Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К какому типу правил относится правило «Правописание жи, ши, ча, ща»?





Кафедра філології і лінгводидактики

Тестові завдання

Із навчальної дисципліни

"Методика викладання російської мови"

Для студентів 4 курсу ННІ педагогіки

Викладач: Гордієнко О.А.

Вариант 1

 

1. Что является предметом методики русского языка?

А) решение практических задач обучения, воспитания и развития младших школьников;

Б) процесс овладения младшими школьниками русским языком как вторым, близкородственным или родным;

В) обучение русскому языку в сравнении с украинским.

 

2. Что входит в понятие содержания обучения?

А) материал по русскому языку, определённый программой, учебниками, методическими разработками;

Б) методы и приёмы работы на уроке;

В) обоснование методики.

 

3. Назовите критерии отбора материала по русскому языку.

А) Доступность, наиболее интересный для детей, занимательный материал;

Б) Частотность материала на всех уровнях языка, необходимость для коммуникативных целей и в то же время доступность;

В) Необходимый материал для понимания детьми русского языка: слова, предложения, тексты.

 

4. Изучение таких правил на уроках русского языка, как правописание Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа, правописание Ь на конце имён существительных женского рода после шипящих – приводит к:

А) интерференции

Б) транспозиции

В) повторению знаний по украинскому языку.

 

5. Что называется интерференцией?

А) положительный перенос знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый;

Б) явление, которое происходит тогда, когда дети сталкиваются со сходными в двух языках правилами;

В) отрицательный перенос знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый.

 

6. К актуальными проблемам современной методики можно отнести:

А) Нахождение таких методов, приёмов, форм работы на уроке, которые позволяют максимально развить способности каждого ученика;

Б) Нахождение методов, которые позволяют экономить время на уроке с целью успеть выполнить как можно больше заданий;

В) Нахождение таких методов, форм работы на уроке, которые давали бы возможность объективно оценить каждого ученика;

 

7. Как лучше организовать работу в группах?

А) Разбить детей на группы – «сильные», «средние» и «слабые», чтобы они выполняли задания в соответствии со своими возможностями;

Б) Организовывать группы по интересам, предлагая какие-то интересные для них задания;

В) В группах могут быть дети с разным уровнем успеваемости, и даже с разными интересами, главное – они выполняют общее для всей группы задание.

 

8. Как проявляется связь методики русского языка с психологией?

А) методика предлагает, например, использовать как можно более разнообразные формы работы на уроке, среди которых должное место занимают игровые, занимательные; наглядность; физкультминутки; подтверждение правил примерами и др.

Б) методика рекомендует использовать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий методы, опирается на общедидактические принципы наглядности, доступности, связи с жизнью, активности и др.

В) методика учитывает, какой раздел языкознания изучается, и предлагает те или иные приёмы работы.

 

9. Какие методы научного исследования относятся к теоретическим?

А) опытная проверка, наблюдение, эксперимент;

Б) анкетирование, интервьюирование, тестирование;

В) изучение истории данного вопроса, методической, педагогической, психологической литературы по теме.

 

10. Назовите специфические принципы обучения русскому языку.

А) практической речевой направленности, опережающего развития навыков устной речи, учёта родного языка, комплексного изучения различных уровней языка;

Б) принцип учёта межпредметных связей;

В) принцип интереса, прочности знаний, связи с жизнью, последовательности и систематичности.

 

11. Назовите методы обучения с точки зрения источника получения учащимися знаний:

А) слово учителя, беседа, упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебной книгой, экскурсия и др.

Б) объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, создание на уроке проблемной ситуации;

В) устные и письменные работы, классные и домашние, обучающие, самостоятельные и контрольные.

 

12. Что называется приёмами обучения?

А) Это использование на уроке различных картинок, помогающих привлечь внимание учеников;

Б) Это детали метода, его составляющие элементы, которые подчиняются определённой задаче урока.


В) Консультации учителя.

 

13. Дайте определение понятия «речь» в учебно-педагогическом аспекте:

А) вид деятельности человека, представляющий реализацию мышления на основе использования средств языка;

Б) важнейшее средство общения людей;

В) сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

 

14. Назовите основные направления работы по развитию речи младших школьников:

А) работа над монологом, диалогом, полилогом;

Б) работа над словом, над словосочетанием и предложением, над связной речью;

В) работа над внутренней и внешней формами речи.

 

15. Что называется упражнением по русскому языку:

А) письмо, чтение, слушание и понимание, говорение на русском языке;

Б) вид учебной деятельности, состоящий в многократном и вариативном применении полученных знаний в различных связях и условиях;

В) заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, решение кроссвордов, инсценизация сказок.

 

16. Назовите важнейшие методические условия развития речи младших школьников:

А) потребность высказывания, наличие содержания высказывания, и средств языка;

Б) списывание, диктанты, пересказы, сочинения, чтение и письмо;

В) словарная работа, игры по русскому языку.

 

17. Назовите приёмы семантизации слов:

А) словообразовательный анализ, показ предмета, в том числе на иллюстрации, перевод на родной язык, подбор синонима к слову, толкование слова, включение его в понятный контекст

Б) введение новых слов в устные рассказы, в предложения, словосочетания, тексты для чтения, в ответы на вопросы учителя;

В) отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со словами, составление с ними словосочетаний, предложений, связных текстов.

 

18. Отметьте группу слов, нуждающиеся в коррекции произношения и грамматических форм при употреблении:

А) человек, воскресенье, неделя, месяц, луна, арбуз, строчка.

Б) свёкла, клубника, носки, полотенце, одеяло, шкаф, тетрадь, карандаш.

В) земля, хлеб, небо, река, стол, ручка, рука, нога, голова.

 

19. Отметьте слова-паронимы:

А) дипломат – дипломант, эффектный – эффективный; экспертный – экспериментальный;

Б) перл – жемчуг, греметь – шуметь, оросить – облить, устлать – покрыть;

В) день – ночь, чёрный – белый, зайти – выйти, зима – лето, тепло – холодно, высоко – низко.

 

20. Как называется приём анализа художественного текста, состоящий в замене авторского слова близким по значению:

А) имитация;

Б) аллитерация;

В) стилистический эксперимент;

 

21. Отметьте строку, где отсутствуют ошибки:

А) благодарить отцу, извинить другу, смеяться с товарища, принести с магазина;

Б) заведующий библиотекой, прийти с работы, слово изменяется по падежам, уехать из города;

В) приехал до бабушки, пришёл со школы, слово изменяется за родами, построить с кубиков.

 

22. Анализ предложений, слушание, чтение, заучивание и цитирование предложений относятся к типу упражнений:

А) на основе образца; Б) конструктивным; В) творческим.

 

23. Этапы первоначального обучения русскому языку:

А) устная речь, обучение слушанию, говорению, чтению, письму на русском языке;


Б) слушаем и говорим по-русски; начинаем читать и писать; учим новые буквы; слушаем, говорим, читаем, пишем;

В) этап обучения русскому языку, который строится «вслед за украинским»; изучение букв русского алфавита;

 

24. Назначение устного курса русского языка:

А) организация речевого опыта детей, формирование умений устной речи с целью создания базы для обучения чтению и письму;

Б) создание интереса к изучению русского языка;

В) проведение игр, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, чтение сказок и стихотворений.

 

25. С чего начинается введение новой буквы?

А) показ буквы, установление соответствия с украинским алфавитом;

Б) рассмотрение рисунка, произнесение слова учителем и учащимися с выделением нужного звука;

В) подбор слов и слогов с новой буквой, составление слогов из раздельной азбуки, чтение слогов.

 

26. Задачи обучения письму в период первоначального обучения русскому языку:

А) списывание, диктовка слов, в которых нет расхождений между произношением и написанием.

Б) развитие умения правильно писать русские буквы;

В) развитие каллиграфических навыков; развитие навыков фонетико-графического письма.

 

27. На каких уроках учащиеся знакомятся с элементами литературоведческих представлений?

А) на уроках чтения;

Б) на уроках первоначального обучения русскому языку;

В) на уроках русского языка.

 

28. В чём состоят учебные цели урока русского чтения?

А) нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание;

Б) запоминание новой информации из прочитанного текста, совершенствование техники чтения, развитие навыков анализа текста и навыков связной русской речи;

В) развитие наблюдательности, памяти, мышления, самостоятельности, творческих способностей учащихся.

 

29. На основе каких принципов подбираются тексты для чтения в учебниках для младших классов?

А) доступности, интереса для учащихся

Б) связи с жизнью, систематичности, перехода от простого к сложному;

В) календарного, тематического, разнообразия жанров.

 

30. Назовите задачи уроков русского чтения.

А) формирование хорошего чтеца и читателя, расширение знаний об окружающем мире, развитие навыков связной речи, развитие и воспитание учащихся, формирование элементов литературоведческих представлений.

Б) чтение в большом количестве, потому что чем больше ребёнок читает, тем больше он знает;

В) учёт мощного воспитательного и развивающего значения чтения на младшего школьника.

 

31. Что означает понятие «правильное чтение»?

А) громкое чтение, в процессе которого чтец выражает мысли и чувства автора, а также своё отношение к читаемому.

Б) сознательность, правильность, беглость, выразительность;

В) чтение в соответствии с орфоэпическими нормами, без искажений, замен, перестановок, пропусков букв, слогов, слов;


 

32. Что означает понятие «аналитическое чтение»?

А) послоговое чтение вслух;

Б) чтение целыми словами;

В) чтение, при котором учащийся может охватить взглядом сразу несколько слов.

 

33. Для чего практикуются такие упражнения: чтение текста с постепенным убыстрения темпа хором, чтение за короткий период времени предложения с доски, чтение молча и др.

А) для развития беглости чтения;

Б) для углубления понимания прочитанного текста;

В) для развития дикции учащихся.

 

34. Назовите средства выразительности:

А) мелодическое повышение и понижение тона голоса, которое делает высказывание живым и ярким;

Б) мелодика речи, интонация, паузы, логические ударения, громкость, темп.

В) быстрота речи во времени.

 

35. Согласованная и чёткая деятельность органов речи, позволяющая максимально понимать говорящего, называется:

А) выразительной речью;

Б) дикцией;

В) артикуляцией.

 

36. Для чего используются скороговорки, рифмовки, чистоговорки?

А) для развития правильного дыхания;

Б) для развития дикции;

В) для развития умения понимать текст.

 

37. На каком этапе урока чтения следует проводить объяснение предположительно непонятных учащимся слов?

А) перед первичным чтением текста;

Б) после первичного чтения текста;

В) в процессе анализа текста.

 

38. Назовите варианты первичного чтения текста:

А) чтение в лицах; чтение учителем начала предложения, а учащимися концовки.

Б) чтение предложений, которые являются ответами на вопросы учителя.

В) чтение текста учителем при закрытых учебниках, совмещённое громкое чтение текста учителем и учениками, чтение учащимися молча после того, как учитель прочитал начало текста;

 

39. Какие жанры литературных произведений относятся к лирическим?

А) Стихотворения о природе;

Б) Сказки, рассказы, легенды, басни.

В) Драмы-сказки.

 

40. Литературные произведения какого жанра методика не рекомендует пересказывать?

А) Сказки, рассказы, легенды, басни.

Б) Лирические стихотворения;

В) Драмы-сказки.

 

41. Что представляет собой словесное рисование?

А) вид устного сочинения-описания;

Б) рисование красками или карандашом;

В) подробный пересказ художественного текста.

 

42. Для какого литературного жанра характерны такие особенности, как троекратное повторение действия, динамическое изображение событий, гиперболизация физических и духовных качеств персонажей, оптимизм?

А) рассказы о детях;

Б) лирические стихотворения;

В) сказки.

 

43. Произведения какого литературного жанра методика рекомендует пересказывать и подробно, и сжато, при анализе основное внимание уделяется сюжету, выяснению идеи.

А) рассказы;

Б) лирические стихотворения;

В) сказки.

 

44) При работе над каким текстом на уроке чтения желательно специальное толкование терминов, специальных слов и выражений, а также привлечение дополнительного материала?

А) героико-фантастическим;

Б) научно-популярным;

В) драматическим.

 

45. Что является основной причиной затруднений младших школьников при изучении грамматических понятий?

А) большая степень абстракции грамматических понятий;

Б) отличия русского языка от украинского;

В) отличия лексического значения слова от грамматического;

 

46. Назовите первый этап работы над грамматическим понятием.

А) конкретизация изученного (закрепление на новом языковом материале);

Б) анализ языкового материала (наблюдения над примерами);

В) осознание формулировки (заучивание правила);

 

47. Назовите типы уроков русского языка в зависимости от основной дидактической цели:

А) организация класса, минутка каллиграфии, актуализация опорных знаний, работа над новым материалом, закрепление, домашнее задание, итог.

Б) грамматического разбора, выполнения упражнений, пояснения нового материала, проведения диктанта.

В) изучения нового материала, закрепления новых знаний, систематизации о обобщения, комбинированные, контрольные, развития связной речи.

 

48. Назовите порядок разбора слова по составу на уроке русского языка:

А) 1) измени слово, выдели окончание; 2) выдели основу; 3) подбери родственные слова, выдели корень; 4) сравни однокоренные слова, выдели приставку; 5) выдели суффикс.

Б) 1) подбери родственные слова, выдели корень; 2) сравни однокоренные слова, выдели приставку; 3) выдели суффикс; 4) выдели основу; 5) выдели окончание;

В) выдели последовательно 1) приставку; 2) корень; 3) суффикс; 4) окончание; 5) основу.

 

49. Назовите порядок разбора имени существительного:

А) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) к какому существительному относится; 4) изменяемые признаки – род, число падеж; 5) синтаксическая функция.

Б) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) постоянные признаки – одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; род; 4) число, падеж; 5) синтаксическая функция.

В) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) спряжение; 4) время; лицо или род; число; 5) синтаксическая функция.

 

50. Укажите порядок синтаксического анализа предложения в младших классах:

А) 1) вид предложения по цели высказывания; 2) вид предложения по интонации; 3) главные члены предложения; 4) второстепенные члены предложения;

Б) подчеркнуть главные члены, затем второстепенные, дать общую характеристику предложения;

В) поставить вопросы ко всем членам предложения, правильно подчеркнуть их.

 

51. Как достигается активная умственная деятельность учащихся на уроке?

А) выполнение упражнений: диктанты, списывания различных видов.

Б) создание проблемной ситуации, игровые и занимательные формы работ, разнообразие видов работ, использование наглядности;

В) чередование устных и письменных видов работ, постепенный переход от коллективных к самостоятельным работам.

 

52. Каким явлением объясняются ошибки в речи учащихся: злой собака, сильный боль, в добрую путь, долгое жизнь?

А) транспозиции;

Б) влиянием письменной речи на устную;

В) интерференции;

 

53. Укажите строку, где отсутствуют ошибки:

А) йти до школы, правильный за формой, любит читать;

Б) вошёл в дом, буду читать, зайти ненадолго.

В) читатиму книгу, зайти до друга, пише грамотно.

 

54. Укажите строку, где есть «лишнее» слово:

А) вода, водитель, водяной, подводный.

Б) лев, львёнок, львица, львиный.

В) рисовать, рисунок, нарисованный, перерисовать.

 

55. Укажите строку, в которой приведены только глаголы 1 спряжения:

А) бороться, стелить, играть, остыть;

Б) дышать, слышать, ненавидеть, растить;

В) видеть, смотреть, рассыпать, читать.

 

56. Укажите строку, в которой правильно определена начальная форма глагола:

А) погружаю – погрузить

Б) читаю – читать;

В) решаю – решить;

 

57. Назовите правила, идентичные в русском и украинском языках:

А) «Правописание не с глаголами», «Правописание большой буквы в именах собственных»;

Б) «Правописание Ь в именах существительных 3 склонения»;

В) «Правописание глаголов на - тся, -ться»

 

58. Укажите строку, в которой записаны только существительные женского рода:

А) тюль, рояль, шампунь, картофель, путь;

Б) врач, помощь, товарищ, обруч, хитрость.

В) карамель, боль, мебель, фамилия, туфля.

 

59. Укажите строку, в которой указаны сочетания «прилагательное + существительное» в форме родительного падежа:

А) к верному другу, по широкой улице;

Б) у зелёного листа, возле нового дома;

В) с хорошей подругой, большим молотком.

 

60. В каких значениях употребляется в современной методике понятие «связная речь»?

А) деятельность говорящего, процесс выражения мысли; текст, высказывание, продукт речевой деятельности;

Б) ткань, сплетение, соединение;

В) связная и последовательная передача содержания прочитанного текста.

 

61. На какие группы делятся упражнения по развитию связной речи в младших классах?

А) словарная работа, работа над предложением и словосочетанием.

Б) работы на основе образца, конструктивные, творческие.

В) пересказы и изложения, близкие к тексту.

 

62. Какие виды работ по развитию связной речи относятся к конструктивным?

А) сжатые пересказы и изложения, восстановление деформированных текстов;

Б) устные рассказы по наблюдениям, по данному началу или концу, по картине, по теме, словесное рисование, письменные сочинения различных видов.

В) активизация словарного запаса учащихся, обогащение словаря новыми словами.

 

63. Что называется пересказом текста?

А) высказывание, имеющее целью удовлетворение коммуникативных потребностей, организованное по законам логики и грамматики, объединённое темой;

Б) деятельность говорящего, процесс выражения мысли;

В) связная и последовательная передача содержания прочитанного текста.

64. Назовите виды творческих пересказов:

А) деление текста на части, относительно законченные по содержанию; подбор названий этих частей; запись заголовков по порядку;

Б) с изменением лица рассказчика; по изменённому плану; с творческим дополнением содержания;

В) сжатые пересказы и изложения, восстановление деформированных текстов;

65. Укажите требования к плану текста в младших классах

А) образность, эмоциональность выражения;

Б) только простой, стилистически единообразный, не составляется к лирическим стихотворениям;

В) составляется учащимися самостоятельно;

66. Как проводится свободный диктант?

А) передача содержания текста в письменной форме;

Б) устный пересказ текста детьми перед его написанием;

В) учитель читает текст по частям, а дети записывают каждую часть, как запомнили;

67. Какие упражнения помогают подготовить учащихся к написанию изложения?

А) передача содержания текста в письменной форме;

Б) составление плана, свободный диктант, устный пересказ текста детьми перед его написанием;

В) подбор сказочного сюжета для пересказа;

68. Критерии отбора текста для изложения:

А) правильно, без искажений фактов передано содержание, соблюдена последовательность событий, отсутствуют лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки;

Б) подготовка к написанию изложения должна быть проведена правильно.

В) текст должен иметь сюжет, быть доступным и интересным для учащихся, иметь воспитательное и развивающее значение;

69. Укажите строку, в которой правильно сформулированы темы для детских сочинений:

А) «Осень в парке», «Мой котёнок Мурзик», «Как мы убирали в саду».

Б) «Зима», «Осень», «Новый год»

В) «Лиса и журавль», «Зайкина избушка», «Легенда о Дедале и Икаре».

70. Назовите жанры детских сочинений:

А) сжатый, подробный, творческий пересказ;

Б) описание, повествование и рассуждение;

В) пейзажные, гражданские, философские;

71. В чём состоит коммуникативная цель сочинения-повествования?

А) описание событий в определённой последовательности;

Б) описание признаков предмета, явлений природы, животного или человека;

В) утверждение или отрицание какого-то явления, факта, понятия;

72. В чём состоит коммуникативная цель сочинения-рассуждения?

А) описание событий в определённой последовательности;

Б) описание признаков предмета, явлений природы, животного или человека;

В) утверждение или отрицание какого-то явления, факта, понятия;

73. Укажите структуру сочинения-описания:

А) 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей. 3. Чувства, вызываемые описываемым предметом.

Б) 1. Завязка. 2. Развитие действия и кульминация. 3. Развязка.

В) 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод.

74. Укажите структуру сочинения-повествования:

А) 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей. 3. Чувства, вызываемые описываемым предметом.

Б) 1. Завязка. 2. Развитие действия и кульминация. 3. Развязка.

В) 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод.

75. Материалом для сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям могут послужить:

А) экскурсия, утренник; случаи из личной жизни детей, их игры, развлечения, работа, которую они выполняют в школе и дома;

Б) картина, слайды, диафильмы, просмотренный кинофильм, спектакль;

В) прочитанная книга, заметка в газете или журнале;

76. Что называется речевыми ошибками?

А) повторение одних и тех же слов, неверное употребление слова из-за непонимания его значения, пропуски букв, слогов, знаков препинания.

Б) нарушение норм в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, нарушения требований стилистики и культуры речи.

В) неправильное словоизменение и словообразование, употребление диалектных слов, украинизмов, неправильный перенос слова из строки в другую строку.

77. Что такое орфография?

А) система правил о правописании слов, их частей,

Б) система правил о правильном произношении слов;

В) система знаков написания – букв и знаков препинания;

78. Отметьте строку, где допущены ошибки в написании слов:

А) решитильный, обяснение, парашут, корридор.

Б) животное, ширина, чаща, чувствовать.

В) машина, пушыстый, обезъяна, чясто, чюжой.

79. Назовите ведущий принцип русской орфографии

А) морфологический;

Б) фонетический и традиционный;

В) синтаксический.

80. Что называется орфограммой?

А) ошибка ученика, исправленная учителем;

Б) правильные написания, которые нужно запомнить;

В) буква или часть слова, где существует опасность ошибки.

81. Укажите строку, где отсутствуют ошибки в написании слов:

А) ночь, печь, стричь, читаешь, сбежать;

Б) ноччю, печчю, здать, аппетит.

В) звер, Харков, Сибир, безсердечный.

82. К какому типу навыков относится орфографический навык?

А) простым;

Б) сложным;

В) автоматизированным;

83. Указание нормативов обобщённого характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов, называется:

А) правилом;

Б) проблемным вопросом;

Б) орфограммой.

84. Какие виды правил относятся к правилам-рекомендациям?

А) правила, в которых даётся два варианта написания;

Б) одновариантные, двухвариантные, правила-рекомендации;

В) правила, которые сводятся к рекомендации определённого приёма проверки написания.

К какому типу правил относится правило «Правописание жи, ши, ча, ща»?

А) одновариантным;

Б) правилам-рекомендациям;

В) двухвариантным;







Date: 2015-09-05; view: 774; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.083 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию