Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расслоение совокупности опрашиваемых
При разработке инструмента сбора информации исследователь основывается на представлении о поведении опрашиваемого при ответе на вопросы. Его цель — разработка такого инструмента, воздействие которого на респондента привело бы к получению достоверной информации. Исходя из этого выделяются требования к инструменту. Часть этих требований достаточно конкретна и не нуждается в дальнейшем уточнении. К ним относятся указание анонимности исследования, выделение основных фаз опроса, уравновешенность альтернатив и т. д. Другие требования необходимо уточнить для каждой изучаемой совокупности. К ним относятся: 1) создание мотивации у опрашиваемых при знакомстве с обращением; 2) поддержание этой мотивации с помощью контактных вопросов на протяжении всего исследования; 3) соответствие содержания вопросов степени информированности опрашиваемых; 4) соответствие формулировки вопросов и ответов на них системе категорий опрашиваемых; 5) отсутствие эмоционально нагруженных слов при формулировке вопросов и ответов на них; 6) отсутствие влияния последовательности вопросов на опрашиваемых. Эти рекомендации требуют дальнейшего уточнения в зависимости от изучаемой совокупности. Для соблюдения этих положений исследователю необходимо знать ряд характеристик будущего контингента опрашиваемых. К ним относятся: жизненные потребности, интересы опрашиваемых; степень их информированности; система их категорий; возможное влияние формулировки и последовательности вопросов на возникновение установки. Названные характеристики различны для разных людей. Это не означает, конечно, что для каждого человека необходимо разрабатывать отдельный вопросник. Перед тем как приступить к разработке инструмента, исследователю нужно разделить всех отобранных для опроса людей на группы, достаточно однородные по Значимым для исследования характеристикам. Чтобы получить качественную информацию,, для каждой Из этих групп необходимо разработать свой вопросник. Для проведения предлагаемого расслоения исследователю необходимы какие-то объективные критерии выделения групп. Такими критериями могут быть некоторые социально-демографические признаки, устанавливаемые на основе опыта исследователя, знакомства с изучаемой совокупностью в пробном исследовании, В качестве возможных критериев, которые связаны со' всеми выделенными характеристиками, могут выступать место жительства (город и село), социальное положение и образование. Не следует стремиться к вычислению слишком большого количества классов. Можно ограничиться тремя-четырьмя. При проверке" инструмента в пилотажном исследовании такое расслоение всегда можно дополнить, если возникнет необходимость. 5. 5.Разновидности опроса
По характеру взаимодействия можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых встречается в многочисленных разновидностях. По месту проведения различают опрос по месту жительства и по месту работы. Место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит, и ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования. Опрос по месту работы, т. е. в служебном помещении, является наиболее подходящим, если изучаются производственные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами. Ясно, что если, например, опрос участников политической учебы или пропагандистов происходит в привычных для них условиях, где они обычно занимаются, то все обстоятельства, связанные с предметом опроса, более актуализированы в их сознании. В то же время в этих условиях особенно важно устранить влияние третьих лиц, поскольку присутствие товарищей по учебе, работе или руководителей занятий может особенно сильно влиять на содержание ответов респондента и отношение к опросу. К этому виду опроса примыкают опросы временных целевых аудиторий, например, когда мнение зрителей, собравшихся в кинотеатре, о кинообслуживании, иди посетителей бытовых учреждений интервьюируют по поводу организации и качества бытового обслуживания или отдельных предприятий этой системы. Здесь используется та же предпосылка — совпадение предмета опроса с ситуацией актуализированного интереса респондента «к кругу изучаемых проблем. Опрос по месту жительства бывает незаменимым, когда изучаются мнения не только работающего, но и неработающего населения или когда предмет опроса требует ослабить влияние официального служебного положения, связанного с производственными или учебными отношениями. Этот вид опроса будет необходимым, например, «ели исследуется организация идеологической воспитательной работы в городе или районе по месту жительства, организация здравоохранения, культурного и бытового обслуживания в районе. Такие исследования получают широкое распространение в работе райкомов и горкомов партии и местных советов. Как показывает опыт исследований, в привычной домашней обстановке человек более свободно располагает садим временем, охотнее отвечает на «острые» вопросы, требующие выдачи критической информации об отрицательных фактах и явлениях, вся беседа приобретает менее