братом или з братом, а искористуются сребром у брата своего или у брата, и учнет запиратися, ино ему прав­да дать, как за ним не будет, а животом делится.

96. А где учинится головшина, а доличат коего головника, ино князю на головникох взять рубль продажи.

97105. А што бы сын отца убил, или брат брата, ино князю продажа.

98. А которой человек с приставом приедет на двор татя имать и татбы искать, или дльжника имать, а жонка в то вре­мя детя выверже, да пристава учнет головшинной окладати, или исца, ино в том головшины нет.

99. А которой истец на судней роте не станет, ино ему за­платит без целованья, а цена ему, что искали на нем.

100. А которой человек при своем животе, или пред смер-тию а что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред сторонными людми, ино тому тем даньем владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.

101. О торговли и о поруке. А кто имет на ком торговли искать, или порукы, или именного чего, ино того судить на того волю, на ком сочат, хочет на поле лезеть, или у креста положит.

102. А которой мастер иметь сочить на ученики учебного, а ученик запрется, ино воля государева, хочет сам поцелует на своем учебном, или ученику верить.

103. А подсуседник на государи (с)судьи]оь или иного чего волно искати. А которому с ким суплетка была записью или закладом, и потом тот человек, которой в записи был или за­клад закладывал кому, да учнет на том же чего искать, ссудья или зблюденья, или иного чего, по доскам, или торговли, ино то судить судом по псковской пошлине.

104. А который исцы вымцт на умершаго заклад, грамоты двои или трои или пятеры на одну землю, или на воду, или на один двор, или на одну клеть, а у тех исцов, у кого заклад грамоты сверх того и записи и на того умершаго и на его за­клад, и у иных истьцов не будеть записи, толко заклад грамот, ино им правда давши да деля(т) поделом, и по серебру. колко серебра ино и доля ему по тому числу, ожь ближ­нее племя восхощет заклад выкупить, а у коего исца заклад и записи на умершаго, ино ему целованья не на его дело.

105. А которой чюжеиземець на чюжей земли иметь искать бою и грабежу, ино воля того, на ком







Date: 2015-09-05; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.169 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию