Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание 57
Составьте тексты (тема по выбору). Какие речевые ситуации описаны, каким типам речевого поведения они соответствуют. Работайте, используя таблицу.
Задание 58. На Руси существовали литературные памятники, в которых описаны требования к поведению людей, а поскольку народ выражает себя полнее и вернее всего в языке, в речи, то соответственно, по их содержанию можно представить и правила речевого поведения русского человека. Из века в век русские осуждали в речи грубость, бестактность, сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие. В "Поучении Владимира Мономаха" (XII в) записано "… при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышлять, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться безмерно, жить … глаза опуская долу, а душу ввысь, суеты избегая, не пытаясь поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу". В XVII веке в "Домострое", в XVIII веке в "Юности честное зерцало", во многих поучениях, изданных при Петре Великом, и рекомендациях XIX - XX вв. отражена история становления русского этикета. Этикетные правила наиболее целесообразного общего и речевого поведения человека в личной и общественной жизни - есть часть духовной культуры общества. Выскажите мнение о речевом этикете 21-века. Тема Iх. Задание 59. Прочитайте текст. Изложите основные его положения в виде плана и тезисов. Термины «первичные» и «вторичные» тексты появились в прикладной лингвистике текста из теории научно-технической информации – информатики. Понятия «первичный», «вторичный» используются как основание классификации информационных документов. Вторичные тексты создаются в результате преобразования исходного, первичного, базового текста и имеют своей целью передать не только то, что изложено в первоисточнике, но и дать ответ на главный вопрос: в чем состоит основная идея и новизна материала, изложенного в данном первичном документе. Нахождение и передача именно этой информации определяет ценность вторичного документа. К вторичным текстам относятся планы, тезисы, аннотации, эссе, рефераты, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи. Создание вторичных текстов связано с двумя основными процессами: свертывания и развертывания информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при котором сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс - развертывание - не просто восполняет сделанные сокращения. Текст при этом дополняется уточнениями, пояснениями, от него протягиваются смысловые "ниточки", связывающие его со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. Таким образом, в процессе развертывания вторичный текст приобретает новые смысловые качества - и именно поэтому вторичные тексты, хотя сами не содержат новой информации, играют важную роль в ее приращении, освоении.
План — это озаглавливание (различными типами предложений) смысловых частей первоисточника. Процесс составления плана распадается на следующие моменты: - чтение книги (статьи); - деление прочитанного на смысловые части; - выделение основной информации каждой части; - краткое называние каждой части. Наименование каждой части можно оформить: - вопросительными предложениями (вопросный план); - назывными предложениями (назывной план)', - повествовательными предложениями (тезисный план). Все части плана должны быть оформлены предложениями одного типа (в соответствии с видом плана). План в вопросительной форме состоит из пунктов, сформулированных в виде вопросов. При этом используются конструкции с различными вопросительными словами (какой, каков, почему, как, где и т.д План в назывной форме включает пункты, оформленные как назывные предложения. Тезисный план —это план, пункты которого выражают основные, кратко сформулированные положения текста. Различают простой и сложный планы. Простой план — это выделение и наименование главных, основных частей статьи. К тексту, сложному по смысловой структуре, может быть составлен сложный, развернутый план. В сложном плане главные части (они обычно обозначаются римскими цифрами) делятся, в свою очередь, на ряд дополнительных (они обычно обозначаются арабскими цифрами и буквами). При записи сложного плана целесообразно пользоваться следующей схемой: I.... 1. 2. 1)... 2)... а)... б)... Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана помогает выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли. Он мобилизует внимание, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное. Умение составлять план необходимо при чтении и анализе литературы, при подготовке докладов и выступлений. Тезисы как вторичный текст пишутся на основе статьи, параграфа, главы, лекции другого автора. Это результат компрессии (свертывания) первичного текста в виде кратко сформулированных основных положений, но вместе с тем имеющих более развернутую форму, нежели тезисный план. Тезисы отличаются от плана тем, что в них не только называются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность. Например: • план — владение письменным литературным языком; • тезисы — владение письменным литературным языком достигается посредством изучения грамматики. Тезисы чаще всего оформляются с использованием безличных предложений, глаголов с возвратной частицей -ся, кратких страдательных причастий (затрагиваются, уделялось, представлена, принято и т.п.). (По Р.К. Боженковой). Задание 60. Прочитайте тексты-памятки (стр.7-8) составления вторичных текстов. Напишите по тексту задания 53 любой вторичный текст (по выбору). Задание 61. Внимательно прочитайте текст. Выделите главную, основную информацию и дополнительную, разъяснительную. Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходства и расхождения. Составьте конспект. Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста. Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить». По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические. При составлении формализованного конспекта все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы, а в графическом конспекте его элементы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними. Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический. Плановый - легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Тематический — дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос. Существуют разные способы конспектирования. Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего).
Задание 62. Прочитайте аннотации на указанные книги. Обратите внимание на выделенные слова и словосочетания. Скажите, для выражения каких смысловых элементов они служат. Укажите на нетипичные, нестандартные характеристики. Кохтев Н.Н. Риторика. Учеб. Пособие для учащихся 8-11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. - М.: Просвещение, 1994. 207с.:ил. Книга поможет возродить в школе риторику, которая свыше 2000 лет является одним из основных предметов обучения во многих странах и имеет богатую отечественную традицию преподавания в XVII – XIX вв. Основное внимание в пособии уделяется самой известной области риторики – ораторскому искусству, мастерству публичной речи. Помимо теоретических сведений о предмете, в книге даются задания по анализу фрагментов из выступлений известных ораторов, образцы такого анализа, а также задания на внимательное слушание публичных речей и составление собственных выступлений. Кроме того, пособие содержит ответы. Книга предназначена для учащихся 8-11 классов гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для самообразования.
Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь- справочник. – М.: Знание, 1995. 256 с. Новые условия свободы слова и гласности, как это ни парадоксально, привели к тому, что наша повседневная речь, а часто и речь официальная становится грубой, перенасыщенной штампами, заимствованиями или искажениями исконно русских слов и выражений. Данный универсальный словарь-справочник поможет всем говорящим и пишущим правильно отбирать языковые средства, строить текст в соответствии с задачами и целями общения. Справочник предназначен самому широкому кругу читателей – школьникам, студентам, преподавателям школ и вузов и, конечно, деловым людям, коммерсантам, бизнесменам, успех деятельности которых зависит от умения точно выразить свои мысли, от результатов переговоров, от способности убедить партнера.
Задание 63. Составьте аннотацию к тексту, используя информационную справку. Главными структурными единицами текста, превосходящими предложения, являются: абзац, группа абзацев, называемых субтекстом. Субтекст – компонент связного текста, развивающий одну из его главных тем. Субтекст включает абзац-зачин, абзац описание и абзац, вводящий читателя в современное состояние рассматриваемой проблемы и выдвигающий новую проблему, решению которой посвящен весь последующий текст статьи. Существуют абзацы-рассуждения, абзацы-гипотезы, которые для развития темы ничего нового не дают. Основой, связывающей воедино любой из смысловых отрезков, служит тема. Тема, объект описания или предмет содержания текста, выявляются путем толкования заглавия, терминов ключевых слов и ключевых фрагментов, несущих наиболее существенную информацию о тексте. Большое значение для методики работы с целым текстом имеет понимание смысловой структуры абзаца. Предложения, составляющие абзац, неравноценны с точки зрения их смыслового веса. Как правило, первое предложение является более важным по смыслу, чем остальные. Оно в концентрированном виде содержит информацию всего абзаца, можно сказать, что оно представляет обобщение смысла целого абзаца. Все последующие предложения детализируют, развивают его. Обобщающие предложения в абзаце называются ключевыми или тематическими предложениями. То есть абзац представляет собой логическую структуру от общего к частному, таков дедуктивный способ изложения мысли. Иногда обобщение в форме ключевого предложения находится в конце абзаца. Встречаются абзацы, в которых имеются и зачин с обобщением и концовка-обобщение. Но не всегда в каждом абзаце можно найти обобщение. Итак, умение находить ключевые предложения в абзаце поможет ориентироваться в тексте, вычленить так называемые «смысловые вехи» и, следовательно, понять смысловое содержание текста. Date: 2015-09-05; view: 1244; Нарушение авторских прав |