Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедическая работа по развитию связной речи





Переход к связной речи становится возможным только тогда, когда ребенок са­мостоятельно может составлять развернутые фразы. Однако для овладения связной ре­чью необходим не только определенный уровень лингвистического развития, но и спо­собность к планированию высказывания.

У детей эта способность формируется при работе с серией сюжетных картин. Сначала берутся серии из трех картин. Сюжет каждой картины должен быть таким, чтобы его можно было легко обозначить одной фразой. Первоначально нужно рассмот­реть картины с ребенком, определить их содержание и разложить в логической после­довательности. Далее ребенку предлагается прослушать рассказ из трех предложений по этим картинам и повторить этот рассказ. Затем к рассказу придумывается заглавие.

Постепенно логопед снижает уровень помощи. Ребенку предлагается самостоя­тельно определить последовательность сюжетной линии, озаглавить рассказ. Логопед стимулирует развертывание повествования за счет увеличения количества картин и ус­ложнения их содержания, а также помогает ребенку разнообразить языковые средства его выражения. Далее логопед постепенно переводит ребенка к контекстной речи. Для этого после анализа серии картин он переворачивает последнюю картину и предлагает составить рассказ уже с частичной опорой на наглядность. Аналогично переворачива­ется только первая картинка, затем — картинка из середины. Далее логопед после ана-


лиза содержания картин переворачивает две картины и более и в конечном счете пред­лагает ребенку составлять рассказ с опорой на представления.

Следующим видом работы по развитию связной речи являются пересказы про­слушанного текста. Сначала детям предлагают короткие тексты, состоящие из трех предложений. После чтения текста логопед задает вопрос к каждому предложению так, чтобы ребенок воспроизвел их практически дословно. В процессе этого анализа могут быть использованы опоры — символы, обозначающие ключевые слова в предло­жениях, преимущественно глаголы. Далее ребенку предлагается пересказать текст с опорой на символы. Постепенно тексты расширяются и усложняются, а количество символов на единицу текста сокращается. Можно предложить детям не выбирать сим­волы, а придумывать их и зарисовывать в тетрадях.

Планирование и составление рассказов об окружающем облегчается в том слу­чае, если сюжетная линия рассказа воспроизводит реальную последовательность собы­тий. Поэтому рекомендуется составлять рассказы о режиме дня, изготовлении поделки, прошедшем мероприятии и т. п.

Для успешного составления рассказов-описаний необходима алгоритмизация, т. е. обучение ребенка составлению описания в определенной последовательности. Алго­ритм может задаваться ребенку в виде картинок или символов.

В любом случае составлению рассказов должна предшествовать работа по пла­нированию сюжета и отбору лингвистических средств. В работе над связной речью обязательно должны иметь место компоненты развития лексической и грамматической сторон речи.

Развитие и закрепление навыков диалогической и монологической речи необхо­димо проводить в различных коммуникативных ситуациях. Для этого организуются те­матические игры на занятиях, беседы на прогулках, обсуждение с детьми прошедших событий и планирование различных мероприятий.

Для повышения речевой активности детей необходимо с ними чаще советовать­ся по различным аспектам повседневной деятельности, учитывать их мнение, расска­зывать окружающим об удачных решениях ребенка.

В данной главе раскрыто содержание логопедической работы с детьми при ала-лии и задержке речевого развития. Эти дети нуждаются в целенаправленном формиро­вании лингвистической системы.

Начало такой работы во многом определяется уровнем речевого развития ребен­ка. Если ребенок вообще не владеет речью, то логопед направляет свои усилия на соз­дание коммуникативных потребностей ребенка и формирование первичных коммуни­кативных средств. Большая роль при этом отводится имитационным механизмам ре­бенка.

При наличии первичных коммуникативных средств в виде отдельных слов лого­пед последовательно выстраивает лингвистическую систему, параллельно расширяя инвентарь языковых единиц и развивая способности оперирования этими единицами. Основное место в работе начинают занимать лингвистические упражнения. В дальнейшем с помощью лингвистических упражнений логопед стремит­ся максимально приблизить развитие речи ребенка к нормальному онтогенезу.

Работа по формированию и развитию речи ребенка не может быть оторвана от общего психического развития, и особенно от развития коммуникационной сферы.







Date: 2015-09-19; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию