Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III. Одна из важных задач, стоящих перед современной школой, — содействовать возможно более адекватному выбору рода профессиональной деятельности молодыми людьми в





ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И СКЛОННОСТЕЙ

школьников

Глава 8

Склонности

Одна из важных задач, стоящих перед современной школой, — содействовать возможно более адекватному выбору рода профессиональной деятельности молодыми людьми в соответствии с их склонностями и потребностями общества. Известно, что на выбор профессии влияют многие факторы: с одной стороны, социальное окружение, мода, престижность, семейные установки и т. д.; с другой стороны, так называемые внутренние условия, т. е. индивидуальные интересы, способности и увлечения, расположенность самого человека заниматься тем или иным делом.

Значение внешних факторов в выборе профессии велико, но вместе с тем не менее важную роль в этом процессе играет наличие индивидуальных склонностей выпускников школы, их тяготение к определенным областям деятельности, что заслуживает пристального внимания психологов и воспитателей, занимающихся вопросами профессиональной ориентации молодежи. ~~ В советской психологической литературе склонность рассматривается как направленность на соответствующую деятельность, как потребность в занятиях ею (Б. М. Теплов, 1985; С. Л. Рубинштейн, 1946; В. Н. Мясищев, 1962; и др.). Конкретная разработка этой проблемы в возрастном и индивидуально-психологическом аспектах представлена в исследованиях Н. С. Лейтеса и его сотрудников (Н. С. Лейтес, 1976, 1978; А. Б. Орлов, 1981; В. С. Юркевич, 1974, 1980; и др.)- В работах этого цикла авторы ставили целью изучение «возрастной специфики активности, а также саморегуляции активности, выступающих в избирательном отношении к деятельности» (Н. С. Лейтес, 1978, с. 230).

Склонности и способности нередко совпадают, что можно объяснить именно индивидуальной выражен-


иостью активности и ее саморегуляции, являющихся основными психологическими предпосылками разви-_ща.-дак склонностей, так и способностей.

Психофизиологические исследования, выполненные в этой области, раскрыли роль индивидуального уровня активации в разнообразных динамических проявлениях умственной и двигательной активности (А. И. Крупное, 1970, 1983; В. Д. Мозговой, 1973; М. В. Бодунов, 1977), успешности в обучении и продуктивности памяти (С. А. Изюмова, 1976; Э. А. Го-лубева, 1980а; и др.).

Индивидуальный уровень активации как особое свойство нервной системы — активированность,— введенный в контекст дифференциально-психофизиологических исследований Э. А. Голубевой (1975, 1980 а), рассматривается ею как безусловнорефлек-торный баланс процессов возбуждения и торможения, характеризующий устойчивые индивидуальные различия.

г-- •--Установлено, что от индивидуального уровня активации существенно зависят качественные особенности общей умственной и двигательной активности. Специально поставленные эксперименты продемонстрировали, что лицам с высоким уровнем мозговой активации свойственна как бы более непосредственная активность, их отличает большее разнообразие в действиях, они более успешно выполняют задания, требующие быстрого темпа, напряженности и др. Для лиц с низким уровнем активации характерна более1 опосредствованная активность, и в этих случаях, по-видимому, большее значение имеет саморегуляция активности (Б. Р. Кадыров, 1977; Н. С. Лейтес, Э. А. Голубева, Б. Р. Кадыров, 1980).

Судя по имеющимся материалам, испытуемые с низким уровнем активации более адекватно учитывают свои индивидуальные особенности и в соответствии с этим выбирают определенные способы действий. Можно говорить о том, что у них обнаруживаются специфические, индивидуадьно-своеобразные компенсаторные психологические механизмы, обеспечивающие при прочих равных условиях достижение высоких результатов.

Отчетливо показано, что высокий уровень мозговой активации является необязательным (хотя и важным) фактором успешности деятельности. Определена так-152


же существенная роль тормозно-регуляторных мозговых механизмов в реализации некоторых видов деятельности (Б. Р. Кадыров, 1977). Выраженность тормозных процессов выступает благоприятной нервной предпосылкой психической саморегуляции, облегчающей выработку методичности, организованности в действиях, систематичности. Такого род^ данные позво-1яют понять, почему подростки, имеющие развитый комплекс тормозно-регуляторных механизмов, добиваются в определенных видах деятельности лучших результатов по сравнению с группой среднеактивиро-ванных подростков.

Таким образом, в одних случаях активность, если образно выразиться, выступает как «избыток энергии», позволяет непосредственно, без приложения особых усилий, выдерживать значительную нервно-психическую нагрузку. Активность другого рода — планирующего характера — опирается на произвольность, большую осознанность, обдуманность действий — это как бы саморегулируемая активность; она проявляется избирательно и наиболее эффективна в тех видах деятельности, которые не требуют скоростных реакций, спешки, протекают в спокойных условиях.

Подытоживая, можно сказать, что лицам, обладающим активностью разного вида, свойствен соответствующий индивидуальный стиль освоения действительности. От степени активированности как устойчивого типологического свойства нервной системы могут зависеть не только уровень и своеобразие активности, проявляемой индивидом в разнообразных условиях жизни, но, по-видимому, и само предпочтение того пли иного вида деятельности, тяготение к тем или иным видам занятий. '

Таким образом, имеющиеся результаты экспериментальных исследований несколько приблизили нас к пониманию психофизиологической сущности склонностей как одного из-лао^кных образований направленности личности. ^Профессиональные склонности, ориентированные на желаемую сферу деятельности, неразрывно связаны с содержательными сторонами личности, ее мотивами и социальными установками. Но внутренние условия становления склонностей име? ют и свои нейрофизиологические предпосылки, например, в виде индивидуального уровня активации, яв-


ляющегося энергетической основой многих динамических проявлений индивида.

Такое допущение вытекает в первую очередь из анализа психофизиологических механизмов избирательной активности, предпочтения одних видов деятельности другим и т. д., в зависимости от развитости комплекса активирующих или инактивирующих нервных процессов в ЭЭГ. Крайние полюса свойства активированное™, таким образом, могут наряду с другими факторами обусловливать «свои», предпочитаемые типы деятельности.

При этом не следует упускать из виду возможное значение и разной активированное™ полушарий мозга. Согласно современным представлениям, относительное функциональное преобладание одного из полушарий рассматривается в качестве нейрофизиологической основы такой существенной характеристики человека, как то или иное соотношение между первой и второй сигнальными системами действительности (В. В. Суворова, 1975; А. П. Кепалайте, 1982; Э. А. Костандов, 1983). Различия по соотношению сигнальных систем не могут не сказываться на индивидуальном своеобразии личности, проявляющемся, в частности, в избирательной активности индивида, в его склонностях.

Исходя из предположения, что психофизиологическими предпосылками склонностей могут быть как общий индивидуальный уровень активации, так и выступающее в единстве с ним функциональное доминирование одного из полушарий мозга, мы предприняли специальное исследование: сопоставили — на одних и тех же испытуемых — физиологические данные об активированное™ мозга и психологические данные о проявлениях склонностей.

Работа проводилась с 30 учащимися VIII класса одной из московских школ. Часть используемых нами экспериментальных материалов была получена другими экспериментаторами (на тех же испытуемых).

В психологических исследованиях использовались методики, направленные на выявление широты и силы тяготения к тем или иным областям деятельности. Среди них прежде всего — вопросник для определения предпочитаемого типа деятельности (Е. А. Климов, 1974). Автор вопросника исходил из того, что все многообразие профессий можно свести к пяти направ-154


пениям, или видам, деятельности: «человек —природа» (агроном, ветеринар, лесник и т. д.), «человек — техника» (контролер, водитель транспорта, слесарь, сталевар и т. д.), «человек —знаковая система» (кор-пектор программист-вычислитель, экономист и т. д.), «человек — человек» (продавец, медсестра, экскурсовод и т. д.), «человек — художественные образы» (актер, художник, гравер и т. д.). Такое масштабное объединение разнообразных профессий позволяет выявить «в первом приближении» основное направление интересов и склонностей.

Методика состоит из 30 вопросов (выясняющих желания подростка заниматься тем или иным делом и успешность таких занятий), объединенных по шесть вопросов в пять групп, соответствующих профессиональным сферам, обозначенным для краткости: «природа», «техника», «знаковая система», «художественные образы», «человек». Испытуемых просили дать ответы в виде «да» или «нет» по каждому вопросу. В результате суммирования ответов получали баллы по соответствующим группам вопросов. Результаты обследования по этой методике показали достаточный разброс индивидуальных предпочтений разных видов деятельности. (Одни учащиеся имели наибольшее количество плюсов по одному виду деятельности, другие — по нескольким или даже по всем видам деятельности.)

Разумеется, вопросник не претендует на точное и всестороннее определение профессиональных склонностей. Кроме того, нужно учитывать, что «подходящих» данному лицу видов деятельности может быть несколько, так как человек может иметь благоприятные предпосылки (опыт, начальные способности) одновременно к разным типам профессий.

Более современный разработанный тоже Е. А. Климовым «дифференциально диагностический опросник — ДДО» (1984). Эта методика дополняет предыдущую, она содержит 40 вопросов, также ориентированных на выявление желаний и возможностей заниматься тем или иным конкретным делом, относящимся^ к одной из пяти сфер человеческого труда. Каждой области деятельности посвящено 8 вопросов, тре-'бующих более дифференцированных, чем в первом вопроснике, ответов. Каждая из пяти шкал дает три показателя — количество плюсов (от 0 до 24), коли-


чество минусов (также от 0 до 24) и алгебраическая сумма плюсов и минусов. Следовательно, каждый испытуемый может иметь по 15 показателей, отражающих характер и уровень тяготения к основным сферам человеческой деятельности. Так же как по данным первого вопросника, обнаружилось, что испытуемые отчетливо различаются по своей расположенности заниматься тем или иным видом деятельности.

«Карта интересов» А. Е. Голомштока (1963) —специальный вопросник, направленный на изучение предпосылок склонностей. Он состоит из 78 вопросов и выявляет распределение интересов по следующим 13 направлениям: 1) физика и математика; 2) химия; 3) радиоэлектротехника; 4) геология и география; 5) техника; 6) филология и журналистика; 7) биология и сельское хозяйство; 8) педагогика и деятельность в области воспитания; 9) история и общественная деятельность; 10) медицина; 11) труд в сфере обслуживания; 12) искусство; 13) военное дело. Каждому направлению соответствуют шесть вопросов... Характеризуя свое отношение к каждому вопросу, испытуемый в соответствии со своими индивидуальными интересами проставляет в бланке ответов два или один плюс, минус или ноль. Простой подсчет количества плюсов по каждому направлению указывает на развитость соответствующего интереса. Итоги обследования по этой методике показали, что часть испытуемых имеют вполне определенную направленность интересов, у других интересы так или иначе распределены по ряду направлений, порою весьма далеких друг от друга.

Мы внесли некоторые коррективы в принятое А. Е. Голомштоком распределение вопросов по шкалам, или направлениям, интересов. Мы постарались выделить более однозначные направления (например, выделили вопросы, относящиеся к «физике», из шкалы «физика и математика»; вопросы, относящиеся к «филологии», из шкалы «филология и журналистика» и т. п.).

Далее мы попытались проанализировать получаемые с помощью трех вопросников показатели с целью их интегрирования. Как известно, по своему психологическому содержанию вопросник Е. А. Климова и его же «дифференциально диагностический опросник» очень близки друг к другу, они направлены на выяв-156


т,ение одних и тех же индивидуальных особенностей. \\ значительная часть шкал, которые можно было выделить по методике А. Е. Голомштока, выявляют те же направления склонностей (см. табл. 12).

Для того чтобы получить интегральные показате-ти испытуемые ранжировались по каждой характеристике трех методик; после этого находили средние ранги объединенных показателей. В результате у испытуемого оказалось пять показателей, соответственно числу видов человеческой деятельности, по

Таблица 12

Соответствие ряда показателей склонностей,

выделяемых по методике А. Е. Голомштока,

Date: 2015-09-19; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию