Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология образования





Социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования и развития системы образования как социального института, взаимодействие ее подсистем друг с другом и с обще­ством в целом, прежде всего с его социальной структурой, а также с производством, политическими и идеологическими отношениями данного общества.

Развитое социалистическое общество предъявляет непрерывно растущие требования к уровню образования и профессиональной подготовки работников производства. Однако конкретное содержа­ние этих требований и происходящие прогрессивные изменения не одинаковы в разных отраслях народного хозяйства, в различных профессиях. Это обусловлено различием темпов научно-техническо­го прогресса в отраслях производства. По этой причине могут воз­никать и противоречия между уровнем образования (квалификации) работников и реальным содержанием их труда, что, в свою очередь, влияет на отношение работников к труду, повышая или понижая степень удовлетворенности трудом.

Основная социальная функция системы образования в условиях развитого социализма состоит в содействии сближению классов и: социальных групп, усилению социальной однородности общества. Наряду с этим, поскольку в обществе еще сохраняются существен­ные социальные различия, система образования призвана обеспечи­вать и воспроизводство классов, социальных групп и слоев, формируя их новые пополнения. По той же причине система образования выступает в качестве канала марсовых социальных перемещений молодежи из одних классов, социальных групп и слоев в другие Социальные перемещения молодежи через образовательные ка­налы тесно связаны с социальной ориентацией юношества. Социаль­ная ориентация есть, прежде всего, осознание человеком своего по­ложения, места в социальной структуре общества, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. В социальной ори­ентации различают три стороны: ретроспективную (осознание чело­веком своего социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных «позиций» и путей их достижения) и пер­спективную (выбор будущего социального положения и этапов дви­жения к нему). Социальная ориентация, будучи феноменом обще­ственного и индивидуального сознания, непосредственно реализуется в социальном поведении людей, в осуществлении ими на практике принятых решений о достижении желаемого социального положения. Поскольку в социалистическом обществе социальное положение лю­дей тесно связано с их профессией, родом занятий (хотя и не тождественно им), постольку социальная ориентация связана с про­фессиональной и проявляется через последнюю.

Образование является важнейшим элементов духовной жизни общества и как совокупность знаний, и как процесс их передачи от поколения к поколению.

Социология образования закономерно включает в себя ряд ас­пектов социологии личности: именно благодаря полученному обра­зованию в значительной мере осуществляется духовное становление личности, формирование ее способности активно, деятельно вклю­читься и систему общественных отношений, реализуя в своей деятельности те производственно-технические и социальные требова­ния, которые предъявляются обществом к образованию. Зрелый социализм обеспечивает формирование в рамках системы образования таких социальных качеств личности, которые отвечают пер­спективам перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические.

В качестве социального института развитого социалистического общества система образования осуществляет не только функции социального управления, но и функции социального контроля за процессами умственного, нравственного и физического развития мо­лодого поколения, а система профессионального образования, кроме того,— и за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным «ячейкам» социальной структуры — классам, социальным группам, социальным слоям, тру­довым коллективам.

Социологические исследования системы образования как социального института всесторонне изучают факторы, повышающие или понижающие степень ее социальной эффективности, дают научную, основу для выработки практических рекомендаций. В связи с этим требует социологического изучения ряд актуальных проблем общего и профессионального образования.

Среди социальных проблем общего образования на первый план ныне выдвигаются те, которые связаны с осуществлением всеобщего обязательного среднего образования. Из них наибольшее значение имеют следующие: пути разрешения объективного противоречия между всеобщим характером среднего образования и социальными различиями, присущими развитому социалистическому обществу; преодоление разрыва между формальным уровнем образования (выраженным в количестве лет обучения) и фактическим объемом общеобразовательных знаний у учащихся, имеющих разное соци­альное происхождение, и у тех, кто учится в разных типах учебных заведений; разработка системы наиболее эффективных стимулов к получению полного среднего образования; создание модели обще­ственно необходимого уровня общеобразовательной подготовки и со­ответствующего ей содержания общего образования исходя из взаимодействия социальных и профессионально-технических (производ­ственных) требований к образованию; динамические характеристики социально-профессиональной ориентации и жизненных планов вы­пускников общеобразовательных школ; социальные проблемы пе­дагогических кадров школы.

Столь же широк круг проблем, которые социология образования решает в сфере профессионального образования молодежи. Среди них социальные проблемы профессиональной ориентации выпуск­ников общеобразовательных школ, перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи, оптимального соотношения про­фессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений в профессиональной подготовке молодежи, жизненных планов профессионально подготовленной молодежи, педагогических кадров профессионального образования и другие.







Date: 2015-09-19; view: 274; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию