Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Антониев монастырь





Основание Антониева монастыря относится к XII веку и связано оно с именем преподобного Антония Римлянина, который «промыслом божьим» за три дня доплыл на камне от «Римских стран» до Новгорода: «...шествие его бысть по теплому морю, из него же в реку Неву, а из Невы реки в Новое озеро, нз Нова ж озера вверх по реке Волхову, противу быстрин неизреченных, даже и до Великого Нова города».

Произошло это в 1106 г. Вскоре на месте, где камень пристал к берегу преподобный основал монастырь, посвятив его Святой Богородице, которая сопровождала его на протяжении всего плавания.

Житие преподобного Антония Римлянина говорит о том, что на путь подвижничества св. Антоний встал в восемнадцать лет. После смерти родите лей он большую часть наследства раздал бедным, а оставшиеся золото, серебро и драгоценные сосуды засмолил в бочку и пустил ее по морским волнам.

Сначала он поселился в горах у православных монахов, скрывавшихся от папских гонений. Затем Антоний перешел жить на скалу, стоявшую у моря, чтобы «пребысть на том камени ... годищное время и месяца два» (один из видов молитвенного подвига, называемого столпничеством). Однажды подул такой сильный ветер, что морские волны вздыбились, ото рвали камень, на котором стоял Антоний (по преданию, св. Антоний в испуге хватался за траву, поэтому его часто изображают с пучком травы), и погнали его морем до Невы, а по Неве через Ладожское озеро до Волхова. Через три дня (в ночь с 7 на 8 сентября 1106 г.) Антоний оказался в неведомой ему, далекой новгородской земле. В это время в Новгороде правил сын великого князя Владимира Мономаха Мстислав, святителем же был епископ Никита. Антоний открыл ему тайну своего чудесного появления. Святитель посоветовал устроить обитель на том месте, где волнами прибило камень. Сначала была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, рядом скит. Так, по легенде, возник в Новгороде знаменитый Антониев монастырь, который существует уже девять столетий. Но это еще не вся легенда.

Через год после вышеописанных событий св. Антоний встретил рыбаков, опечаленных плохим уловом. Преподобный подошел и попросил еще раз закинуть сети, пообещав дать им слиток серебра, с условием: «Все, что вы поймаете, я отдам Пресвятой Богородице». Рыбаки закинули сети и когда вытащили их, среди рыбы в сетях оказалась бочка, брошенная в море святым Антонием в Италии. Рыбаки не захотели отдавать бочку. Спорщики попросили посадника рассудить их. Св. Антоний перечислил все находившиеся в ней предметы и получил бочку. На эти деньги и был построен большой каменный храм и монастырь.



Св. Антоний преставился 3 августа 1147 г. и был погребен в монастыре. Камень, на котором приплыл святой, лежит в притворе под фреской, изображающей св. Никиту. Удается (правда, не всем) рассмотреть на камне отпечаток правой босой ступни Антония. Говорят, что камень обладает целебными свойствами, особенно при зубной боли.

Сохранившийся храм Рождества Богородицы был заложен в 1117 г., через два года закончен, а в 1125 г. расписан. Собор относится к типу княжеских сооружений. Несмотря на более поздние пристройки, окружающие с трех сторон собор и ряд переделок, он в основном сохраняет свои первоначальные формы. План собора несколько вытянут с запада на восток. В северо-западном углу находится круглая башня. Здание завершается тремя куполами. Существующая четырехскатная крыша более позднего происхождения. Первоначальное покрытие было посводное. Фасады здания не имеют никаких украшений. Только верхняя часть барабана декорирована простым арочным орнаментом.

По своим архитектурным формам собор близок к Николо-Дворищенскому и Георгиевскому соборам. Многие исследователи предполагают, что все эти три памятника были построены одним мастером, талант которого с особенной силой выразился в последнем его сооружении - Ге­оргиевском соборе.

Своды храма поддерживают шесть столпов, в восточной стороне находится алтарная часть - святая святых каждой церкви, отгороженная от внутреннего пространства храма высоким иконостасом. Для улучшения акустических возможностей, внутри храма, под сводами, устраивали голосники. Обычно это глиняные кувшины, вмурованные в стену так, что наружу выступает только горловая часть.

В храме по сей день можно видеть камень на котором преподобный Антоний добрался до Новгорода.

В соборе сохраняется настенная роспись, исполненная в 1125 году. К сожалению, она была попорчена в более позднее время сделанными насечками, чтобы лучше держался новый слой штукатурки. Общий фон живописи выдержан в серовато-голубоватом тоне. Очерченные корич­невыми линиями лица имеют желтый тон. На них положены красноватые и зеленоватые притенения. Фигуры и лица выполнены очень реалистично. В алтаре обращает на себя внимание изображение юноши, откапывающего голову Иоанна Крестителя. Здесь ничего нет религиозного, сцена взята как бы из жизни.

Живопись собора отлична от новгородских росписей XII в. По своему духу она близка к романской живописи. В этом ничего удивительного нет, так как известно, что Новгород вел оживленные экономические и культурные связи с Западной Европой. Новгородские художники хорошо были знакомы с искусством Запада. Да, как известно, и сам заказчик собора прибыл из Италии. В послевоенное время в соборе было открыто несколько новых фресок. Так в верхней части юго-восточного алтарного столба открылась композиция Благовещения, а под ней изображение святого. На северо-восточном столбе раскрыта композиция праздничного цикла. На северной и южной стенах алтарной части храма были обнаружены фрагменты композиций Рождества и Успения. Интересную роспись удалось раскрыть на стенах башни. В ней привлекает внимание фигура человека, одетого в короткое платье, в котором обычно на древних памятниках искусства изображались ремесленники. Над фигурой сохранилась надпись «Петр». Высказывалось предположение, что не есть ли это портрет мастера Петра, построившего Георгиевский собор, а возможно и собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.



Внутри собора сохраняется камень, на котором, по легенде, приплыл в Новгород из Рима основатель Антониевого монастыря.

Собор был усыпальницей новгородских бояр, архиепископов, воевод и других. В нем похоронены крупнейшие новгородские бояре братья Алфановы, растерзанный народом во время волнений 1609 г. Михаил Татищев, князь Василий Иванович Одоевский, умерший в 1612 г., стольник Салтыков, погибший в бою под городом Ругодивым в 1700 г., стольник Стрешнев, Чоглоковы, Олсуфьевы, Княжнины и др.

Также на территории монастыря сохранилась церковь Сретения XVI в. с трапезной, казначейские кельи XVII в. и здание библиотеки XVIII в.

30 октября 1740 г. в монастыре торжественно открывается Духовная семинария. После ее закрытия в 1918 г. здесь размещается Новгородский практический институт народного образования. Позже - Новгородский государственный педагогический институт. С 1993 г. - Гуманитарный институт Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

 

 








Date: 2015-09-19; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию