Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собиратели и земледельцы архаического периода





 

Приблизительно в конце 8-го тысячелетия до н. э. ледниковый щит, до этого времени покрывавший большую часть северных областей материка Америка, начал стремительно отступать. В течение следующих пяти с половиной тысяч лет во всех областях нашей планеты климат был теплее, чем сегодня. В Европе это время интервал носит название «климатический оптимум», но для многих частей Нового Света уста­новившиеся климатические условия были не столь благоприятными, особенно для охотников.

Сочетание жаркой, сухой погоды, из-за которой территории, раньше покрытые травой, превратились в пустыни, и охоты человека оказалось роковым для крупных травоядных. Они практически исчезли. Индейцы, живущие на территории мексиканских нагорий, были вынуждены приспособиться к ино­му образу жизни, основой которого был сбор семян и корней дикорастущих растений и охота на мень­шую и более редкую дичь.

Способы ведения хозяйства, расселения, харак­терные детали используемых ими орудий свидетель­ствуют о том, что эти народы вели полукочевой об­раз жизни. Индейцы, заселявшие Мексику в архаи­ческий период, были частью «пустынной» культуры, которая в это время широко распространилась от юга Орегона, через территорию нагорья Большой Бассейн в Америке, где эта культура продолжала существовать еще в XIX в., до юго-восточных райо­нов Мексики.

Во время господства «пустынной» культуры в Мексике были окультурены все важнейшие пище­вые растения Мезоамерики — маис, фасоль, тыква, перец чили и многие другие. Раскопки, которые проводились в сухих пещерах долины Техуакан и на плоскогорьях Пуэбло в Мексике, показали, что тра­вянистое растение, являвшееся предшественником современного маиса, попало в сферу интересов че­ловека еще до начала 5-го тысячелетия до н. э. Воз­можно, что выращивать культурные растения майя начали в доисторический период. Еще относитель­но недавно всерьез полагали, что именно майя впервые окультурили индейское зерно — маис, ра­стение, по-латыни называемое Zеа mays, но при этом исходили из ошибочной предпосылки, что диким предком маиса был теосинте, растение, но­сящее латинское название Euchlaena, — сорняк, ко­торый широко распространен в Гватемале. С тех пор было доказано, что на самом деле оно является про­стым гибридом культурного маиса и растения трипсакум, относящегося к роду Zеа. Тем не менее именно то, что в небольшой Гватемале, территория которой примерно равна штату Огайо, существует больше сортов маиса, чем на всей территории Соеди­ненных Штатов, является веским аргументом в пользу того, что именно там должен был располагаться один из тех древних центров, где под присмотром человека происходила эволюция этого растения.

Вполне вероятно, что вся область нагорий, от Южной Мексики и до горных областей Гватемалы, в том числе и горные области штата Чьяпас, уча­ствовала в процессе, который привел к появлению современных сортов этого самого продуктивного из пищевых растений.

Вероятно, следует напомнить, что, согласно дан­ным лексикостатистики, предки майя появились в горных зонах Чьяпаса и Гватемалы не позднее се­редины 3-го тысячелетия до н. э. По времени их по­явление укладывается в рамки доисторической эпо­хи, то есть это произошло еще до того, как сфор­мировались самые древние из известных нам культур, которые использовали изделия из керами­ки. Возможно, что в пещере на территории штата Чьяпас найдены следы пребывания этих протомайя, хотя само это убежище расположено в Санта-Марте, то есть западнее границ области майя. К сожалению, из-за более влажных, чем в долине Техуакан, условий от древних обитателей этого убежища сохранилось немного, но камни для колки орехов с небольшими впадинами на поверхности, ручные мельницы, митейты, вместе с мано, камнями для растирания зерна, свидетельствуют о том, что зер­но и другие растительные продукты уже входили в их рацион. В пещере были найдены и другие пред­меты: каменные наконечники для метательного ору­жия, каменные рубила и скребки, очень похожие на аналогичные предметы из пещер Техуакана и Тамаульпаса. Предположительно, все это накапливалось здесь в период времени с начала 6-го до середины 4-го тысячелетия до н. э. и принадлежит к «пустын­ной» культуре, а точнее, к доисторической эпохе Мексики.

Одна из стоянок, которая относится к этому пе­риоду и находится в пределах территории майя, в Эль-Чайяле, представляет собой настоящую мас­терскую по обработке обсидиана, разбросана по вершинам и склонам нескольких холмов к юго-во­стоку от города Гватемалы в районе, где имеются крупные естественные залежи обсидиана. Вся зем­ля здесь усыпана тысячами больших, грубо обрабо­танных каменных предметов, напоминающих ножи с неровной поверхностью. Возможно, что они яв­ляются заготовками для наконечников, для копий и дротиков, ножей.


Раскопки в этом месте не проводились. Некоторые предметы, доведенные до готовности, напоминают аналогичные им изделия из Мексики конца архаичес­кой эпохи: наконечник для метательного оружия, примитивные ножи и огромные скребки в форме дис­ков, назначение которых до сих пор неясно.

Если в горной области материалов, относящихся к культурам доисторической эпохи, найдено мало, то в равнинной зоне их еще меньше. Анализ иско­паемой цветочной пыльцы, образцы которой были обнаружены в кернах породы, поднятых при буре­нии со дна озера Петенхиль, расположенного в са­мом сердце центральной области майя, дает неко­торые знания о том, что тогда представляла собой культура, существовавшая в Петене. Раньше счита­ли, что саванны, нарушавшие целостность тропи­ческих лесов региона, появились оттого, что майя классического периода слишком долго использова­ли эти участки под поля, которые затем зарастали сорняками. В наше время исследователи считают, что на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий до н. э. тер­ритория Петена, с ее широкими саваннами, окру­женными дубравами, напоминала парк. Площадь, занимаемая тропическими лесами, в то время была значительно меньше, чем сегодня. Все данные ука­зывают на то, что территории, покрытые лесом, начали преобладать над саваннами только во время классического периода, в IV—X вв. н. э.

Изучение ископаемой пыльцы позволило сделать неожиданный вывод: маис выращивался на берегах озера уже в конце 3-го тысячелетия до н. э., что на тысячу лет раньше других известных земледельчес­ких цивилизаций этого региона.

Кто же выращивал этот маис? Если верить лингви­стам, то этими людьми должно были быть юкатеки, которые проходили через эти области, мигрируя от исконных территорий майя к северу, на Юкатан. Но никаких поселений юкатеков на этой территории до сих пор не обнаружено. Трудно предположить, что первые поселенцы майя могли бы возделывать саван­ну, не имея металлических орудий труда, хотя извест­но, что некоторые из африканских народов выращи­вают свои зерновые культуры на покрытых травой территориях в тропиках. Они скорее бы занялись освоением участков, расположенных в глубине тропических лесов, там, где хорошие почвы и применим Метод подсечно-огневого земледелия.

Таким образом, наши представления о доистори­ческой эпохе до сих пор остаются очень смутными. Но, вне всяких сомнений, именно в этот период закладывались основы культуры майя.







Date: 2015-09-05; view: 337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию