Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ориентировочная схема изучения педагогического общения
1. Стиль общения учителя с учащимися: • стиль руководства учащимися; • выявление преобладающего стиля педагогического общения; • продуктивность преобладающего стиля общения; • соответствие выбранного стиля возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся; • соответствие выбранного стиля индивидуальным особенностям учителя; • уровень общения учителя с учащимися (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный). 2. Стиль отношения учителя к учащимся: • выявление преобладающего стиля отношений педагога и учащихся и его эффективность (активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный); • интенсивность общения учителя с учащимися; • позиция учителя с учащимися в контакте (позиция «взрослого», «родителя», «ребенка»; «пристройка сверху», «пристройка рядом», «пристройка снизу»); • соответствие стиля отношения и позиции учителя индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. 3. Средства общения: • особенности речи учителя (степень речевой свободы, культура и правильность речи, эмоциональность, логичность, убедительность, адресность речи и др.); • особенности невербальных средств общения учителя (жесты, мимика, поза, особенности внешнего вида, тембр голоса, интонация, темп речи, контакт глазами); • выявление операций педагогического общения (указания, советы, запреты, вопросы, одобрение, порицание, ирония, тон общения и пр.); • адекватность применяемых средств общения, их соответствие содержанию урока и методам обучения. 4. Оценочная деятельность учителя на уроке: • характеристика обратной связи (описательная, оценочная, «на языке чувств», конкретность и своевременность обратной связи); • формы оценочных педагогических обращений (отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка, позитивные и негативные оценки); • адекватность осуществляемой оценки и ее эффективность; • соответствие обратной связи индивидуальным особенностям учащихся. 5. Психологические барьеры педагогического общения: • выявление факторов, препятствующих нормальному течению педагогического общения (барьер «боязни класса», незнание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, недостаток внимания к собеседнику, барьеры межличностного понимания, связанные с феноменами «стереотипизации», эффекта «ореола», «проекций» и др., несовпадение речевого сообщения и его невербального сопровождения, неумение слушать и пр.); • анализ педагогических ошибок и причин, их вызывающих. 6. Профессионально значимые характеристики учителя: • проявление качеств, важных для педагогического общения (доброжелательность, искренность, гибкость, открытость и др.); • выявление коммуникативных умений учителя (эмоциональная и поведенческая саморегуляция, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, способность к эмпатии, создание необходимого эмоционального настроя, способность адекватно оценивать личностные качества и эмоциональные состояния учащихся, умение правильно интерпретировать высказывания и невербальные проявления учащихся и т. д.). 7. Этапы организации педагогического общения: • планирование коммуникативной структуры при подготовке к учебной деятельности; • организация непосредственного взаимодействия с классом в начальный период контакта с ним (вход в класс, наличие коммуникативного настроя, реализация организационного момента, завоевание инициативы в общении, оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению, достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы», конкретизация спланированной ранее модели общения, уточнение условий и структуры предстоящего общения); • управление развивающимся педагогическим процессом (соответствие метода обучения и системы общения, поддержка психологического контакта с классом и отдельными учениками, управление познавательной деятельностью, единство делового и личностного аспектов в процессе взаимодействия и т. д.); • общие результаты педагогического общения (анализ использованной системы общения, уточнение возможных вариантов организации общения в данном классе, соотнесение модели общения с содержательными аспектами осуществляемой деятельности, прогнозирование общения с данным классом).
Date: 2015-09-05; view: 556; Нарушение авторских прав |