Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. раво — элемент культуры че­ловечества





РОССИЙСКОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

X – XX ВЕКОВ.

Том 1.

Русская

Правда.

ПРЕДИСЛОВИЕ

раво — элемент культуры че­ловечества. Оно появляется тогда, когда общество дости­гает определенного уровня развития. Оно есть следствие роста материальной культу­ры, совершенствования ору­дий производства и вытекаю­щего отсюда развития производственных отношений.

Право есть вместе с тем порождение классового общества, классовой борьбы, раскола общества на антагонистические классы. Оно закрепляет сложившееся социальное неравенство, эксплуатацию человека человеком, угнетение трудящихся эксп­луататорами. Лишь при социализме право служит интере­сам трудящихся.

Право возникает вместе с государством, Оно не может ни возникнуть, ни существовать вне государства: законы издают­ся государственными органами, органы государства и обеспе­чивают выполнение правовых норм. В. И. Ленин говорил, что «воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью», и в то же время «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Таким образом, проблема возникновения пра­ва — это одновременно и проблема возникновения государ­ства.

Поскольку право и государство суть элементы культуры, и важные элементы, сразу возникает вопрос о правовой тради­ции, о правовой культуре, о том, «откуда оно есть пошло», ког­да возникло и кто, у кого заимствовал те или иные правовые институты. Короче говоря, в наше время — это предмет ожив­ленной идеологической борьбы. И отдаленность тех или иных институтов от нашего времени веками и тысячелетиями отнюдь не делает проблемы, с ними связанные, менее острыми и акту­альными.

В любом споре важны аргументы, факты. Факты — хлеб ученого. К сожалению, история человечества не всегда остав­ляет нам свидетельства былого. Это и создает почву для ошибок и измышлений. Правда, история права в этом отношении находится в более выигрышном положении: она опирается на кон, а он чаще всего доходит до нас, хотя бы и не в первоисточнике. К тому же историкам права помогают археологи, источниковеды, специалисты других вспомогательных исторических дисциплин, дающие материал не только о том, что было записано в законе, но и о том, как право осуществлялось на практике и почему возникли те или иные правовые нормы. Но недостаток источников или их недостоверность создает почву не только для буржуазных фальсификаций. Состояние исторических источников порождает многочисленные споры и среди советских ученых. Мы еще многого не знаем, о многом можем судить только предположительно. Но путь науки — это путь от незнания к знанию, и то, чего мы не знаем сегодня, мы, может быть, будем знать завтра. Историк — как следова­тель. Он по крупицам собирает материал, создает картину бы­лого, полного и преступлений, и примеров доблести, — слож­ную картину человеческого бытия со всеми его радостями и горестями.

Главный объект изучения для историка права, для всякого, кто хочет знать историю права, — это, конечно, закон, норма­тивные и иные правовые акты, ушедшие в прошлое. По законо­дательству можно судить о самых разных сторонах обществен­ной жизни, государственной деятельности. Вот почему в предлагаемом читателю сборнике документов мы и публикуем законы, издававшиеся на Руси, в России.

Более трех десятилетий назад основоположник советской науки истории государства и права СССР профессор С. В. Юшков организовал издание серии «Памятники русского права». Хорошо подготовленный и отлично изданный много­томный сборник имел большую популярность и мгновенно ра­зошелся, скоро став библиографической редкостью. С. В. Юш­ков умер, не доведя до конца задуманное им дело. Авторы настоящего издания — в большинстве своем ученики профессо­ра С. В. Юшкова и ученики его учеников — рассматривают свой труд как осуществление на новом уровне идеи своего учи­теля. Пусть наша работа будет своеобразным памятником это­му большому ученому.

К работе над «Российским законодательством X — XX ве­ков» привлекаются не только юристы, но и историки СССР — преимущественно источниковеды. Такое содружество с видней­шими представителями исторической науки позволит, как нам кажется, лучше, всесторонней исследовать и подать историко-правовой материал.

Издание называется «Российское законодательство». Такое название, разумеется, условно. Оно не означает, что мы будем публиковать законы только России, как стали называть нашу страну в более поздние века. Мы дадим читателю возможность познакомиться с истоками законодательства на Руси, т. е. зако­нодательством Древнерусского государства, которое явилось колыбелью трех славянских народов и трех славянских госу­дарств.

С течением веков в состав России входили одно за другим различные соседние государства на западе и на востоке. Они имели свои правовые системы, включавшиеся в той или иной мере затем в правовую систему Российской империи. Мы, од­нако, не будем публиковать феодальные законы Литвы, Грузии, Армении, существовавшие до их вхождения в состав Рос­сии, ибо это чрезмерно расширило бы рамки издания. Да вряд ли возможно считать названные законы российским за­конодательством.

В отличие от «Памятников русского права» наше издание посвящается только законодательству, то есть зако­нам. Мы не берем международно-правовые документы, граж­данско-правовые договоры, акты наследования и иные право­вые документы, дошедшие до нас, которые в свое время публиковались в «Памятниках...». Это позволяет расширить публикацию законов — главного историко-правового источ­ника.

В первых трех томах «Российского законодательства» мы опубликуем все важнейшие законы, изданные до середины XVII века.

Со второй половины XVII века и особенно с XVIII века, с вступлением России в эпоху абсолютизма, масса законода­тельного материала резко возрастает. Это не позволяет публи­ковать все законы просто по техническим соображениям. Дос­таточно вспомнить, что Полное собрание законов Российской империи, выпущенное в XIX веке, составило полсотни громад­ных томов. Поэтому, начиная с IV тома, «Российское законода­тельство» будет включать избранные законы, представляющие наибольший интерес для читателя. Вместе с тем в нашем сбор­нике будут опубликованы некоторые законы — в особенности, касающиеся церковной юрисдикции, — которых не было в «Па­мятниках...».

«Российское законодательство» охватит период с момента возникновения первых писаных законов на Руси до Великой Октябрьской социалистической революции. Следовательно, это в основном феодальное законодательство, относящееся ко всем трем этапам развития феодального государства — раннефео­дальному государству, сословно-представительной и абсолют­ной монархии. Со второй половины XIX века феодальное го­сударство в России делает один за другим шаги по пути превращения феодальной монархии в буржуазную, завершаю­щегося — и то не полностью — после Февральской буржуазно-демократической революции. Этот процесс, естественно, нашел свое отражение и в праве, которое, однако, так и не стало до конца буржуазным. Задачу ликвидации пережитков феодализ­ма в общественной жизни России разрешит лишь Великая Ок­тябрьская социалистическая революция.

Тома «Российского законодательства» будут строиться по хронологическому принципу. Каждый из них включит в себя документы одного - двух исторических периодов в соответствии с периодизацией, принятой в нашей историко-правовой науке. Иногда документы одного периода будут помещаться в разных томах. Впрочем, это составит скорее исключение, чем правило.

Внутри томов документы располагаются по логическому принципу — исходя из формы законодательства, отраслей пра­ва и т. п.

Феодальное государство имеет свою специфическую право­вую систему, которая, однако, связана определенной общнос­тью и преемственностью с другими типами права. Действитель­но, в феодальном государстве имеются органы власти и управления, государственный механизм, организация государ­ственного единства — институты государственного права; раз­виваются собственность, договоры, наследование — учрежде­ния гражданского права; существуют институты уголовного права и т. д. Конечно, терминология меняется, меняется и со­держание институтов и понятий, но сущность их остается. Это и позволяет проводить анализ и обобщение, без которых вся­кая наука перестает быть наукой.

Настоящее издание будет состоять из 9 томов. Первый том включит документы Древнерусского государства и периода феодальной раздробленности; второй — законы периода обра­зования и развития Русского централизованного государства; третий — акты Земских соборов XVII века, в том числе — це­ликом Соборное уложение; четвертый — документы периода становления абсолютизма (конец XVII — начало XVIII века). Пятый том будет посвящен документам преимущественно вто­рой половины XVIII века; в шестой войдет законодательство первой половины XIX века; седьмой и восьмой тома охватят реформы и контрреформы второй половины XIX века (кресть­янскую, судебную и др.) и последний — девятый — том вклю­чит документы периода империализма и буржуазно-демократи­ческих революций.

Тексты законов даются по первоисточнику или по лучшим научным изданиям, ставшим в источниковедении каноном. При публикации древнерусского законодательства, где существуют различные варианты одного и того же закона, даются разно­чтения в рамках одной редакции, а также приводятся различ­ные редакции одного и того же закона.

Все издаваемые документы объясняются и подробно коммен­тируются. Мы стремимся к тому, чтобы сборник был доступен не только специалистам, но и широкому читателю.

Мы избегаем давать переводы документов на современный язык, как это делалось в некоторых изданиях. Во-первых, пере­водить закон с русского на русский — дело неблагодарное. Во-вторых, закон — это не литературное произведение, где тот или иной сюжет, образ можно описать разными словами; в за­коне каждая буква имеет специальный смысл, поэтому всякий перевод неизбежно искажает смысл закона. Наконец, в-треть­их, перевод навязывает читателю одну какую-то трактовку тек­ста, между тем как при чтении текстов древних законов часто возникают споры по их толкованию. Не давая перевода, мы стремились в комментариях показать различные точки зрения по спорным вопросам, с тем, чтобы читатель мог сам выбрать убеждающее его решение. Соответственно этому дается тексто­логический и тесно связанный с ним историко-правовой ком­ментарий к каждой статье или группе статей закона.


ВВЕДЕНИЕ

ом I предлагаемого читателю издания посвящен законода­тельству Древнерусского го­сударства и его исторических преемников — тех государств, больших, малых и мельчай­ших, на которые распалась Киевская Русь. Таким обра­зом, в книге освещены два тесно связанных периода истории государства и права СССР.

На переплете этой книги стоят слова «Российское законода­тельство». А что такое Россия, Русь, откуда пошли русские, кто придумал сами названия нашего народа и страны? Все это теряется во тьме веков, где достоверные факты перемеши­ваются с легендами. Мы можем лишь ввести вас, читатель, в круг споров и гипотез, познакомить с тем, что думали, писали исследователи, мнения которых очень и очень расходятся. Мы дадим вам вместе с тем ключ, который позволит решать, кто прав, а кто — нет в научном споре. Этим ключом является в большой мере законодательство, характеризующее многие сто­роны жизни общества. Конечно, этим ключом можно открыть не все двери, но, во всяком случае, — многие из них.

Разумеется, есть вопросы, которые можно считать уже ре­шенными. В свое время обсуждался вопрос о том, являются ли наши предки коренным народом Восточной Европы. Теперь уже признано, что они жили на своей территории с незапамят­ных времен, заполняя бескрайнюю равнину к северу от Черно­го моря. Из многочисленных славянских племен к концу I ты­сячелетия н. э. складывается древнерусская народность — пра­матерь трех братских народов — великороссов, украинцев, бе­лорусов.

Но вот откуда взялось самое название нашего народа? Наших предков середины I тысячелетия источники называют по-разному. В античных источниках не упоминается даже тер­мин «славяне». Впервые его встречаем у историка VI века Иордана, причем он называет «склавенов» также антами и ве­нетами. Наряду с этим византийские авторы VI —VII веков различают антов и славян, хотя и отмечают, что они говорят одном языке. Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его истории наших предков имеет обычно по названиям племен (или племенных союзов), в которые они объединялись,— поляне, древляне, кривичи, вятичи пр. Но в то же время в источниках появляется — в разных транскрипциях — слово «рос» («рус» и т. п.). Об этом го­ворят зарубежные авторы, почему-либо писавшие о наших предках. Уже в VI веке о росах говорит Псевдо-Захария, позже — Масуди, Ибн Хордадбе и др.

В источниках периода Древнерусского государства уже не упоминается об антах. Нет в них и племенных наименований. Зато все чаще появляются термины «русь», «русское». В дого­воре киевского князя Олега с Византией 911 года говорится о Руси как о договаривающейся стороне (другая сторона — Греки). А ст. 5 договора упоминает о «законе Русском». Важ­нейший законодательный памятник Древнерусского государст­ва называется «Правда Роськая» (Академический список) или «Правда Русьская» (Троицкий I список).

Вместе с тем нельзя не отметить, что слово «русь» употреб­ляется неоднозначно. Это и дало основание исследователям разделиться на две группы по их взглядам на проблему. Одни полагают, что «русь» первоначально было понятием социаль­ным, другие — что этот термин с самого начала носил этни­ческую окраску.

Доводы первых имеют под собой серьезные основания. Дей­ствительно, в источниках мы встречаем иногда противопостав­ление руси славянам. Иногда источник относит славян и русь к различным социальным группам, как это делает, напри­мер, ст. I Русской Правды: Положит за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжа; аще ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словенин, то 40 гривен положити за нь.

Все же большинство исследователей склоняется к точке зре­ния об этническом происхождении термина «русь», а также и об его этническом значении во времена Киевской Руси. Следу­ет сказать, что сторонники первой концепции не отрицают, что со временем социальное звучание термина перешло в этниче­ское. Весь вопрос в том, было ли слово «русь» когда-нибудь термином, обозначавшим социальную группу.

Сторонники этнического происхождения слова «русь» в свою очередь составляют несколько групп. В дореволюционной лите­ратуре возникло мнение, что под русью следует понимать варя­гов. Эту концепцию в тех или иных модификациях и в наше время пропагандируют на Западе. В новейшей литературе ее можно найти в работах американского профессора Р. Пайпса и в книге кембриджской преподавательницы X. Дэвидсон.

Современные исследователи обычно производят термин «русь» от названия речки Рось — притока Днепра, — проте­кавшей в земле полян. По названию этой речки, говорят они, сначала поляне, а потом и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, называют еще несколько рек в пределах нашей земли, носивших сходные названия, в том числе и Волгу, тоже называвшуюся Росью. Был и город Росия в устье Дона. Отсюда и обратная мысль: вся эта топо­нимика произошла от имени народа русь, которое является са­моназванием.

Вопрос о происхождении термина «русь» теснейшим образом связан с проблемой возникновения Русского государства. На этот счет у нас, казалось бы, имеются надежные источники, в том числе первоклассное летописное произведение, наш древ­нейший летописный свод — «Повесть временных лет», где под­робно описано, как возникло государство у славян. Это знаме­нитая легенда о призвании варягов: жили де славяне в своей богатой земле в беспорядке, надоела им такая жизнь и решили призвать они варяжских князей, чтобы те навели же­ланный порядок. Князьям за такую работу браться не очень хотелось, но потом они уступили настоятельным просьбам сла­вян, пришли к ним, сели в трех городах и учредили госу­дарство.

Сказочность этой истории очевидна. Тем не менее, такого материала оказалось достаточно, чтобы создать печально знаменитую норманскую теорию происхождения Русского государст­ва. Этим занялись еще в XVIII веке немецкие историки, приглашенные для работы в Российскую Академию Наук, Байер, Миллер, Шлецер. Материал был, конечно, очень соб­лазнителен, а параллели очевидны: русские — народ, ни на что не пригодный. В IX веке германцы создали им государс­тво, в XVIII — создают науку, так и положено, чтобы русские сидели тихо и с обожанием взирали на своих благодетелей.
Норманская теория имела тем больший успех, что, начиная с
Петра I, пошла мода на все западное, что половина царей и цариц того века были если не чистокровными немцами, то с из­рядной долей немецкой крови, не говоря уже о том, что придворная камарилья была в значительной степени иноземной.

Однако и в то время нашлись смелые и объективные
ученые, которые возражали норманистам. Среди них, конечно,
нужно назвать, прежде всего, великого Михаилу Ломоносова.
Правда, М. В. Ломоносов, не решаясь отвергнуть полностью
концепцию призвания варягов, пытался доказать лишь то, что
Рюрик, Синеус, Трувор и прочие князья были не германцами,
а представителями славянского племени русь, обитавшего на побережье Балтийского моря. Но даже и такой подход к проблеме был прогрессивным для своего времени.

Так сложились в исторической науке два лагеря — норманистов и антинорманистов, которые просуществовали в нашей стране до самого Октября и даже несколько дольше. На Запа­де же норманская теория и по сей день пользуется успехом, хотя число ее сторонников и поубавилось. Соблазн все тот же: показать русских полностью зависящими от Запада в интел­лектуальном отношении. Особым успехом пользовалась нор­манская теория у германских фашистов, но ее с удовольствием проповедуют и современные американские и западногерманские авторы.

Профессор университета штата Виргиния Ж. Вьежинский признает: «В большинстве наших исследований по средневеко­вой истории России мы выделяем внешнее влияние как решаю­щее. Редко можно найти оценку ранней русской истории, автор которой не отдавал бы предпочтения влиянию византийской, скандинавской или германской культур на развитие Русского государства». Конечно, в наши дни уже нельзя проповедо­вать норманизм в столь примитивной форме, как это делалось в XVIII веке. В новейших исследованиях буржуазной науки предлагаются более обтекаемые варианты норманской теории.

Еще в начале нашего века родилась теория норманской коло­низации России. Сейчас ее проповедует упоминавшийся Р. Пайпс. С его точки зрения, норманны, главным занятием кото­рых была торговля, создали свои колонии вдоль торговых пу­тей на территории Руси, а «первое государство восточных сла­вян появилось как побочный продукт в результате торговли двух иностранных народов — скандинавов и греков». Как просто, не правда ли? На аналогичных позициях стоит и X. Дэвидсон.

История была, есть и будет классовой, партийной наукой. Она всегда служит господствующему классу. Наш летописец и его позднейшие редакторы служили той власти, которой тре­бовалось обоснование своей правомерности, общественной необ­ходимости, законного происхождения. Все это давала легенда о призвании варягов. Если изложить идею этой легенды совре­менным языком, то она сведется к следующему: во-первых, власть князя, государственная власть есть представитель по­рядка в беспорядке; во-вторых, она установлена по воле самого народа, уставшего от беспорядка; в-третьих, она — явление надклассовое, в равной мере необходимое всем членам общест­ва. Таков был социальный заказ летописцу, и он его вы­полнил.

Но почему все-таки варяги, почему нельзя было найти своих, русских, князей для создания Русского государства? И на это летописец дает ответ. Как известно, нет пророка в своем отечестве. Свой не может быть объективным, а для чужого все равны; он может править, не оглядываясь на друзей и близких. К тому же варяги-норманны привлекали летописца своим евро­пейским авторитетом. Этот народ играл заметную роль в Евро­пе XI века. Достаточно вспомнить, что норманнский король Вильгельм Незаконнорожденный в 1066 году завоевал Анг­лию, положив начало новому этапу в ее истории и снискав себе более благозвучное прозвище — Вильгельм Завоеватель. По­родниться с такими монархами для русских князей было ле­стно.

К тому же, как известно, лучшая ложь приготовляется из полуправды. А правда состоит в том, что враждующие группи­ровки новгородской знати действительно иногда приглашали варяжских князей с дружинами в качестве союзников или наемников в междоусобной борьбе. Отсюда — один шаг до соз­дания легенды о возникновении русской государственности с помощью варягов.

Но если призвание варягов — это легенда, то, как же в дей­ствительности возникло Русское государство? Вполне опре­деленно на этот вопрос мы ответить не можем, но совершенно очевидно, что его создали не какие-то князья или герои, а оно возникло в силу объективных социальных закономерностей, т. е. за счет внутреннего развития древнерусского общества.

Недостаток источников и здесь очень затрудняет решение проблемы и вызывает также оживленные споры в науке. Преж­де всего, обсуждается вопрос, было ли Киевское государство первым государством восточных славян или у него были исто­рические предшественники? В источниках упоминается о разных политических образованиях, которые существовали в Восточной Европе накануне возникновения Киевского государ­ства. Это известные Куявия, Славия и Артания, располагав­шиеся предположительно в Киевской земле, по озеру Ильмень и на Таманском полуострове, приблизительно в VIII веке. Это еще более ранние образования во главе с Божем и Маджаком, имевшие место в VI и даже IV веках. Само существование всех названных политических образований не вызывает сомнений, однако скудность источников не позволяет с достоверностью судить, были ли они уже государствами или чем-то догосударственным, предгосударственным, например племенными союза­ми, являющимися, как известно, переходной ступенькой между родовым строем и государственной организацией. Для С. В. Юшкова все названные объединения восточных славян — государства. Другие авторы в этом сомневаются.

При всех спорах и неясностях достоверным остается одно: в IX веке государственность у восточных славян уже существу­ет; объединение земель вокруг Киева, безусловно, является го­сударственным объединением, государством. Е. А. Рыбаков по­лагает, что о Киевском государстве можно говорить уже с самого начала IX века.

Иного мнения придерживается И. Я. Фроянов. В отличие, пожалуй, от всех советских исследователей И. Я. Фроянов выд­вигает концепцию, по которой Русь, по крайней мере, до конца X века, остается еще не государством, а племенным союзом, т. е. переходной к государственной организации формой, соот­ветствующей этапу военной демократии.

Государство возникает как продукт классовых противоречий, как орудие классового угнетения, одним словом, как явление классовое. В разных странах становление государства склады­вается по-разному. В классических условиях (Двуречье, Егип­те, Греции, Риме) государство возникает как орудие класса рабовладельцев для подавления сопротивления рабов. Там ра­бовладельческие государства возникали как первая форма клас­совой организации общества. По-другому обстояло дело в Центральной и Восточной Европе, в Казахстане, Монголии и некоторых других районах. Здесь исторически первыми госу­дарствами стали государства феодального типа. Феодальным было и Древнерусское государство. Правда, в нашей литерату­ре выдвигалась версия, что Киевское государство следует счи­тать рабовладельческим (Б. И. Сыромятников), но она не наш­ла поддержки в науке.

Однако если Древнерусское государство было феодальным, то почему так получилось, что наш народ миновал стадию ра­бовладения, рабовладельческую формацию, рабовладельческий тип государства? Проблема эта вызывает много споров и по сей день.

Б. Д. Греков отвечал на данный вопрос таким образом: у славян была община и у них был более высокий уровень средств производства. Оба эти довода, конечно, имеют зна­чение. Но каждый из них вызывает дополнительный вопрос: почему? Почему община в античном мире разложилась и не препятствовала возникновению рабовладения, а у нас на смену кровнородственной пришла территориальная община, просуществовавшая затем тысячу лет и действительно тормо­зившая классовую дифференциацию?

И второй вопрос. Действительно, уровень развития произво­дительных сил у восточных славян был выше, чем у народов античного мира в период классообразования у них. Но ведь когда-то, несколько веков раньше, этот уровень совпадал с сос­тоянием производительных сил у античных народов. Почему же тогда не возникло классовое общество, рабовладельческое государство у славян?

Выдвигают иногда и такой довод: восточные славяне вышли на историческую арену тогда, когда рабовладельческий строй уже изжил себя в передовых европейских странах, т. е., попрос­ту говоря, славяне заимствовали готовый феодализм у своих соседей. Такие вещи, в общем-то, бывают, и с этим можно было бы согласиться. Но тут опять же возникает вопрос: почему славяне раньше не переняли у соседей рабовладельческий строй? Ведь они и их предки с давних пор имели контакты, скажем, с греческими колониями в Причерноморье, где рабо­владение было в расцвете. Были и другие рабовладельческие государства по соседству, почему бы не перенять рабовладение у них?

Говорят, наконец, еще об одном факторе, препятствовавшем у славян существованию рабовладельческого строя, — о при­родной среде. Действительно, условия жизни и работы раба в Восточной Европе совсем не те, что в бассейне Средиземного моря. В Египте раба не надо было охранять — его хорошо ох­раняли львы Ливийской пустыни. Ему не нужна была даже крыша над головой: дожди в Египте — большая редкость. В жарком климате рабу не требуется и много пищи, калорий­ность ее может быть невысокой.

По-другому обстоит дело в лесах и степях Восточной Евро­пы. Раба здесь надо серьезно охранять, убежать ему легче лег­кого; его надо одевать-обувать, иначе он не перенесет даже осень, не говоря о зиме; его надо прилично кормить, а то какой из него работник. Все это, конечно, требует затрат, и немалых. Поэтому, говорят, содержать раба у славян было просто невы­годно.

Все это очень логично, но, тем не менее, вызывает тоже закон­ный вопрос. Климат — фактор довольно стабильный. Во вся­ком случае, в исторически обозримые сроки он не менялся кардинальным образом. И если климат допускал рабство в Средиземноморье в VI веке до н. э., то почему бы ему не за­консервировать рабовладельческий строй и до VI века н. э. и даже позже? С другой стороны, орудия производства — фактор подвижный. С их развитием производительность труда растет, а значит, эксплуатация раба может стать рентабельной и в неблагоприятном климате Восточной Европы. Очевид­но, что и географическая теория есть лишь часть объяснения, а не исчерпывающая концепция.

Как же тогда объяснить этот исторический скачок от перво­бытнообщинного строя к феодальному, который произошел у восточных славян и еще у многих народов Европы и Азии?

Думается, что ответить на этот вопрос можно следующим образом: когда производительные силы славян достигли при­мерно такого уровня, как в античном мире в эпоху классообра­зования, классы, а значит, и государство образоваться у них не могли. Рабский труд в природных условиях Восточной Европы при том уровне развития орудий производства не оку­пил бы себя, экономически рентабельным не стал бы. Но когда уровень производительных сил достиг у славян такой ступени, что эксплуатация человека человеком стала экономически воз­можной, а значит, возникли и классы, вступил в действие дру­гой фактор. Теперь орудия производства стали настолько со­вершенны, что уже не допускали применения рабского труда, эксплуатации человека, совершенно не заинтересованного в сво­ем труде. Таким образом, сначала рабовладение было еще не­возможно, потом оно стало уже невозможным. Так совершился этот переход от первобытнообщинного строя к феодализму.

Конечно, такой переход не был скачком в полном смысле слова, это не был революционный взрыв, одномоментное явле­ние. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму был длительным эволюционным процессом, занявшим, по крайней мере, несколько веков. Общество того же периода име­ло специфическую структуру, которой соответствовала и специ­фическая политическая надстройка.

В нашей литературе этот период получил разные наименова­ния: варварский период, дофеодальный, период становления феодализма, период формирования феодализма. Б. Д. Греков назвал его «полупатриархальным — полуфеодальным». Однако вне зависимости от названия природа его представля­ется более или менее однородной. Для периода, переходного от первобытнообщинного строя к феодализму, характерно наличие трех борющихся укладов: первобытнообщинного, ра­бовладельческого и феодального. Первый из них неуклонно убывает, второй возникает, но не развивается, третьему же суждено будущее. В тот момент, когда феодальный уклад ста­новится преобладающим, общество превращается в феодальное, феодализм побеждает.

Хронологически этот период разные исследователи помеща­ют по-разному. С. В. Юшков датировал конец периода форми­рования феодализма X — XI веками, княжением Владимира и Ярослава, полагая, что Киевское государство возникает еще как дофеодальное. Более поздние исследователи относят по­беду феодализма к IX веку, совмещая ее с образованием древ­нерусского Киевского государства. Б. Д. Греков, первоначально полагавший, что возникновение феодализма совпадает с фео­дальной раздробленностью, к концу своих дней перешел на кардинально противоположные позиции и отнес переход к фео­дализму к IX веку. В то же время он признал возможность подразделения истории Киевского государства на два периода по развитию, как базиса, так и надстройки.

Впрочем, в литературе встречаются концепции, полностью отрицающие период формирования феодализма как специфи­ческую историческую категорию. И. Я. Фроянов, применяя термин «дофеодальный период», понимает под ним последнюю стадию первобытнообщинного строя.

Итак, Древнерусское государство и право — это феодальное государство и право. Правда, С. В. Юшков делил его историю на два периода — дофеодальный и феодальный, проводя гра­ницу между ними, как уже отмечалось, по X веку. Но эта кон­цепция не прижилась, несмотря на тонкий и достаточно обо­снованный анализ, проведенный ее автором. Большинство современных историков считают Древнерусское государство с самого начала раннефеодальным.

В Киевской Руси крестьянство (хотя еще и не все) уже нахо­дилось в феодальной зависимости. Вместе с тем закрепощение делает только первые шаги. Во всяком случае, настоящего, юри­дически оформленного крепостного права нет еще и в помине. В. И. Ленин, говоря о феодальной зависимости, отмечал раз­ные ее формы: «Формы и степени этого принуждения могут быть самые различные, начиная от крепостного состояния и кончая сословной неполноправностью крестьянина». В Киев­ской Руси преобладала эта последняя форма.

Для господствующего класса характерно преобладание фео­дальной аристократии — боярства. Именно ему принадлежит решающая власть в обществе и государстве. Некоторое исклю­чение составляет Псков, где нет данных о господстве крупного боярского землевладения и, соответственно, политическом господстве крупного боярства.

Раннефеодальным государствам свойственны две формы правления — республика и монархия. В Киевском государстве на протяжении всей его истории существовала только монархи­ческая форма правления. При этом народное собрание — ве­че — в Киеве функционировало слабо. Правда, И. Я. Фроянов полагает, что в Древнерусском государстве, во всех его землях, на протяжении X — XIII веков «глас народный на вече зву­чал мощно и властно, вынуждая нередко к уступкам князей и прочих именитых «мужей». Вряд ли, однако, это соответс­твовало действительности. Великому князю помогала в управлении узкая коллегия — совет из приближенных бояр, княжи мужи.

По-другому обстояло дело в Новгороде и Пскове, с тех пор как они освободились от киевской зависимости. Здесь сложи­лись феодальные республики в их аристократическом варианте. И в Новгороде и в Пскове существовали князья, но они выпол­няли совсем не те функции, что в Киеве. В феодальных респуб­ликах князья были уже не монархами, не главами государства. Соответственно здесь была заметна роль других, республикан­ских органов — веча, осподы, — принимавших активное учас­тие в управлении государством. Для Новгорода характерно также влияние на государственное управление руководителя церкви — владыки. Все это по рукам и ногам связывало князя, не оставляя ему самостоятельной власти ни в законодательстве, ни в управлении, ни в судопроизводстве. А бес посадника ти, княже, суда не судити, ни волостии раздавати, ни грамот ти даяти, — говорится в договоре Новгорода с князем. Это по­ложение закреплено и в ст. 2 Новгородской Судной грамоты.

Действительной властью в Новгороде и Пскове была оспода — совет господ, собрание верхушки боярства. Однако и народное собрание — вече — имело большую силу в управлении государством.

Реальное соотношение роли осподы и веча, отражающее соот­ношение классовых сил в Новгороде и Пскове, является пред­метом спора в науке. Одни авторы полагают, что вече по преимуществу шло на поводу у осподы, умевшей прибирать новгородскую вольницу к рукам, другие настаивают на народ­ном, демократическом характере веча. Ю. Г. Алексеев, кото­рый разделяет вторую точку зрения, отмечает, однако, тенден­цию к усилению влияния феодалов на вече, развивающуюся со временем. Советскими археологами было высказано серь­езное сомнение относительно широкой представительности нов­городского веча. В. Л. Янин показал, что Ярославово дворище, на котором собиралось вече, могло вместить лишь несколько сот человек, а отнюдь не всех граждан города.

Что касается системы управления, то первоначально в Киев­ском государстве действовала так называемая десятичная систе­ма, выросшая из военной организации; затем, в X веке, она сменилась дворцово-вотчинной системой, наиболее характерной для раннефеодальной монархии. При дворцово-вотчинной сис­теме государство управляется подобно феодальной вотчине. Управление государством есть как бы продолжение управления доменом великого князя; разницы здесь, собственно говоря, нет. Лица, обслуживающие потребности монарха, одновременно являются чиновниками государства, если подобный термин применим к той эпохе.

Десятичная система еще не знает разделения даже на цент­ральные и местные органы. Дворцово-вотчинная система пред­полагает уже выделение местных органов управления. В этом качестве выступают местные князья, а также наместники и во­лостели — должностные лица, назначаемые великим князем, вкладывается известная система кормления.

Для раннего феодализма свойственна неотделённость суда от администрации, отсутствие специальных судебных органов, т. е. те органы и должностные лица, которые осуществляют за­конодательную власть и управление, в той же мере выполняют и судебные функции. Это относится и к высшим органам и к местным, и в монархиях и в республиках.

С точки зрения организации государственного единства для раннефеодального государства характерна система сюзерените­та-вассалитета. Киевское государство первоначально было комплексом примитивных русских государств и племенных княжений. Вместе с тем оно выступало как единое целое. Степень этого единства, однако, колебалась, имея тенденцию по мере развития феодальных отношений к ослаблению, пока на смену единству не пришла раздробленность, распад государ­ства на множество самостоятельных государств, все более мель­чавших.

Древнерусское право, как и всякое право, рождается вместе с Древнерусским государством. Тип его, естественно, соот­ветствует типу этого государства. Как всякое феодальное пра­во, древнерусское право было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал, что равенства людей, принадлежащих к разным социальным группам, нет и быть не может. Он не только не скрывал этого неравенства, но всячески и постоянно его подчеркивал.

Холоп с точки зрения закона почти не человек. Русская Правда приравнивает детей холопов к приплоду скота: от челя­ди плод или от скота, говорит ст. 99 Троицкого списка. Поэто­му жизнь челяди охраняется законом не как самостоятельная ценность, а лишь как имущество, принадлежащее какому-то хозяину. Правда, за убийство холопа налагается наказание, но не обычная в этом случае вира, а лишь маленький штраф в 5 гривен. В определенных случаях холопа вообще можно убить, не неся за это никакой ответственности.

Холопы не являются и субъектом права. Почему? Закон и это объясняет с обезоруживающей откровенностью: зане суть не свободни (ст. 46 Троицкого списка Русской Правды). Прав­да, холопы Древнерусского государства все же отличались от рабов античного мира. Некоторые черты правосубъектности у них появляются, но еще весьма малозаметные. Со временем, однако, правовое положение холопов меняется в лучшую сторо­ну — они имеют тенденцию к сближению с крестьянами. Одна­ко даже Новгородская Судная грамота в XV веке рисует нам положение холопа как весьма бесправное. Так, он все еще не может быть свидетелем, за исключением дел о холопах.

Главной же отличительной чертой древнерусского холопства было не столько его правовое положение, сколько практическое использование этого положения. Холопство на Руси было преимущественно патриархальным и использовалось не столько в процессе производства, сколько в быту, в роли всякого рода слуг. Со временем, правда, разовьется процесс привлечения холопов к крестьянскому труду, их начинают сажать на землю.

Следует отметить одну терминологическую тонкость древне­русского права. Слово холоп Русская Правда относит только к мужчине, несвободная женщина именуется робой. Собира­тельное имя для тех и других — челядь (чадь).

Если холопы не имеют почти никаких прав, то остальное население Руси их имеет. Имеет, но разные. Круг правоспособ­ности различается в зависимости от социальной принадлежнос­ти лица. Русская Правда формулирует это вполне откровенно. Особенно четко видна социальная дифференциация в уголов­ном праве. Закон устанавливает разную ответственность за по­сягательство на лиц, стоящих на разных ступеньках феодаль­ной лестницы. За убийство наиболее знатных людей — двой­ная вира (80 гривен), за основную массу свободных — 40 гривен. Есть и категория людей, за убийство которых платится не вира, а особый штраф в меньшей сумме (12 гривен), за смерда же вообще платят лишь 5 гривен. Имеются различия и в наследственных правах феодалов и смердов.

Если Русская Правда проводит различие по объекту прес­тупления, то Новгородская Судная грамота — по субъекту. Так, за клевету в суде с боярина взимается 50 рублей, с житье-го человека — 20, а с молодшего — всего 10 рублей (ст. 6). Аналогичная мера применяется и в некоторых других случаях.

В отличие от Русской Правды и Новгородской Судной гра­моты (НСГ), Псковская Судная грамота (ПСГ) не знала социальной дифференциации в применении права.

Древнерусское право возникает вместе с Древнерусским го­сударством. Следовательно, хронологические рамки этого явле­ния столь же не ясны. Установить точные даты здесь трудно еще и потому, что первой формой выражения правовой нормы явился обычай, который, конечно, не документировался. Пра­вовой обычай, обычное право выросло из обычаев первобытно­общинного строя, со временем приспособленных к интересам эксплуататоров и соответственно трансформированных. У нас мало источников, по которым можно судить о древнерусском обычном праве. Тем не менее, известна система норм уголовно­го, особенно семейного, в какой-то мере процессуального права.

В источниках, и довольно ранних, упоминается уже и о зако­не. Прокопий Кесарийский в VI веке писал, что у славян «вся жизнь и законы одинаковы». Встречаем мы упоминание о «законе русском» и в договоре Олега с греками 911 года. Однако вряд ли можно понимать в том и другом случае слово «закон» в прямом, современном смысле. Скорее, здесь имелась в виду просто правовая система, русские обычаи и т. п., но не писаный закон. Во всяком случае, до нас не дошло не только какого-либо писаного закона, но даже и упоминания о каком-нибудь конкретном законе до X века.

Правда, еще в начале XX века высказывалось мнение, что Древнейшую часть Русской Правды надо датировать IX или даже VIII веком. В наше время эту идею воспринял Б. Д. Греков. Он утверждал даже, что древнейшую часть Рус­ской Правды следует датировать VII — VIII веками, но сколь­ко-нибудь серьезных доказательств в пользу такого утвержде­ния не привел. Б. Д. Греков, зато отметил одно важное обстоятельство: само слово «закон» — древнерусского происхождения. Больше того — оно перешло в язык печенегов, и было у них в ходу в X веке.

Первые законодательные памятники мы встречаем в Древне­русском государстве. Л. В. Черепнин полагал, что уже в начале X века существовал сборник законов — прообраз Рус­ской Правды. Думается, однако, что прав И. Я. Фроянов, отме­чающий недоказанность этого положения. В свою очередь вряд ли можно согласиться и с И. Я. Фрояновым, сомневаю­щимся в законодательной деятельности князя Владимира Свя­тославича.

Важнейшим законодательным памятником Древнерусского государства явилась Русская Правда, ибо в ней охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. Наряду с Русской Прав­дой следует назвать и княжеские уставы, регламентировавшие отдельные вопросы жизни древнерусского общества.

Русская Правда и некоторые уставы известны в нескольких редакциях. Понятие редакции исторического источника — кате­гория сложная. Оно включает в себя два компонента: деятель­ность законодателя, изменявшего закон по существу, и работу переписчиков, по-своему компоновавших доходивший до них текст, порой произвольно соединявших или разъединявших от­дельные законы или нормы. Так, например, Краткая редакция Русской Правды включала два крупных закона, созданных с разрывом в несколько десятилетий, но объединенных историче­ской преемственностью, а также некоторые отдельные нормы. Правда Ярослава и Правда Ярославичей создавались князья­ми, законодательной властью, а переписчик затем объединил эти законы в один документ, который мы называем Краткой редакцией Русской Правды.

У нас мало сведений о законодательном процессе Древней Руси. Все законодательство Киевского государства — это акты княжеской власти. В силу монархической природы государства они не могли быть иными. Правда, И. Я. Фроянов сомневается в монархической природе Древнерусского государства, по крайней мере, в Х веке. Соответственно он сомневается в законодательных правах великих князей. Думается, однако, что для подобных утверждений оснований явно недостаточно. Согласно точке зрения И. Я. Фроянова, получается, что в Киевском го­сударстве вече играло такую роль, которая, по существу, делает это государство республикой. Похоже, что названный автор переносит на Киев те порядки, которые сложились в Новгоро­де с середины XII века. Эта позиция нам представляется ма­лоубедительной.

Так или иначе, но подробностей о законодательном процессе у нас почти нет. Порой спорна даже точная датировка приня­тия закона и место его издания.

Иногда в монархии закон принимался коллегиально, не еди­ноличным монархом, а съездом князей. Именно так было вне­сено изменение в Русскую Правду во второй половине XI века. Закон изменил не один монарх, а три сына Ярослава Мудрого, собравшиеся для этого. Притом они призвали к реше­нию проблемы и своих приближенных — мужей. Таким обра­зом, вторая часть Краткой редакции Русской Правды — плод коллективного законотворчества наследников Ярослава, кото­рым отец завещал править вместе.

Принятые законы, очевидно, приобретали форму какой-то грамоты. Во всяком случае, так изображает летопись издание Ярославом Мудрым Русской Правды.

Подлинники ни одного древнего закона, однако, до нас не дошли. Мы знаем их содержание по летописным и иным запи­сям, которые отличаются одна от другой, порой заметно. Так возникла проблема «списков» того или иного закона, т. е. руко­писных вариантов одной и той же редакции закона. После рас­пада Киевского государства законодательство выступает преимущественно в форме уставов тех или иных великих и удельных князей по отдельным вопросам. Законодательство мельчает в меру дробления самого государства. По-другому обстоит дело только в двух феодальных республиках, возник­ших на развалинах Киевского государства — Новгородской и Псковской.

Здесь были изданы два крупнейших закона, носивших наз­вание судных грамот. Новгородская Судная грамота дошла до нас не полностью.

Зато Псковская Судная грамота, сохранившаяся целиком, поражает богатством содержания и развитостью для своего времени правовых институтов и целых отраслей права. Псков­ская Судная грамота, подобно Русской Правде, представляет собой целый свод псковских законов, в котором заметно как общее развитие права, так и местные особенности, связанные со специфическим положением Пскова на западном рубеже Русской земли.

Конечно, когда мы говорим о Русской Правде или Псков­ской Судной грамоте как о сводах законов, это надо понимать в весьма условном смысле. Свод законов — всегда систематизи­рованное собрание норм. Говорить же о сколько-нибудь серьез­ной системе в Русской Правде или даже в Псковской Судной грамоте не приходится. Конечно, можно отметить определен­ные части текста, посвященные той или иной проблеме, но ка­кую-нибудь отраслевую или иную систематизацию увидеть здесь трудно. Да и вообще, система права в Киевском государ­стве или Пскове еще весьма примитивна.

Законодателя больше всего интересуют нормы уголовного права, им и посвящена большая группа статей, с них начинает­ся Русская Правда. Большое внимание уделяется и процессу­альным нормам, притом разделения на уголовный и граждан­ский процесс незаметно.

В литературе можно встретить утверждение о том, что русская Правда не знала грани также между уголовным и гражданским материальным правом. Это, конечно, заблужде­ние, ибо названные отрасли права объективно при всем жела­нии нельзя смешать. Как известно, формы ответственности в уголовном и гражданском праве существенно различаются: уголовному праву свойственно наказание, гражданскому — воз­мещение ущерба. Некоторых читателей порой смущает, что в древнерусском праве преобладают имущественные наказания, которые иногда можно спутать с возмещением ущерба. К тому же часто наказание сопровождается и гражданской ответствен­ностью. Так, Русская Правда предусматривает за один из ви­дов убийства виру и головничество, где вира выступает в каче­стве наказания, а головничество — как возмещение ущерба семье убитого. Таким образом, здесь наличествуют сразу две формы ответственности. При этом и наказание выражается в уголовном штрафе, т. е. в уплате определенной суммы денег. Разница только в том, что вира идет в пользу князя — госу­дарственной власти, а головничество — семье потерпевшего. Таким образом, здесь нет никакой неразграниченности уголов­ного и гражданского права, а одновременное применение двух форм ответственности именно так, как это делается и в совре­менном праве.

Для доказательства идеи о неразграниченности двух отрас­лей права иногда приводят статью Русской Правды, в которой говорится о наказании за неуплату долга. Вот, дескать, типич­но гражданские правоотношения, а за их нарушение установле­но наказание, мера уголовно-правовая. Думается, что такой до­вод наивен. Законодатель вправе установить уголовную ответ­ственность за нарушение гражданско-правовых обязательств, и это не будет означать слияния двух форм ответственности. Просто в этом случае нарушение гражданского закона объявля­ется преступлением. Наказание не исключает применения и гражданско-правовых форм воздействия. Опять же здесь будет не смешение двух форм ответственности, а просто одновремен­ное их применение.

Есть и еще одна — крайняя — концепция, в соответствии с которой вообще нельзя говорить о традиционных отраслях права в Древнерусском государстве. Автор статьи «Древнерус­ское право» в сборнике «Советское источниковедение Киевской Руси» полагает, что «в системе феодального права Киевской Руси не может быть деления на гражданское, уголовное, земельное, семейное право и т. д.». Он полагает, что систему права при феодализме следует строить не по отраслям, а по сословиям — боярское право, крестьянское право, посадское право и т. д. Думается, однако, что такое предложение вряд ли приемлемо.

Следует подчеркнуть то значение, которое придавалось в древнерусском праве гражданским нормам. Это заметно и в Русской Правде, но особенно в Псковской Судной грамоте — документе, более позднем и к тому же принятом в торговом городе, где гражданский оборот был достаточно развит. Это отличает памятники древнерусского права от аналогичных за­конов Западной Европы, бывших по преимуществу уголовны­ми и процессуальными.

В Русской Правде регламентируются вопросы собственности, довольно развита система договоров. Больше всего внимания уделено договору займа, но регламентируются также и купля-продажа, хранение, личный наем. Еще более развиты эти ин­ституты в Псковской Судной грамоте. В законах содержатся также и нормы наследственного права.

Что касается семейного права, то оно отражено отчасти в княжеских уставах. Вообще же эта сфера регламентируется главным образом нормами канонического права. С введением христианства церковь взяла на себя эту важную сферу общест­венных отношений, ранее регулировавшуюся только обычным правом. Притом она в корне изменила нормы семейного права. На смену языческим формам вступления в брак {умыкание у воды и пр.), полигамии, пришел церковный брак с его монога­мией, трудностью развода и пр.

Таким образом, Древнерусское государство и его историчес­кие преемники имели уже достаточно развитую правовую сис­тему, отражавшую высокий для своего времени уровень разви­тия древнерусского общества.

В литературе ставился вопрос об исторических источниках древнерусского права. При этом в дореволюционных исследо­ваниях настойчиво проводилась мысль об иноземном происхож­дении русского права или, по крайней мере, важнейших его ак­тов. Так, дореволюционный автор Ф. А. Морошкин считал, что Русскую Правду нам привезли варяги. Это было логичес­ким развитием норманской теории: если государство на Руси создали варяги, то кому же, как не им, создавать и русское право. Н. М. Максимейко говорил о влиянии византийского законодательства на Краткую Правду.

Современные западные авторы повторяют зады старой исто­риографии. Шел спор и о национальной принадлежности норм, содержащихся в договорах Руси с греками. Несмотря на пря­мое указание на «закон русский» в договоре Олега, некоторые авторы утверждают, что в названных договорах содержится преимущественно византийское, а не русское право. Пайпс и Дэвидсон считают русско-византийские договоры даже варяж­ским правом. О сильном влиянии византийского права на русское неоднократно говорилось и по другим поводам. При­менительно к более позднему периоду дореволюционные авто­ры отмечали влияние на русское законодательство даже мон­гольского права. В частности, этим объяснялось ужесточение уголовной репрессии.

Конечно, Русь жила постоянно в окружении других народов, которые так или иначе влияли на нее, и на которых влияла она. Известно, что славяне ассимилировали ираноязычные скифо-сарматские племена на юге, постоянно смешивались с фински­ми племенами на севере. Они взаимодействовали с западными и южными славянами. Б. Д. Греков провел сравнительный ана­лиз законодательства Польши и Хорватии с русским правом и нашел много общего. Киевские князья неоднократно всту­пали в династические браки, которые способствовали взаимо­проникновению культур, в том числе и правовой культуры.

Введение христианства не могло не отразиться на развитии русского права; с распространением православия стали применяться разнообразные нормы канонического права. Вошли в употребление даже целые сборники иноземного права. Так, например, при решении дел о религиозных преступлениях ви­зантийское духовенство, приехавшее в Киевское государство, применяло так называемый Градский закон, то есть Прохирон византийского императора Василия Македонянина, изданный в VIII веке. Применение византийского права церковными уч­реждениями и должностными лицами как по уголовным, так и по гражданским делам тем более было необходимо, что Русская Правда и другие древнерусские законы имели заметные пробелы.

Однако считать древнерусское право собранием разноязычных норм было бы в высшей мере ошибочным. Древнерусское право создавалось на русской почве, оно отражало те общест­венные отношения, которые сложились на Руси, закрепляло те порядки, которые были обусловлены природой древнерус­ского феодального общества. Древнерусское законодательство выросло из обычного права, а обычаи уходят корнями глубоко в историю народа. Да, в древнерусском праве встречаются нор­мы, аналогичные западноевропейским. Иногда здесь имело мес­то и заимствование. Однако чаще сходные нормы порождались просто сходными общественными отношениями. Самое же глав­ное то, что основная масса правового материала не может быть сведена к чужеземным источникам, ее происхождение никак нельзя объяснить заимствованием.

Вопрос о национальной принадлежности древнерусского пра­ва имеет и еще один аспект. Буржуазные украинские национа­листы выдвинули концепцию, по которой Древнерусское госу­дарство и право принадлежат исторически не трем славянским народам, а являются по своей природе украинским государством и правом. В свое время эту идею развивал буржуазный историк Грушевский, теперь ее проповедуют эмигранты нового поколения. Так, подвизающийся в США националист Н. Чировский вновь говорит об украинском характере Киевской Руси. Но, угождая западным хозяевам (сначала немцам, а теперь американцам), дополняет свою концепцию норманизмом, объявляя, что Киевское государство имело «украинско-варяжское происхождение». Концепция эта высшей степени надуманна. Конечно, Древнерусское государство включало в себя территорию современной Украины, хотя и не сводилось к ней. Конечно, столица Древнерусского государства совпадает со столицей современной Украины, хотя нельзя забывать и о другом важнейшем центре Древнерусского государства — Новгороде. Однако ни в IX, ни в XII веке нельзя еще говорить об Ук­раине и украинцах. Нет еще исторически обособленной терри­тории Украины, нет еще украинского языка, нет вообще специ­фически украинской культуры, нет специально украинских экономических связей. Одним словом, не существует еще украинской народности, есть единая древнерусская народность, ко­торая позже, уже за пределами исследуемого в настоящем томе периода, породит три самостоятельные народности, в том числе и украинскую. Таким образом, право Древнерусского государ­ства — это именно древнерусское, а не какое-нибудь иное право.

Древнерусское государство возникло как инструмент подав­ления сопротивления трудящихся феодалами. Боярство, кото­рое стремилось все больше закабалить смердов, нуждалось в сильной центральной власти, в относительном единстве госу­дарства. Но с течением времени местные князья и крупные бояре, осевшие в своих княжествах и вотчинах, разбогатевшие за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн, почувс­твовав свою собственную силу, стали тяготиться центральной властью, властью великого князя и его аппарата. Центробеж­ные силы в государстве усиливаются, пока не приводят к рас­паду Древнерусского Киевского государства. Так развитие феодальных отношений, которое в IX веке породило Киевское государство, в XII веке приводит к его распаду. Киевское госу­дарство прекратило свое существование. Но по-другому сложи­лась судьба его правовой системы, его законодательства. Оно продолжало действовать и в тех государствах и «государствишках», на которые распалась Древняя Русь. В них создаются свои законы — уставы тех или иных князей. Однако они не могут — да и не собираются — заменить собой всю сложную систему законодательства Киевской Руси. Во всяком случае, основа древнерусского права — Русская Правда продолжает действовать во всех землях феодально-раздробленной Руси. Даже в Новгороде и Пскове, создавших свои крупные законо­дательные акты, Русская Правда оставалась действующим ис­точником права. Это обстоятельство, отмеченное в свое время еще С. В. Юшковым, в недавнее время подтвердил примени­тельно к Пскову Ю. Г. Алексеев. Историческое значение Русской Правды вышло и за пределы периода феодальной раз­дробленности; она действовала и в Московском и даже в Ли­товском государстве. Конечно, древнерусское право не оста­валось неизменным. Об этом свидетельствуют новые редакции Русской Правды, которые появляются после распада Киевской Руси.

Феодальная раздробленность не означала, что развитие Руси остановилось или, тем более, пошло вспять. Это был необходи­мый период в истории русского феодализма, в ходе которого продолжалось развитие феодальных производственных отноше­ний, политическое развитие. Неизбежно развивается и право. Однако в силу отсутствия единого общерусского государства не может теперь создаваться и общерусское право, новые обще­русские законы. Конечно, действует, как уже сказано, по-преж­нему Русская Правда, даже создаются ее новые редакции (III —V), но это, по существу, не новое законодательство, а лишь частная кодификация, творчество переписчиков, по своему разумению подправляющих (или портящих) текст закона, принятого в период расцвета Древнерусского государства.

Придет время, и на месте раздробленной Руси встанет Рус­ское централизованное государство, создающее вновь общерус­ские законы. Но это уже другой, новый период истории госу­дарства и права СССР.

I том «Российского законодательства X — XX веков» под­готовлен коллективом авторов. Предисловие к изданию и Введение к тому написаны доктором юридических наук О. И. Чистяковым; введение к Русской Правде — доктором ис­торических наук Я. Н. Щаповым; текст Краткой редакции Рус­ской Правды и комментарий к ней подготовлены кандидатом юридических наук Т. Е. Новицкой; Пространной редак­ции — Я. Н. Щаповым; библиография по Русской Правде сос­тавлена Т. Е. Новицкой.

Общее введение к разделу «Княжеские уставы и уставные грамоты» написано Я. Н. Щаповым. Им же написано введение к Уставу князя Владимира о церковных судах. Текст Сино­дальной редакции этого устава и комментарий к ней подготов­лены кандидатом юридических наук Н. А. Семидеркиным; Оленинской редакции — Я. Н. Щаповым. Введение к Уставу князя Ярослава Владимировича, текст Краткой редакции и комментарий к ней подготовлены Н. А. Семидеркиным; текст Пространной редакции и комментарий к ней — Я. Н. Щапо­вым; библиография — Н. А. Семидеркиным.

Уставная грамота князя Мстислава Даниловича и смолен­ские уставные грамоты подготовлены Я. Н. Щаповым. Устав князя Святослава Ольговича о церковной десятине и устав князя Ярослава о мостех подготовил член-корреспондент АН СССР, доктор исторических наук В. Л. Янин. Устав великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торго­вых подготовлен Я. Н. Щаповым, а Рукописание князя Всево­лода — В. Л. Яниным.

Новгородская Судная грамота подготовлена кандидатом
юридических наук В. М. Клеандровой. Введение к Псковской
Судной грамоте написано доктором исторических наук
Ю. Г. Алексеевым, текст ее подготовлен Т. Е. Новицкой,
комментарии — Т. Е. Новицкой (ст. ст. 1—40),

В. М. Клеандровой (ст. ст. 41—80), Н. А. Семидеркиным (ст. ст. 81 —120), библиография — Т. Е. Новицкой.

Все указатели к тому составлены Т. Е. Новицкой.

Во Введении к тому использованы переводы новейшей анг­лоязычной литературы, сделанные Е. В. Державиной.

Иллюстрации к тому подобраны Я. Н. Щаповым и кандида­том исторических наук В. Д. Черным.

Научно-вспомогательная работа по тому проведена Е. В. Державиной и Г. А. Кутьиной.

Date: 2015-09-05; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию