Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для развития прагматического аспекта лексических значений





1. Соотнесение значений слов с эмоциональными реакциями. Произнесение
слов с адекватной мимикой и интонацией. Например: горький, кислый, довольный и т. д.

2. Эмоциональная оценка некоторых слов. Детям предлагается назвать слова
«грустные», «веселые», «злые», «добрые», «грубые», «ласковые».

3. Произнесение одного и того же слова с различной интонацией. Например,
слово «молодец» произносится с выражением похвалы или, наоборот, неодобрения.
После этого анализируется изменение значения слова в зависимости от интонации.

Словарь для лексической работы подбирается в соответствии с программным материалом. Одной из причин медленного развития лексической системы является не­достаточный запас представлений об окружающем мире. Автором данного пособия бы­ла создана программа «Адаптация», позволяющая одновременно решать целый ком­плекс задач, в том числе — формирование представлений об окружающем и формиро­вание словаря. Содержание программы представлено в приложении 1. Знакомство с ок­ружающим миром в этой программе осуществляется в системе и последовательности от близкого к далекому.

Система расположения материала в программе позволяет максимально охватить тот круг явлений, с которыми сталкивается ребенок, и провести знакомство с ним на доступном детям уровне.

Так, в средней группе обеспечивается первичная ориентировка в ближнем про­странстве. Педагог знакомит детей со строением тела человека, с устройством кварти­ры, двора, улицы. Его усилия направлены на осознание детьми воспринимаемого, связь восприятия со словом, формирование первичных обобщений. Установление тождеств и различий в объектах позволяет детям производить их первичную классификацию, что способствует развитию сигнификативного и структурного аспектов лексических значе­ний слов.

В этом возрасте многие дети с церебральным параличом предпочитают более ранние формы общения и деятельности. В связи с этим педагог так организует занятия, чтобы обеспечить постепенный переход детей от ситуативно-делового общения в ве­дущей предметно-практической деятельности к внеситуативно-познавательному обще­нию и ведущей игровой деятельности.

Программа средней группы включает темы:

• Человек: тело человека, одежда, личность и семья.

• Квартира: комната, кухня, ванная и туалет, прихожая и коридор.


• Двор и улица: части двора, растительный и животный мир, улицы, проспек­
ты, площади, транспорт.

В старшей группе предусматривается первичная адаптация в пределах населен­ного пункта — города и села. Формирующиеся у детей познавательные интересы соз­дают потребности в объяснении окружающей действительности и стремление к пони­манию сути вещей и явлений. В связи с этим рассматривается назначение изучаемых объектов. Выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений обеспечивает переход от наглядных форм мышления к мышлению понятийному и спо­собствует формированию семантических полей.

Овладение элементарными отношениями между понятиями начинается с пости­жения отношений подчинения частного общему. Поэтому в теме «Город» каждый раз­дел предусматривает изучение общего на примере частного. Так, магазин рас­сматривается как тип учреждения торговли. Одновременно уточняются знания детей о других типах торговых учреждений — киосках, ларьках, рынках, — систематизируют­ся знания о специализации магазинов, их устройстве, профессиональных функциях ра­ботников торговли, отрабатывается алгоритм поведения при приобретении товаров в магазине. Такая работа способствует не только обогащению словаря, но и развитию всех лексических аспектов.

Преобладающими формами общения и деятельности становятся внеситуативно-познавательное общение и сюжетно-ролевые игры. От бесед, экскурсий, моделирова­ния фрагментов окружающей действительности — к свободным сюжетно-ролевым иг­рам должен вести детей педагог.

В программу старшей группы включены темы:

• Городской дом: квартира, подъезд, дом.

• Город: магазин, парикмахерская, почта, ателье по ремонту обуви, швейная
фабрика, больница, кафе, школа, театр.

• Село: сельский дом, усадьба, совхоз или ферма.

В подготовительной группе радиус изучаемой действительности выходит за пределы чувственного познания детей. Однако все изучение строится на близком и по­нятном детям материале с использованием максимального количества наглядности.

В познавательной деятельности детей активно используется прием сравнения, что заложено уже в самих названиях тем: «Город и село», «Лес и луг», «Вода и воздух», «Земля и космос», «Личность и общество». Отмечая сходное и различное в этих фраг­ментах действительности, педагог подчеркивает неразрывность их существования, их диалектическое взаимодействие. Это неизбежней связано с формированием парадиг­матических связей в словаре.


В этом возрасте осуществляется переход от внеситуативно-познавательного об­щения к внеситуативно-личностному. Ребенок начинает осознавать себя как часть це­лостного мира и свое место в социуме. Игровая деятельность становится менее зависи­мой от наличия атрибутов и больше сплетается с познавательной деятельностью.

Материал изучается концентрически. В процессе реализации программы обес­печивается повторение и закрепление словаря в разных системах связей. Например, овощи изучаются как продукт питания в темах «Кухня» и «Магазин», затем как расте­ния и продукты труда в темах «Село», «Город и село». Животный мир представлен в темах «Квартира», «Двор и улица», «Село», «Город и село», «Лес и луг», «Вода и воз­дух», «Земля и космос». Человек выступает как индивидуум, как член коллектива, как субъект и объект коммуникации, как субъект производственных отношений, как часть Вселенной, как личность в системе общественных отношений.

Материал отрабатывается на занятиях, имеющих единый сюжет. В качестве примера рассмотрим формирование словаря и развитие психических функций в тема­тическом блоке «Ателье по ремонту обуви» (программа «Адаптация» для старшей группы, раздел «Город»). Для развития слухового восприятия можно предложить зада-


ния на различение звуков, связанных с использованием инструментов: ножниц, молот­ка, ножа. Для развития фонематической системы можно провести фонематический ана­лиз слов, обозначающих инструменты, разные виды обуви, материалов и т. п. Развитию зрительного восприятия служат задания на соотнесение и дифференциацию по цвету, величине, форме предметов и их изображений. Это также могут быть инструменты и обувь. Можно предложить конструирование и реконструирование изображений, игры типа «Угадай, чего не стало» или «Что изменилось», задания на определение простран­ственного расположения предметов. Для развития стереогноза можно предложить раз­личить на ощупь предметы, в соответствии с данной темой хорошо отрабатывается различение фактуры материалов для ремонта обуви. Развитие речеслуховой памяти можно провести на материале алгоритма действия клиента в ателье.

Общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования сло­варя. Естественные ситуации общения возникают в процессе разных видов деятельно­сти. В дошкольном возрасте основными видами деятельности являются бытовая, игро­вая, продуктивная, познавательная. Речевое сопровождение бытовой деятельности спо­собствует не только развитию словаря, но и лучшему усвоению навыков самообслужи­вания. В процессе бытовой деятельности нужно называть предметы, их признаки и ка­чества, действия, проводить сравнение предметов. В речи осуществляется планирова­ние деятельности и подведение ее результатов.

Большие возможности для развития словаря предоставляет игровая деятель­ность. В играх актуализируются представления детей, воспроизводятся различные си­туации общения. Для первоначального накопления словаря важно, чтобы дети имели достаточно большой набор игровых предметов, которыми можно было бы манипулиро­вать. В играх обеспечивается перенос знаний и умений, в том числе и лингвистических, из одной ситуации в другую. Так, словарь по теме «Овощи» воспроизводится в играх «Магазин», «Приготовление обеда», «День рождения», «Огород», «Поездка в дерев­ню».


Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, изготовление поделок) также является хорошей основой для словарной работы. Пред­ложенная Н. А. Чевелевой система устранения заикания с использованием продук­тивной деятельности вполне подходит для развития лингвистической системы у до­школьников. Формирование словаря в сопровождающей речи, затем — в завершающей (подведение итогов) и в предварительной (планирование) обеспечивается и за счет са­мой потребности речевого сопровождения деятельности, и за счет слияния речи и сен-сомоторики.

Е. Н. Негневицкая, А. М. Шахнарович предлагают создавать на занятиях естест­венные ситуации общения. Эти ситуации предполагают различимые формы высказы­ваний, определенные той деятельностью, в рамках которой осуществляется процесс обучения языку. К таким видам деятельности авторы относят познавательную (психо­логический стержень — «проблемная история»), учебно-речевую (психологический стержень — игра), речевую.

Моделируя ситуацию общения в познавательной деятельности, логопед может предложить детям «приготовить винегрет». Проблемная ситуация: нужно выбрать из лежащих на столе муляжей овощей и фруктов те, которые входят в состав винегрета. Выбор овощей сопровождается речью.

Учебно-речевая ситуация может быть использована для закрепления словаря, например, в теме «Одежда». Логопед предлагает детям одеть куклу, сопровождая этот процесс словесными комментариями.

Собственно речевая деятельность имеет место при выполнении лингвистических упражнений, например упражнений на подбор синонимов или антонимов.

Однако развитие общения и деятельности должно проводиться не только в спе­циальном дошкольном учреждении, но и в семье. Советы родителям по развитию об-


щения и деятельности даются индивидуально с учетом особенностей личности ребенка и условий его воспитания. Всем родителям рекомендуется активнее включать ребенка в домашний труд, комментировать выполняемые действия, совместно заниматься про­дуктивной деятельностью, читать детям книги, беседовать о прочитанном и на этом ма­териале организовывать игры.







Date: 2015-09-19; view: 461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию