Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 1960-1980-х годах





Возрождение социологии как научной дисциплины было связано с так называемой «хрущевской оттепе­лью» и пришлось на конец 1950-х - начало 1960-х годов.

В Советском Союзе первоначально возродилась и по­лучила развитие академическая социология, в недрах которой затем возникла заводская социология в форме различных социальных и социологических служб. 1960-е годы характеризовались активным развити­ем академического направления социологии труда, наиболее известными представителями которого явля­лись А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, И.И. Чангли, В.А. Ядов. В центре исследований оказа­лись вопросы взаимосвязи трудовой деятельности человека с его внутренним миром, ценностями, установками. Изучались проблемы мотивации трудовой деятельно­сти, ценностные ориентации работников, их удовлет­воренность трудом. Цель проводимых научных изыс­каний социологи видели в том, чтобы подтвердить идею о необходимости гуманизации труда, приближения тру­довой деятельности к реальным потребностям челове­ка. По их мнению, следует приспосабливать не челове­ка к работе, а работу к человеку.

Особо следует отметить вышед­шую в 1967 г. коллективную монографию «Человек и его работа». Эта книга на многие годы вперед опреде­лила направления теоретико-прикладных исследований в социологии труда. Работа была написана на основе результатов многолетних изысканий ленинградских социологов, проводимых под руководством В.А. Ядова, которые сумели опровергнуть большинство устоявшихся тогда представлений о трудовой деятельности. Книга «Человек и его работа» сыг­рала важную роль в развитии социологии труда. До сих пор трудно найти работы, в которых обобщались бы результаты столь обширных и глубоких изысканий. Новаторской по тем временам была также методика исследований (использование факторного анализа, методики корреляции и др.), которая впоследствии получила широ­кое распространение в среде как академических, так и заводских социологов.

1960-е годы явились луч­шим периодом в истории советской социологии труда. 1970-1980-е годы предоставили социологам значительно меньше возможностей для свободы творчества. Рамки исследо­вательской деятельности оказались заданными в еще большей степени в силу изменения идеологической модели развития общества. Социализм начинал прояв­лять свои недостатки, особенно в сфере экономической жизни. Перед социологией была поставлена задача - определить пути улучшения жизни людей в рамках сохранения всех ценностей и завоева­ний социализма.

В этот период сформировалось несколько центров разви­тия академической социологии труда, каждый из кото­рых занимался более или менее очерченным кругом научных проблем.

Ленинградская группа социологов-трудовиков, возглавляемая в те годы В.А. Ядовым, Л.С. Бляхманом, О.И. Шкаратаном. Основные на­правления исследований - трудовая мотивация и цен­ностные ориентации, отношение к труду, организация и условия труда, социальная структура работников.

Московская школа социологов характеризовалась боль­шим разнообразием направлений исследований и методо­логических подходов. Наиболее видными представителя­ми этой школы являлись: Г.В. Осипов, В.Г. Подмарков, М.Н. Руткевич (проблемы научно-технического прогресса и социальной структуры работников); Н.Ф. Наумова, Л.А. Гордон (мотивация труда); И.И. Чангли (методо­логические вопросы труда); А.И. Пригожин (социоло­гия организаций и управления); В.Н. Шубкин (социо­логия профессий).

Из других региональных центров особо выделялся Новосибирск, который представляли Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина (аграрная социология), В.И. Герчиков (со­циальное планирование), Ф.М. Бородкин (социальные конфликты). Существовал также уральский центр, представители которого - Н.А. Аитов (Уфа, социальное пла­нирование и социология городов), Л.Н. Коган (Свердловск, куль­тура труда).

 

В этот период происходило и становле­ние заводской социологии, которая своим появлением, несомненно, обязана социологии академической.

Первоначально заводские социологи работали в раз­личных службах и отделах, связанных с социальным развитием предприятия. Позже стали возникать специализированные социологические подразделения - отделы, бюро, секторы, лаборатории — как на отдель­ных предприятиях, так и на уровне отраслей, местных и региональных органов управления.

Развитие заводской социологии потребовало опреде­ленной методической и организационной базы. В этот период начали создаваться соответствующие научно-исследовательские подразделения в системе академи­ческих институтов, социологические лаборатории в ву­зах, которые вели активную работу по методическому обеспечению прикладных исследований на производстве, принимали участие в проведении этих исследований и внедрении их результатов. Осуществлялась подготовка социологов из числа как студентов и аспирантов, так и уже работающих на предприятиях специалистов - ин­женеров, экономистов. Большое значение уделялось со­циологическому образованию руководителей.

Расцвет заводской социологии пришелся на 1970-е - начало 1980-х годов.

Date: 2015-09-05; view: 588; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию