Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ш. Эйзенштадт. ОСНОВЫ И СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО УСТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА О ЦИВИЛИЗАЦИЯХ «ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ» «Осевое время» и становление трансцендентной духовности





Перевод первого фрагмента осуществлен по изд.: Eisenstadt S. Sociological Approach to the Comparative Study of Civilizations. Jerusalem, 1982; Eisenstadt S. Axial Age Civilizations. N.Y., 1986.

В I тыс. до н.э. в сфере идей и их институциональных основаниях происходит революция, а вернее серия революций, которые оказали необратимое воздействие на целый ряд цивилизаций и на историю всего человечества. Эта серия революций, обозначенная К. Ясперсом как «осевое время», способствовала возникновению представлений об исходном поле напряженности между трансцендентным и мирским порядками, которые затем оформились как учения и привели к созданию общественных институтов**. Этот революционный процесс охватил цивилизации Древнего Израиля и Древней Греции, раннехристианский регион, зороастрийский Иран, раннеимперский Китай, индуистскую и буддийскую цивилизации. Позднее, уже за временными пределами собственно «осевого времени», эта революция произошла и в мире ислама.
Успешная институционализация таких представлений дала возможность грандиозной перестройки как внутреннего облика этих обществ, так и отношений между ними. Это изменило всю динамику общественного развития, сделало возможной всемирную историю.

На русском языке опубликованы переводы сходных статей Ш. Эйзенштадта из других источников, имеющие более специфичный характер. См.: Эйзенштадт С.Н. Прорывы Осевого времени/Цивилизации. М., 1995. Вып. 3; Айзенштадт Ш. «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъем духовных сословий/0риентация — поиск: Восток в теориях и гипотезах. М., 1992; Эйзенштадт С. Прорывы Осевого времени: их особенности и происхождение/Современные теории цивилизаций. М., 1995.
Перевод второго фрагмента осуществлен по изд.: Eisenstadt S.N. Comparative Liminality: Liminality and Dynamics of Civilization/Religion. 1985. № 15. P. 315—
338.
* Об «осевом времени» см. также: гл. V.

Сущность «осевых революций»

Какова же природа этих «осевых революций»? В духовных концепциях нового типа утверждалось наличие исходной напряженности между трансцендентным и мирским порядками, что принципиально отличалось от присущих языческим религиям представлений о более высоком порядке как продолжении обычного мирского порядка. Конечно, во всех обществах существуют представления о внемирском порядке как чем-то отличном от мирского, более возвышенном и могущественном. Однако в «доосевых» языческих обществах этот возвышенный мир осмыслялся по принципам, сходным с теми, что были приняты в мирских, более низших порядках. Относительно сходные понятия и символы использовались для обозначения Бога (или богов) и человека, мирского и внемирского порядков, хотя всегда подчеркивалось наличие между ними разницы. Большей частью внемирской порядок имел конкретное местоположение как «другой мир», служивший обителью мертвых, миром духов, так или иначе подобный миру живых.
Конечно же, в языческих обществах всегда признавались нравственная неустойчивость человека, неспособность людей следовать принятым общественным и моральным идеалам. Однако представления об автономном, особом нравственном порядке, качественно отличном как от этого, так и от ^иного^ мира, здесь оставались в зачаточном виде.
Внемирской порядок выглядел как продолжение мирского и большей частью связывался с циклическими и мифологическими представлениями о времени, в которых различие между основными измерениями времени (прошлом, настоящем и будущем) получали лишь слабое выражение. В цивилизациях «осевого времени», напротив, возникало представление о четком отделении внемирского порядка от мирского, что сопровождалось и оформлением возвышенного трансцендентного нравственного или метафизического порядка, находящегося за пределами любой наличной посюсторонней или потусторонней реальности.
В духовном плане важнейшим следствием внедрения нового мировоззрения стало развитие идейных течений и социальных движений, направленных на перестройку, земных порядков в соответствии с представлениями о выбранном пути преодоления исходной напряженности между трансцендентным и мирским порядками. Наличный, земной уровень бытия воспринимался в этих духовных системах как неполноценный, зачастую как неправильный, подлежащий по крайней мере частичной перестройке в со-

ответствии с новыми представлениями или, используя терминологию М. Вебера, принципами спасения.
Развитие представлений такого рода сделало необходимым рационально сформулировать знания об условиях человеческого существования, об общественном устроении и космическом порядке. Корень проблемы заключался в том, что эти представления неизбежно ставили перед человеком вопрос о путях преодоления разрыва между трансцендентным и мирским порядками. Это и породило проблематику спасения, если использовать веберовскую терминологию. Хотя этот термин и связан с христианством, его эквиваленты могут быть найдены в других мировых религиях. В основе поисков спасения лежит осознание бренности человеческого существа, произвольности человеческих поступков и неустойчивости социальных отношений. Поиски какой-то формы бессмертия и путей преодоления социальной неустойчивости присущи всем человеческим обществам. В обществах, где мирское и внемирское определяются как сходные порядки, поиски бессмертия предусматривают обретение некой преемственности физического бытия. Обычно оно рассматривается как зависимое от выполнения индивидом конкретных обязанностей по отношению к своей группе.
Однако такого рода представления утрачивают силу в цивилизациях, принимающих разрыв между трансцендентным и мирским порядками и утверждающих идею о некоем высшем нравственном или метафизическом порядке. Хотя и здесь идея бессмертия подчас по-прежнему привязана к телесным образам и идеям воскресения во плоти, сама возможность продления существования за рамки этого мира обычно связывается с перестройкой человеческой личности и ее поведения. Эта перестройка основана на осуществлении принципов более высокого морального и метафизического порядка, которые и делают возможным преодоление разрыва между трансцендентным и мирским порядками.
Реализация такой перестройки всегда влечет за собой множество внутренних противоречий. Именно эти противоречия и их отражение в столкновении институтов повлекли за собой новый тип социальной и культурной динамики в истории человечества.
Процессы переустройства мира охватили большинство сфер человеческого существования и деятельности. Они имели далеко идущие последствия для становления человеческой личности и самосознания личности в свете новых идеалов. Внедрение представлений о напряженных отношениях между трансцендентным и мирским порядками способствовало складыванию новых форм самосознания и воззрений на человека, намного расходящихся с изначальными условиями человеческого существования и с ми-


ром повседневных практических нужд. Такие чисто личностные добродетели, как отвага, или такие межличностные добродетели, как солидарность, изымались из своего первичного контекста и соединялись в той или иной степени со способами разрешения противоречий между трансцендентным и мирским порядками. Тем самым формировался и новый уровень внутренних противоречий во внутренней жизни личности.







Date: 2015-09-19; view: 1358; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию