Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная психология





Связь между возможностями человека воспринимать и обрабатывать информацию и конструкцией дисплеев не является самоочевидной. Неудовлетворительно проведенное исследование может привести к серьезным последствиям, например таким, какие имели место в Три-Майл-Айленде. Еще один пример подобного рода дали результаты инспекции, проведенной Момтаханом, Хету и Тэнсли (Momtahan, Hetu & Tansley, 1993). Эти специалисты обнаружили, что сотрудники операционного блока и отделения интенсивной терапии в одной крупной больнице способны идентифицировать (в среднем) только около половины звуковых сигналов тревоги из тех, что использовались на участке их работы. Схожие проблемы были выявлены и во множестве других организаций, где звуковые сигналы предупреждения зачастую бывают слишком громкими, слишком частыми и практически неотличимыми друг от друга (Edworthy, 1994).

Не все проблемы с дисплеями бывают вызваны неадекватным исследованием. Конструкция экрана компьютера была разработана с учетом множества деталей, но определенные вопросы по-прежнему остаются неразрешенными. Простейшим примером здесь может служить вопрос, читают ли люди текст быстрее с листа бумаги или с экрана компьютера. Многие исследователи пришли к выводу, что бумаге следует отдать явное предпочтение (например, Gould et al., 1987), тогда как Оборн и Холтон (Oborne & Holton, 1988) не находят здесь никаких различий, а Диллон (Dillon, 1992) утверждает, что обзор литературы, имеющейся на данный момент, не позволяет говорить о превосходстве какого-либо из двух вариантов.

Экраны компьютеров используют не для того, чтобы человек имел возможность быстрее прочитать текст, но то, читают ли люди с них медленнее, чем с листа бумаги, имеет значение при выполнении многих работ. Задача, стоящая перед создателями любого дисплея, сводится к тому, как наилучшим образом воспроизвести и представить информацию человеческому компоненту системы «оператор—машина». Основной вопрос при оценке конструкции дисплея согласно этому критерию таков: может ли оператор машины воспринять информацию, появляющуюся на дисплее, настолько быстро, насколько это необходимо для выполнения работы? Технический прогресс предлагает все новые и новые возможности, но основные перцептивные и когнитивные способности человека остаются во многом теми же, какими они были всегда. Простейший пример ряда удачных и неудачных конструкций визуальных дисплеев и их связь с этими способностями представлены на рис. 8.4.

 

 

 

Рис. 8.4. Конструкции визуальных дисплеев Е. J. McCormick, Human Factors Engineering, 1964.

 

На рисунке показаны пять типов круговых шкал. В каждом случае предпочтительная конструкция обеспечивает более быстрое и легкое прочтение информации, чем «удачная конструкция. Например, когда используется неподвижная круговая шкала с движущейся стрелкой (как в обычных настенных часах), оператор может прочитать показания быстрее и легче, если цифры расположены горизонтально по отношению к линии глаз. Большинство операторов смогли прочитать показания другой круговой шкалы (с цифрами, расположенными наклонно), но для этого им потребовалось больше времени, они совершили больше ошибок или имело место и то и другое (Coury & Boulette, 1992).

Еще один фактор, влияющий на легкость и быстроту, с которой воспринимается информация визуального дисплея, — это имеющиеся на дисплее сопроводительные указания. Между специалистами существует определенное единодушие в том, что комбинация символов и слов более эффективна, чем использование только первых или только вторых (например, Baber & Wankling, 1992: Kline & Beitel, 1994); меньшее согласие наблюдается в отношении комбинации цветов и слов. Чапанис (Chapanis, 1994) исследовал то, как люди воспринимают опасность, ассоциируемую с тремя словами (осторожно, внимание и опасно) и четырьмя цветами (белым, желтым, оранжевым и красным). Реакция испытуемых была в значительной мере схожей лишь на сигнал опасности красного цвета («крайне опасно»).







Date: 2015-09-19; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию