Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основание престолаДело в том, что слово «грех», являясь переводом греческого слова «άμαρτια», буквально означает «промах», или «непопадание в цель», что можно расшифровать также как несоответствие человека цели своего предназначения, или, другими словами, деятельность, противная заложенной Богом природе. Как ни странно, но вера в этом плане не всегда является достаточным показателем правды. Ведь даже веруя в Бога, у человека не всегда получается реализовать свое призвание, тем более исполнить правду своей жизни, что требует намного большего посвящения. Отсюда и тот кривой путь, который имеют в жизни многие верующие в Бога люди. Они будто раздваиваются: следуют по одному пути и в тоже самое время имеют от Бога совершенно иное предназначение для своей жизни. «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям!» (Сир. 3:12). В результате эта неосознанная проблема лишает таких людей мира и радости, а затем гнетущий внутренний конфликт толкает их искать причину и решение данного неустройства, но, увы, не в самих себе, а в других людях, притом самым «подходящим» для такого случая методом неправедного суда. В конечном счете такой человек начинает видеть в проблемных, на его взгляд, людях своих врагов. Вина других логично объясняет его плохое состояние и позволяет реабилитировать самого себя перед голосом совести, что окончательно утверждает такого человека на пути неправды. Чем дальше это заходит, тем труднее становится разрешить проблему, потому что требует все большей и большей работы, которой он некогда пренебрег. По мере движения величина промаха растет, а значит, работы по совершенствованию самого себя становится больше. И это, к сожалению, весьма распространенная проблема, которой страдает подавляющее большинство верующих людей. Однако Соломон говорит, что все это возможно исправить: «Милосердием и правдою очищается грех...» (Прит. 16:6), или, иными словами, милосердием и правдою исправляется наше непопадание в цель. Во-первых, начав судить с помощью милосердия, мы являем свою правду в жизнях других людей, потому что закон любви, которым исполнен Божий замысел, не допустит в нашем сердце гнев осуждения. Данное утверждение легко находит свое подтверждение в словах Библии, которая ставит любовь к ближнему своему и исполнение правды в один ряд, а человека, в жизни которого отсутствует правосудие и правда, называет дитем дьявола: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1 Ин. 3:10). Во-вторых, продолжает Соломон, нужно начать искать, а найдя, исполнять правду своей собственной жизни. И тогда страх Господень, что появится в ней, сам отведет нас от того греха, что постоянно вынуждал во всех непонятных нам людях видеть своих врагов. В результате враги, которых мы нажили своею глупостью, просто перестанут для нас быть таковыми. «Он и врагов его примиряет с ним», — добавляет Соломон (Прит. 6:7). Если быть достаточно внимательным, то можно заметить тот факт, что милость, о которой мы говорим, является в нашем случае не чем иным, как судом. Но не судом, приводящим к порицанию, а правосудием, выносящим вердикт милости, как это было в притче Иисуса Христа с царем, который захотел сосчитаться со своими рабами (Мф. 18:23–35). Однако в этой притче наше внимание должен привлечь не должник, который оказался должен царю десять тысяч талантов, а сам царь, который вместо положенного тому человеку строгого суда выбрал милость. Поскольку этот человек, не имея чем заплатить, слёзно просил отсрочки, то «государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Здесь показан пример превосходства милости над судом, когда сам царь, в роли которого выступает Господь, Своим поступком призывает нас поступать таким же образом. Далее, читая притчу, мы видим, насколько печально складывается участь прощеного человека, который не последовал примеру своего Государя, заточив своего должника за меньший долг в темницу. Произведя, казалось бы, справедливый суд, бывший должник отступил от милости, благодаря которой некогда получил прощение, и с помощью которой ему теперь надлежало бы судить и других. В итоге этот человек сполна получил тем судом, каким продолжил в своей жизни судить других. Как бы мы не рассматривали изложенную выше историю, в любом случае мы столкнемся с двумя различными проявлениями суда: суда праведного, прощающего по милости, и суда справедливого, приговаривающего по закону. Известно, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Справедливость — это закон, но им невозможно предотвратить грех, законом можно его обнаружить и, в лучшем случае, ограничить. Поэтому любая попытка оправдания законом влечет за собой неминуемое осуждение, поскольку делами закона, как гласит Библия, сделать этого невозможно. Человек, который живет, а значит, и судит других на основании закона, невольно будет склоняться к постоянному осуждению, а не к оправданию. Следовательно, если мы подойдем к самим себе критично и выявим, какова наша настоящая судейская позиция, то это позволит нам увидеть ту внутреннюю систему ценностей, которой мы придерживаемся на самом деле. Ищем ли мы милости у Бога или справедливости? Ведь мы судим, но у нас всегда есть выбор: либо поступать так, как поступил с нами Господь, либо приговаривать других, оценивая путь правды по критериям закона. Прощеный должник не прошел этот экзамен: не являясь приверженцем пути правды, он не смог принять свое прощение и понять истинных путей правды, вследствие чего осудил по своим собственным меркам и своего должника. «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой», — советует Даниил царю, зная его проблемы и реальное действие правды и милости, меняющее жизнь любого согрешившего человека (Дан. 4:24). Итак, теперь можно сделать небольшой вывод: везде, где в Слове Божьем говорится о правде, мы обязательно так или иначе будем иметь дело с судом, который независимо от нашего желания будет отражать нашу принадлежность тому или иному пути. К примеру, когда Соломон приступил к Книге Притч, то в самых первых ее строках он кратко изложил суть своих будущих наставлений. Цель этих наставлений сводилась к тому, чтобы с их помощью познать и «усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Прит. 1:3), которыми в изобилии наполнены притчи Соломона. Недаром его отец Давид просил о своем сыне у Господа: «О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде» (Пс. 71:1–2). Теперь эти замечательные и мудрые наставления, что вложил в сердце Соломона Господь по молитве его отца, помогут нам еще глубже понять правила правосудия и правоты, которыми мы должны руководствоваться, устраивая свой путь правды. «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24), — говорил Спаситель. Этими словами Христос открывает перед нами одно из важнейших правил правосудия. Он не говорит, что нам вообще нельзя судить, но предупреждает, что если мы взялись за суд, то объектом нашего внимания должно быть не внешнее, что мы видим своими глазами и ощущаем органами чувств, а нечто иное — то, что основывается на правде. По сути, Господь переводит наше внимание, сосредоточенное на проявлениях внешнего мира, на решение проблем внутреннего духовного мира. Иными словами, Он говорит, что необходимо полностью убрать свой взгляд с видимого и подчинить свое суждение интересам высшей правды, которая не ищет своего, но созидает вокруг себя любовь, будучи исполнена желанием реализовать замысел Божий. И чтобы теперь разобраться, каким образом можно претворить в жизнь это непростое правило, нам понадобится произвести более глубокий анализ того союза, который ранее мы окрестили «святой четой». Напоминаю, что я обещал вам вернуться к рассмотрению этой непростой, но очень важной темы. Итак, мы уже сделали первый шаг, выяснив, как собственная приверженность к правде через наш суд определяет наше отношение к другим людям. Но если все так очевидно, то почему же христианам на протяжении уже стольких лет так и не удается понять и исполнить эту простую истину? Безусловно, это будет еще один вопрос, на который мы попытаемся ответить в данной главе. Чтобы не повторять ошибок, которые в свое время сделали «друзья» Иова, давайте сначала разберемся с тем, как взаимодействует между собой святой тандем суда и правды, то есть какую роль выполняют правосудие и правда? Правосудие не дает нам основания вынести причину отсутствия мира в нашем сердце за пределы собственной ответственности, а исполнение правды, которую мы обретаем посредством личных отношениях с Богом, восстанавливает наше призвание, придавая всему происходящему смысл, а также наполняет нас желанием жить, благодаря чему мы приобретаем необходимый мир и покой. «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Ис. 56:1). Время, в которое мы сейчас живем, гораздо лукавее того, в которое жил написавший эти строчки пророк Исаия. Теперь Его народу намного проще сбиться с предназначенного Богом пути и, как следствие, потерять Самого Господа, чем во времена Ветхого Завета. Утеря праведного суда и отсутствие дел правды (как причина отступления, на которую указал Своему народу Господь) для нас в условиях последнего времени становится все более и более актуальной темой. Являясь еще в давние времена главным фактором возникающих у Божьего народа проблем, сейчас посредством множества новых учений эта причина приобрела крайне изощренную форму, распространившись, как эпидемия по всей Церкви. Поэтому ее устранение и обязательное исправление, к которому призывает нас Господь, будет иметь намного более сильное влияние на Божий народ для успешного восстановления пути правды, нежели это было в Ветхозаветные времена. Бог не зря поместил условие исполнения суда и правды в качестве главного приоритета, даже прежде наставления наиважнейшей заповеди о субботе, несоблюдение которой, кстати, также является существенной причиной отступления Божьего народа. Связаны ли между собой суббота и правда? Несомненно, да, они тесно связаны. И насколько тесно, мы поговорим уже в следующей главе. Сейчас же я предлагаю вновь вернуться к первому посланию апостола Иоанна. «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:7–12). Есть еще одна очевидная взаимосвязь, вытекающая из правил суда и правоты, которая приравнивает любого, кто не любит брата, к человеку не делающему правды. Дело в том, что человек, который не ищет и не исполняет в своей жизни правды, рано или поздно все равно будет вынужден начать ее поиски, поскольку он имеет внутри себя заложенную Создателем постоянную духовную потребность найти ее. Однако делать он это будет, как мы ранее выяснили, увы, не в себе, а в других. Но такой поиск никогда не сможет стать поиском правды и уж тем более поиском причин, которые препятствуют ее возникновению, хотя бы потому, что такой человек не научился видеть эти причины в самом себе. Подобное лицемерие неизбежно будет толкать его к изысканию зла в других людях, о чем Иисус предупреждал в Своих притчах: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучок из глаза твоего“; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3–5). Вот оно, настоящее лицемерие, приводящее к неправедному суду. Проблема даже не в том, что он судит, а в том, что он ходит с бревном в собственном глазу, поступая при этом так, как будто его нет. Работать над собой и побеждать себя намного сложнее, чем совершать это с другими людьми, где раны не так чувствуются, и боль совсем не заметна. Вот и выбирают многие люди более легкий путь устранения причины, находя свои собственные проблемы в других и борясь с ними. В качестве примера апостол Иоанн предлагает нам рассмотреть историю Каина, который, свалив ответственность за свою проблему на собственного брата, в итоге убил его. Но за что? За то, что сам был злым. Проблему Каина достаточно хорошо характеризует Иисус, когда говорит о внутреннем мире человека, состоящем из доброго или злого сокровища, которое выносит из своего сердца человек (Мф. 12:35). Каин родил злое, потому что уже имел в своем сердце такое сокровище. Но он не был первым человеком, который перевел причину своих проблем на ближнего. Первыми были его родители. Но если Адам, обвинив свою жену, поступил так, скорее всего, спонтанно, из-за страха, то Каин с самого начала осознанно старался отыскать в своем сопернике (каким он видел Авеля) злое. Я могу лишь предполагать, но скорее всего Адам с Евой после случившегося осознали свой поступок и на протяжении всей оставшейся жизни старались следить за собой, и, значит, смогли получить спасение, ибо Слово Божье говорит: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:23). Каин же и не думал каяться, и для того чтобы это понять, достаточно всмотреться в его поступки. Имея столь жестоковыйное сердце, он не видел за собой никаких проблем и не собирался наблюдать за своим путем и исправлять его. Зато у него хорошо получалось наблюдать за путем других людей, и по этой причине в его жизнь все уверенней входил дьявол. Но и это еще не все. Позднее возникла гораздо большая проблема: лицемерие, которое выражалось в том, что, вынашивая обиду на Авеля, Каин (чье сердце было осквернено) продолжал, как ни в чем не бывало, раз за разом приходить к Господу и с безразличием приносить Ему жертвы. Тем самым, Господь был вымещен из сердца Каина, оказавшись лишним в его чувствах. Более того Бог для него стал как бы ничего невидящим и чуждым, вследствие чего Его правила доверия и любви оказались в небрежении, но «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Ин. 2:9). Безусловно, Господь хотел не этого, Ему не нужен цирк лицемерия — этим мы лишь унижаем Бога. Ему нужны чистые и открытые сердца, поэтому Он и не принял жертву Каина. Но «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:9,10). Поразительно, что и многие нынешние христиане, зная, что Бог не просто существует, но Он есть Любовь, как Каин продолжают лицемерить в Его присутствии, унижая и оскорбляя Всевидящего, словно Он просто какой-то индифферентный божок. Безусловно, ненавидя по каким-то причинам своего брата или сестру, такие люди полагают, что они правы, но, поступая так, они идут по стопам Каина, поскольку думают, что Бога в таком случае можно удовлетворить только нашей внешней прилежностью. Не пытаемся ли мы таким образом пустить пыль в глаза Богу? Продолжая приносить Богу жертвы хвалы и поднимая к Нему руки в молитве, мы одновременно умудряемся осуждать и убивать в своем сердце ближних, которых не можем терпеть, но которых любит Бог, и за которых умирал Христос. Не есть ли это мерзость в глазах Бога? Но путь правды иной — поступать так, как поступил бы на нашем месте Иисус. Именно поэтому слова Иоанна о том, что «в сякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9), звучат так утвердительно. Человек, который не может грешить, есть праведник. Он не может допустить никакого, даже самого незначительного, осознанного добровольного промаха, уводящего его с пути правды. Для примера можно посмотреть на праведную жизнь Иисуса Христа. В Его жизни все имело определенное значение, поэтому все, что от Него зависело, Он держал под Своим контролем, но держал лишь для того, чтобы полностью посвятить это Своему Отцу. Тот, кто живет не своевольной жизнью, как это ни странно, владеет ей больше, нежели тот, кто угождает своему испорченному сердцу. Такого человека не сбить с пути, потому что им крепко управляет Бог, Которому он некогда посвятил свою жизнь. На практике это может означать, что его невозможно видеть занимающимся сплетнями, и он не набивает себе цену за счет других. Для такого человека нет никакой надобности чувствовать себя выше и значимей других, более слабых и зависимых людей, чтобы увидеть себя более праведным. Такой человек не завидует, он равнодушен к любому мирскому и не изыскивает в людях зло, имея при этом удивительную способность обличать упрямых сердцем с помощью собственной жизни и поступков. И, конечно, он всегда протягивает руку помощи нуждающимся. От него исходит уверенность, мир и радость, и он всегда знает, что делает, и поэтому к нему снова и снова тянутся ищущие правды люди. Идти же каким-то другим путем — значит идти путем лукавого, ибо лицемерие, зависть, насилие, гордость, обида и многое другое являются инструментами искушения в арсенале дьявола, направленными на то, чтобы сбить праведника с его пути. Если ему это удается, человек как личность лишается не просто смысла, но и силы жизни, а дьявол получает из бывшего противника еще одного агента в стане врага. Те же, кто вступил на этот путь неправды, исполняют уже не Божью волю, а дьявольскую, и номинально пребывая в Теле Христовом, по словам апостола Иоанна (1 Ин. 3:7–12), на самом деле являются детьми дьявола. Действительно ли, все так серьезно? Может, я слишком строг, и нам не обязательно равняться на святую чету суда и правды как на нечто исключительное и обязательное для жизни человека? А что если апостол вообще говорит не про Церковь? Ведь если быть столь категоричным и определять путь правды только так, а не как-то иначе, то можно прийти к выводу, что Церковь наполнена больше не детьми Божьими, а детьми дьявола. Может ли быть такое в Теле Христа? Не перегибаю ли я палку, делая такие громкие заявления? Увы, но это не мои выдумки — это то, о чем говорит Слово Божье. Известно, что если Господь о чем-то предупреждает, то обычно так и происходит. «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда» (Еккл. 3:16). Какое место мог видеть Соломон? Это место в наше время называется Церковью, или Божьим народом. Нет никакой нужды доказывать, что речь идет не о мире, который является по своей сути богопротивным, творит нечестие и идет своим греховным путем. Не говорится здесь ни о Небе, потому что там нет ничего нечистого, ни об аде, — он, по определению, не может иметь в себе правды. Вот и выходит, что Соломон видел Божий народ. Но имеет ли это отношение к нашему времени? «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Так призывает нас поступать Новый Завет. А таким перед нами предстает Бог, на которого Его чада должны быть похожи: «Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде» (Ис. 5:16). Наша святость, как и Божья святость, может явиться лишь в исполнении правды, а мир как внутренний, так и внешний, — в правосудии. Нашего Бога ничем не остановить, и Он не идет на компромисс. Посредством совершения суда и правды Он вне сомнения явит Свою святость, а все задуманное Им исполнится. Божья правда не может поощрять беззаконие и грех, наоборот, всякое выпадающее и противоречащее Божьему замыслу действие априори становится беззаконием и грехом. Святость есть качество, характеризующее отделенность от греха и всего того, что отвлекает человека от исполнения его правды в контексте общего Божьего замысла. Неслучайно Библия призывает нас иметь мир и святость, что, определенно, может помочь нам самим увидеть, вовлечены ли мы в суету этого мира или нет. Если вовлечены, то этим мы отделяем себя от участия в Божьем замысле, как бы добровольно пленяя себя узами, не предназначенными для нашей жизни. «Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными» (Ис. 5:18). Вступив на этот путь, человек вместо правды будет способен родить лишь ложь, пустословие и праздность, в результате чего оказывается в состоянии беззакония, которое приводит к кровопролитию. «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль» (Ис. 5:7). Мы — Его современный виноградник, однако и поныне в этом винограднике творится все то же безобразие, что и в доме Израилевом. Не зря Слово Божье в который раз обращает наше внимание на эту проблему, обличая и призывая нас повернуться к Богу и начать творить праведный суд и правду. Еще в самом начале мы говорили о суде и правде как об основании Божьего престола: «…правда и суд — основание престола Его» (Пс. 96:2). Также, изучая ранее, что есть Божья тайна, мы открыли еще одно важное призвание, относящееся к Божьим детям, — быть царями, для того чтобы исследовать Его дело. Что я хочу этим сказать? А то, что если мы вновь вспомним совет апостола Павла: «…подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1), то придем к элементарной истине, что основание и нашего престола как царей также должно быть утверждено на правде и милости, которая есть правосудие. Мудрый царь Соломон сказал об этом так: «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» (Прит. 20:28). «Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол» (Прит. 16:12). Все, как у Царя царей: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:7,8). Обетования Его вечны, а значит, и соучастники, строившие свое царство на тех же основаниях, что и Господь, также увидят результат и получат вместе с Ним награду. Есть две очень важные цели в том, когда мы познаем Бога. Первая — знать Его как можно лучше как собственного друга, дабы угодить Ему во всем. Вторая (на что я хочу обратить особое внимание) — это быть похожим на Него, преображаясь раз за разом в Его образ, то есть в Самого Христа. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Имея в своем сердце Христа и будучи похожими на Него во всем, мы утверждаем свой престол, как и Он Свой, на основании правды и суда. Однако если мы не храним суда и не исполняем правды, то у нас нет надежного основания, чтобы двигаться по жизни с властью, символом которой и является престол. Иисус имел законную власть говорить то, о чем Он говорил, потому что дела Его не расходились с тем учением, которое Он нес, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29). Его слова и дела всегда были олицетворением правды, которою Он целенаправленно воплощал в Свою жизнь. В этом и заключалась Его правда: непрестанно взирать на Отца и делать дела Пославшего Его. «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне» (Ин. 10:37), — говорил Христос. Но Христос был первенец или, как еще говорит Слово Божье, начальник и совершитель нашей веры. Он пришел показать нам пример того, как нужно творить правду и быть похожим на своего Отца. Мы же — Его последователи, а идти по проторенному пути намного легче. Тем более Иисус говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Итак, давайте еще раз вспомним, на чем утверждается власть нашего Небесного Отца. «Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи; о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся» (Пс. 88:15–17). Правота есть незыблемая Божья воля, которую Он некогда изрек и теперь никогда не изменит, пока не исполнится весь Его замысел. Более того, незыблемость Своего слова и верность ему Он заверил тем, что подчинил Себя Самого этому слову и доказал это, воплотившись во Христе Иисусе. «Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Пс. 137:2б). Христос же, делая дела правды, являл их в милостивом суде, что отразило Его внутреннюю суть как Человека, идущего путем правды, а потому имеющего в своей жизни все основания для власти. Господь всегда был движим милостью и истиною, потому и написано, что «предходят пред лицем Твоим», то есть идут впереди, — «ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Он даровал эту милость всем народам, послав Иисуса Христа в мир, и это было Его правосудием. «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля» (Пс. 32:5), но люди ожесточили свои сердца и более возлюбили тьму, закрывая тем самым для себя путь милости и спасения. Боговедение же выступает в данном случае как знание самой истины, знание сердца Отца, Его мотивов и замыслов. Только это в силах освободить нас от рабства греха для делания правды, потому что написано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Все мы помним, что истина есть Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Но помимо истины Христос есть и путь, и жизнь, и любовь, и правда, и милость. Во Христе эти и многие другие качества сплелись воедино, как пророчески было возвещено Давидом: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84:11–12). Иисус есть Человек перстный, родившийся от девы, и Он же Человек с Небес, от Духа, принесший правду на землю. Однако истина, о которой некогда вопрошал Пилат, и которую непрестанно ищут люди, как известно, может быть только одна. Нет большей тайны на земле, чем истина, и обладающей ей обладает Всем. Оттого-то истина на протяжении многих и многих веков была объектом постоянных поисков и раздоров. Практика показывает, что даже если человек пытается найти что-то свое, называя это поиском истины, он неизбежно сталкивается с одним и тем же выбором: либо истина это Господь Бог, либо — все остальное. Если истина — это Господь Бог, тогда вопрос несколько видоизменяется и начинает звучать по-другому: покоряешься ли ты Господу? Если да, то по Слову Божьему это означает встать на путь правды. Для гордого и любящего грех человека это весьма трудное условие. Поэтому как вариант всегда существовала другая альтернатива, целью которой было назвать неистину истиной, указать на все что угодно, только не на Бога. Более того, так называемая альтернатива зачастую способна была даже создавать иллюзию праведности, что для религиозного человека, желающего жить лишь согласно собственным нормам и желаниям, становится прекрасным предлогом, успокаивающим его совесть. Но каким бы ни был этот выбор — религиозным или атеистическим — он неизбежно по духу своему противоречил бы Божьему Слову, предлагая более легкий (обходной) путь, называемый путем неправды. Потому-то истина в нашем деле правды играет решающую, я бы даже сказал, материнскую роль. Такой истиной на Небесах владеет Сам Бог, мы же, люди, истиной владеть не можем, зато в условиях нашего земного мира можем владеть правдой, посредством которой и совершаем, как и Христос, явление истины на этой земле. Хочу заметить, что в Слове Божьем происходит иногда вполне равноценная замена друг другом таких понятий, как «правда» и «истина». «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно» (Пс. 39:12). «Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс. 99:5). «Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего» (Прит. 3:3). Вполне заменяемая правдой истина в приведенных выше стихах опять выступает в союзе с судом, а точнее, с его праведным проявлением — милостью, неустанно напоминая нам об исключительной роли святой четы на нашем жизненном пути по направлению к Богу. Но, увы, подавляющая часть людей, которые называют себя верующими, даже не подозревают о существовании этих непременных условий и правил, определяющих путь правды человека. «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Прит. 21:2–3). Человек может думать, что его путь прям и что он поступает правильно, но в противовес этому Соломон напоминает нам о соблюдении правды и правосудия. Другими словами, он говорит, что мы можем делать множество добрых дел, чем-то жертвовать, думая, что делаем это во имя Бога, но при этом даже не догадываться о существовании правды и забывать о милости. Угодна ли будет такаяжизнь Богу, даже если человек набожен, ходит в церковь и постоянно молится? Люди до конца своих дней могут думать, что всю свою жизнь прожили правильно, положив ее на жертвенный алтарь Богу, и вдруг лишь у самой ее последней черты осознать, что жертвы возлагались не на тот алтарь. Именно это имеет в виду апостол Павел, когда говорит о строительстве собственного дела в жизни каждого из нас: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:14,15). Только от нас зависит, с чем мы придем к Отцу. Если мы все- таки осознаем, в чем заключается смысл жизни, и выполним то, что задумал для нас Отец, это и будет тем делом, которое устоит. Если нет, дай нам Бог спастись. Единственное, что может удержать нас в правильном направлении, это соблюдение правды как верности Божьему замыслу и правосудия как милостивого суда. Также нам нужно помнить, что на пути нас поджидает опасность не заметить сути, подвергнув себя рабству дел, настоящей мотивацией которых может стать гордость, страх или душевная суета. Господь же призывает нас к покою, чтобы мы могли познать Его и в нужный момент не пройти мимо Его воли. Правильные дела могут рождаться лишь в результате правильных отношений. К примеру: ни мысли о постоянных жертвах и ни поиск возможностей пожертвовать не являются путем правды. Это неправильный мотив, из-за которого можно однажды серьезно промахнуться. Но лишь постоянная внутренняя готовность преследовать Божьи интересы и воплощать Его замыслы позволит нам попасть в цель и сотворить дело, которое удостоится Божьей награды, или же, говоря другими словами, принести полезный плод нашему Небесному Отцу: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:8). Недаром во многих притчах Иисуса Христа и в псалмах Давида человек сравнивается с плодоносящим деревом, которое имеет смысл только тогда, когда приносит полезный плод. В противном случае такое дерево просто занимает место, потому и срубается, как об этом говорится в притче Иисуса Христа (Лк. 13:6–9). Даже не приходится сомневаться в том, что только на пути правды можно иметь такую постоянную и правильную жертвенную жизнь. Более того, на пути такого человека даже ошибки будут иметь назидательный и благотворный характер, так как не в состоянии будут пленить его основные устремления и сбить с пути правды. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Если человек видит смысл в исполнении правды и черпает в этом силы, для него будут обоснованны и оправданы все жертвы, которые он должен будет принести, чтобы избежать потери блаженства и не лишиться Источника мира, даже если причиной тому окажется его собственная ошибка или согрешение. Призыв Давида: «Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» (Пс. 4:6) — приобретает в данном случае особо важный смысл. Давид прекрасно знал: чтобы человеку встать и уверенно стоять на стороне правды, ему необходимо постоянно приносить жертвы Богу. В зависимости от проблемы в одном случае на алтарь должна быть возложена гордость, ложь, зависть или обида, а в другом — когда необходимо выстоять или продвинуться вперед по пути следования правды — жертва труда, постоянства и смирения. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже... Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» (Пс. 50:19,21). Мы должны понимать, что человеку все содействует ко благу только в том случае, когда он, действительно, встал или уже находится на пути правды. И здесь, как мы выяснили, без принесения жертв, в коих нуждается правда для своего роста, не обойтись. Тем не менее, жизнь праведника может включать в себя и многие обычные атрибуты жизни людей, не ходящих путем правды, и при этом все равно оставаться праведной в глазах Бога, поскольку ее предназначение в главном исполняется. Примером этого могут служить слова пророка Иеремии о жизни Иудейского царя Иосии, сказанные его сыну Саллуму: «Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер. 22:15,16). Несмотря на то, что отец его по всем внешним признакам был похож на Саллума, ел и пил так же, как он, все же между ними была гигантская разница, которая выражалась в том, что Иосия творил праведный суд и правду, поэтому и было ему на сердце хорошо. Благодаря этому он реализовывал свое призвание праведного мужа, что равносильно знанию Самого Бога. «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» (Прит. 21:21). Исполняющий правду пребывает в правде, поэтому и находит и имеет ее во всякое время, как и жизнь, полную радости и успеха, и славу, которой одаривает Господь, как это было в жизни Иова, когда он был будто царь среди своего народа. «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия… Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем… Ждали меня, как дождя… Я назначал пути им, и сидел во главе, и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов. 29:14,21,23,25). Однако Саллум не был даже близок к этому состоянию, потому и конец его в Вавилонском плену был таким жутким и позорным, как в итоге резюмировал о нем Иеремия: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои — беззаконием…» (Иер. 22:13). «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105:3). Блаженны значит счастливы — от того, что нужны Богу и людям, от любви и мира, который царит в их сердце, и от славной участи, которая ожидает впереди таких людей. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:6,7). В заповедях блаженства Иисуса Христа, с которыми мы еще обязательно столкнемся, удивительным образом отразилась вся суть правды. В частности, правда и милость, о которых мы ведем разговор, идут, как и положено им, друг за другом, снова и снова доказывая нам исключительность святой четы в жизни каждого человека, идущего путем правды. В блаженстве, как и в любви, отсутствует страх, потому что состояние счастья может быть только у любящего и пребывающего на одной волне с Богом человека. Любящий человек не только понимает Бога, но он и действует, как Бог, становясь не только похожим на Него, но и частью Его. Однако в том же 105-м псалме, где говорится о блаженстве человека, творящего суд и правду, есть и другая сторона, повествующая о печальной картине отступления Божьего народа, который, согрешив, в очередной раз возвратился на путь неправды. «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду» (Пс. 105:6). Далее весь оставшийся псалом приводит конкретные примеры того, как Израиль делал неправду и отступал от правды, хотя Бог все время оставался верным и неизменным в Своем слове. А суть всех предательств Израиля сводилась к одному: они постоянно и упорно пренебрегали определением, которое было у Бога для них, более того, они даже не стремились проникнуться замыслом своего Создателя. Это была форма пренебрежения, каждый раз подталкивающая их встать на позицию непослушных и неразумных детей, отчего они уже легко сбивались на любой пустой и даже вредящий им путь. По идее, настало самое время поговорить о неправде как о пути, который возникает в результате добровольного ошибочного выбора. И мы это обязательно сделаем, но немного позже, когда в главе «Разреши оковы неправды» обстоятельней подойдем к неправде как к антиподу истинного пути от Бога. В конце же этой главы нам необходимо коснуться еще одного уникального качества, коим обладает святая чета в руках нашего Бога. Если у нас получится осознать это качество и согласиться с его обязательным присутствием в нашей жизни, тогда мы в своем сознании сможем сформировать правильное восприятие любого события, происходящего не только в нашей собственной жизни, но и во всем мире. Наверное, стоит начать с одного весьма популярного заявления, которое сделал Давид в своем псалме: «Господь творит правду и суд всем обиженным» (Пс. 102:6). Что означает это выражение? Неужели только обиженным Бог творит правду и суд? Конечно нет, но правда и суд здесь выступают в роли восстановителей высшей справедливости, поскольку Бог всегда встает на защиту тех, кого угнетают и несправедливо обижают. Не является ли в таком случае суд воздаянием наказания для обидчиков? Если да, то куда делась милость, о которой мы недавно говорили? «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19). Бог любит всех людей, но люди находятся в разных условиях. Для тех, кого обижают и угнетают, Божий суд и правда восстанавливают справедливость, а для тех, кто сам угнетает других и грешит, они проявляются в обличении и наказании. И любое из этих проявлений будет называться Божьей милостью. Господь не желает вечной гибели ни тех, кто страдает от угнетателя, дабы те, страдая сверх меры, не отступили от правды, ни других, имеющих злое сердце, угнетающее людей, чтобы те, покаявшись в содеянном, обрели спасение и правду. «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:9,10). В данном случае нет никакой разницы, кого имел в виду пророк. Его слова могут быть обращены как к народу Божьему, так и к миру, потому что с обеих сторон существуют нечестивые, а действие духовного закона, который он описал, одинаково ко всем. Но что, в таком случае, для верующих людей могут означать следующие слова: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде»? Куда опять пропадает милость? А милость как и прежде никуда и не пропадает. Так же как и родители применяют прощение и наказание в зависимости от того, что сделал ребенок, воспитывая его этим, так и Господь, зная сердце человека, использует разные виды судов, — милость и возмездие — лишь бы человек не погиб в вечности, что и будет для него настоящим благом. Таким образом, напоминая о принципе воздаяния, пророк Исаия говорит нам о пресекающем грех и спасающем тем самым человеческую душу возмездии. Но даже и этот принцип нельзя до конца назвать справедливым, потому что Бог никогда не воздает живущим на земле пропорционально тому, что они сотворили. За злые дела Он воздает в гораздо меньшем размере, чем должно было быть по закону, а за послушание и добрые поступки — во много раз больше, особенно если учесть будущее нетленное воздаяние на Небесах. Если говорить о неверующих, то можно смело предположить, что где-то 99% всего того, что им положено за грех, для них отложено, и не потому, что Бог настолько хитер, что хочет все скопить и вылить на них в последний день, хотя, по сути, так и получается. Но потому, что Господь знает, что то, что положено человеку за его грехи, не выдержит никакая плоть. «Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек» (Пс. 38:12). Увы, но я сейчас не говорю только о людях этого мира, Церковь также наводнена теми, кто давно превратился в двуличный филиал мира в среде Божьего народа. Однако наш Господь — любящий Бог, и пока человек жив, закон, гласящий: «Ибо возмездие за грех — смерть…» (Рим. 6:23), не имеет над ним юридической силы. Соответственно, для таких людей есть еще время покаяться и изменить свои пути, чтобы в итоге получить не воздаяние за грех, а воздаяние по милости Божьей, о чем говорит уже вторая половина приведенного выше стиха: «…а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23 ). Вот почему отцы нашей веры с такой уверенностью просили о воздаянии и судах от Бога: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они (враги — от авт.) надо мною» (Пс. 34:24). «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни — истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18:10,11). Для многих, может быть, и не понятно, почему именно так? Почему Давид буквально жаждет судов? Ответ прост: чтобы не допустить власти греха в своей жизни и не получить того, о чем предупреждает апостол Павел: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:32). Редко можно увидеть такую мудрость от людей верующих в Бога, тем более невозможно найти этого в мире, который считает долготерпение Божье в лучшем случае медлительностью. Поэтому и находятся такие грешники в глубоком невежестве, совершенно не вразумляясь долготерпением Бога, чтобы еще в мирное время прийти к Нему. Собственно, именно по этой причине пророк Исаия вполне искренне говорит Богу такие слова: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде». Что может подразумевать пророк под словом «помилован»? Помилован в данном случае значит прощен и лишен последствий своих прежних греховных дел. В чем, к примеру, состояли греховные поступки Израиля? Если прочитать 59-ю главу Книги пророка Исаии, то станет видно, что это ложь, лицемерие, преследование правды, корысть и т. п., что прямым образом характеризуется как путь неправды. И все это не какие-то обыденные мирские грешки, но весьма серьезное отступление, прикрывающееся вуалью набожности и религиозной жизни, отчего оно становится еще более страшным и мерзким, поскольку внешнее поведение и законничество требует быть верующим, а сердце исполнено неправды. Однако Божьи суды и воздаяния отрезвляют и приводят еще не до конца потерянных людей к покаянию, благодаря чему человек переключает свое внимание с неправды на величие Бога и Евангельское восприятие мира. Однако всегда есть большая опасность того, что тот суд, который должен принадлежать одному Богу, по человеческому невежеству и жестокосердию может стать орудием неправды в руках человека с порочным сердцем. И происходит это, увы, незаметно, когда изначально вроде бы благие намерения человека обращаются в хулу и клевету на ближнего своего. Таким образом, можно заключить, что суд воздаяния вопреки суду милости может принадлежать только Богу, но никак не человеку. «Братья, перестаньте хулить друг друга. Кто хулит брата своего или осуждает его, хулит и осуждает закон. А если ты осуждаешь закон, то ты не исполнитель закона, а судья. Есть лишь один законодатель и Судья, Тот, Кто может спасти или погубить. Так кто же ты, что судишь ближнего своего?» (Иак. 4:11,12 — совр. перевод). Человеку должно жить по примеру Христа, а Христос в Свое первое пришествие пришел не для того чтобы судить людей, но спасти их. Единственный суд, который стопроцентно не собьет нас с пути правды — это суд милости. Только в исключительных случаях Господь использует людей для суда воздаяния, но они, исполняя Божью волю, зачастую об этом даже и не догадываются, как, например, это произошло с царем Вавилонским Навуходоносором, который судил Божьим судом народ Израиля. По сути, стихи из 26-й главы Книги пророка Исаии, говоря: «… когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26:9б), говорят нам о том, что суд Божий в конечном счете все приводит к правде. И независимо от того, суд ли это воздаяния в руках Бога Вседержителя, или суд милости, истекающий как от Его Престола Благодати, так и из наших сердец, он всегда является проводником правды, утверждая ее на всяком месте. «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Пс. 118:160). Получается, что правда, являясь одновременно и защитником, и исполнителем замысла Божьего, диктует все условия соблюдения этого замысла. А эти условия есть не что иное, как высший суд в любой его форме проявления. Соответственно, высший суд, каким бы он ни был, восстанавливает и сохраняет правду, дабы ей не быть попранной перед лицом вечности в свете великого Божьего замысла. Поэтому участвуем мы в правде или противимся ей, на конечный результат это никак не повлияет. Она в любом случае совершится, выявляя тем самым лишь нашу неправду, что автоматически станет для нас мерилом и судом для всей жизни. «И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9:9). «Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем» (Пс. 93:15). Этими строчками Давид кратко изложил тот самый принцип, о механизме которого мы только что говорили. Образно можно сказать, что сей самый принцип объединяет, словно венчая, суд и правду в одну целостную ПРАВДУ жизни, которую мы должны исполнить. Поэтому нам всегда необходимо помнить и руководствоваться этим принципом, поскольку он придает смысл также и нашему суду, наделяя его праведным мотивом и не давая нам возможности превратить его в хулу, укор или клевету. Говоря другими словами, каким бы ни был наш суд, он всегда должен приводить нас лишь к исполнению той ПРАВДЫ, которую заповедал исполнить нам Бог. А для наглядности перед нами в Библии всегда имеются примеры жизни пророков и апостолов, которые так же уверенно, как и Давид, могли сказать: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей» (Пс. 118:7). Правота моего сердца — это когда мои пути направлены к соблюдению Божьих установлений. А поучаться судам правды Божьей — значит быть восстановителем и ревнителем путей правды, но не где-то в чужой жизни, а, прежде всего, в своей собственной. Поэтому и написано, что за судом, который возвратится к правде, словно за магнитом, последуют все правые сердцем. Возвращаясь к правде, суд обращает к ней также и все ищущие сердца, прошедшие через него. Некогда блуждая на путях неправды, они вдруг по разным причинам стали реально настроены на поиск настоящей, нелицемерной истины. Это и является первым признаком того, что человек обрел праведные мотивы, а значит, встал на путь правды. Таких людей можно найти везде — как в мире, так и в лоне Церкви. Что же касается первых признаков и основных шагов, которые должен сделать человек, возвращающийся на путь правды, то мы обязательно поговорим об этом в специально посвященной данной теме главе «Всякая неправда есть грех». И последнее, на чем хотелось бы остановиться, это на предупреждении. Давид, словно в противовес той жизни, которая может быть у праведника, указывает нам на печальную участь нечестивца у которого «во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением» (Пс. 9:26). Почему суды Божьи далеки от такого человека? Да потому что он ничему через них не учится. Они, скорее всего, присутствуют в его жизни, но он далек от них, как от судов, которые поучают и наставляют к правде. Нечестивец их попросту не замечает или даже не принимает как промысел Божий, обвиняя кого угодно, только не себя.
|