Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наиболее известные сочинения
Георг Фридрих Гендель Псалмы. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке получили распространение в профессиональной внекультовой музыке. Псалмы на латинские и нелатинские тексты, оригинальные или переработанные писали Жоскен Депре, Г. Шютц («Псалмы Давида»), И. С. Бах, Гендель; в XIX веке к ним обращались Шуберт, Мендельсон и Брамс. Писали псалмы и композиторы XX века: Макс Регер, Арнольд Шёнберг, Кшиштоф Пендерецкий. Одно из самых известных сочинений — Симфония псалмов Игоря Стравинского. Мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана в середине XIV века Гийомом де Машо (Messe de Notre Dame); самые ранние из дошедших до нас принадлежат композиторам эпохи Возрождения: Жоскену Депре, Палестрине, Дюфаи. В XVIII веке и в начале XIX уже редкий композитор не писал мессы; в концертную практику прочно вошли мессы Баха (прежде всего си-минорная), Моцарта, Шуберта, Торжественная месса Бетховена. На протяжении XIX века интерес к жанру постепенно угасал, и в XX веке композиторы обращались к мессе уже крайней редко; иногда писали кантаты на отдельные части канонического текста, — так, Франсис Пуленк положил на музыку Gloria. Реквиемы. В настоящее время наиболее исполняемыми являются написанные на канонический латинский текст Реквиемы В. А. Моцарта и Д. Верди. В концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л. Керубини (до-минорный), Г. Берлиоза, Г. Форе (на усечённый текст) и неканонические Немецкий реквием И. Брамса и Военный реквием Б. Бриттена, в котором традиционный латинский текст сочетается со стихами английского поэта Уилфреда Оуэна[5]. В последнее время завоёвывают признание Реквиемы Я. Д. Зеленки. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Гийома Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век)[5] Страсти. Само понятие ассоциируется в первую очередь со знаменитыми Стастями по Матфею и по Иоанну И.С. Баха. В последнее время на концертной эстраде часто звучат Страсти господа нашего Иисуса Христа Антонио Сальери. Самые ранние из известных Страстей принадлежат Якобу Обрехту и Орландо Лассо (XV—XVI вв.). Жанр Страстей был весьма популярен до середины XVIII века, затем был надолго забыт, и лишь в XX веке интерес к старинной музыке спосбствовал возрождению некоторых жанров, в том числе Страстей; известность приобрели «Хоральные страсти» Хуго Дистлера, основанные на всех четырёх Евангелиях, и «Страсти по Луке» К. Пендерецкого (1966). Stabat Mater. Из самых ранних известны сочинения Жоскена Депре, Палестрины и Орландо Лассо; наиболее исполняемые в наше время — Stabat Mater Джоаккино Россини, с прекрасными вокальными партиями и в целом соответствующая театральному стилю композитора, и более аскетичная Stabat Mater Джованни Перголези. Известны также сочинения Вивальди, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Верди (цикл «Четыре духовные пьесы»); есть Stabat Mater и у А. Н. Серова. В ХХ веке к Stabat Mater обращались Кароль Шимановский, Франсис Пуленк, Золтан Кодай, Кшиштоф Пендерецкий, Арво Пярт...
Кшиштоф Пендерецкий Te Deum. По-видимому, самый ранний из известных нам гимнов принадлежит Букстехуде. Отделившись от культовой обрядовости, с XVIII века гимн чаще звучал во время придворных торжеств, для них писали свои гимны Гендель, Гайдн, Моцарт. В XIX Te Deum стал произведением концертного характера, писался для больших исполнительских составов — солистов и хора в сопровождении оркестра или органа; таковы гимны Берлиоза, Листа, Верди, Брукнера и Дворжака. В России аналогом католического Te Deum был гимн «Тебя, Бога хвалим», с русским, точнее церковнославянским текстом; известны сочинения А. Л. Веделя, С. И. Давыдова, Н. А. Римского-Корсакова, А. А. Архангельского... Ave Maria. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту; среди часто исполняемых также Ave Maria Джулио Каччини. Самая ранняя из дошедших до нас принадлежит Жоскену Депре; известны также гимны Якоба Аркадельта, Палестрины, Керубини, Гуно (создана на основе прелюдии И.С. Баха), Мендельсона, Верди (цикл «Четыре духовные пьесы»), Листа, Брукнера, Дворжака, Франческо Тости... К каноническому тексту гимна охотно обращаются и современные композиторы, в том числе Алемдар Караманов, Эннио Морриконе, Игорь Лученок... Франц Шуберт
|