Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Новгорода и Пскова ХП—ХIII вв





АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА

Псковская школа зодчества сформировалась к началу XIV века. Являясь северо-западным форпостом русских земель, Псков уделял большое внимание обороне. Ядро крепости - Кром в излучине рек Великой и Псковы. Рост городской территории отмечен сооружением посадских стен: Довмонтова стена (вторая половина XIII века), стена посадника Бориса (1309 год), Средний город (1375 год), Окольный город (60-80 годы XV века). Существующие ныне укрепления Окольного города датируются в основном XVI веком. В наиболее опасных местах строились крепостные башни (костры). Их было 39. Общая протяженность крепостных стен Пскова 9,5 км.

Пригороды Пскова и Новгорода так же имели крепостные сооружения. Наиболее значительные из них: Изборск (XIV век), Порхов (конец XIV века), Гдов, Остров, Печеры (XVI век). Элементами оборонного зодчества являлись: захабы, вылазы, слухи. Псковское церковное зодчество сформировалось на основе новгородских традиций. Первый каменный собор воздвигнут на Завеличье в Мирожском монастыре - Спасо-Преображенский собор (до 1156 года). Он построен из местного камня плитняка с частичным применение плинфы (кирпича) на цемяночном (толченый кирпич) растворе, с дальнейшей обмазкой стен известковым раствором. Вторым памятником Пскова XII века является Ивановский собор, усыпальница жен псковских князей. Церкви XIV-XV веков отличаются сравнительно небольшими размерами. Трехлопастное завершение стен в XIV веке увеличивает стройность зданий.

В Пскове основным типом храма является кубический, четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Материал культовых построек этого времени - плитняк (известняк). Плинфа уже не применяется. Ее отсутствие в стенах, столбах и сводах заставило псковских зодчих увеличить их толщину. В раствор больше не добавляется цемянка, кладка получается пестрой, неровной, что требовало обмазки известью. В результате неровность усиливалась, что придавало псковским церквам большую скульптурность и являлось характерной чертой псковского культового зодчества.

Отличительной особенность псковских храмов являются ступенчатые арки, т.е. подпружные арки, расположенные на ступень выше сводов конца креста, лежащего в плане. Данная система увеличивала пространство под куполом и давала возможность придать большую стройность пропорциям интерьера и улучшить его освещенность.

Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец - на апсидах и барабанах, бровки - над оконными проемами, валики и другое. Псковские культовые постройки, имея симметричный план, представляли собой сложные, живописные композиции.

В конце XV - первой половине XVI веков были сооружены крупные трехапсидные храмы высоких художественных достоинств. Параллельно с крупными храмами в Пскове строились маленькие бестолпные с одной апсидой, покрытые либо двумя пересекающимися сводами, либо ступенчатыми арками. Характерной чертой псковских церквей являлись звонницы, крупные, отдельно стоящие сооружения или поставленные над одним из фронтонов церкви. Они были двух-, трех-, и пятипролетные. В XVI веке Псков украшали более 120 каменных храмов.

Искусство псковских зодчих получает в XV-XVI веках широкое признание. Они строят в Москве (церковь Ризоположения, 1484-1488; храм Василия Блаженного, 1555-1561; Благовещенский собор, 1484-1489; Духовскую церковь Троице-Сергиева монастыря, 1476 год), Казани, Свияжске, способствуя формированию общерусской архитектуры.

В начале XVII века стали появляться новые дворы "больших" псковских "гостей". Они строили 1-3 этажные каменные здания, возможно с деревянными этажами над ними. Дома, как правило, имели трехчастный план с сенями посредине. В дальнейшем планы усложнялись, нижние этажи (подклети) служили совместно для хранения товаров и наиболее ценного имущества. Массивные стены, своды, железные двери, ставни на немногочисленных окнах подклетей, решетки на окнах - все это защищало здания от пожаров. Нововведением являлось наличие повалуш - залов для общих дневных занятий и трапез, для приема гостей, устройства пиров. В некоторых домах были мужские и женские половины. Комнаты отапливались изразцовыми печами. Гражданские здания Пскова XVII века (Солодежня, Поганкины палаты, палаты Меньшиковых, Русиновых, Подзноевых и др.) позволяют судить о гражданском зодчестве Руси XVII века в целом. В этот же период в Пскове строятся каменные здания производственного и торгового назначения, административные (Приказная палата) и здания оборонного значение (Зелейские палаты).

В конце XVII века в Пскове был освящен Троицкий собор, четвертый, построенный на том же самом месте. Он является воплощением архитектурных и инженерных достижений псковских зодчих, хотя и был построен под влиянием московских архитектурных веяний.

Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.)

одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (См. Киевская Русь) (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря (См. Юрьев монастырь), начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице (См. Нередица), 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге (См. Ладога), 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь (См. Фёдора Стратилата церковь), 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н. ш. велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.

Date: 2015-09-19; view: 1988; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию