Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика В.А Жмурова⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
ИНСТРУКЦИЯ. Внимательно читайте каждую группу показаний (предложений, утверждений) и выбирайте каждый раз из них наиболее подходящий Вам вариант ответа (отмечайте цифру наиболее подходящего варианта ответа).
ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Определяется сумма отмеченных номеров ответов, которые, одновременно, являются баллами. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ. 1-9 баллов – депрессия практически отсутствует; 10-24 баллов – депрессия совсем незначительна, минимальна; 25-44 баллов – лёгкая депрессия; 45-67 баллов – умеренная (средняя) депрессия; 68-87 баллов – выраженная депрессия; 88 и более баллов – глубокая депрессия. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ. АПАТИЯ, – это состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, к окружающим, к своему положению, к прошлому, к перспективам на будущее. Апатия – это преходящее (кратковременное) или стойкое (долговременное) тотальное «выпадение» как высших (социальных) чувств, так и существенное «приглушение» ситуативных эмоций. ГИПОТИМИЯ (сниженное настроение), – это аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, переживания потери, утраты, безысходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут быть практически полностью подавлены. ДИСФОРИЯ (от греч. dysphoreo – «плохо переношу», «несу плохое, дурное»), – это мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости, которая может сопровождаться агрессией и разрушительными действиями. РАСТЕРЯННОСТЬ, – это острое чувство потерянности, неумения, беспомощности, непонимания самых простых жизненных ситуаций и изменений своего психического состояния. При ярко выраженной растерянности типичны сверхизменчивость настроения, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты крайне озадаченного и неуверенного человека. ТРЕВОГА, – это неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, при сильной выраженности, – напряжённое ожидание трагического исхода. В состоянии большой тревоги, эмоциональная негативная энергия человека действует на него самого столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри всё сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвётся, лопнет...». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками панических интонаций, утрированными выразительными пантомимическими актами. СТРАХ, – это отрицательное, так называемое разлит о е, сильно угнетённое или паническое эмоциональное состояние. Страх психологически невольно переносится человеком на все окружающие обстоятельства и проецирующееся на всё в окружающем. Страх может быть связан с определёнными негативными ситуациями, объектами, лицами. Страх выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Страх может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями: «внутри всё похолодело, оборвалось», «сковало грудь» и т.п. [1] «Нейротизм» – термин предложен Г. Айзенком. Нейротизм – это эмоциональная устойчивость/неустойчивость (её степень), эмоциональная стабильность/нестабильность, вернее, уровень таковой. Проявления нейротизма связаны с показателями лабильности (подвижности) нервной системы. [2] Термин «дискретность» обозначает в своем философско-психологическом понятийном значении следующее. Дискретность это выражение общего (например, присущих всем эмоций) через частное (например, через индивидуальные психические особенности переживания), которое, при этом, обладает некоторыми специфическими характеристиками (в данном случае - смысл (зависящий от личностного эмоционального опыта), вкладываемый личностью в то или иное переживание)). Дискретность также это прерывность (смена психических эмоциональных состояний) и непрерывность (перманентность, постоянство, непрекращаемость) чего-либо (в данном случае - психического эмоционального процесса (мы помним, что непрерывный психический эмоциональный процесс состоит, в каждый момент времени, из отдельных эмоциональных психических состояний)). [3] «Психотизм» – термин Г. Айзенка. Психотизм – это склонность к асоциальному (противоправному) поведению, склонность к вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, склонность к высокой конфликтности, к неконтактности, к эгоцентричности, к эгоистичности, к равнодушию. Подобного рода проявления есть у всех людей, - все дело в том, насколько эти склонности выражены. [4] РАЗВЁРНУТОЕ СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕЙ ТЕМАТИКЕ ДИСЦИПЛИНЫ. [5] «Нейротизм» (термин Г. Айзенка) – эмоциональная устойчивость/неустойчивость личности. Термин характеризует эмоциональную стабильность/нестабильность личности. Данное явление связано с параметрами лабильности (подвижности) нервной системы. [6] Чувствительность: 1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии – повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. [7] Психические состояния – это целостные проявления личности, они характеризуют активность личности: творческое вдохновение и утомление, подъём и спад настроения, уверенность и сомнения в своих силах и пр. Примеры психических состояний: сосредоточение внимания, страх, тревожность, мотивационный конфликт и пр. Психические состояния всегда причинно обусловлены, имеют временный характер, служат фоном, на котором протекает психическая деятельность человека, и несут на себе отпечаток личности человека. Психические состояния обязательно имеют эмоционально-чувственную компоненту, более того, она выступает в качестве базовой фактически в любом психическом состоянии. Психические состояния, например, стресс, фрустрация, аффект, – практически повсеместно эмоциональны по своей природе, и имеют место, преимущественно, в эмоционально-чувственной сфере психики личности. [8] Психические процессы – это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности. Эти процессы происходят не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к собственному внутреннему миру, содержание которого и составляют данные процессы. Под «внешней действительностью» мы понимаем, в данном смысловом контексте, природную среду, социальную среду, информационную среду, психологическое содержание других людей, окружающих субъекта, составляющих его микросоциум. Через психические процессы человек познаёт себя и окружающий мир. Течение психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности человека, конкретными задачами и требованиями деятельности, выполняемой человеком, и объективно имеющимися социальными условиями и ситуациями его взаимодействия с другими людьми. Психические процессы человека делятся на четыре вида: 1) Познавательные, - ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.; 2) Эмоциональные, - эмоции, чувства, аффекты; 3) Волевые, - воля, волевые действия и 4) Мотивационные, - мотивация и мотивы. [9] Психическая деятельность – это базовая форма внутренней психологической жизнедеятельности человека, это активность его внутреннего мира, это полиаспектное движение его психической интрасреды. Главным параметром психической деятельности человека, её интегральной единицей, является интрасубъектное, мотивационное, эмоционально-когнитивное переживание-отношение к собственному внутреннему миру и к окружающей среде. Выделяется познавательная, эмоциональная, волевая и мотивационная психическая интрадеятельность. Таким образом, психическая деятельность осуществляется в рамках познавательной, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер психики личности. Виды психической деятельности. 1. Познавательная психическая деятельность – формирует знания об окружающем мире и о себе в этом мире. 2. Эмоциональная психическая деятельность – выражает внутреннее отношение человека к тому или иному познанию, явлению, феномену, объекту, предмету, субъекту. 3. Волевая психическая деятельность – активное долговременное воздействие на окружающий мир; во внутреннем плане, - это волевая сознательная регуляция психической активности и поведения. 4. Мотивационная психическая деятельность отображает собою осознание каждым человеком в процессе жизни наиболее важных для него устремлений, желаний, побуждений, т.е. – актуальной мотивации. Мотивация в целом, как квинтэссенция психической активности, задаёт направления жизнедеятельности и цели деятельности для каждой личности. [10] Понятие «явление» включает в себя понятие «процесс» и понятие «состояние». Эмоции представляют собой психический эмоциональный процесс, состоящий из перетекающих друг в друга психических эмоциональных состояний. Психические эмоциональные состояния изменяются под воздействием интрапсихической деятельности личности и в силу внешних влияний на личность. [11] Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать и от фр. emotion – волнение, возбуждение) – это особый класс психических процессов и состояний человека и животных, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания эмоциональных состояний, – например, удовлетворения, радости, страха и т.д., – значимость действующих на индивида явлений и ситуаций и значение их для потребностного осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. [12] «Стена» - сила (греч.). «Стенические/астенические», - наименования эмоций относительно их влияния на организм. Стенические эмоции тонизируют, повышают активность организма, астенические – тормозят, понижают активность организма. [13] Чувства (англ. sentiments) – это процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты. Выделяется множество видов, форм и проявлений чувств. Например, чувство собственной неполноценности – это вариант глубоко заниженной самооценки, представление о собственной неспособности к выполнению тех или иных социальных функций, о своей моральной, личной или социальной ущербности, не соответствующее реально высоким способностям индивида. [14] Аффекты, аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными психическими и поведенческими проявлениями. Аффекты развиваются в критических для индивидуальности условиях и возникают при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, резко негативных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций. [15] Психологические свойства – это присущие всем людям аспекты психики, имеющие свои устойчивые психические особенности в каждой конкретной личности. Психологические свойства, – это потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой личности, – психической активности, обусловливающей собой психическую деятельность. [16] Невербальные средства общения: мимика, жестикуляция, пантомимика и т.д. [17] На современном этапе психологи называют базальную тревожность личностной тревожностью, подразумевая, в основном, то смысловое содержание, которое вкладывала К. Хорни, не абсолютизируя, однако, тревожность как качество личности (в отличие от К. Хорни, придававшей ей исключительное значение). Наряду с этим современные психологи выделяют т.н. ситуативную или реактивную тревожность как другой полюс этого явления. [18] Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — психическое состояние,вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой,отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, процесс реализации потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрированности личности приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом деятельности, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Часто испытываемые личностью психические эмоциональные состояния фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости, к комплексу неполноценности. [19] Здесь: «генеральный» путь эмоционального развития личности. [20] Термин «дискретность» обозначает в своем философско-психологическом понятийном значении следующее. Дискретность - выражение общего (например, присущих всем эмоций) через частное (например, через индивидуальные психические особенности переживания). Это общее, при этом, обладает некоторыми специфическими характеристиками (в данном случае это - смысл (зависящий от личностного эмоционального опыта), вкладываемый личностью в то или иное переживание)). Дискретность, так же, это прерывность, прерывистость (смена психических эмоциональных состояний) и непрерывность (перманентность, постоянство, непрекращаемость) чего-либо (в данном случае - психического эмоционального процесса (мы помним, что непрерывный психический эмоциональный процесс состоит, в каждый момент времени, из отдельных взаимодетерминационных эмоциональных психических состояний)). [21] Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997. [22] « Психотизм» - термин Г. Айзенка. Психотизм – это склонность к асоциальному (противоправному) поведению, склонность к вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, склонность к высокой конфликтности, к неконтактности, к эгоцентричности, к эгоистичности, к равнодушию. Подобного рода проявления есть практически у всех людей, - все дело в том, насколько ярко эти склонности выражены у конкретной личности. [23] См. в Приложении № 2 настоящего пособия методику В.В. Бойко, диагностически раскрывающую синдром эмоционального выгорания, состоящий из целого ряда симптомов, включающий в себя три фазы (напряжение, резистенция, истощение) и представляющий собою комплексный деятельностный феномен системы профессий «человек-человек». [24] Все нижеследующие методики рекомендуется использовать для психодиагностики работников (сотрудников) сферы (области) деятельности «человек – человек». [25] Источник: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. [26] Дифференциальный – разный, разделительный, различительный, – относящийся к тому, что отличает один предмет, одно явление от другого или делит, расчленяет некоторое целое (например, эмоции) на части (в данном случае – на отдельные эмоции). [27] Источник: Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. [28] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. [29] Невротик – это человек, страдающий неврозом или проявляющий невротичность (повышенную эмоциональность и физическую возбудимость, импульсивность, тревожность) в своём поведении. Характерной чертой невротиков является осознание своего недуга и желание избавиться от него. При легких формах невроза, невротику могут отчасти помочь близкие ему люди. Однако, без профессиональной помощи психиатра, психолога-консультанта более или менее сложные формы невроза не поддаются терапии. [30] Социальное - относящееся к обществу, возникшее под влиянием происходящих в обществе процессов. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — психическое состояние,вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой,отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, процесс реализации потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрированности личности приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом деятельности, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Часто испытываемые личностью психические эмоциональные состояния фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости, к комплексу неполноценности. [31] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. [32] Источник: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. [33] Источник: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. [34] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. [35] "Ре" – «приставка», в научных психологических терминах обозначающая одну из следующих идей (предпосылок, смыслов, значений): 1. Возобновление, восстановление или повторение чего-либо, например, действия, мысли, переживания. 2. Противоположное направление или противодействие чему-либо, кому-либо, например, - "реакция" (ответная), "реабилитация" (восстановление, - противодействие дезадаптации), "ресоциализация" ("повторная" социализация). В данном случае, термин "резистенция" предполагает собою, по своему значению и смыслу: а) новое (повторное) переживание, "возобновление" (увеличение силы и частоты, - в определенных классах социальных ситуаций) психотравмирующих эмоций; б) существенное ужесточение (по отношению к субъекту деятельности) окружающих социальных (профессиональных) условий; в) изменение (трансформацию) эмоционально-чувственной сферы субъекта под влиянием (воздействием) социальной ситуации и своих негативных (отрицательных) переживаний (невротических эмоций и чувств). [36] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. [37] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. [38] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. [39] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. [40] Экзогенный (от греч. exo – вне, снаружи + genez – рождающийся, рождённый) – происходящий от причин, лежащих вне организма. [41] Эндогенный (от греч. endon – внутри + genez – рождающийся, рождённый) – происходящий от причин, лежащих внутри организма. [42] Источник: Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М..: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. [43] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011. Date: 2015-09-05; view: 1471; Нарушение авторских прав |