Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каким требованиям должен удовлетворять клубный работник?
(Иначе говоря, какие знания у него должны быть, что он должен уметь делать, какими личностными характеристиками он должен обладать?). Знания Умения Личностные характеристики.
Вопрос может быть плохо понят из-за системы категорий респондента, с которой он соотносит задаваемый вопрос. Одно и то же слово может означать совершенно разное для разных людей. Так, для одних «часто ходить в кино» означает «ежедневно», а для других — «один раз в неделю». По этой причине, во-первых, не следует употреблять неопределенных слов, таких, как «некоторые», «довольно», «часто», «редко», «много», «мало». Во-вторых, необходимо проверить в пилотажном исследовании соответствие формулировки системе категорий респондентов. После того как опрашиваемый понял вопрос, вспомнил необходимые для ответа события, он выбирает ответ на вопрос. Основными факторами, определяющими этот выбор, являются социально-психологические характеристики опрашиваемого: нормы поведения, установки, ценности. При формулировании вопросов нужно стремиться ж тому, чтобы эти характеристики не привели к выбору неадекватного ответа. В каждом языке существуют эмоционально окрашенные слова, слова, которые связаны с общепринятыми нормами, ценностями, установками. Употребление их предопределяет ответ, в некоторых случаях отличный от достоверного. Поэтому при формулировке вопросов необходимо обращать внимание на следующее: не несет ли вопрос в себе чрезмерную эмоциональную нагрузку? не оперирует ли он стереотипами? не включает ли он имен, пользующихся престижем? не использует ли похвальных отзывов, направляющих ответ в ту или иную сторону? В вопросе не должны проявляться мнения, ценности и установки исследователя. Они могут вызвать сильное смещение ответов в пользу его точки зрения. Рассмотрим пример из исследования «Человек и его работа». Для определения значимости отдельных мотивов отношения к труду предлагался полузакрытый вопрос, содержащий 16 вариантов ответов, причем каждому из положительных вариантов давался параллельно расположенный отрицательный ответ12. Рассмотрим две альтернативы и на их примере покажем влияние мнения исследователя на результаты. Вопрос выглядел следующим образом: Отметьте, пожалуйста, крестиком, что Вам нравится и что не нравится в Вашей работе (можно отметить несколько пунктов в левом и правом столбцах) Что вам нравится в вашей работе? Что вам не нравится в вашей работе 1. Разнообразная работа. 1. Однообразная работа 2. Работа требует смекалки. 2. Работа не заставляет думать В формулировке вопроса выражено мнение исследователя, что однообразная и не заставляющая думать работа не может нравиться человеку. Однако из психологии труда известно13, что однообразная работа не всегда вызывает отрицательные эмоциональные состояния. В силу индивидуальных особенностей некоторые люди могут длительное время с удовольствием выполнять однообразную работу. Аналогично этому положение о том, что не заставляющая думать работа не может нравиться человеку, более чем сомнительно. Если бы это было так, то зачем исследователям выдвигать гипотезу о преобладающей значимости содержания труда в общей структуре мотивов, определяющих удовлетворенность работой? Подобная формулировка увеличивает смещение в пользу подтверждения гипотезы исследования. Ряд вопросов может привести респондента в смущение, вызвать у него неудовольствие, отрицательную реакцию, потому что в них спрашивается о не одобряемом в обществе поведении, или они затрагивают сугубо личные стороны жизни, или ответы на них могут уронить престиж респондента. Социологи часто забывают, что люди могут быть чувствительны, а это ведет к получению недостоверных ответов. Чтобы опрашиваемый отвечал на подобные вопросы свободно и откровенно, нужно дать ему почувствовать, что все возможные ответы не могут вызвать осуждения — не только со стороны исследователя или интервьюера, но и со стороны общества. Этого можно достичь, предваряя смущающие вопросы такого типа вступлением: «По одним и тем же вопросам разные люди имеют разные мнения. И это неудивительно — ведь у каждого из нас есть свои собственные взгляды и убеждения». Вопрос же можно сформулировать следующим образом: «Одни люди считают, что другие придерживаются противоположного мнения. А как Вы считаете?» Сама конструкция вопроса может склонить опрашиваемого'» определенному ответу. Вопрос: «Вы ведь не думаете... не правда ли?» — точно так же наводит на отрицательный ответ, как и вопрос: «Разве Вы не хотите?» — наводит на положительный ответ. Вопрос может получиться наводящим, если мы не сделали его альтернативным. Например, вопрос: «Удовлетворены ли Вы своей работой?», предполагающий только один из возможных ответов, вызывает внушение в положительном направлении. Для преодоления этого эффекта необходимо преобразовать вопрос в альтернативный. В случае закрытых вопросов факторами, определяющими выбор ответа на вопрос, кроме социально-психологических характеристик,, являются некоторые психологические особенности восприятия. Из предложенных вариантов человек лучше всего фиксирует первый и последний ответы (с перевесом в сторону первого) и больше всего положительный ответ. Кроме того, сравнительная длина альтернатив является признаком, который в первую очередь дифференцирует их. Поэтому реакция респондента зависит как от нахождения положительной альтернативы в списке возможных ответов, так и от их последовательности и сравнительной длины. Исследование А. Л. Свенцицкого14 подтвердило положение о том, что опрашиваемые чаще всего выбирают ответы в начале предлагаемого перечня. Изменение последовательности альтернатив привело к изменению результатов до 15%. Допустим, что при изучении отношения к труду задаются так» альтернативы: труд является первой жизненной необходимости каждый человек должен трудиться, чтобы обеспечить свою семью и т. п. по убывающей значимости. Можно заранее сказать, что наибольший процент ответов будет получен по первой альтернативе. Альтернативы должны быть перемешены так, чтобы они не был представлены ни в логической последовательности, ни в порядке их значимости. Самым идеальным является расположение альтернатив в случайном порядке. Если существует всего две альтернативы — отрицательная и положительная, то выбор ответа может завсить от того, названа ли положительная категория первой или второй. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную. Половину респондентов надо опросить в одной последовательности, а половину в обратной. На выбор ответа может оказывать определенное влияние и сравнительная длина альтернатив. Для избежания этого необходим уравнять альтернативы по их длине. Если трудно подобрать категории ответов примерно одинаковой длины, их можно уравновесит графически, продолжив каждую альтернативу рядом точек. Приведем простой пример: В закрытых вопросах встает также проблема адекватности, выражения в словах предложенного варианта ответа и содержания ответа респондента. Для этого необходимо, чтобы набор альтернатив, во-первых, был выражен в системе категорий респондента, во-вторых, был, исчерпывающим. Если у исследователя нет твердой уверенности в том, что для выражения своего мнения опрашиваемому достаточно приведенного списка возможных ответов, то целесообразно применить полузакрытый вопрос. Date: 2015-09-19; view: 346; Нарушение авторских прав |