официальный характер, чем в служебном помещении. Однако опрос по месту жительства имеет свои сложности. В частности, усложняется поиск респондентов: перемена адресов, отсутствие в момент прихода интервьюера или анкетера, что требует неоднократных посещений, а иногда и замены респондента. По месту жительства бывает трудно, а иногда и невозможно устранить влияние третьих лиц, а присутствие членов семьи во время беседы с респондентом иногда оказывается весьма сковывающим фактором. Кроме того, именно наличие свободного времени и более свободная ситуация опроса располагают респондента к отвлечению от темы интервью, к пространным комментариям своих, ответов, к рассказам сопутствующих примеров из собственного жизненного опыта и т. д. Таким образом, требования к профессиональным качествам интервьюера резко повышаются. По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью — на личное и телефонное. Прессовая анкета публикуется на страницах газет или журнала с призывом к читателю дать письменный ответ и переслать его по почте в адрес редакции. При использовании почтовой анкеты соответствующее число вопросников рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответы и возвратить по почте вопросник по указанному адресу. И прессовая, и почтовая анкеты, как правило, дают низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий по обеспечению репрезентативности собранных данных. Применение раздаточной анкеты состоит в раздаче исследователем вопросников группе людей, сосредоточенных в одном месте, с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные вопросники. Анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства, условия и время возврата специально оговариваются. В современных исследованиях особенно широкое распространение получило групповое (или аудиторное) анкетирование которое проводится чаще всего по месту работы (учебы).Эта разновидность I опроса имеет некоторые организационные преимущества. Она оперативна и проста, позволяет с помощью небольшого числа анкетеров в короткий срок опросить значительное количество людей. Обычно один анкетер работает с группой из 10—12 человек. I При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер, собирая розданные вопросники, может проконтролировать качество их заполнения и вместе с отвечающими исправить допущенные ошибки. Телефонное интервью может использоваться для опроса населения по широкому кругу вопросов, в частности с целью изучения эффективности радио, телевидения, прессы. Оно позволяет получить, сиюминутную информацию от соответствующей аудитории, например, с помощью вопросов типа: «Включен ли сейчас Ваш телевизор?», «На какую программу?», «Кто из членов семьи смотрит передачу?» и т. п. Телефонное интервью может длиться от нескольких минут до нескольких десятков минут. Серьезный недостаток — возможность опроса лишь тех яиц, которые имеют телефон. Естественно, что тут обеспечение репрезентативности исследования ограничивается степенью телефонизации населенного пункта. Также очевидно и достоинство телефонного интервью: возможность получить чрезвычайно быстро приблизительное и достаточно широкое знание о состоянии общественного мнения населения региона. Хороший образец умелого сочетания телефонного интервью с другими разновидностями опроса продемонстрировали эстонские социологи при изучении аудитории газеты «Эдази»16. Анкетирование, как и интервью, имеет свои особенности, одну из которых являются достоинствами, а другие – недостатками. Оно не является универсальным видом опроса. В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях она выступает дополнительным методом. Анкета в принципе считается наиболее оперативным видом опроса. Если в распоряжении имеется общность, собранная в одном фиесте в течение 2—3 дней (конференция, съезд), можно быстро собрать нужную информацию. Срок возвращения ответов на прессовую анкету можно определить в две недели и потом немедленно начать обработку ответов. Темпы сбора материалов уменьшаются если вопросники рассылаются по почте, причем надо несколько раз повторять призывы возвратить заполненные вопросники. Теоретически анкету можно заменить интервью при условии, если, имеется большое количество квалифицированных интервьюеров. Однако для исследования совокупности из тысячи человек в два дня по месту жительства требуется не менее двухсот интервьюеров. Только применяя почтовую, прессовую или раздаточную анкету, один исследователь с минимальными экономическими и организационными затратами может собрать первичные данные в сравнительно короткие сроки. Анкета по сравнению с интервью — более дешевый вид опросаесли в калькуляцию включить только процесс сбора данных, считая единичную стоимость опроса каждого респондента. Содержательные и технические действия (печать, техническая обработка результатов) такие же, как при составлении вопросника интервью. С точки зрения достоверности трудно отдать предпочтение какому-либо виду опроса. В основном предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п. С другой стороны, в случае тех или иных упущений при разработке вопросника, например при трудностях вспоминания отдаленных событий, интервьюер, проведя «разведку», получит более достоверную информацию. Анкета — это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или раздачи вопросника, по этим же причинам анкета с ошибками мотивации не удовлетворяет требованию объективности. Респонденты, обладающие одинаковыми личностными Характеристиками, интересующими исследователя, могут быть на основании своих ответов на один и тот же вопрос отнесены в разные группы. Ошибки структурированности также уменьшают обоснованность анкеты. Применение открытых вопросов при опросе малоподготовленных респондентов нарушает требование релевантности, поскольку в этом случае характер и содержание ответов респондентов в существенной степени зависят, кроме тех факторов, которые запланировано выявить, от речевых умений респондентов. Двусмысленность закрытий, их логическое несоответствие «ключевому» вопросу приводят, как и в случае ошибок интерпретации, к нарушению требований объективности и различающей способности. Аналогичным уменьшением обоснованности анкеты является и неполнота набора альтернатив по закрытому вопросу, поскольку в этом случае респондент, не имея возможности выбрать наиболее подходящий ответ, вынужден выбрать другой; тем самым не соблюдается требование релевантности и объективности. Интервью. При использовании метода интервью контакт между исследователем и респондентом опосредующие, кроме анекты, еще одним звеном — интервьюером, который задает вопросы предусмотренные исследователем, организует и направляет всю ситуацию беседы с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Введение этого дополнительного звена в ситуацию опроса добавляет методу целый ряд особенностей которые в зависимости от конкретных условий могут стать как достоинствами, так и недостатками. В частности, возникают дополнительные затраты времени и средств связанные с подбором и обучением интервьюеров, а также с контролем качества их работы. Однако эти дополнительные затраты компенсируются качеством получаемой информации. Хорошо подготовленный интервьюер исключает возможные случаи неадекватной замены респондентов, а при некоторых формах анкетирования (почтовые и раздаточные анкеты) такие замены не всегда поддаются контролю. Речь идет о том, что респонденты, не располагающие временем для заполнения анкет, считающие себя некомпетентными в предмете опроса или просто не желающие отвечать на вопросы, передают анкету для заполнения другим людям, в результате чего происходит искажение выборочной совокупности и, следовательно, полученных данных. Интервьюер может четко и однозначно устранить влияние третьих лиц на ответы респондентов, что особенно важно при исследовании мнений.. Посредничество интервьюера, между анкетой и респондентом позволяет максимально приспособить вопросы анкеты к возможностям отвечающего. Это значит что в случае непонимания респондентами отдельных слов или смысла вопросов, техники заполнения анкеты, трудностей припоминания событий и т. д. интервьюер может тактично прийти на помощь, задать дополнительные вопросы, пояснить непонятные слова или формулировки, т. е. получить более точную и достоверную информацию. По степени формализации поведения интервьюера и респондента различают несколько видов интервью от формализованного до свободного, т. е. минимально стандартизированного интервью, которое сближается с анкетированием в присутствии анкетера. Каждый из этих видов применяется для решения определенного класса исследовательских задач. Свободное (или клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей опрашиваемого и интервьюера, от конкретной ситуации интервью. Этот вид интервью применяется в том случае, когда исследователю важно получить наиболее полную информацию от опрашиваемого по поводу его представлений о предмете опроса, когда влияние мнений и исходных представлений исследователя должно быть сведено к минимуму. Свободное интервью незаменимо на подготовительной стадии исследования, когда исследователь уточняет содержание проблемы и предмета исследования, ее конкретные связи с изучаемой реальностью. На этом этапе исследовательская работа имеет поисковый характер, социолог собирает информацию, которая станет основой его исследовательской программы. При этом он, как правило, прибегает к опросу экспертов. Свободное интервью является наиболее подходящим способом общения с этой группой респондентов для конкретизации и уточнения целей и задач будущего исследования. В отличие от результатов массовых опросов информация, получаемая в данном случае, не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна именно своей подробностью, уникальностью полученных ответов, широтой ассоциаций, полнотой описания взаимосвязей в структуре предмета исследования. Особую ценность представляет анализ специфики изучаемой проблемы в связи с конкретными условиями, о которых эксперт информирован наиболее глубоко в связи со своей повседневной профессиональной деятельностью. Ответы респондентов, полученные в свободном интервью, записываются с максимальной подробностью и точностью (уместны стенография и магнитофонные записи). Статистические методы анализа малопригодны для обобщения полученных ответов, здесь больше подойдут традиционные методы содержательного анализа текстов или методика контент-анализа. Свободное интервью может быть использовано и перед началом составления анкеты в поисковом исследовании. Прежде чем формулировать вопросы анкеты, полезно провести зондаж структуры представлений респондентов об изучаемой проблеме на уровне обыденного сознания различных групп населения, включенных в выборку. Такие опросы обычно проводятся среди небольшого числа респондентов и дают богатый материал социологу, составляющему анкету, о языке опрашиваемых, об особенностях их отношения к предмету опроса и т. п., об актуальности для них отдельных аспектов проблемы. В свободном интервью положение интервьюера и респондента не ограничивается подробно разработанной инструкцией. Функции интервьюера сближаются с исследовательскими, часто именно исследователь и выступает в роли интервьюера. Понятно, что от искусства интервьюера в весьма значительной степени зависит содержательная и целевая пригодность полученной информации. Интервьюер, выступая инициатором беседы, организующим и направляющим ее началом, в то же время должен обеспечить наибольшую свободу для выявления мнений опрашиваемого, создать у него уверенность в ценности и значимости ожидаемых ответов. Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса. Последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются в единообразной форме. С каждым новым респондентом эти характеристики могут меняться, включая и новые вопросы, аспекты проблемы, связанные с ходом* рассуждений опрашиваемого. Цели и ситуации применения этого вида интервью совпадают с называвшимися при описании свободного интервью. Глубинное интервью может быть проведено на поисковом, подготовительном этапе исследования. При анализе результатов опроса содержание ответов структурируется в первую очередь в связи с перечнем обсуждавшихся вопросов. Кроме того, выявляются дополнительные аспекты изучаемой проблемы. Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты в этом виде интервью заранее знакомятся с предметом обсуждения: читают книгу или статью, смотрят фильм, участвуют в политзанятии по конкретной теме, которой посвящено интервью, и т. д. Фокусированное интервью требует от исследователя предварительной подготовки. Он должен заранее «планировать ситуацию, в которой будут участвовать респонденты и которой будет посвящено интервью. Круг вопросов, включенных в план интервью, является обязательным для интервьюера. Он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому должен получить информацию. Таким образом, степень стандартизации здесь повышается по сравнению с двумя предшествующими формами интервью. Интервьюер в данном случае обладает большой свободой для учета индивидуальных возможностей опрашиваемого, но перечень данных, которые он должен получить, является стандартным при свободной форме, в которой респондент сообщает свои ответы. Этот вид интервью дает возможность при обработке результатов использовать формы статистического анализа, поскольку ответы, «сфокусированные» вокруг одних и тех же вопросов, поддаются унификации и могут классифицироваться в связи с задачами исследователя (например, по характеру оценок, по степени дробности, по содержанию высказанных суждений). Фокусированное интервью можно применять при изучении мнений первичных коллективов, при опросе экспертов. Такое интервью может быть групповым, и тогда оно напоминает применяемую журналистами форму обсуждения проблем «за круглым столом» с тем отличием, что ведущий — интервьюер — должен целеустремленно обеспечить выступление всех участников по всем предусмотренным вопросам. Интервью с открытыми вопросами представляет собой следующую ступень стандартизации поведения интервьюера и респондента. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки. Если в свободном, глубинном интервью интервьюер является своего, рода «доверенным лицом» исследователя, т. е. может интерпретировать цель и задачи опроса в различных формулировках вопросов, варьируя их число и последовательность по собственному усмотрению с учетом ситуации беседы, то в данной форме опроса интервьюер является исполнителем детально разработанного замысла социолога. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом, но при этом задачей является не формулирование вопросов, а только их воспроизведение без каких-либо отклонений. Респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация. Способ регистрации ответов также предусмотрен инструкцией, Обычно это дословная запись ответа (в том числе стенографическая или магнитофонная). Иногда интервьюер кодирует полученные ответы непосредственно в ситуации опроса. В этом случае в плане интервью после каждого вопроса приводится схема классификации ответов, в которой интервьюер отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: «Какие газеты Вы получаете домой по подписке?» — в анкете дается перечень газет, интересующих исследователя, и предусмотрена позиция «другие газеты». Интервью с открытыми вопросами редко применяется для массовых опросов в связи со сложностью обработки получаемых данных. Однако этот вид интервью широко используется в пилотажных исследованиях для подготовки вариантов ответов в закрытых вопросах. Цель пилотажного интервью с открытыми вопросами — обеспечить связь лексики разрабатываемой стандартной анкеты с уровнем повседневных обыденных представлений опрашиваемых о предмете опроса. Формализованное (стандартизированное) интервью — самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся к анкетированию в присутствии анкетера. Поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В плане стандартизированного интервью обычно преобладают закрытые вопросы, причем иногда число этих вариантов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимается. В таких ситуациях варианты ответов печатаются на отдельных карточках с обозначением номера допроса, к которому они относятся. Формулировка вопроса должна быть рассчитана не на чтение, а на ситуацию беседы, т. е. план интервью разрабатывается не в «письменном», а в устном, разговорном стиле. Например: «На этой карточке перечислены разные виды возможных занятий в свободное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обычно занимаетесь на досуге?» К этому вопросу должно быть примечание для интервьюера: «Дать респонденту карточку №...» Вводная беседа с респондентом, переходы от одного вопроса (или блока вопросов) к другому также разрабатываются автором анкеты и точно воспроизводятся интервьюером в ситуации опроса. Если в ходе беседы возникает необходимость объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер должен сделать это, не допуская произвольного толкования, отклонения от смысла начальной формулировки. Таким образом, в ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент, внимательно выслушав вопрос интервьюера, обычно должен выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее предложенного набора. Однако и в этой форме опроса роль интервьюера, его влияние на качество данных остаются весьма значительными. Правда, это влияние связано не с глубиной информированности интервьюера о предмете исследования (как это возможно в свободном и глубинном интервью), а в первую очередь с его добросовестностью и пунктуальностью. Таким образом, влияние интервьюера на качество результатов опроса в большей или меньшей степени проявляется в любой разновидности интервью. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Организатор опроса должен так подобрать и подготовить интервьюеров, чтобы свести к минимуму возможные просчеты, связанные с их участием в опросе. Различия во взглядах на предмет опроса, несовпадение вкусов, языка, манер, возраста, пола, образовательного уровня интервьюера и респондента могут служить источниками ошибок, снижающими достоверность результатов опроса если интервьюер не обучен профессиональным приемам преодоления этих отрицательных влияний. В связи с этим следует учитывать ряд требований при подборе и обучении интервьюеров. Пол и возраст интервьюера. Эти два фактора находятся в столь тесной взаимной связи, что рассматривать их отдельно нет смысла. Влияние пола и возраста проводящего опрос на результаты опроса обычно проявляется следующим образом: 1) между мужчинами, как правило, чаще складываются неофициальные отношения, чем между женщинами; 2) мужчины-интервьюеры предпочитают работать с мужчинами, женщины склонны интервьюировать респондентов обоего пола; 3) мужчины-интервьюеры более критичны к своим собеседникам, чем женщины; 4) разница в поле проводящего опрос и респондента может вызвать скованность у опрашиваемых; 5) значительная возрастная разница между интервьюером (анкетером) и опрашиваемым отрицательно сказывается на результатах. При опросе по семейно-бытовой тематике лучшие результаты получают в тех случаях, когда мужчина опрашивает мужчину, а женщина женщину без значительных различий их по возрасту. При опросе по производственной тематике лучше всего зарекомендовали себя мужчины-интервьюеры (анкетеры). При этом следует отметить, что интервьюеры-женщины пользуются в целом большим доверием у всех групп респондентов. Внешний вид интервьюера. Здесь нелишне вспомнить народную пословицу о том, что «по одежке встречают». А поскольку момент встречи в интервью играет очень важную роль и влияет на весь ход опроса, внешности исследователя должно быть уделено соответствующее внимание. Обычно одежда подбирается с учетом обстановки опроса и той роли, которую исследователь предполагает выбрать. Для/учреждения больше подойдет официальная одежда, для домашней обстановки — более свободная. Всегда следует избегать парадности в одежде, так как она отвлекает опрашиваемых от содержания опроса. Одежда исследователя должна подчеркивать его роль представителя научной исследовательской организации и не должна быть отвлекающим, настораживающим или отталкивающим моментом в беседе с респондентом. Темп интервью. Этот фактор тесно взаимосвязан с другими. В зависимости от того, что является темой разговора, от длительности: интервью, места и обстановки проведения опроса строится вопросник. В него-то и должен быть заранее вложен темп беседы. Если исследование затрагивает серьезные проблемы, темп будет медленным, а если вопросы таковы, что долгое их обдумывание может привести к искажению информации следует вести беседу в более быстром темпе. Короткое по времени интервью состоит из динамичных вопросов, длительному интервью присущ совсем иной, спокойный ритм. Но в. любом случае интервьюер должен заранее тщательно изучить план беседы, чередование вопросов. Отрицательно сказываются на ходе интервью заминки, вызванные неподготовленностью интервьюера. В плане интервью следует также предусмотреть чередование темпов. Индивидуальные качества интервьюера. Прежде всего интервьюер должен быть социально активным человеком. Жизнь окружающих его людей, причины их поведения и мнений, социальные условия, в которых формируются люди и которые сами формируются людьми,— все это должно быть небезразлично интервьюеру. Это человек с активной жизненной позицией, наделенный чувством гражданской ответственности. Он должен обладать определенным: уровнем знаний и культуры, необходимым для общения с людьми, различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы соблюдать инструкции, выслушивать и адекватно фиксировать ответы респондентов. Интервьюерами успешно работают люди со средним общим и специальным и высшим образованием. Необходимость иметь определенный жизненный опыт препятствует привлечению для интервьюирования молодежи первых курсов вузов или только начинающих работать после окончания школы. Важны также честность, добросовестность, дисциплинированность интервьюера, обеспечивающие точное соблюдение инструкций и предоставление доброкачественных результатов исследования. Эти качества должны сочетаться с общительностью интервьюера, с его способностью без напряжения и видимого утомления беседовать с самыми различными людьми в различных условиях 4—5 часов ежедневно в течение 7—10 дней. Такая работа требует способности к длительным психологическим нагрузкам. Необходимо умение спокойно, без раздражения воспринимать отказы от интервью в тех случаях, когда не удается переубедить респондента; нужно быть внутренне собранным и внимательным к настроению респондента, чтобы дать ему возможность собраться с мыслями, обдумать ответ. Несомненно, успех интервью как процесса общения зависит от таких качеств интервьюера, как: внимательность в течение всего интервью; наблюдательность (важное качество для правильной оценки атмосферы интервью) терпение (умение выслушать респондента не перебивая, правильно понять его) умение говорить понятно, неторопливо, донося до опрашиваемого полный и истинный смысл вопроса; умение слушать (одна из основных характеристик профессиональной пригодности интервьюера). умение молчать (иногда респондент должен собраться с мыслями или просто успокоиться; интервьюеру не следует торопить его вопросами, нужно дать возможность подумать); недопустимость таких качеств как жестокость, требовательность, властность, (эти черты способны только оттолкнуть респондента, заставить замолчать самого разговорчивого опрашиваемого или вызвать неверные ответы). Взаимное внушение взглядов интервьюера и респондента. Поскольку интервьюер всегда является активной фигурой, его мнение о предмете опроса независимо от желания может оказывать влияние на мнение опрашиваемого. Избежать внушения очень трудно. Механизм его действия состоит в том, что мнение интервьюера незаметно для него самого проявляется в интонации, в жестах, манерах и таким образом оказывает влияние на респондента. Интервьюеры часто получают больше таких мнений, которые совпадают с их собственными. При отборе интервьюеров необходимо обратить на это особое внимание. Не следует привлекать к исследованию людей, имеющих крайние точки зрения на исследуемую проблему. Опрос должны проводить интервьюеры, имеющие разные точки зрения. В этом случае смещение результатов, вызванное одними интервьюерами, погашается смещением, вызываемым интервьюерами с противоположными взглядами. В свою очередь поведение опрашиваемого может оказывать внушающее воздействие на интервьюера. Опасность этого возникает тогда, когда у интервьюера возникает стереотип респондента. Этот стереотип образуется на основании внешних черт, социального положения или роли опрашиваемого, на основании общественного мнения, связываемого с категорией, к которой принадлежит респондент. Возникновение стереотипов может стать причиной того, что интервьюер лишь частично выполнит задачи, предусмотренные планом интервью, так как посчитает, что опрашиваемый не способен ответить на некоторые вопросы. Или, услышав ответы на первые вопросы, интервьюер может составить в уме модель, по которой, как ему кажется, должен ответить респондент на последующие вопросы. В таком случае интервьюер занесет в вопросник не действительные ответы респондента, а возникшие в собственном представлении стереотипы ответов. Преодолеть внушение можно путем предварительной подготовки интервьюера, в процессе которой происходит его тренировка по преодолению этого психологического эффекта. Регистрация ответов опрашиваемых. Процесс записи ответов — это не только техническая сторона интервью. Регистрация влияет на темп опроса, ослабляет внимание исследователя, изменяет настроение респондента. Существует несколько способов записи ответов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор того или иного способа зависит от программы исследования, вида интервью, квалификации интервьюера и обстановки проведения опроса. Запись в процессе интервью требует определенных навыков интервьюера, которые можно считать одним из показателей его квалификации. Запись может быть дословной с применением стенографии. Если интервьюер не знает стенографии, для облегчения записи он может использовать общепринятые сокращения, пропуск предлогов, легко расшифровываемые символы. Все это по окончании интервью должно быть немедленно расшифровано, так как детали легко забываются. При этом интервьюер обязан постараться вспомнить интонации, особенности поведения респондента, выражение его лица, жестикуляцию, мимику. Ведение записей во время разговора отвлекает собеседника, вызывает беспокойство. Этого можно частично избежать, объяснив респонденту, для какой цели и каким образом регистрируются ответы. Записывать можно в то время, когда опрашиваемый говорит, в естественных паузах, когда он уже ответил или почему-то колеблется. Возможен вариант разделения труда между интервьюером и протоколистом. Другой способ –механическая звукозапись. Достоинства этого-способа очевидны (максимальная тщательность регистрации ответов, возможность дальнейшего анализа компетентными специалистами, освобождение интервьюера от записи). Но в подобной ситуации возникают и свои недостатки. В числе их можно отметить скованность людей перед микрофоном, которая препятствует созданию искренней обстановки. Иногда пользуются скрытым микрофоном, но с этим способом связаны серьезные моральные и юридические проблемы. Запись по памяти — это способ регистрации ответов после интервью. Преимущества этого способа по сравнению с предыдущим состоят в том, что в ходе интервью не нарушается контакт с респондентом, повышается уверенность в анонимности. Но он имеет и серьезные недостатки. Возникает опасность того, что в данном случае будет сделан особый акцент на тех словах респондента, которые покажутся интервьюеру наиболее значимыми в силу тех или иных его личных предпочтений. Менее существенные, с точки зрения интервьюера, ответные реакции опрашиваемого могут вообще исчезнуть при записи. Кроме того, регистрация по памяти ведет к значительной потере информации. Несмотря на эти недостатки, применение данного способа в определенных ситуациях уместно и желательно. Достоинства метода возрастают при использовании двух интервьюеров: один задает вопросы, а другой запоминает и записывает ответы после интервью. Полевое кодирование — это кодирование ответов в самом процессе интервью, т. е. исследователь отмечает соответствующий номер кода возможных вариантов ответов. Отбор и подготовка интервьюеров ходе любого исследования, когда используются интервью для сбора первичной информации,, встает задача отбора и подготовки интервьюеров, соответствующих специфике данного исследования. Способы отбора интервьюеров довольно разнообразны. Так, Британский институт общественного мнения осуществляет подбор интервьюеров следующим образом: каждому, кто обращается по этому вопросу, посылается длинная анкета для заполнения, на основании которой определенные категории лиц сразу отклоняются. Для всех остальных проводится проверка: им предлагается провести пять неоплачиваемых пробных интервью и тот, кто терпит при этом неудачу, сразу же отклоняется. За исключением специальных исследований, никакой персональной подготовки не проводится. В основе такой практики лежит убеждение в том, что большинство людей могут стать достаточно хорошими интервьюерами. Британский институт общественного мнения имеет большой штат из 1500 интервьюеров, специальная подготовка которых не производится. Английское бюро рыночных исследований имеет постоянный штат из 25—30 интервьюеров, работающих полный рабочий день и разъезжающих по всей стране. Здесь большое внимание уделяется их подбору и подготовке17. Способы обучения, которые применяются при подготовке интервьюеров, могут быть различными. Например, организация «Правительственное социальное исследование» в Англии18 обучает своих интервьюеров следующим образом. Новичков сначала просят прочитать «Руководство для интервьюеров», а затем устраивают по нему проверку. Учебник содержит описание самой исследовательской работы, анализ методов, используемых на всех стадиях исследования, а также разбор того, каким образом интервьюер должен выполнять свою работу. В учебнике даются также стандартные формулировки вопросов» используемых в интервью. После этого интервьюеры проводят учебные интервью друг с другом и со своим преподавателем. Далее они берут пробные интервью под наблюдением преподавателя и, на конец, проводят интервью совершенно самостоятельно. Через 3—6 месяцев практического стажа интервьюер еще раз подвергается проверочным испытаниям, от результатов которых зависит присвоение ему определенного разряда по пятиразрядной квалификационной сетке. Интервьюеры, получившие последний, 5-й разряд, увольняются. О значении подготовки интервьюеров и ее влиянии на результаты исследования можно судить по результату эксперимента, проведенного в Англии, в котором приняли участие три группы интервьюеров: профессионалы из организации «Правительственное социальное исследование», из Британского института общественного мнения и студенты Лондонской экономической школы. Под «успешным» результатом интервью понималось частичное или полное заполнение вопросника независимо от числа посещений* Разница между результатами, которые получили опытные интервьюеры, и результатами студентов (неопытных интервьюеров) была очевидной во всех трех выбранных для эксперимента районах страны и не зависела ни от предмета опроса (о туберкулезе, чтении или сбережениях), ни от пола и возраста опрашиваемых. Эти результаты (в %) выглядят таким образом:
Существенные различия на однопроцентном уровне. Результаты наглядно демонстрируют, какое значение имеют подбор и подготовка интервьюеров для получения достоверной информации. Вся эта сложная специальная работа по отбору и подготовке интервьюеров может проводиться, лишь в том случае, когда формируется постоянная «сеть» интервьюеров, являющихся штатными Оплачиваемыми сотрудниками социологической службы. Если в качестве интервьюеров работают временно подобранные общественники, тогда главными средствами, снимающими возможный отрицательный «эффект интервьюера», становятся: во-первых, стандартизация интервью и четкие инструкции интервьюеру, во-вторых, подробный устный инструктаж и обучение интервьюеров; в-третьих, контроль качества их работы. Устный инструктаж и обучение предполагают знакомство интервьюеров с общими представлениями о социологических исследованиях, с целями, задачами и особенностями того исследования, в котором им предстоит участвовать, с требованиями к работе интервьюера, с ролью и значением этой работы в решении задач исследования, наконец, разбор содержания и конструкции анкеты и требований к ее заполнению. После такого инструктажа полезно провести обучающее интервью, во время которого будущие интервьюеры под наблюдением инструктора опрашивают друг друга, практически осваивая навыки работы с опросным листом. Проводится также показательное обучающее интервью: вся группа слушает магнитофонную запись или интервью кого-либо из присутствующих с последующим разбором ошибок и анализом ситуации опроса. Обучающие интервью проводятся и непосредственно с респондентами: начинающий интервьюер проводит опрос в присутствии инструктора также c последующим анализом достоинств и недостатков. Инструкции интервьюеру оформляются либо в виде отдельных брошюр, либо включаются в текст анкеты. Обязательные элементы содержания таких инструкций: 1) определение отношений интервьюера с организаторами опроса (где и в какой форме получается и сдается задание на опрос и документы, т. е. удостоверение анкетера, списки респондентов и т. д.); 2) правила поиска респондент» и замены отсутствующих запасными кандидатурами; 3) содержание вводной беседы с респондентом и рекомендации по установлению предварительного контакта с ним, получению его согласия на интервью (включая правила поведения интервьюера в случае отказа респондента от участия в опросе); 4) объяснение техники заполнения анкеты. Независимо от наличия инструкции, напечатанной отдельно от вопросника, необходимы указания по технике заполнения непосредственно в его тексте. Это могут быть стрелки-указатели переходов от вопросов-фильтров к группе вопросов, относящихся к некоторой части опрашиваемых. Сюда же относятся указания по технике заполнения сложных вопросов-таблиц, напоминания о карточках с перечнями вариантов ответвив, которые интервьюер должен дать респонденту и т. д. Эти указания выделяются графически или словами: «Внимание, интервьюер!»» Контроль качества работы интервьюеров. Наиболее распространенной формой контроля является повторное посещение респондентов, включенных в выборку, контролерами-интервьюерами, которые выясняют, был ли интервьюер, с кем именно велась беседа, спрашивают о содержании и о впечатлении, которое произвел интервьюер на респондента. Это «интервью об интервью» может иметь, помимо контрольных, и методические цели, например, выяснять, отношение к опросу, понимание смысла отдельных вопросов, проверку полученных данных на устойчивость и. т. д. Контрольная процедура может осуществляться в виде почтового опроса, когда стандартные анкеты с контрольными вопросами рассылаются по адресам, включенным в выборку. Пo результатам контроля проводится поощрение или порицание интервьюеров и выбраковка ненадежных групп анкету Date: 2015-09-19; view: 325; Нарушение авторских прав |