Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конец оного«Молитва Давида. Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои... А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:1–5,15). Первое, о чем Давид говорит в этом псалме Богу, это о своей правде, перечисляя ее признаки в своей жизни. И надо заметить, что он не лжет перед Богом, а значит, и перед людьми, что говорит о его искренности и откровенности, как мы уже читали в Послании к Евреям: «да приступаем с искренним сердцем». Второе, Давид просит о суде, и делает он это неоднократно в своих молитвах перед Богом: «Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне» (Пс. 7:9). Для Давида это не страшно, более того, желанно, потому что является своеобразным Божьим регулятором его жизненного пути, который не даст ему сбиться. Он всю свою жизнь направил на исполнение правды, которая для него давно уже является приоритетом и прошение судов — тому доказательство. Но просит Давид об этом не просто так, он не твердит это как некое заклинание, приносящее счастье. Нет, он просит не стыдясь, указывая Богу на пройденный им путь и на чистые мотивы своего сердца, главнейшим из которых является жажда по Богу: «... в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». В этом месте мне вновь хотелось бы вернуться к Книге Иова, с которым мы расстались несколько глав назад, разбирая неправду и ее проявления. Ведь посмотрите, о чем говорит псалом: Господь испытал сердце Давида, посетил его ночью и даже искусил его, однако ничего не нашел, ибо от мыслей Давида не отступили уста его, и в делах человеческих Давид охранял себя от путей притеснителя. Давид не хочет, чтобы его стопы сошли с путей Божьих, и молится о твердости своего пути. Можно ли то же самое сказать и про Иова? Безусловно, можно — эти слова подходят для описания и его жизни тоже. Иов, как и Давид, знает, что он тверд в своем пути и перед Богом невиновен, потому что он не лукавит и не лицемерит перед Ним и людьми и не ходит путями, которыми живет этот мир, исповедующий неправду. Но все же есть и разница между путем Давида и Иова. Она хорошо прослеживается в словах псалмопевца: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». Эту же разницу, но уже только в виде следствия, увидел и Елиуй — один из четырех друзей, пришедших к Иову. Будучи ведомым Богом, он в духе кротости указал Иову и его «друзьям» на их основные ошибки: «Тогда воспылал гнев Елиуя... на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» (Иов. 32:2). Получается, что Иов до самого последнего момента даже не догадывался, что существует совершенно иной уровень отношений с Богом, что это не какая-то зачетная система дел, в которой, по мнению Иова, Бог оказался неправ или где- то «промахнулся», а уровень бесконечного первенства Бога в сердце, мыслях и любви праведного человека. Это уровень милости и утешения Отца и смиренно любящего сердца сына. В следующих главах Книги Иова, которые мы будем разбирать, Елиуй представлен как единственный искренний друг, который пытается объяснить Иову причину его проблемы. Я долго думал, стоит ли вводить в эту книгу такие непростые главы, тем более, как мы понимаем, вины Иова в том, о чем говорит Елиуй, нет, и это не может послужить поводом для его обвинения, потому что никакого отступления с пути правды в жизни Иова не произошло. Еще один момент: для понимания того, о чем говорит Елиуй, необходимо приложить изрядное терпение и немало усилий, что совсем не просто, учитывая то количество информации, которое уже было. Однако я пришел к выводу, что понимание этой тонкой грани, которую «нащупал» Елиуй, также необходимо, как и понимание самого пути правды, потому что именно эта невидимая грань, хотим мы этого или нет, зачастую разделяет даже тех верующих, которые пытаются идти правильным путем. Причина заключается в том, что эта грань разделяет верующих людей на служителей Бога и Его сыновей, другими словами, на тех, для кого Господь больше является лишь Всемогущим Начальником и Судьей, и на тех, для кого Он, прежде всего, — Небесный Отец и Спаситель. Если человеку удастся увидеть эту тонкую грань, то я уверен, это не только поможет ему понять все откровение о Божьей правде, но и сделать собственный путь правды значительно легче, ведь чем больше мы понимаем суть того, что требует от нас Господь, тем легче нам будет идти, дабы увидеть славный конец оного. Итак, Елиуй — вестник от Бога — начал возвещать истину, и это подготовило сердце Иова к восприятию слов Самого Бога. Господь дал дерзновение Елиую, поэтому он так смело перед всеми и заявил: «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя» (Иов. 33:6,7). Зная, что пока еще нуждающийся в посреднике Иов может испугаться, Елиуй успокоил его, напомнив ему о том, что он такой же бренный человек, как и все, и у него нет такой силы, как у Вседержителя. Это прозвучало довольно-таки по-детски, но сработало, ведь Иов находился в напряжении не только из-за своего отчаянного положения, но и благодаря усилиям своих «друзей». Далее Елиуй привел Иову его собственные слова, в которых он нашел неправду. Неправда, оказывается, была в том, что Иов увидел в Боге обвинителя, Который якобы поставил его Своим противником (Иов. 33:9–12). Видимо, данное обличение для Иова было настолько непонятно, что для его объяснения потребовалось еще три главы, в которых Елиуй постепенно донес ему суть того, что он сказал выше. Но как только он начал это делать, мы невольно ловим себя на мысли, что Елиуй почему-то использует ту же риторику, что и его друзья: «Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие. Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему» (Иов. 34:10,11). Но здесь все гораздо глубже. Елиуй успел объяснить сказанные им слова так: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнию на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих... Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямый путь его, — Бог умилосердится над ним и скажет: „освободи его от могилы; Я нашел умилостивление “. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостию взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: „грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет“. Вот, все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвесть душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов. 33:14–19, 23–30). Во-первых, хочу отметить, что Елиуй пророчески заговорил об умилостивлении, которое Бог видит только в жертве Иисуса Христа. Это открывает Бога не просто как справедливого Воздаятеля, но и как Желающего миловать и прощать. Однако Иова, как мы понимаем, не за что было прощать. В этом и была проблема ситуации. Оттого Елиуй и делает такое сильное ударение на милости, как бы намекая Иову о главном ожидании человека, которое должно храниться в его сердце, каким бы праведным он ни был. Во-вторых, несмотря на всю строгость речи, в которой Елиуй как бы вновь укоряет Иова в согрешении, в ней мы видим также и настоящее сострадание, которое он испытывает к Иову: «Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания» (Иов. 33:32). Согрешение, о котором хочет сказать Елиуй совсем не то, о чем говорили «друзья». Те обращали внимание Иова на то, что он где-то согрешил — в делах или в словах, то есть на уровне плоти. Елиуй же попытался обратить внимание на внутренние мотивы его сердца, на чистоту его помыслов, что очень хорошо становится видно в 36-й главе. И все же меня не оставляет мысль, почему Елиуй, несмотря на свое заверение, что «я не вашими речами отвечал бы ему» (Иов. 32:14), начал, по сути, выражаться так же, как и «друзья»? «Вот, Иов сказал: „я прав, но Бог лишил меня суда. Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины“. Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? Потому что он сказал: „нет пользы для человека в благоугождении Богу“» (Иов. 34:5–9). Елиуй нарочно нарисовал перед Иовом картину нечестивых, уподобляя его слова действиям этих людей. Несмотря на то, что Иов не был таким человеком, он приблизился к ним своими устами. Дальше Елиуй описал возможный конец таких людей, если они не остановятся: «„Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом“. Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога» (Иов. 34:35–37). Следующее, что сделал Елиуй, — это привел в качестве примера жизнь царей и праведников (Иов. 34:19–24,27; 36:6–12). Суть этих притч из уст Елиуя сводилась к следующему: ответы Иова говорят о том, что он не прошел испытания, в сердце Иова не нашлось смирения, поэтому Елиуй боится, что таким образом может быть близко и отступление. Примером тому, на взгляд Елиуя, должна была послужить жизнь царей и сильных мира сего, о плохом конце которых он вспомнил: «Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его» (Иов. 34:26,27). Наконец, Елиуй сделал вывод, что человеку, каким бы праведным он ни был, есть ли за ним грех или нет, в сердце необходимо говорить так: «К Богу должно говорить: „я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду“. По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?..» (Иов. 34:31–33). Какими бы ни были наши дела, Богу мы этим ничего не сделаем и ничем Его не сможем впечатлить, потому что многие наши хорошие дела, на самом деле, смердят пред Ним. Елиуй хотел сказать, что Богу важнее нечто иное, что принадлежит не только человеку, но и Ему Самому, — это смиренное сердце и сокрушенный перед Богом дух, прав человек в своих поступках или нет. Опровергая слова Иова, что Бог не слышит его, Елиуй в 35-й главе высказал прекрасную, мудрую мысль о том, что перед Господом как очищение идет суд: «Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это. Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и — жди его» (Иов. 35:13,14). Если перефразировать эти слова, то Елиуй сказал, что Бог слышит и поэтому посылает впереди Себя суд, чтобы переплавить сердце, сделав его смиренным, способным слышать Бога, так что жди его. Заканчивается эта глава еще более удивительно: «Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости, Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова» (Иов. 35:15,16). Елиуй дерзнул сказать, что, оказывается, гнев Господень во всей своей полноте еще не постиг Иова, скорее всего, имея в виду смертные муки ада. Он утверждал, что эти страдания лишь работа Бога, которая почему-то дала повод как Иову, так и его «друзьям» усомниться в справедливости Бога и открыть в негодовании свои уста. Елиуй говорил, что это не является наказанием, но ты уже успел осудить Бога за Его несправедливый суд, как и «друзья», которые также утверждали, что это и есть наказание за грехи оного. В 36-й главе Книги Иова мы увидим, каким образом Елиуй усмотрел в действиях Бога милость, а не окончательный вердикт жизни Иова. «Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостию сердца; Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным» (Иов. 36:5,6). Напомнив еще раз, что он говорит от имени Бога, Елиуй незаметно повернул свою речь к словам утешения и поддержки. По сути, Сам Господь воззвал к Иову, говоря ему, что Он всегда отвечает человеку угнетенному, — тем более если его сердце остается сильным крепостью — пусть он и сбился и запнулся, но не упал и не опустил руки перед угнетающими его обстоятельствами. Это свойство человека, продолжающего быть чистым в своих намерениях и вере в сложных жизненных обстоятельствах, всегда восхищало и располагало Бога. И вот, наконец, Елиуй привел пример праведного человека. Что удивительно, перед нами встает совершенно нетипичный образ праведника: «Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились. И открывает их ухо для вразумления, и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости. Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы. Поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком. Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки» (Иов. 36:7–17). В самом начале приведенного отрывка Господь говорит, что Он ставит праведников и делает их правителями. Конечно, здесь не имеется в виду, что Бог ставит их рядом с царями или вместо царей (хотя и это не исключено), речь о том, что Бог ставит их перед Собой и перед людьми на один уровень с власть имущими. Эти люди, в сущности, имеют ту же власть и ответственность перед Богом, что и цари, несущие бремя власти и имеющие влияние. Однако влияние и власть праведников складывается не благодаря людской силе или переданной по наследству власти, но благодаря Всевышнему Богу, Которым они и были поставлены для определенного дела, как перед началом своего служения услышал то из уст Самого Господа пророк Иеремия: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:10). Итак, мы видим, какую цель преследует Бог, ставя праведников: искоренять грех и разрушать замыслы и дела дьявола, а взамен созидать доброе и насаждать веру. Однако, возвращаясь к Елиую и читая, что он дальше сказал о праведниках, мы замечаем нечто неожиданное: речь вдруг заходит об узах бедствий, в которые попадают праведники. Но наше недоумение быстро рассеивается, так как Господь весьма доходчиво объясняет устами Елиуя, что это за узы: оказывается, посредством этих бедствий Он открывает ухо для вразумления праведников, дабы указать им на беззакония их, которые умножились. Я вновь подчеркиваю, что речь идет именно о праведниках, которые отличаются от грешников не тем, что они никогда не попадают в неприятности и не спотыкаются, а тем, что они способны подниматься и меняться посредством Слова, исходящего из уст Божьих. Конечно, данный ответ не универсален и не может распространяться на всех, кто идет путем правды, поскольку в Слове Божьем мы читаем множество и других примеров скорби и бедствий, которые переносили пророки и апостолы по совершенно иным причинам. Здесь ответ касается Иова и указывает ему не на грех, а на единственно возможный в его ситуации выход. Если немного перефразировать слова Елиуя, то можно сказать следующее: праведник, находящийся в подобной ситуации, всегда слушает Бога, а если нет, то это и не праведник. Слушать и слышать Бога — это самый правильный поступок для любого верующего человека, нуждающегося в ответе и помощи от Всевышнего, потому что «...вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Вера, прежде всего, зависит от того, желает ли человек слышать то, что говорит ему Бог. Если да, то Слово Божье, которое он получит в ответ, создаст в нем необходимую для преодоления любой ситуации веру. Но что мы видим в жизни Иова? А то, что он желал высказаться и говорил, а также был вынужден слушать, но, увы, не Бога, а затмивших Его «друзей», тратя свое драгоценное внимание и время на выслушивание домыслов и преодоление ложного смятения. Но слава Господу, Иов, наконец, понял, что он должен дать право голоса и Богу. А Елиую же в конечном счете удалось изложить суть своей мысли, которую он пытался донести до страждущего Иова все это время: «Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы» (Иов. 36:13). Надеялся ли Иов на себя и на свои дела больше, нежели на Бога, я не знаю. Библия не дает нам право делать такой однозначный вывод. Однако мы точно можем сказать, что Иов никогда в жизни не был лицемером, несмотря на то, что он реально находился в шаге от этого на момент своего испытания. Он искренне верил в Бога, служил Ему и людям всей душой и телом, что помогало ему и не давало опуститься до настоящего лицемерия в собственном сердце. Кто из нас, живя такой праведной жизнью, как Иов, смог бы выдержать подобное незаслуженное испытание, оставаясь таким же верным Богу до конца? А Иов не только выдержал, но и возвеличился им, в том числе и потому, что понял свой самообман, который открылся ему в его собственных словах и мыслям. Елиуй же благодаря своему непредвзятому и кроткому отношению проявил эту невидимую доселе черту, указав Иову на следствие, что выражало настоящую причину такого состояния, которое держало Иова в шаге от падения: «но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки» (Иов. 36:17). Бог что-то заметил в сердце Иова. Это «что-то» пряталось, возможно, в самой его глубине, несмотря на всю правоту жизни Иова, и никак не могло подняться на поверхность без переплавки, потому что было покрыто неподъемными плитами благословений и хороших дел. Трудно назвать это грехом, но это касалось самых важных и даже интимных отношений, которых между Богом и Иовом, видимо, не существовало, но которые Господь хотел установить, видя правоту этого человека и его самоотверженную жизнь. Бог не хотел, чтобы столь праведный человек в конце своей жизни пришел к выводу, что все его благополучие было с ним исключительно из-за его хороших дел, но чтобы он смог увидеть и сказать так, как сказал о своей жизни апостол Павел: «Но я — то, что я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем все они, хотя не я это делал, а милость Божья, которая была со мной» (1 Кор. 15:10 — совр. перевод). Также, в 21-м стихе Елиуй в лице Иова предупредил всех нас об опасности нечестия, когда Господь дает нам возможность возвыситься, быть может, не самым простым, но самым действенным путем страданий: «Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию» (Иов. 36:21). Именно на этом пути возникает очень сильное искушение отступить и опуститься, как предлагала Иову его жена, не видя в этой ситуации для него никакой возможности подняться. В конце своих размышлений Елиуй приходит, на мой взгляд, к довольно важному выводу. Он говорит о роли того, как мы ведем себя в подобных ситуациях искушения: «Помни о том, чтобы превозносить дела Его, которые люди видят. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали» (Иов. 36:24,25). Другими словами, он попытался сказать, что люди более склонны судить о Боге именно по нашим поступкам, поэтому нам надо быть очень внимательными, чтобы проповедь нашей жизни не бросала тень на Христа и была для всех свидетельством Его дел или даже светом для идущих вслед за нами людей. «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14–16). И вот, наконец, с Иовом заговаривает Сам Бог, открываясь ему как стоящее над всем Проведение. Теперь, столкнувшись с Самим Господом и получив из Его уст откровение Божественного величия, в трепете соприкоснувшись с Его необъятной непостижимостью, Иов смирился перед Тем, к Кому еще недавно имел претензии. Такое далекое и тайное стало явным и близким, могущим не просто говорить и отвечать человеку, но и утешать Своим вниманием, несмотря на слова обличения, исходившие из Его уст. Страх Господень наполнил сердце Иова, и он только и смог вымолвить: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов. 39:34,35). Со страхом пришла и мудрость, нисходящая свыше. Можно лишь догадываться, что испытал Иов, однажды сказавший, что Богу нет до нас дела, — трепет и удивление, радость и ужас одновременно — с ним ведет беседу и о нем беспокоится Сам Вседержитель! От такого потрясения Иов ничего не мог говорить, тая в Божьем присутствии и внимая всем Его словам. Как бы подтверждая полномочия Елиуя, Господь, как и тот, обличил Иова, сказав: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов. 40:3). Но не так ли поступали «друзья» Иова по отношению к нему? Дабы оправдать себя, они умаляли достоинство Иова. В Библии мы располагаем множеством других примеров (в частности, Давид), когда человек жаждал Бога, но также имел подобных лицемерных друзей. Правда, с «друзьями» Иова это происходило в совершенно иных обстоятельствах, нежели с самим Иовом. Их обличала совесть, а они ее заглушали, Иов же был праведен во всех делах своих, и поэтому он не чувствовал угрызений совести. И все же при всех этих плюсах в нем удивительным образом продолжало сохраняться неправильное отношение к Богу, которое необходимо было менять. Совмещать праведную жизнь с неправильными убеждениями о Боге и о превосходстве человеческих дел такому праведному человеку, как Иову, было недопустимо, и любящий Бог приступил к тому, чтобы изменить это. Но чтобы Иов больше не подвергал сомнению справедливость Божьего суда, Господь предложил ему восстановить всю правду в том виде, в каком она должна была быть. «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое, и смири его. Взгляни на всех высокомерных, и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их. Зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою» (Иов. 40:5–8). Тем самым Господь дал ему понять, что у Него все под контролем, и каждый должен на своем месте совершать свой путь правды. Мы не можем охватить то, над чем не властны и понять то, что не нами было задумано, но мы всегда можем знать какую-то часть из этого, а именно то, что приготовил для нас Бог. В 40-й главе есть еще один интересный факт: «И отвечал Господь Иову из бури и сказал» (Иов. 40:1). Это, на мой взгляд, не просто аллегория, подобное событие встречается в Библии всего два раза, когда Бог-Отец в период ветхозаветных отношений сходит на землю и Сам говорит человеку. Один случай произошел с Иовом, а другой — с народом Израиля, когда тот подошел к горе Синай, и Господь стал говорить с ним с горы, из мрака и облака с грозами и молниями. Во-первых, это подчеркивает равную степень важности как одного, так и другого события. Во-вторых, только в этих двух случаях Бог счел нужным спуститься и передать Свое послание человеку лично Сам, прикрывшись бурей и мраком как ширмой, закрывающей Его святой лик, дабы человек в своей греховной плоти не был истреблен. Причиной этому может быть только одно — важность передаваемого человеку послания. Как это было сделать, если ни Иов, ни народ Израиля не имели еще в себе Духа Святого? Поэтому и был избран Богом такой непростой способ разговора из бури. Однако возникает резонный вопрос: почему такой праведный человек, как Иов, не имел Духа Святого, ведь у нас есть пример других ветхозаветных помазанников, как Моисей, Давид, Исаия, которые имели на себе Дух Господень? Скорее всего, по причине, на которую ссылается пророк Исаия, говоря от имени Господа: «... Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). А знающий близко Господа псалмопевец Давид добавляет: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). Вот и выходит, что Иов, не имея в себе подобного сокрушения и не пройдя через Божье утешение, не мог иметь в себе Духа Святого, Который в наше время благодати дается всем приходящим к Богу по вере в Христа Иисуса. Но не важно, какое было время тогда или какое оно сейчас, только наша жажда по Богу открывает человеческие сердца для Духа Святого и хранит Его там: «Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля» (Пс. 142:6). В 41-й главе Господь продолжает описывать созданное Им величие, над которым никто, кроме Него, не властен. Отдельного внимания заслуживает уникальность природы того времени со своими животными — бегемотом и левиафаном, стихиями — ураганами и торнадо, которые перемещают все, что только можно переместить, обледенением, сковывающим целые моря, и землетрясениями, которые открывают огромные ущелья. Все это еще раз убеждает нас в том, что Иов жил гораздо раньше Авраама и его потомков, во времена высокой геологической активности земли, вероятнее всего, в эпоху, когда еще не успели исчезнуть динозавры. Однако перед нами сейчас не стоит цель рассматривать геохронологию, тем более это давно уже сделали другие достойные люди. Мы зададимся иным вопросом. Зачем Господь говорит Иову все это? На самом деле, главное уже произошло — Господь Сам спустился и говорил человеку. Это явилось высшим знаком внимания к личности Иова, как раз тем, чего ему так не хватало. Поэтому все сказанное Богом, скорее, необходимо нам — следующим поколениям, потому что Иов уже находился в финальной стадии своего испытания. Безусловно, дела Божьи повергли Иова в трепет, но более его сокрушило само посещение и непосредственное участие Бога в его жизни, после чего смиренный дух наполнил его сердце, что и отражено в последней 42-й главе. Итак, что же действительно повлияло на Иова после триумфальной речи Бога? Во-первых, это осознание величия Бога, и, во-вторых, то, что «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5,6). Именно такое личное соприкосновение с Богом и оказало наибольшее влияние на него. Только после этого Иов смирился и сокрушился сердцем, а его жизнь наполнил Дух Святой. То, что преследовал Бог, наконец свершилось, и к Иову вернулись благоденствие и мир. «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов. 42:12–13, 15–17). Помимо примера жизни Иова в Библии мы можем найти еще немало свидетельств о том, что по-настоящему человека меняют не обстоятельства или бедствия с судами, как в случае с Иовом, но также и спокойная без особых трагичных обстоятельств встреча с Богом. Яркий тому пример — это жизни отцов веры Авраама, Моисея, Давида, а также всех пророков и апостолов. Правда, в данный момент мне более всего хотелось бы привести пример из жизни не титанов веры, а самого обычного человека, жившего во времена Иисуса Христа. С одной стороны, в этом примере мало схожего с тем, что происходило в жизни Иова, с другой же стороны, мы видим тот же результат — рождение свыше, что говорит о разнообразии и индивидуальности явления Бога в наши жизни. Итак, речь идет о Закхее, богатом человеке, начальнике мытарей, которого мало кто любил. Тем не менее он так же, как и Иов, хотел видеть Иисуса, да так, что в своем желании проявил невероятную смекалку, ибо был мал ростом и не мог ни взглянуть, ни добраться до Мессии в толпах народа. Чтобы увидеть Иисуса, Закхей забежал вперед и влез на смоковницу. «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк. 19:5,6). Безусловно, Иисус не мог пройти мимо ищущего и жаждущего сердца, которое занесло Закхея в отличие от сотен других, ступающих по земле, на высоту дерева. Закхей мог выбрать иной путь, ведь он был богатый человек, начальник, однако его поступок говорит сам за себя. И не важно, роптали на него люди или не роптали, были ли это враги Закхея или нет, но именно в момент посещения Закхея Христом произошла та самая метаморфоза, которую желает видеть Господь в жизни каждого человека. «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). У людей бывает множество проблем, от которых им предстоит избавиться, но дело вовсе не в проблеме, а в том, что по-настоящему люди могут измениться и исправиться только тогда, когда в их жизнь придет Господь. Хотя у Закхея не было таких испытаний, как у Иова, он тоже очень нуждался в Боге. Без жаждущего сердца человеку невозможно встретиться с Богом и встать на путь правды. Я не знаю, нуждался ли Иов в Боге до своих испытаний, но точно могу сказать, что он начал в Нем нуждаться, когда почувствовал свою несостоятельность без Него. И мы видим результат: не только возвращение благосостояния, но и нового человека, который обрел не просто Бога, но любящего Друга в Его лице. На этой торжествующей ноте можно было бы и закончить, если бы не «друзья» Иова. «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7,8). Дерево познается по плодам, однако хитрость ситуации заключается в том, что многие трактуют плоды, которые произвели «друзья», по-разному: одни позитивно, другие негативно. Удивительно, но данная проблема весьма точно описывает то, что так часто происходит в реальной жизни, когда одни считают свои поступки оправданными и справедливыми, а другие не видят в них ни любви, ни милости. Весь вопрос, на самом деле, сводится лишь к тому, на чьей стороне правда. Каждый считает себя правым, но реально все зависит от того, что мы оправдываем, и об этом мы скоро поговорим в главе «оПРАВДАние». Но чтобы нам все было понятно, в этой истории точку ставит Сам Господь. Обратите внимание, как говорит Бог: «... за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов...». Господь хочет этим сказать, что они в целом говорили как будто бы верно, но не так, как Иов. А как говорил Иов? Он говорил искренне. А как говорили «друзья»? Ответ очевиден — они лицемерили. Именно это вызывает Божий гнев, потому что превращает любые, даже самые правильные слова, в зло. Но и здесь не все так плохо: Господь принял молитву Иова за «друзей», что означает лишь одно — Он их простил. И тут наше внимание могут привлечь два интересных момента. Первый состоит в том, что Сам Бог дал «друзьям» понять, что Ему нужна именно молитва Иова за них. И второй момент: только после этой молитвы Господь благословил Иова, «и возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов. 42:10). Здесь все очень взаимосвязано, и это еще раз подтверждает, что Книга Иова была написана как об отношениях между Богом и человеком, так и об отношениях между людьми. В итоге, мы видим, что Господь не отринул трех «друзей» Иова, обратившись к ним через Елифаза. Подтверждает ли это то, что Елифаз и его друзья также каким-то образом обращались к Богу? Скорее, да, чем нет, потому что дальше Господь говорит им о жертве, что для них является вполне понятным. Это убеждает нас в том, что они знали некий обряд общения со своим Создателем. Но, видя их деяния, Бог перестает принимать их молитвы и, желая научить «друзей», посылает их к тому, кого они недавно хаяли и критиковали. Проблема «друзей» была даже не в том, что они не понимали Иова, а в том, что они не понимали Самого Бога и его путей как для жизни Иова, так и для своей собственной жизни. Их поступки должны были быть другими, и именно это хотел им открыть Господь, но не ради их унижения, а для того, чтобы их исправить. И свидетелем этого события обязательно должен был стать тот, кто был притесняем все это время, но остался верен своей вере. Мы видим, что Бог, желая спасти в этой непростой ситуации всех, озабочен перестройкой мышления не только Иова, но и его «друзей». То же самое Он показывает и Иову, когда благословляет его после молитвы за «друзей». Любой процесс, происходящий в отношениях между людьми, находится под Божьим контролем, и если Господь и допускает подобные конфликтные ситуации между людьми, то для всех его участников, исправляя каждого в том, в чем считает необходимым. Правда, Бог не исходит из той позиции, что все одинаково испачканы и на одну голову больны, нет. Кто-то в подобной ситуации может оказаться и пострадавшим, как Иов, чтобы извлечь урок более близких отношений с Богом, а кто-то будет нуждаться в капитальном исправлении своих путей. Кто-то в своей позиции находится ближе к явлению Божьей правды, а кто-то давно уже отстаивает свои собственные убеждения. Это весьма серьезный вопрос, которым задаются люди, а значит и ответ на него должен быть таким же серьезным. Потому такой вопрос требует отдельного ответа, который мы найдем в следующей главе под названием «Кто правее». Как бы то не происходило, я верю в нашего Всемогущего Бога, а значит, и в то, что в любом конфликте, где в роли судьи призывается имя Господне, обязательно будет восстановлена истинная Божественная правда, как это произошло в истории с Иовом.
|