Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентировочная схема изучения педагогического общения





1. Стиль общения учителя с учащимися:

• стиль руководства учащимися;

• выявление преобладающего стиля педагогического общения;

• продуктивность преобладающего стиля общения;

• соответствие выбранного стиля возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся;

• соответствие выбранного стиля индивидуальным особенностям учителя;

• уровень общения учителя с учащимися (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный).

2. Стиль отношения учителя к учащимся:

• выявление преобладающего стиля отношений педагога и учащихся и его эффективность (активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный);

• интенсивность общения учителя с учащимися;

• позиция учителя с учащимися в контакте (позиция «взрослого», «родителя», «ребенка»; «пристройка сверху», «пристройка рядом», «пристройка снизу»);

• соответствие стиля отношения и позиции учителя индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

3. Средства общения:

• особенности речи учителя (степень речевой свободы, культура и правильность речи, эмоциональность, логичность, убедительность, адресность речи и др.);

• особенности невербальных средств общения учителя (жесты, мимика, поза, особенности внешнего вида, тембр голоса, интонация, темп речи, контакт глазами);

• выявление операций педагогического общения (указания, советы, запреты, вопросы, одобрение, порицание, ирония, тон общения и пр.);

• адекватность применяемых средств общения, их соответствие содержанию урока и методам обучения.

4. Оценочная деятельность учителя на уроке:

• характеристика обратной связи (описательная, оценочная, «на языке чувств», конкретность и своевременность обратной связи);

• формы оценочных педагогических обращений (отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка, позитивные и негативные оценки);

• адекватность осуществляемой оценки и ее эффективность;

• соответствие обратной связи индивидуальным особенностям учащихся.

5. Психологические барьеры педагогического общения:

• выявление факторов, препятствующих нормальному течению педагогического общения (барьер «боязни класса», незнание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, недостаток внимания к собеседнику, барьеры межличностного понимания, связанные с феноменами «стереотипизации», эффекта «ореола», «проекций» и др., несовпадение речевого сообщения и его невербального сопровождения, неумение слушать и пр.);

• анализ педагогических ошибок и причин, их вызывающих.

6. Профессионально значимые характеристики учителя:

• проявление качеств, важных для педагогического общения (доброжелательность, искренность, гибкость, открытость и др.);

• выявление коммуникативных умений учителя (эмоциональная и поведенческая саморегуляция, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, способность к эмпатии, создание необходимого эмоционального настроя, способность адекватно оценивать личностные качества и эмоциональные состояния учащихся, умение правильно интерпретировать высказывания и невербальные проявления учащихся и т. д.).

7. Этапы организации педагогического общения:

• планирование коммуникативной структуры при подготовке к учебной деятельности;

• организация непосредственного взаимодействия с классом в начальный период контакта с ним (вход в класс, наличие коммуникативного настроя, реализация организационного момента, завоевание инициативы в общении, оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению, достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы», конкретизация спланированной ранее модели общения, уточнение условий и структуры предстоящего общения);

• управление развивающимся педагогическим процессом (соответствие метода обучения и системы общения, поддержка психологического контакта с классом и отдельными учениками, управление познавательной деятельностью, единство делового и личностного аспектов в процессе взаимодействия и т. д.);

• общие результаты педагогического общения (анализ использованной системы общения, уточнение возможных вариантов организации общения в данном классе, соотнесение модели общения с содержательными аспектами осуществляемой деятельности, прогнозирование общения с данным классом).

 

 







Date: 2015-09-05; view: 556; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию