Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительные статьи Статьи О прелюбодейной части
Эти статьи являются позднейшим добавлением к Уставу. Расположенные после его санкции и слова аминь, они трактуют иные вопросы, чем те, которые регламентирует Устав, — не о том, какие судебные дела подлежат ведению епископа и как должны делиться судебные пошлины, а некоторые сложные случаи наследственного права. Есть основания рассматривать их в качестве самостоятельного юридического памятника, примыкающего к Уставу. С. В. Юшков полагал, что эти статьи не входили не только в состав грамоты XII в., но и в Устав 556 XIII о - Юшков С В vl11 в., а принадлежали позднейшему составителю или пере- у,,,,, п_„„„ писчику. А. А. Зимин видел в них «позднейшую церков- лода, с. 419-420. Законодательство Древней Руси Памятники русского права. Вып. второй, с. 170. Срезневский И. И. Материалы для словаря, т. I, стб. 1059. ную приписку»557. Однако автор статей сообщает, что он сам рассматривал, изучал наследственное право, принимал участие в суде между наследниками, а это свидетельствует, что перед нами не переписчик, а юрист — кодификатор права, выполнявший судебные функции. Это скорее светский законодатель, чем церковный: действительно, церковному составителю-редактору Соловецкого извода единственная религиозная сентенция, содержащаяся в нем, показалась недостаточной, и он значительно ее расширил. Этим законодателем мог быть один из новгородских князей XIV в., продолжавших обладать правом суда, достаточно правомочный для разработки норм наследственного права. Статья 1 Прелюбодейнаа чясть в животе — часть наследства {живота — имущества), выделяемая незаконной жене и ее детям. По нормам церковного права, человек мог венчаться не более двух раз. Если умирала и вторая его жена, он не имел права больше жениться и фактически третья и следующие его жены и дети от этих жен законными не признавались, права наследования не имели. Изысках — обнаружил в результате изучения или рассмотрел, установил (И мы ныне по первым ярлыком изыскавши и удумав не изыначиваем (не изменяем) первых ярлыков558). Статья изменяет традиционное право наследования незаконных детей. Согласно ей, состоятельный человек (полн животом) может оставить небольшую часть наследства (урок) своим детям от третьей и четвертой жен, не включая их в число основных наследников. Такое ограничение прав этих детей оправдано здесь тем, что они незаконные. Если оставивший наследство небогат, то незаконный его сын получает только то, что полагается оставить робичичю — сыну от рабыни-наложницы, а именно лошадь и боевое снаряжение (дос-пех), а также другое имущество (покрут), необходимое для службы, в зависимости от общего размера наследства. Упоминание доспеха и коня говорит о том, что здесь рассматривается наследственное право в семье феодалов. В Соловецком списке источником права рассматриваемой статьи названо правило Никейского собора, но постановления ни I, ни II Никейских соборов не касаются таких вопросов. Нормы статьи исходят из наследования по закону, а не по завещанию. Статья 2 Установив порядок наследования незаконных детей, законодатель вновь традиционно закрепляет суд по этим делам за епископом, предлагая ему следовать нормам права Кормчей книги (номоканона). Date: 2015-09-05; view: 443; Нарушение авторских прав |