Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛИБЕРАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ: Р.ИЕРИНГ, Г.ЕЛЛИНЕК, Г.СПЕНСЕР
Формирующееся гражданское общество, новые общественные Интересы понуждали идеологов либерализма по-новому осмысливать методологию познания, роль в обществе права и государства. 18 Г. Г. Демиденко 265
По Иерингу, в природе, мире материи действует закон причинности, выраженный в формуле: нет следствия без причины. Человек же действует, преследуя интерес, цель. «Без цели деяние немыслимо». Этот «целевой закон» гласит: нет деяния без цели. Цели всех и каждого обеспечиваются правом: «Цель — творец права». В нем выражаются всеобщие интересы, осуществляется партнерство индивида с обществом. «Природа сама указала человеку путь, которым он может склонять других людей к содействию его целям; таким путем служит для него соединение собственной цели с чужим интересом. На этой формуле основана вся наша человеческая жизнь: государство, общество, торговля и промышленный оборот». Другими словами, право — действующий правопорядок, «защищенный интерес». Оно обусловлено социальными целями и интересами. Каков источник права? Ведь по признанию самого Иеринга, он долгое время после университета находился в плену исторической школы права. Источник развития права и способ его защиты — борьба социальных субъектов за свои цели и интересы. «Цель права есть мир, средство достижения этой цели — борьба». В работе «Борьба за право» Иеринг утверждал, что право не всегда выражает интересы общества. Он отказался от взглядов Пухты и Савиньи о «самопроизвольном» происхождении права подобно языку и культуре. По его мнению, право развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивавшихся закрепления в праве через законодательство своих интересов. В современном обществе с воплощением в праве равенства всех перед законом, права собственности и т.д., а равно и в будущем, существование объективного права не исключает и не исключит борьбы за субъективное право. И в предисловии к своей работе автор определил свою цель: содействовать «развитию мужественного и стойкого правового чувства», служащего для права «последним источником его силы»2. Борьба за право, пишет Иеринг, есть обязанность правомочного по отношению к самому себе индивида, потому что таково повеление нравственного самосохранения. Это — и обязанность по отношению к обществу, потому что таково необходимое условие для существования права. Субъективное право не существует без объек-
Автор трудов «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1859 г.), «Борьба за право» (1872 г.), «Цель в праве» (1877 г.). 2 В концепции Иеринга борьба за право напоминает борьбу за существование тивного, и наоборот. «В моем праве, — подчеркивает Иеринг, — попирается и отрицается право вообще, в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается». «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеянием права, должен в свой черед также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества». Попустительство злонамеренному нарушению своего права — проявление трусости, недостойной человека. «Кто делает из себя червяка, — цитирует Иеринг Канта, — тот не может потом жаловаться, что его попирают ногами». По его мнению, борьба есть вечная работа права. Без борьбы нет права, как без труда — собственности. Положению: «В поте лица твоего будешь ты есть хлеб свой» Иерингом противопоставляется девиз: «В борьбе обретешь ты право свое». Он считает: «Сила народа равнозначна с силой его правового чувства» и «забота о национальном правовом чувстве есть забота о здоровье и силе государства». Итак, немецкий правовед объясняет исторические ступени человеческих целей: человек движим эгоизмом. Он служит сам для себя целью. Его цель продления жизни вызвала имущество, ибо без него (собственности) нет обеспеченного будущего. И то, и другое приводит к праву — без права нет обеспечения ни для жизни, ни для собственности. Это — субъективное право. В обществе оно нуждается в объективном праве, борьбе за право. «Социальная механика» нуждается в «двигателях» — вознаграждении и принуждении — «без них общественная жизнь немыслима». Для того, чтобы иметь возможность принуждать, общество (союз индивидов) принимает форму государства. «Индивид, союз, государство — вот исторические ступени человеческих целей». Право и государство немыслимы без принуждения. «Государство есть общество как держава регулированной и дисциплинированной принудительной власти». Иеринг подчеркивает: «Государство есть организация социального принуждения». Дав определение государству и его отличия от общества, он устанавливает роль государства для права. Что собой представляет право в обществе? По Иерингу, — «совокупность основных правил, по которым общество или государство таким образом проявляет свою деятельность, — дисциплина принуждения есть право». Главная правовая цель государства — развитие и обеспечение права. Итак, государственная власть нуждается в праве, для последнего необходима государственная власть. Цель самого государства требует преобладания, силы государственной власти. «Бессилие, немощь государственной власти — смертный грех государства, не подлежащий отпущению грех, который общество не прощает, не переносит: государственная власть без влас- 18* 267
По содержанию право — выражение интересов индивидов и общества. Государство призвано защитить и гарантировать их. В этом смысле право есть защищенный государством интерес. По форме право — «момент нормы», совокупность норм, правил поведения. «Создавая норму, сила, власть преобразуются в право». Норма или правило служит содержанием закона. Власть устанавливает закон, «закон — устанавливает норму, судья — применяет ее; право обнимает собою все нормы». Следуя позитивистской логике, Иеринг формулирует: право — «есть совокупность действующих в государстве принудительных норм». Таким образом, у Иеринга, во-первых, право оказывается обязанным государству не только своим происхождением, но и способом существования. Во-вторых, он существенно не разграничивает право и закон. В-третьих, право сводится к совокупности принудительных норм, «право есть политика власти». Такое правопонимание фактически оправдывало любые акты государственной власти, политику «железа и крови» О.Бисмарка по объединению Германии. Однако Иеринг отступает от такого упрощенного правопонима-ния, вносит уточнения: правовое состояние общества достигается не только государственным принуждением и законом, но и обязательностью для государственной власти издаваемых ею норм. «Только при таком отношении государственной власти к создаваемым ею нормам...место произвола займет равномерность, прочность, обеспеченность и надежность закона, настанет то, что речь разумеет под правовым порядком,., когда мы говорим о господстве права и закона... такова задача правового государства». В этом смысле право, поясняет мыслитель, является «двусторонне обязательною силою закона, подчинением государственной власти ею самой издаваемым законам». Самоограничение силы и власти служит образованию права. Но еще важнее то, что при помощи права обеспечиваются защита общих интересов, выполнение целей права и государства. Таким образом, Иеринг, разрабатывая «юриспруденцию интересов», утилитаристские аспекты права, обогащает не только позитивистское правопонимание, но и теорию правового государства как господства права и закона. Однако отождествление права с охраняемым интересом, трактовка права как зависящего от государства придатка, обоснование связанности государства правом ссылками на «разумность политики власти», правомерность ее готовности жертвовать правом ради сохранения общества вызвали с самого начала сомнения и резонные возражения. Плодотворно разрабатывал теорию о правовом самоограничении государства, стремясь соединить понимание права и госу- парства с социологией, немецкий государствовед Георг Еллинек (1851 — 1911 гг.).1 Общество как реальный факт совместной жизни и общей работы людей, пишет Еллинек, есть как бы субстанция для социальной науки, которая обнимает и постигает государство, право, религию, историю как продукты социальной жизни. В отличие от Иеринга он различает у человека две группы свойств: эгоистические (побуждающие человека заботиться только о себе) и альтруистические (влекущие к действиям, результат которых идет на пользу другому). При отсутствии последних свойств немыслимо прочно устроенное общество. Поэтому формула нравственного веления, превращенного в категорическое, гласит: действуй так, чтобы твой образ действий поддерживал общество и содействовал ему. Поэтому право, по Еллинеку, «это не что иное, как этический минимум. Объективно, это — условие сохранения общества...». Чем сложнее и развитее становятся способы и формы социальных отношений между людьми, тем многочисленнее и интенсивнее цели, достигнуть которых отдельный человек и все общество желают путем общения. И каждый общественный строй имеет свое особое право, оно различается исторически и национально. Право относится к нравственности как часть к целому, как фундамент к зданию. Оно является охранителем данного общественного строя. Источник права как и нравственности, согласно Еллинеку, — этический обычай. Но право в отличие от нравственности располагает силой принуждения, т.к. задачей права является сохранение общественного строя. Право наказания — необходимость социальная, ибо преступление нарушает правовую норму и порождает в обществе чувство правовой неуверенности и возмущения таким нарушением. Подобно другим либералам Еллинек придавал большое значение правам и свободам как условно свободной от государственного вмешательства индивидуальной деятельности. Как и Иеринг, он отстаивал необходимость «связанности государства» им же создаваемым правом, господствующим социально-психологическим убеждением, что «власть государства имеет свои границы, что мы — не подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы». Современное государство является представителем общих, солидарных интересов своего народа. Его волю должно выражать представительное учреждение (парламент). «В государстве с представительной формой правления народ как единый элемент государства является в то же время активным членом государства, коллегиальным государственным органом».
Основные труды Еллинека: «Система субъективных публичных прав» (1892 г.), ♦Права меньшинства» (1898 г.), «Право современного государства», «Общее учение 0 государстве» (1900 г.).
Таким образом, Еллинек возрождает древнегреческий подход к праву как части нравственности. Работы Иеринга, Еллинека показали, что либеральное направление в правоведении сменило отрицание естественных прав в публично-правовой сфере на признание существования публичных субъективных прав, выступило против посягательства на них, будь то единоличные или коллективные. Английский философ и социолог, один из родоначальников философского позитивизма и ведущих идеологов либерализма Герберт Спенсер (1820—1903 гг.)1 рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. «Первая черта, позволяющая смотреть на общество как на организм, это — его непрерывный рост. По мере того, как общество растет, его части становятся несходными между' собой: оно обнаруживает усложнение строения». Главным измерением общественной эволюции и прогресса для Спенсера является переход от социума, целиком подчиняющего личность социальному целому, к обществу, которое «служит» составляющим его индивидам — они свободны. Конструируя теоретическую модель человеческого общества по аналогии с биологическим организмом, он, тем не менее, четко проводил различие между биологическими и социальными организациями: в живом "организме элементы существуют ради целого, в обществе — наоборот. Социолог выделяет два основных типа общества: военное, характерное для начальных типов становления общественного целого, и промышленное (индустриальное). Устройство первого сходно, пишет Спенсер, с устройством армии («армия есть мобилизованный народ, а народ — отдыхающая армия»), где жесткая иерархическая организация власти, а человек поглощен государством, которое ограничивает его свободу, собственность и мобильность. С превращением военного общества в результате прогресса в индустриальное слепое послушание властям сменяется убеждением, главной добродетелью становится свобода индивида, согласующаяся со свободой действий других. Место силы занимает право, сотрудничество, а сознание индивидом своей свободы выступает краеугольным камнем общественной жизни.
Основные работы Спенсера — «Система синтетической философии», «Человек против государства», «Прогресс, его закон и причина». Согласно Спенсеру, свобода является тем естественным первичным правом человека, которое существует до государственности и на котором вырастает вся система гражданских прав в государстве. Все эти права по своему происхождению также естественны и принадлежат индивиду независимо от государства и законодателя, которые лишь определяют их юридическую форму и обеспечивают реализацию в контексте основного естественного права — права на равную свободу. Спенсер возражал тем, кто следуя Бентаму, утверждал, что государство есть творец права: «не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства». Концепцию справедливости и соответственно права Спенсер строил, исходя из этических позиций утилитаризма, оценивающего поведение людей с точки зрения индивидуальной и общественной пользы. Цель права в сущности утилитарна: поддерживать оптимальные условия для свободного осуществления деятельности индивидов. В свою очередь, цель любой правовой нормы — индивидуальная свобода. В праве Спенсер выделяет две части: а) позитивную, включающую права любого индивида на свободное развитие личности, свободную деятельность и на пользование ее результатами и б) негативную, включающую ограничения этих прав, установленные из-за уважения свободы других. В результате право предстает, как и у Еллинека, совокупностью этических норм, принудительно устанавливаемых обществом и государством для защиты свободы индивидов. Г.Спенсер дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных свобод — безопасность личности, свобода передвижения, совести, речи, печати и т.п., обращая особенное внимание на право собственности и предпринимательской деятельности. Все достижения материальной и духовной культуры, рассуждал социолог, созданы «путем частной инициативы, а правительственное вмешательство не только не приносило никакой пользы, но даже бывало прямо вредно». Политические права граждан Спенсер рассматривал лишь как средство обеспечения индивидуальных прав, писал, что «права индивидов, лишенных участия в политической деятельности, неизбежно нарушаются. К этому нужно прибавить, что политические права Должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Он с тревогой писал о возрождении и усилении военного общества в Германии, Англии и Франции, увеличении армии, росте бюрократического аппарата, роли правительства и его вмешательстве в торговлю, промышленность, трудовые и другие отношения. В нашумевшей статье «Человек против государства» (1884 г.) Спенсер осуждал нараставшую тенденцию государственного вмешательства в общественные отношения. Вслед за Миллем он писал, что надежда на государственную помощь и правительственные благодеяния не только ослабляет личную энергию и частную инициативу, но и опасна для общества
Многочисленные преобразования, проведенные парламентскими актами, по мнению Спенсера, скоро приведут к государственному социализму, а тем самым к превращению трудящихся в рабов общества. Это завершилось бы возвращением в деспотизм, установлением самовластия лиц, достигших власти в социальной организации. «При таком правительстве народная масса, управляемая иерархией должностных лиц и контролируемая во всех внутренних и внешних проявлениях, работала бы для того, чтобы содержать организованную группу, сохраняющую в своих руках власть, тогда как ей самой оставалось бы лишь столько средств, чтобы влачить жалкое существование». Причину несостоятельности государственного социализма и коммунизма Спенсер видел в таких недостатках человеческой природы, как любовь к власти, честолюбие, несправедливость, нечестность. «Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует». Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер, ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему, военному типу общества. Таким образом, несомненное достоинство социологии Спенсера — в обосновании свободы и прав личности как основы общества индустриального типа. Date: 2015-09-19; view: 661; Нарушение авторских прав |