Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа ежедневных занятий. В этом уроке мы подробно описали смысл аджна чакры и познакомили вас с соответствующими техниками





 

В этом уроке мы подробно описали смысл аджна чакры и познакомили вас с соответствующими техниками. Из всех чакр находить аджну труднее всего; поэтому мы рекомендуем вам в качестве подготовки практиковать тратаку и трикути сандханам. Кроме того, старайтесь каждый день проводить несколько минут, направляя свое внимание на центр головы; это также поможет развитию большей чувствительности к положению аджны. Вам следует продолжать выполнять чакра шуддхи, чтобы вырабатывать большую чувствительность к другим чакрам и точкам кшетрам. Это подготовит вас к техникам крийя‑йоги.

Продолжайте делать пранаяму нади шодхана в сочетании с маха бандхой[322]. Не перенапрягайтесь.

В вашу программу асан следует включить халасану. Если у вас есть время, то старайтесь делать все варианты или хотя бы некоторые из них.

Если вы освоили четвертую стадию аджапы, то переходите к стадии 5.

Программа 1: продолжительность 120 минут

 

 

Программа 2: продолжительность 90 минут

 

 

Программа 3: продолжительность 60 минут

 

 

Программа 4: продолжительность 30 минут (для общего здоровья)

 

 


[1]Книга II, урок 15, тема 1.

 

[2]Книга III, урок 28, тема 1.

 

[3]См. переводы Семенцова и Смирнова. (Здесь и далее прим. перев.)

 

[4]Книга I, урок 4, тема 2.

 

[5]Книга I, урок 9, тема 3.

 

[6]Книга I, урок 8, тема 3.

 

[7]Книга I, урок 12, тема 4.

 

[8]Книга I, урок 12, тема 4.

 

[9]Книга I, урок 7, тема 6.

 

[10]Книга I, урок 5, тема 5.

 

[11]Более подробное объяснение тратаки см.: книга I, урок 11, тема 5 и книга I, урок 8, тема 6.

 

[12]Книга I, урок 9, тема 2.

 

[13]Книга I, урок 10, тема 2.

 

[14]См. книги Свами Лакшман Джу.

 

[15]Это не совсем так. «Нереальной» вселенная считается лишь когда она рассматривается как нечто отдельное, независимое от ее Источника — Абсолюта. (См. книги Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара, Раманы Махариши и т.д.)

 

[16]На самом деле, это не совсем так, поскольку недавние эксперименты в разных странах — России, Болгарии и т.д. начинают обнаруживать и измерять уровни активности и бытия за пределами нормального человеческого восприятия. Научные эксперименты ясно показывают реальность психических полей человека, пранических проводящих путей, телепатии, ясновидения и других так называемых «ненаучных явлений». Дальнейшие подробности можно найти в книге «Парапсихологические открытия за железным занавесом», а также в разделе «Исследования сверхвозможностей человека в Китае» книги М.Богачихина «Парапсихология в России и за рубежом».

 

[17]Гуру — путеводный маяк: книга I, урок 10, тема I.

 

[18]В действительности, авторы приводят формулу медитации (дхьяны) на соответствующем божестве. Традиционный принцип использования янтры состоит в том, чтобы мысленно (не обязательно зрительно) представлять себе в ее центре божество, как оно описано в формуле медитации.

 

[19]Книга I, урок 8, тема 3.

 

[20]Тема 6 этого урока.

 

[21]Более подробно о запоре см.: книга I, урок 9, тема 1.

 

[22]Более подробно о запоре см.: книга I, урок 9, тема 1.

 

[23]Книга II, урок 16, тема 3.

 

[24]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[25]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[26]Книга I, урок 1, тема 3 и книга I, урок 6, тема 4.

 

[27]Книга I, урок 1, тема 3 и книга I, урок 6, тема 4.

 

[28]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[29]Книга I, урок 8, тема 3.

 

[30]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[31]Книга I, урок 6, тема 3.

 

[32]Книга I, урок 4, тема 2.

 

[33]Книга I, урок 9, тема 3.

 

[34]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[35]Тема 4 этого урока.

 

[36]Антар кумбхака — книга I, урок 8, тема 4.

Бахир кумбхака — книга I, урок 12, тема 4.

 

[37]Книга I, урок 2, тема 5 и книга I, урок 7, тема 2.

 

[38]Книга I, урок 2, тема 5 и книга I, урок 7, тема 2.

 

[39]Тема 4 этого урока.

 

[40]Тема 3 этого урока.

 

[41]Подробнее об осознании см.: книга I, урок 3, тема 5.

 

[42]Книга II, урок 13, тема 5.

 

[43]Книга I, урок 5, тема 2.

 

[44]Это уже объяснялось в следующих разделах: Карма‑йога, части 1 и 2 — книга I, урок 12, тема 1 и книга II, урок 13, тема 1.


 

[45]Это уже объяснялось в следующих разделах: Карма‑йога, части 1 и 2 — книга I, урок 12, тема 1 и книга II, урок 13, тема 1.

 

[46]Это уже объяснялось в следующих разделах: Карма‑йога, части 1 и 2 — книга I, урок 12, тема 1 и книга II, урок 13, тема 1.

 

[47]Книга III, урок 28, тема 1.

 

[48]Более подробно о молекуле ДНК см.: «Медитация и ум» — книга I, урок 8, тема 2.

 

[49]К сожалению, учителя йоги недостаточно представляют себе современный уровень науки. Напомним, что отказ от планетарной модели атома произошел еще в 20‑е годы прошлого (XX) века. Идея универсального субстрата материальной вселенной была высказана примерно в то же время. Сейчас никто не оспаривает его существования — речь идет лишь о способах его описания (вакуум Дирака, геометродинамическая «квантовая пена» Уиллера, кварки и глюоны, единое поле и т.д.). Тоже касается и существующей во вселенной всеобщей взаимосвязи (квантовой нелокальности). Физик Дэвид Бом более двадцати лет назад высказал предположение о существовании во вселенной «скрытого» (или «свернутого») порядка и «явного» (или «развернутого» порядка), которое точно соответствует представлениям йоги о непроявленном высшем и проявленном мире. Вопрос заключается в том, правомерно ли отождествлять физический скрытый порядок с духовным абсолютом.

 

[50]Принадлежащий к низшей касте в Индии.

 

[51]Это не совсем так. Скорее, дело в том, что употребление мочи внутрь — это палка о двух концах. Подобно любым биологическим объектам, организм человека вырабатывает так называемые биологически активные вещества самой разнообразной природы, среди которых могут быть как полезные, так и ядовитые. Разумеется, откровенно ядовитые вещества, попадающие в кровь из органов и тканей, подвергаются окислению в печени (хотя из этого правила есть исключения — токсины грибов либо отравляют саму печень, либо проходят через нее почти не измененными. Эскимосские и якутские шаманы кормят мухоморами оленей, а затем пьют их мочу, после чего другие члены племени пьют мочу шамана, чтобы войти в измененное состояние сознания). Таким образом, даже продукты переработки некоторых веществ в печени по‑прежнему обладают той или иной биологической активностью. Организм человека и сам способен вырабатывать аналоги наркотиков и других психоактивных веществ. Кроме того, подобные вещества, в том числе токсичные, могут образовываться (или, напротив, обезвреживаться) за счет химических реакций в моче непосредственно в мочевом пузыре. Очевидно, что первая порция мочи содержит бактерии, попадающие в мочеполовую систему извне, и, следовательно, заведомо токсичные продукты их жизнедеятельности. Однако трудно сказать, почему традиции рекомендуют отбрасывать последнюю порцию мочи — возможно, она содержит свежую мочу, поступающую непосредственно из почек и не прошедшую химическую обработку в мочевом пузыре. Следует также отметить, что все традиционные рекомендации относятся к здоровым людям, питающимся, в основном, вегетарианской пищей, и не применимы к европейцам (в том числе, россиянам), пишу которых при всем желании нельзя назвать здоровой (а порой она бывает просто фальсифицированной). Поэтому моча таких людей безусловно содержит больше вредных и ядовитых, нежели полезных или целебных веществ.


 

[52]В отличие от приема мочи внутрь все сказанное в отношении наружного лечения подтверждено медицинской практикой и может быть рекомендовано для широкого применения Развивая мысль авторов, можно упомянуть, что компрессы из мочи с имбирем хорошо помогают при бронхите и астме. Кроме того, многие женщины утверждают, что такие компрессы на лицо устраняют морщины более эффективно, чем дорогостоящие кремы. Причина в том, что биологически активные вещества, ядовитые при приеме внутрь, при наружном применении очень часто оказываются целебными.

 

[53]Как раз этого не следует делать ни в коем случае, в особенности при заболеваниях почек, сердечно‑сосудистых заболеваниях, гипертонии и. разумеется, раке. Во‑первых, Принимая внутрь мочу, вы снова вводите в кровеносную систему те вещества, от которых организм уже сумел избавиться, тем самым заставляя печень и почки делать двойную работу, что отнюдь не полезно ни для них самих, ни для сердца и сосудов. Нечего и говорить, что при раке в моче содержатся ядовитые продукты некроза тканей Единственным исключением, пожалуй, могут быть желудочно‑кишечные заболевания, при которых моча может оказывать дезинфицирующее действие.

 

[54]Книга I, урок 12, тема 2.

 

[55]В последнем случае вы вводите в организм некоторое количество меди в виде комплекса с аммиаком. Это может быть как полезно, так и вредно.

 

[56]Более подробно о нети с соленой водой см.: книга I, урок 1, тема 2.

 

[57]Книга 1, урок 4, тема 2 и книга I, урок 9, тема 3.

 

[58]Книга 1, урок 4, тема 2 и книга I, урок 9, тема 3.

 

[59]Книга II, урок 14, тема 4.

 

[60]Книга II, урок 14, тема 5.

 

[61]Книга I, урок 10, тема 7.

 

[62]Книга II, урок 14, тема 5.

 

[63]Книга II, урок 14, тема 5.

 

[64]Книга II, урок 14, тема 5.

 

[65]Книга II, урок 20, тема 5.

 

[66]Бхакти‑йога, часть I: книга II, урок 15, тема 1.

 

[67]Бхакти‑йога: часть 3 — книга II, урок 17, тема 1; часть 4 — книга II, урок 18, тема 1.

 

[68]Точнее говоря, работой гипофиза управляет еше одна важная железа мозга — гипоталамус, непосредственно связанная с другими важнейшими системами мозга. Гипоталамус осуществляет регуляцию функционирования эндокринной системы по принципу обратной связи — он получает химические сигналы от всех желез организма в свою очередь, воздействует на их работу через посредство гипофиза. В то же время на функционирование гипоталамуса влияют происходящие в мозгу нервные процессы, связанные с эмоциями, мышлением и т.д. Поэтому психологический и эмоциональный стресс влияют на эндокринную систему — и наоборот, нарушения работы эндокринной системы способны вызывать эмоциональные и психические расстройства.


 

[69]Сиршасана: часть 1 — книга II, урок 21, тема 4; часть 2 — книга II, урок 22, тема 3.

 

[70]Сиршасана: часть 1 — книга II, урок 21, тема 4; часть 2 — книга II, урок 22, тема 3.

 

[71]«Дыхание» — книга I, урок 1, тема 4.

 

[72]Книга I, урок 4, тема 2.

 

[73]Книга I, урок 6, тема 3.

 

[74]Книга III, урок 26, тема 4.

 

[75]Книга II, урок 20, тема 4.

 

[76]Книга II, урок 24, тема 3.

 

[77]Кроме того, любые перевернутые асаны ни в коем случае не следует делать при тромбофлебите и варикозном расширении вен, поскольку это может привести к отрыву тромба, образовавшегося в нижней конечности, и его движению к сердцу. Результатом может быть закупорка клапана сердца, легочной артерии или (если тромб невелик) сосудов головного мозга Все эти явления смертельно опасны.

 

[78]Книга II, урок 14, тема 3.

 

[79]Это категорически неверно, поскольку вместе с застоявшейся кровью могут начать двигаться оторвавшиеся тромбы (см. предыдущее примечание).

 

[80]Ашвини мудра — тема 3 этого урока.

 

[81]Тимус играет центральную роль в иммунной системе, поскольку в нем образуются различные виды т‑лимфоцитов, обеспечивающих защиту организма от чужеродных клеток, а также от клеток, подвергшихся злокачественному перерождению (т. е, раковых), (пер.)

 

[82]Книга 11, урок 19, тема 4.

 

[83]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[84]Тема 2 этого урока.

 

[85]См. примечания к предыдущей теме. Сочетание сарвангасаны с ашвини мудрой еще более повышает вероятность попадания в крупные кровеносные сосуды сгустка крови, образовавшегося в геморроидальной шишке (варикозной вене в области заднего прохода).

 

[86]Тема 4 этого урока.

 

[87]Книга II, урок 14, тема 4; книга II, урок 15, тема 5.

 

[88]Тема 3 этого урока.

 

[89]Книга I, урок 8, тема 6.

 

[90]Книга I, урок 6, тема 6.

 

[91]Книга I, урок 8, тема 6.

 

[92]Книга II, урок 13, тема 5.

 

[93]Поскольку йога проповедует отказ от опьяняющих и наркотических веществ, как средств достижения состоянии расширенного сознания, в пользу психотехнических практик (пранаямы, медитации и т.д.), авторы, естественно, интерпретируют амриту сому и вино как аллегории. Однако антропологические исследования показывают, что сами психотехнические практики первоначально возникли в результате экспериментов с природными психоактивными веществами. В шаманизме такие «психоделические» вещества («расширители сознания») — грибы, соки различных растений и т.д. — используются до сих пор.

 

[94]К сожалению, стихотворный перевод с языка оригинала на английский трудно соотнести со стихотворным переводом на русский. Например, в переводе Г.Плисецкого есть два стиха с похожим содержанием, однако ни один из них не совпадает с приведенным выше текстом. Тем не менее, стоит привести один из них, который достаточно многозначителен:

Если будешь всю жизнь наслаждений искать —

Пить вино, слушать чанг и красавиц ласкать —

Все равно тебе с этим придется расстаться.

Жизнь похожа на сон. Но не вечно же спать!

 

[95]Книга I, урок 12, тема 1.

 

[96]Книга III, урок 33, тема 1.

 

[97]Подробнее о джапа см.: книга II, урок 14, тема 5 и книга II, урок 15, тема 6.

 

[98]Книга I, урок 10, тема 1.

 

[99]Книга III, урок 33, тема 1.

 

[100]Книга III, урок 26, тема 4.

 

[101]Тема 4 этого урока.

 

[102]Книга II, урок 16, тема 4.

 

[103]Книга II, урок 16, тема 3.

 

[104]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[105]Этой практикой не следует заниматься при повышенном артериальном, внутриглазном или внутричерепном давлении. Если вы слышите в голове звон или биение пульса, то сосредоточение на этом звуке может вызвать сильную головную боль. Это действие механизма биологической обратной связи: стараясь более отчетливо воспринимать какой‑либо сигнал организма, вы тем самым усиливаете этот сигнал и вызывающую ею причину. Например, если эта причина — повышенное давление, то вы будете его еще больше повышать.

 

[106]О второй части нада йоги см.: книга II, урок 18, тема 5.

 

[107]Бхакти‑йога: часть 1 — книга II, урок 15, тема 1; часть 2 — книга II, урок 16, тема 1; часть 3 — книга II, урок 17, тема 1.

 

[108]Точнее говоря, последователи этой так называемой школы Чистой Земли веряn что достижение освобождения (нирваны) собственными силами невозможно, и полагаются на помощь бодхисаттвы Амитабхи, который может позволить им получить следующее перерождение в своей Чистой Земле, после жизни в которой они достигнут освобождения. Поэтому они постоянно повторяют молитву «нама амида бутсу» означающую просьбу о перерождении в Чистой Земле Амитабхи.

 

[109]Бхакти‑йога: часть 1 — книга II, урок 15, тема 1; часть 2 — книга II, урок 16, тема 1; часть 3 — книга II, урок 17, тема 1.

 

[110]Дополнительную информацию о тантре можно найти в: книга II, урок 13, тема 6.

 

[111]Это не совсем точная трактовка. Великий обет бодхисаттвы (в том числе, Амиды) состоит в отказе от окончательного освобождения (нирваны) до тех пор, пока с помощью его просветлении не освободятся все существа. Это различие очень существенно, поскольку в буддизме Махаяны (в отличие от первоначального учения Будды) Просветление (обретение высшего знания) не означает автоматического окончательного освобождения (выхода из круговорота рождений и смертей). Поздний буддизм (к которому принадлежит и школа Чистой Земли) добавил к первоначальному учению отчетливый моральный компонент, однако это скорее аналогия карма‑йоги, нежели бхакти йоги.

 

[112]Подробнее о карма‑йоге см.: книга I, урок 12, тема 1.

 

[113]Мозжечок действительно принимает участие в управлении движениями, однако в большей степени представляет собой орган равновесия. Непосредственное управление движениями осуществляют участки новой коры головного мозга, расположенные вдоль центральной борозды (так называемая сенсомоторная кора). Эти участки коры синтезируют «образы» целостных движений и управляют их выполнением, а мозжечок играет подчиненную роль, отвечая за общую координацию.

 

[114]Книга I, урок 7, тема 2; Ваджрасана — книга I, урок 2, тема 5.

 

[115]Книга I, урок 7, тема 2; Ваджрасана — книга I, урок 2, тема 5.

 

[116]Книга I, урок 6, тема 4.

 

[117]Книга I, урок 6, тема 2.

 

[118]Книга II, урок 14, тема 3; Тема 4 этого урока.

 

[119]Тема 4 этого урока.

 

[120]Книга II, урок 14, тема 3; Тема 4 этого урока.

 

[121]Тема 3 этого урока.

 

[122]Книга II, урок 17, тема 3.

 

[123]Тема 3 этого урока.

 

[124]Книга II, урок 17, тема 3.

 

[125]Книга II, урок 17, тема 4.

 

[126]См. Хатха йога Прадипика, Снами Сатьянанда, Свами Мукгибодхананда.

 

[127]Книга II, урок 17, тема 4.

 

[128]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[129]Книга II, урок 17, тема 4.

 

[130]Подробнее о мула бандхе см.: книга II, урок 19, тема 4.

Подробнее о ваджроли мудре см.: книга III, урок 32, тема 1.

 

[131]Более подробно об ида и пингала нади см.: Равновесие Жизни: часть 1 — книга II, урок 22, тема 1; часть 2 — книга II, урок 23, тема 1.

 

[132]Вторую часть этого обсуждения см.: книга II, урок 20, тема 2.

 

[133]Книга II, урок 20, тема 2.

 

[134]Книга II, урок 20, тема 2.

 

[135]Тема 4 этого урока.

 

[136]Эта практика особенно полезна мужчинам среднего и пожилого возраста, даже если они не собираются заниматься крийя‑йогой, поскольку она представляет собой прекрасный метод профилактики заболеваний предстательной железы и может с успехом использоваться для лечения аденомы простаты (доброкачественного разрастания предстательной железы) и связанной с ней импотенции.

 

[137]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[138]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[139]Книга I, урок 6, тема 4.

 

[140]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[141]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[142]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[143]Тема 2 этого урока.

 

[144]Книга III, урок 25, тема 5.

 

[145]Книга II, урок 20, тема 2.

 

[146]Книга I, урок 7, тема 2; Ваджрасана — книга I, урок 2, тема 5.

 

[147]Книга I, урок 7, тема 2; Ваджрасана — книга I, урок 2, тема 5.

 

[148]Книга II, урок 14, тема 3.

 

[149]Книга II, урок 14, тема 3.

 

[150]Книга И, урок 16, тема 3.

 

[151]Книга II, урок 18, тема 4.

 

[152]Тема 4 этого урока.

 

[153]Нада йога: стадия 1 — книга II, урок 17, тема 4; стадия 2 — книга II, урок 18, тема 5.

 

[154]Книга II, урок 22, тема 1.

 

[155]Но все же следует помнить и том, что крупные питоны (не говоря уже о водном питоне — анаконде) сильнее многих наземных животных. Вдобавок, змеи превосходят большинство животных по скорости реакции.

 

[156]На более современном языке можно сказать, что кундалини нелокальна, подобно «квантово‑волновому потенциалу», о котором говорят физики.

 

[157]Нада йога: книга II, урок 17, тема 4; книга II, урок 18, тема 5.

 

[158]Книга II, урок 21, тема 2.

 

[159]Книга II, урок 19, тема 2.

 

[160]Манипура чакра — книга II, урок 21, тема 3.

Анахата чакра — книга II, урок 22, тема 2.

Вишуддхи чакра — книга II, урок 23, тема 3.

 

[161]Книга II, урок 19, тема 2.

 

[162]Книга II, урок 19, тема 2.

 

[163]Книга II, урок 16, тема 3.

 

[164]Манипура чакра — книга II, урок 21, тема 3.

Анахата чакра — книга II, урок 22, тема 2.

Вишуддхи чакра — книга II, урок 23, тема 3.

 

[165]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[166]Книга II, урок 19, тема 3.

 

[167]Книга II, урок 16, тема 2.

 

[168]Книга I, урок 2, тема 5; книга I, урок 7, тема 2.

 

[169]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[170]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[171]Книга II, урок 16, тема 2.

 

[172]Книга I, урок 2, тема 5.

 

[173]Аджапа: стадия 2 — книга II, урок 21, тема 5; стадия 3 — книга II, урок 22, тема 5; стадия 4 — книга II, урок 23, тема 4; стадия 5 — книга II, урок 24, тема 5.

 

[174]Книга II, урок 14, тема 5; книга II, урок 6, тема 6.

 

[175]Книга I, урок 13, тема 5.

 

[176]Поскольку русскоязычному читателю эта мантра может покаяться совершенно непроизносимой, тем. кто имеет склонность к христианству, я советую использовать в качестве мантры так называемую Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе (Сыне Божий), помилуй мя грешного». В зависимости от длительности вдоха можно произносить или не произносить слова, взятые в скобки. Первая половина молитвы произносится на вдохе, а вторая — «помилуй мя грешного» — на выдохе. При выполнении пранаямы слова «Сыне Божий» произносятся во время внутренней задержки дыхания. Тем, кто не имеет склонности к религии, можно порекомендовать замечательную мантру, которую придумал писатель Гордон Диксон: «Преходящее и вечное (на вдохе) — суть одно (на выдохе)». Поскольку в мантре важно не текстуальное значение, а скрытый за ним чувственно постигаемый смысл, можно повторять ее по‑английски — на этом языке она особенно красива и легче сочетается с дыханием: «Temporal and Eternal are one».

 

[177]Книга I, урок 2, тема 5; книга I, урок 7, тема 2.

 

[178]Книга I, урок 1, тема 5; книга I, урок 2, тема 8.

 

[179]Книга I, урок 13, тема 5.

 

[180]Аджапа: стадия 2 — книга II, урок 21, тема 5; стадия 3 — книга II, урок 22, тема 5; стадия 4 — книга II, урок 23, тема 4; стадия 5 — книга II, урок 24, тема 5.

 

[181]Это, казалось бы, противоестественное описание движения дыхания (поскольку на самом деле при вдохе воздух в горле движется вниз, а при выдохе — вверх) соответствует движению волн расширения и сокращения, проходящих по животу и груди при полном дыхании (при вдохе сначала расширяется низ живота, потом середина живота и низ грудной клетки, потом верх грудной клетки с подъемом плеч; при выдохе сокращение происходит в обратном порядке). Таким образом, ощущение дыхания действительно движется от пупка к горлу при вдохе и от горла к пупку при выдохе; осознание именно этого ощущения и подразумевается под осознанием дыхания.

 

[182]Книга I, урок 1, тема 3; книга I, урок 6, тема 4.

 

[183]Книга II, урок 18, тема 4.

 

[184]Тема 4 этого урока.

 

[185]В действительности, все еще сложнее, поскольку сигналы передаются в мозг не только параллельно (как по множеству параллельных проводов, соединяющих отдельные телефонные аппараты с коммутатором), но и последовательно, с помощью специального кодирования (как в междугородном телефонном кабеле). Например, зрительные сигналы сначала подвергаются кодированию в сетчатке, которая, по существу, представляет собой часть мозга, и только потом передаются в соответствующие анализирующие отделы мозга.

 

[186]Существует и другое объяснение, более согласующееся с неврологическими данными. Более двадцати лет назад нейрофизиолог Карл Прибрам предположил, что память записывается в мозгу по принципу голограммы. Каждая часть голограммы содержит в себе информацию о целом. Поэтому удаление даже значительной части мозга не приводит к утрате памяти. Исследования показали, что если у пациента с поврежденным мозгом нарушена способность вспоминании, то память, хранящуюся в мозгу, можно пробуждать путем непосредственной электрической стимуляции с помощью электродов, вводимых в соответствующие зоны мозга. Что же касается ума, то степень его нарушения при повреждении мозга зависит от того, какие зоны мозга поражены. Например, повреждение левой височной области мозга приводит к потере способности понимать устную и письменную речь; при повреждении других отделов может нарушаться восприятие пространства и времени. С другой стороны, новая кора больших полушарий используется далеко не полностью. Около двадцати лет назад в США в ходе медицинского обследования студентов вузов был обнаружен молодой человек, у которого почти отсутствовала новая кора (ее толщина составляла несколько миллиметров — это тяжелый случаи водянки мозга); тем не менее, этот студент был в числе отличников, и его коэффициент интеллекта (IQ) был выше среднего уровня.

 

[187]Ни то, ни другое но верно. Во‑первых, к обучению (или научению) способны любые живые существа (и до определенной степени — даже микроорганизмы и растения). Во‑вторых, в настоящее время о нейробиологии обучения известно очень многое (хотя и не все). Более того, в мозгу животных и человека найдены особые вещества, стимулирующие обучение, и они уже применяются в медицине и геронтологии.

 

[188]Точнее, в мозгу нет единого органа, ответственного за обучение — в этом процессе участвуют многие мозговые структуры, — однако известно, что повреждение некоторых из этих структур, например, гиппокампа, делает обучение (а также вспоминание) невозможным.

 

[189]В нейроанатомии принято различать ствол мозга (или древний мозг), средний мозг (старую кору и лимбическую систему) и новую кору (большие полушария).

 

[190]Это также неверно. Человека отличает не размер, а сложность новой коры (количество извилин). У высших животных размер и вес мозга примерно пропорциональны размеру и весу тела, так что, например, у слонов и китов более крупный мозг (в том числе и кора), чем у человека, однако не такой сложный. В последнее время показано, что мозг дельфинов и касаток по сложности приближается к человеческому, в то же время превышая его по объему (у касаток).

 

[191]Это довольно устаревшие представления. В 1960‑1970 гг. был обнаружен т.н. феномен «расщепленного мозга»: больным острой эпилепсией для ликвидации патологического очага проводили хирургическое рассечение мозолистого тела. При этом у человека возникало как бы два ума. Именно эти исследования стали первым крупным шагом в изучении функций больших полушарий мозга. В дальнейшем при использовании менее радикальных методов выяснилось, что функции полушарий в значительной степени перекрываются. Так, при повреждении левого полушария в раннем детстве речевые и аналитические функции берет на себя правое полушарие; у некоторых людей (т.н. истинных билингвов) речевые способности, связанные со вторым языком, зависят от правого полушария. Функциональная специализация мозга — сложная и чрезвычайно интересная тема. Возможно, читателям будет интересно узнать, что некоторые т.н. паранормальные феномены наблюдаются у больных с повреждениями мозга. В этом случае можно порекомендовать книгу Т.Доброхотовой и Н.Брагиной «Функциональные асимметрии человека», М., Медицина, 1981.

 

[192]Так происходит только при столкновении с новой и незнакомой ситуацией. Исследованиями показано, что в мозгу на основании прошлого опыта формируются программы готовых действий. Поступающая информация активирует подходящую программу, и дальше все происходит автоматически. Если бы для совершения действий во внешнем мире каждый раз требовалось принятие решения, то возникновение высших животных и человека в эволюции оказалось бы невозможным.

 

[193]Между прочим, аналогичную мысль вполне серьезно высказывал выдающийся нейрофизиолог — лауреат Нобелевской премии сэр Джон Экклз.

 

[194]В настоящее время это мнение подвергается пересмотру. В частности, уже показано, что отростки нервных клеток, именуемые дендритами, растут и усложняются в течение всей жизни человека, образуя новые связи. Этот процесс непосредственно связан с обучением. Следует также добавить, что белое вещество, в основном, состоит не из отростков нервных клеток, а из покрывающих их оболочкой глиальных (т.н. шванновских) клеток. От наличия этих клеток зависит скорость проведения сигналов в нервных волокнах. У новорожденного младенца почти нет таких клеток — они рас‑гут в период детства. Кстати, именно с разрушением шванновских клеток связано такое тяжелое заболевание, как рассеянный (множественный) склероз.

 

[195]Ученые говорят, что мозжечок отвечает за координацию схемы тела и поддержание равновесия. Этот отдел мозга довольно хорошо изучен и работает во многом сходно с цифровым компьютером.

 

[196]В дополнение ко всему сказанному, гипоталамус является главным управляющим центром эндокринной системы. Он синтезирует особые вещества, управляющие работой гипофиза, и через него — работой всех других желез, в частности, надпочечников (так называемая гипоталамо‑гипофизарно‑адреналовая ось). Так что уровень адреналина у вас в крови контролируется гипоталамусом.

 

[197]Здесь необходима поправка: речь интерпретируется не в теменной или затылочной, а в левой височной доле мозга (т.н. зона Брока).

 

[198]Этот абзац отражает, скорее, точку зрения йоги, а не современной науки. Лобная доля (точнее, лобные доли — это парный орган) действительно связаны с мышлением, памятью и волей. Рассечение мозолистого тела в области лобных долей (фронтальная лоботомия) делает человека неспособным к стратегическому мышлению и принятию решений, но не приводит к умственному расстройству. Со страхом и депрессией (а также с агрессией) связан другой орган, также расположенный в передней части мозга, — миндалина.

 

[199]В сетчатке находятся не только рецепторы (палочки и колбочки), но и особые нервные структуры, управляющие чувствительностью этих рецепторов. Нервные импульсы идут не только от сетчатки к мозгу, но и от мозга к сетчатке. Мозг (точнее, программа зрительного восприятия) указывает глазу, что следует видеть. Если бы глаз реагировал на все попадающие в него фотоны, то человек бы через несколько минут ослеп, поскольку светочувствительное вещество, содержащееся в рецепторах, просто не успевало бы восстанавливаться. Программа зрения посылает в глаз сигналы, позволяющие выделять наиболее значимые части сетчаточного образа. Мы видим не то, что есть, а то что нам приказывает видеть мозг (и ум). Эти данные современной нейрофизиологии согласуются с идеей йоги о том, что повседневная реальность — это иллюзия. Более подробно об этом можно прочитать в увлекательной книге Р.Грегори «Разумный глаз», выходившей в издательстве «Мир» около 30 лет назад.

 

[200]На самом деле, все слуховые рецепторы одинаковы, а определение высоты, тональности и т.д. осуществляется специальным органом в среднем ухе. похожим на миниатюрную арфу. Каждая струна этой «арфы» соединяется с рецептором. Мозг распознает звук по тому, от какого (или каких) рецепторов приходят импульсы.

 

[201]Книга II, урок 22, тема 1.

 

[202]Шишковидная железа участвует в регуляции суточного ритма организма и ряда других ритмов. Она выделяет вещество мелатонин, являющееся важным нейрогормоном.

 

[203]Более подробно о щитовидной железе см.: книга II, урок 16, тема 2.

 

[204]Хронический стресс действительно может стать причиной диабета (и многих других болезней), однако участвующие в этом механизмы не так просты. Заинтересованный читатель может более подробно узнать об этом в книге Р.Аткинса «Биодобавки доктора Аткинса», М. Трансперсональный Институт — Рипол Классик, 1999.

 

[205]Это абсолютно неверно. Капилляры — это ткани, относящиеся к более высокому морфологическому уровню, чем клетки. Капилляры не могут «пронизывать» клетки (равно как и клетки не могут проникав друг в друга). Дело в том, что не все клетки мозга одинаково малы; некоторые из них имеют мощную систему особых отростков — дендритов. Из клетки как бы растет могучее «дерево» с пышной кроной — вот эту‑то «крону» и могут пронизывать капилляры. Следует также еще раз заметить, что вопреки распространенному мнению, рост отдельных «веточек» этой «кроны» продолжается на протяжении всей жизни человека; именно благодаря этому росту мы и способны учиться.

 

[206]Чакры: часть 1 — книга II, урок 19, тема 1; часть 2 — книга II, урок 20, тема 2.

 

[207]Книга II, урок 13, тема 6.

 

[208]Муладхара чакра — книга II, урок 19, тема 2.

Свадхистхана чакра — книга II, урок 20, тема 3.

 

[209]Книга II, урок 18, тема 3.

 

[210]Книга I, урок 7, тема 2.

 

[211]Как и при выполнении техники аджапы стадии I, описанной в предыдущем уроке, речь идет не о движении воздуха, а о движении ощущения, связанного с дыханием. То есть, на вдохе ощущение расширения стенки брюшной полости движется от позвоночника наружу, а на выдохе — от пупка к позвоночнику При сосредоточении на дыхании распространенная ошибка состоит в попытке отслеживать движение воздуха, что приходит в прямое противоречие с описанной здесь техникой.

 

[212]Тема 5 этого урока.

 

[213]Книга II, урок 22, тема 3.

 

[214]Книга III, урок 25, тема 4.

 

[215]Книга II, урок 16, тема 2.

 

[216]Книга II, урок 22, тема 3.

 

[217]Книга II, урок 22, тема 3.

 

[218]Книга II, урок 22, тема 3.

 

[219]Книга II, урок 13, тема 5.

 

[220]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[221]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[222]Книга II, урок 20, тема 5.

 

[223]Книга II, урок 20, тема 5.

 

[224]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[225]Книга II, урок 22, тема 5.

 

[226]Книга II, урок 18, тема 4.

 

[227]Мы подробно обсуждали чакры в уроках 19, 20 и 21.

 

[228]Книга II, урок 19, тема 2.

 

[229]Книга II, урок 20, тема 2.

 

[230]Дальнейшие подробности см.: книга II, урок 23, тема 2.

 

[231]Более подробную информацию можно найти в: книга I, урок 4, тема 3.

 

[232]Эго верно лишь отчасти. Дело в юм, что во время сна существуют периоды как парасимпатической, так и симпатической активации. Во время глубокого сна без сновидений преобладает парасимпатическая активация, а во время так называемого «быстрого сна» со сновидениями — симпатическая. Психологические исследования показали, что человек нуждается в обоих видах сна, причем недостаток глубокого сна ведет к более сильным отрицательным физическим, а недостаток «быстрого сна» — к более сильным отрицательным психологическим последствиям. Люди, занятые физическим трудом, больше нуждаются в глубоком сне, а люди умственного труда (и те, кто учится) — в «быстром сне». По современным представлениям, в психологическом плане сон в целом необходим для перевода усвоенной информации в долговременную память, причем «быстрый сон» связан с переработкой информации в так называемой «промежуточной долговременной памяти» (на уровне паттернов импульсов в нервных сетях), а глубокий сон — с закреплением памяти на структурном уровне (в виде паттерна синапсов — особых контактных участков на дендритных отростках нервных клеток, которые растут и усложняются на протяжении всей жизни человека). Позиция отстраненности в ходе дневной деятельности отчасти компенсирует потребность в «быстром сне», но не в глубоком сне.

 

[233]Вторую часть этого обсуждения см.: книга II, урок 23, тема 1.

 

[234]Можно порекомендовать и более эффективный метод из арсенала биоэнергетики (разновидность телесной терапии). Он предназначен для выполнения вдвоем, но если у вас благодаря регулярной практике асан достаточно гибкие руки, то вы сумеете справиться с ним и самостоятельно. Положите ладонь одной руки на середину груди под ключицами, а ладонь другой руки как можно выше на позвоночник. Мысленно представьте себе, что из одном ладони (у большинства людей — из правой) исходит поток энергии, и постарайтесь ощутить его другой ладонью. Когда вы добьетесь устойчивого ощущения приходящего потока (это совсем не трудно и требует лишь небольшой практики), начинайте медленно вести обеими ладонями вниз по телу, стараясь держать их на одном уровне (это тоже нетрудно, поскольку когда параллельность ладоней нарушается, ощущение приходящего потока энергии ослабевает или исчезает, со временем вы научитесь держать фокус приходящего потока точно в центре ладони) Когда ваши ладони окажутся на уровне чакры, в соответствующей точке позвоночника появится характерное ощущение (это может быть жар, покалывание, вибрация и т.п.). Запомните это ощущение — в дальнейшем вам будет достаточно вызвать его в памяти, чтобы точно определить местоположение чакры. Этот метод подходит для нахождения чакр и других особых точек тела, а также мышечных зажимов, очагов болезни и т.п. В биоэнергетике он используе1ся для диагностики и лечения. Единственная предосторожность — не следует направлять поток энергии в сердце — не имея достаточного опыта, вы можете нарушить ею работу и причинить себе вред. Освоив этот метод, вы сможете снимать мышечные, суставные и невралгические боли, а также мигрень у самого себя, а затем и помогать другим людям.

 

[235]Тема 5 этого урока.

 

[236]Книга II, урок 19, тема 2.

 

[237]Книга II, урок 20, тема 3.

 

[238]Книга II, урок 21, тема 3.

 

[239]Книга II, урок 19, тема 2.

 

[240]Книга II, урок 20, тема 3.

 

[241]Книга II, урок 21, тема 3.

 

[242]Книга II, урок 14, тема 5.

 

[243]Повышение содержания лейкоцитов говорит не о повышении сопротивляемости организма, а о наличии иммунной реакции — скорее всего, на шлаки, содержащиеся в застойной крови, которая попадает в кровоток. В медицинской практике повышение лейкоцитоза обычно считается признаком наличия воспалительного процесса или инфекции.

 

[244]Книга II, урок 21, тема 4.

 

[245]Книга II, урок 21, тема 4.

 

[246]Книга I, урок 11, тема 3

 

[247]Шавасана: часть 1 — книга I, урок 1, тема 5; часть 2 — книга I, урок 2, тема 8.

 

[248]Книга II, урок 21, тема 1.

 

[249]Эти представления значительно устарели. Во‑первых, не все формы диабета связаны с недостаточностью поджелудочной железы — чаще причиной бывает нарушение систем обратной связи между различными железами и гипофизом. При этом поджелудочная железа может выделять нормальное или даже избыточное количество инсулина, и в его введении извне нет никакой нужды. Во‑вторых, показано, что вещество, ранее считавшееся «диабетогенным» гормоном, выполняет другие функции и имеет лишь косвенное отношение к диабету. См. примечание 18 к уроку 21.

 

[250]Книга II, урок 21, тема 1.

 

[251]Книга II, урок 16, тема 2.

 

[252]Однако не следует забывать, что при наличии таких заболеваний такая практика сопряжена с опасностью отрыва тромба, образовавшегося в варикозных утолщениях вен ног или заднего прохода, и его попадания в сердце и артерии, что может привести к тромбозу легочной артерии или сосудов мозга со смертельным исходом.

 

[253]Человек действительно использует лишь небольшую часть возможностей своего мозга, точнее его новой коры (больших полушарий). Однако, поданным современной неврологии, расширение возможностей новой коры за счет ее более полного использования должно происходить не в результате открытия или пробуждения каких‑то отдельных латентных проводящих путей, а в ходе общего усложнения сети нервных связей. Что же касается латентных проводящих путей, то они могут существовать в старой коре и лимбической системе; такие проводящие пути могли активно использоваться на более ранних этапах эволюции, а позднее стали ненужными или (что более вероятно) были по той или иной причине заблокированы. Таким образом, раскрытие или пробуждение таких путей — это не реализация потенциала, заложенного в мозгу. а восстановление его прежних возможностей — что, кстати сказать тоже совсем не плохо.

 

[254]Книга I, урок 3, тема 4, книга I, урок 4, тема 5 и книга I, урок 5, тема 4.

 

[255]Книга II, урок 18, тема 3.

 

[256]Книга II, урок 19, тема 4.

 

[257]Книга II, урок 18, тема 4.

 

[258]Книга II, урок 20, тема 5.

Книга II, урок 21, тема 5.

 

[259]Книга II, урок 20, тема 5.

Книга II, урок 21, тема 5.

 

[260]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[261]Книга II, урок 13, тема 5.

 

[262]Книга II, урок 22, тема 1.

 

[263]Книга II, урок 22, тема 1.

 

[264]Равновесие жизни: часть 1 — книга II, урок 22, тема 1; часть 2 — книга II, урок 23, тема 1.

 

[265]Подробное объяснение значения и смысла сушумны см. книга II, урок 20, тема 2.

 

[266]Ваджрасана — книга I, урок 2, тема 5.

 

[267]Книга I, урок 3, тема 4.

 

[268]Книга 1, урок 4, тема 5; книга I, урок 5, тема 4.

 

[269]Книга I, урок 8, тема 4.

 

[270]Книга 1, урок 12, тема 4.

 

[271]Джала нети — книга I, урок 1, тема 2.

Сутра нети — книга I, урок 10, тема 3.

 

[272]Книга I, урок 5, тема 5.

 

[273]Книга II, урок 19, тема 2.

 

[274]Книга II, урок 20, тема 3.

 

[275]Книга II, урок 21, тема 3.

 

[276]Книга II, урок 22, тема 2.

 

[277]Книга III, урок 25, тема 5.

 

[278]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[279]Здесь тоже годится биоэнергетический метод, описанный в подстраничном примечании к предыдущему уроку.

 

[280]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[281]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[282]Книга II, урок 22, тема 2.

 

[283]Книга II, урок 20, тема 5.

 

[284]Книга II, урок 21, тема 5.

 

[285]Книга II, урок 22, тема 5.

 

[286]Книга I, урок 7, тема 6.

 

[287]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[288]Более подробно о чидакаше см.: книга II, урок 13, тема 5.

 

[289]Тема 3 этого урока.

 

[290]Манипура чакра — книга II, урок 21, тема 3.

Анахата чакра — книга II, урок 22, тема 2.

 

[291]Книга II, урок 22, тема 4.

 

[292]Однако вероятность заражения болезнями, вызываемыми паразитарной, бактериальной или даже вирусной инфекцией, зависит от состояния иммунной системы организма, а оно, в свою очередь, непосредственно зависит от ума. Иммунитет понижается при хроническом стрессе, депрессии, эмоциональных расстройствах и т.п. Этому найдено строгое научное объяснение, и даже появилась новая отрасль медицины, названная нейроиммунологией. Более того, разработаны психотерапевтические техники, позволяющие управлять состоянием иммунной системы (см. книгу Р.Дилтса и др. «Убеждения», М., Класс: 2000). Так что в определенном смысле утверждение, что «все болезни or ума», абсолютно верно.

 

[293]Книга I, урок 1, тема 2.

 

[294]Книга I, урок 12, тема 2.

 

[295]Книга I, урок 4, тема 1.

 

[296]Книга I, урок 1, тема 5.

 

[297]Книга III, урок 33, тема 5.

 

[298]Бинду — книга III, урок 25, тема 5.

Сахасрара — книга III, урок 26, тема 1.

 

[299]Подробности можно найти в следующих разделах: книга II, урок 19, тема 1; книга II, урок 20, тема 2; книга II, урок 21, тема 2; книга II, урок 22, тема 1; книга II, урок 23, тема 1.

 

[300]По мнению некоторых ученых, система межбровный центр — шишковидная железа является рудиментом реального физического органа чувств (третьего глаза), который использовался на ранних стадиях эволюции и который можно обнаружить у некоторых примитивных животных.

 

[301]Шишковидная железа действительно не имеет прямых связей с окружающими се нервными тканями, но то же можно сказать и о гипофизе. Это не означает, что гипофиз или шишковидная железа «прямо не связаны с мозгом» — просто они связаны с теми мозговыми центрами, которые находятся не в непосредственной близости от них. Кстати, новая кора состоит из отдельных «колонок» или «модулей», которые тоже не имеют непосредственной связи друг с другом. Построенные из этих «модулей» так называемые «проективные поля» — зрительная кора, слуховая кора, моторная кора и г п. связаны друг с другом, главным образом, через структуры старой коры, лимбической системы и т.д.

 

[302]В отношении практики немигающего взгляда можно сказать, что она, скорее всего, нарушает действие автоматизированных программ зрительного восприятия, в результате чего на уровень сознательного восприятия проникают стимулы, которые эта программа в норме считает незначащими и отсекает; нейрофизиолог Дейкман назвал это явление «деавтоматизацией». Действие автоматизированных программ восприятия зависит от некоторых структур старой коры и лимбической системы мозга (в частности, гиппокампа). Наркотики и другие психоактивные вещества влияют не на шишковидную железу, а именно на эти структуры. О связи между психикой и нейрофизиологией можно будет прочитать в книге Гарри Ханта «Природа сознания», которая готовится к публикации в издательстве Трансперсонального Института.

 

[303]Тратака: стадия 1 — книга I, урок 8, тема 6; стадия 2 — книга I, урок 9, тема 6; стадия 3 — книга I, урок 10, тема 7.

 

[304]Книга 1, урок 9, тема 5.

 

[305]Книга II, урок 16, тема 2.

 

[306]Книга III, урок 25, тема 4.

 

[307]Книга II, урок 13, тема 2.

 

[308]Книга II, урок 14, тема 2.

 

[309]Книга II, урок 19, тема 3.

 

[310]Книга I, урок 3, тема 2.

 

[311]Книга II, урок 16, тема 2.

 

[312]Книга II, урок 20, тема 4.

 

[313]Книга I, урок 6, тема 3.

 

[314]Книга II, урок 20, тема 4.

 

[315]Книга III, урок 26, тема 4.

 

[316]Книга II, урок 22, тема 4.

 

[317]Книга I, урок 3, тема 4.

 

[318]Аджапа джапа: стадия 1 — книга II, урок 20, тема 5; стадия 2 — книга II, урок 21, тема 5; стадия 3 — книга II, урок 22, тема 5; стадия 4 — книга 11, урок 23, тема 4.

 

[319]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[320]Книга I, урок 6, тема 5.

 

[321]Аджапа джапа: стадия 1 — книга II, урок 20, тема 5; стадия 2 — книга II, урок 21, тема 5; стадия 3 — книга II, урок 22, тема 5; стадия 4 — книга 11, урок 23, тема 4.

 

[322]Книга II, урок 22, тема 4.

 







Date: 2015-09-20; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.244 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию