Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А се от того же правила
1. ИЖЕ ЕСТЬ останутся сынове и дщери у коегождо человека, братии со сестрами равная часть от своего имения. 2. Иже или сестра девою блуд сътворить, а истый сведите-ли обличають, таковая да не възметь у братии от имения отечьскаго части. 3. Или братия имения ради лжу составять на сестру, а будеть познано дело их лжа, таковый по закону камением да побиен будеть. РАЗНОЧТЕНИЯ С Василии; С далее от земля Трапизоньскыя к белой Руси х граду; 517—518 С Сказание от греческаго ньмаканона. Обретох; 519 осн. списке десятника, дается по С и другим спискам; С далее по сему смотрению; 521 С Митрошку; 522—523 С нет; 524 С далее им; 525—526 С нет; 527 в осн. списке далее и; 528 в осн. списке далее ся; 529 С святых; 530 С нет; С далее сих; С нет; 533 С сего; 534 С далее мои; 535 С нет; 536—537 С /8; Устав великого князя Всеволода
550 С далее статьи А се от того же правила... да побиен будетъ; С сие в; С далее Свиток от правила еже есть суд и текст Пространной Правды КОММЕНТАРИЙ Статья 1 Устав не имеет инвокации, отличаясь этим от Синодальной редакции Устава кн. Владимира. Статья воспроизводит текст этого Устава с изменением имени князя — его создателя. Князь великый Всеволод, нареченный в святем крещении ИГФШЬ, — с каким князем Всеволодом связан Устав своим названием, не ясно. В тексте нет отчества князя, вместо крестного его имени дается условный набор букв. Это затрудняет отождествление его с новгородским князем XII в. Всеволодом, Мстиславичем по отчеству и Гавриилом в крещении, хорошо известным в истории Новгорода и Пскова, а затем канонизированным церковью. В. Л. Янин предлагал видеть в нем Всеволода Мстиславича, княжившего в Новгороде в 1219—1221 гг., Я. Н. Щапов — новгородского князя Всеволода Юрьевича (1222 и 1223—1224), внука великого князя Всеволода III Большое Гнездо. Вместе с тем именование создателя Устава «великим князем» позволяет считать, что новгородские составители Устава конца XIII в. moiah иметь здесь в виду самого Всеволода III Юрьевича, Великого князя Владимирского, получившего этот титул после 1174 г., который добивался реальной власти над Новгородом через своих сыновей и племянников. Крещение от греческих царей и от Фотия патриарха ца-реградскаго.,, митрополита Михаила —см. комментарий к Уставу кн. Владимира. От земли Трапизонъскыя — в Соловецком списке упоминается Трапезундская империя, пережившая Византийскую на несколько лет и завоеванная турками в 1461 г. Статья 2 Статья воспроизводит ст. 2 Устава кн. Владимира об учреждении Десятинной церкви и установлении десятины. Церковь св. Богородицу Десятинную, дашя ей десятину — см. там же. Упоминание церкви Софии в Киеве появилось в Уставе в результате осознания традиции, связывающей новгородский кафедральный храм с киевским. Архиепископом новгород-скым — некоторые главы церкви в Новгороде имели титул архиепископа уже в XII в.: Иван (1110-е гг.), Нифонт (1148), Илья (1165), а по списку новгородских владык XV в. Ильей начинался непрерывный ряд архиепископов. Статья 3 Статья, в соответствии со ст. 4 Устава кн. Владимира, отказывает в праве вершить суд по церковным делам князю и боярам, добавляя в этот перечень наместника и десятин-ника. Наместник — в XIII в. великие князья осуществляли власть над Новгородом через своих наместников — сыновей, племянников. Десятинник — митрополичий чиновник, производивший сбор с местного духовенства доли его доходов в пользу высшей церковной власти (десятины в ее позднем значении). Слова ни десятинника не держати, содержащие запрет великого князя митрополиту посылать своих чиновников в Новгород, являются позднейшей вставкой XIV в. Возможно, что они связаны с историей отказа Новгорода от традиционного митрополичьего суда, приведшего к конфликту с митрополитом в 1389 г. Статьи 4 и 6 Статьи содержат новые установления, отсутствующие в Уставе кн. Владимира. В ст. 4 говорится о процедуре составления документа в результате достижения соглашения не только с княгиней, но и с представителями церковной, купеческой и ремесленной организаций города. Князь закрепляет за городом право использовать эталоны торговых мер и весов и передает им полномочия взимать некоторые другие пошлины. Сочские (сотские) — руководители городских сотенных организаций, объединявших свободные социальные низы Новгорода — ремесленников, мелких торговцев, земледельцев. О городских сотнях в Новгороде XIII в. см. Устав князя Ярослава о мостех. Староста иваньский — один из руководителей купеческого объединения при церкви Ивана на Опоках. Мерила торговые, иже на Торгу — официальные эталоны объема и веса, применявшиеся в торговле. Они хранились в городских соборных церквах. Доходы за их использование делили епи- Устав великого князя Всеволода Старосты — руководители купеческих объединений; Бирич — судебный чиновник, служивший для оглашения решений и других целей; С к ал вы вощаные — весы для взвешивания воска; Пуд медовый — весы для взвешивания меда или эталон веса; Гривенка рублевая — эталон веса серебра, равный половине веса гривны (фунта); Конюх — мера объема, вид ковша («ковш конюх красен»); Пятно — пошлина за клеймение скота. Законодательство Древней Руси Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV— начала XVI в. Т. III. М., 1964, с. 37. Вседенниксенаник — вседневный синодик, помянник, книга с перечнем имен (зд. — членов княжеской семьи), которые должны читаться в церкви в ответ H.i ОЛЛ иД< HI1HH оказанные этом церкви князьями Венцы — употреблялись для свадебного венчания. Събором — широко, во всех церквах входящих в соборную организацию. О бездетном животе — о наследстве человека, не имеющего детей, — прямых законных наследников. скоп, Иванское сто и представители сотенных организаций. Локоть еваньскый — эталон меры длины для измерения тканей, принадлежавший церкви Ивана на Опоках. В 1948 г. на Ярославовом дворище в Новгороде (на новгородском Торгу) найден обломок такого эталона с надписью Святого ева-носк... Свой оброк кубеи, черницам — князь передает какую-то пошлину, называемую кубком, монахиням. Руская пись, десять конюхов соли — соляные пошлины, которые платили жители города Русы (Старой Русы), известного соляными месторождениями. В XV в. они были известны также под названием «сотной соли писчей»553. Попу иваньскому... с борисоглебь-скым напол — пошлина делится поровну между попами церкви Ивана на Опоках и церкви Бориса и Глеба. Церковь Бориса и Глеба исследователи связывают или с Новгородом (такой храм, заложенный в 1167 г., известен в Детинце), или с Русой (летописное указание о постройке там каменной церкви новгородскими купцами относится к 1403 г.). Date: 2015-09-05; view: 386; Нарушение авторских прав |