Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные критерии и порядок выбора рационального способа восстановления
К настоящему времени разработано большое количество методик по обоснованию способов восстановления изношенных деталей. Способ восстановления деталей должен выбираться в результате последовательного применения трех критериев: технологического (критерия применимости), технического (критерия долговечности) и технико-экономического (обобщенного критерия). Методика выбора рационального способа восстановления деталей состоит из трех этапов. Первый этап - выбор способов восстановления но технологическому критерию. Многочисленность технологических процессов восстановления, обеспечивающих надежную работу деталей машин, объясняется разнообразием производственных условий и дефектов, для устранения которых эти способы применяются. Па первом этапе рассматривают различные способы восстановления и выбирают те, которые удовлетворяют необходимому значению коэффициента. По технологическому критерию выбор способов производят на основании возможности их применения для устранения дефекта заданной детали с учетом величины и характера износа, материала детали и ее конструктивных особенностей. По этому критерию назначают практически все возможные способы, которые могут быть применены для устранения данного дефекта. Критерий применимости учитывает, с одной стороны, особенности восстановления поверхности конкретной детали, с другой - технологические возможности соответствующих способов. Он не оценивается количественно и относится к категории качественных. Поэтому его используют интуитивно, с учетом накопленного опыта применения тех или иных способов. Однако не все способы восстановления деталей равноценны. Так, при использовании способа ремонтных размеров усложняется система снабжения технической документацией, возникает необходимость создания больших запасов деталей различной номенклатуры. Многократное использование данного способа приводит к снижению запасов прочности деталей, уменьшению их износостойкости, поскольку постепенно снимается упрочненный поверхностный слой металла. При использовании способа дополнительных деталей значительно увеличиваются затраты на восстановление изделия, поэтому иногда этот метод экономически неэффективен, например, для восстановления деталей, имеющих незначительные износы. Простой и экономичный способ восстановления деталей пластической деформацией имеет ограниченную область применения и часто не может быть использован для восстановления конкретных изделий в связи со специфическими особенностями их конструкции. Автоматическая наплавка под флюсом сопровождается сильным разогревом деталей и их глубоким проплавлением. Ее рекомендуют при восстановлении крупногабаритных деталей диаметром более 50 мм. Для восстановления деталей малых размеров служит вибродуговая наплавка. Однако необходимо учитывать значительное снижение их усталостной прочности. Малый разогрев деталей наблюдается при восстановлении деталей электрометаллизацией, а также в случае применения клеевых соединений. Но электрометаллизационные покрытия непригодны для деталей, испытывающих ударные нагрузки, а полимерные материалы характеризуются сравнительно невысокой теплопроводностью при значительном коэффициенте линейного расширения. У покрытий, получаемых электролитическим хромированием, высокая износостойкость в абразивной среде, но их толщина ограничена до 0,3 мм. Если последняя превышает указанное значение, хром будет отслаиваться вследствие значительных внутренних напряжений. Благодаря анализу конструктивных особенностей и условий эксплуатации деталей, их износов, а также технологических возможностей известных способов восстановления можно выбрать необходимый из них. С помощью технологического критерия выявляют лишь перечень возможных для данной детали способов восстановления. Решение, принятое на его основе, следует считать предварительным. По отдельным поверхностям типовых деталей существуют десятки технологически приемлемых способов восстановления, обеспечивающих различные ресурс и стоимость. Предварительный выбор возможных способов восстановления деталей зависит от их характеристики, материала детали и термообработки; конфигурации, размера и массы детали; наличия баз для восстановления и последующей обработки; шероховатости поверхности; видов дефектов и износов; сочетания дефектов на одной детали; кратности восстановления и запаса на ремонт. В основу представленной классификации положено деление деталей по видам материалов, из которых они изготовлены, и их физико-механическим свойствам. Для получения указанных параметров на практике применяют методы ускоренных лабораторно-стендовых испытаний на надежность. Чтобы получитьдостоверную информацию, проводят: • сравнительные испытания деталей и соединений при одинаковых режимах нагружения, скоростях относительного скольжения, температурах рабочих поверхностей и смазочных материалах; • эксплуатационные проверки новых и восстановленных деталей. Критерий долговечности оценивает технические возможности деталей, восстановленных каждым из намеченных по технологическому критерию способов, т.е. данный критерий оценивает эксплуатационные свойства детали в зависимости от способа ее восстановления. При этом оценка производится по износостойкости восстановленной поверхности, усталостной прочности (выносливости), сцепляемости нанесенных покрытий и микротвердости. При оценке технической осуществимости используются следующие критерии: • металлы и сплавы, к которым применим способ восстановления; • вид поверхностей и их предельные размеры, где применим данный способ; • минимальная и максимальная толщина покрытия, наносимого различными способами. Для предварительного выбора способов восстановления изношенных деталей необходимо учитывать их служебные характеристики (твердость и шероховатость наносимого слоя металла) и производственные характеристики (удельную себестоимость восстановления деталей тем или иным способом; производительность способов восстановления; уровень капитальных вложений для реализации способов восстановления; универсальность способов восстановления; экологические требования и требования техники безопасности). Техническая применимость способов восстановления определяется последовательным сравнением характеристик различных способов с характеристиками восстанавливаемых деталей. Производственная применимость способов восстановления определяется аналогичным путем в тех случаях, когда в качестве исходных данных заданы количественные ограничения. По результатам оценки из числа назначенных исключаются те способы восстановления, которые не обеспечивают выполнения технических требований на восстановленную деталь хотя бы по одному из приведенных технических критериев. Таким образом, решение рассматриваемой задачи должно сводиться к проведению следующих этапов: • анализа условий работы детали и ее износа с характеристикой возможных способов восстановления и их доступности; • оценки рабочих поверхностей детали с точки зрения износа, теплостойкости, окисляемости, внутренней напряженности, макро- и микроструктуры, твердости, сопротивляемости, усталости и обрабатываемости; • выполнения ускоренных стендовых испытаний детали; • оценки выбранных способов восстановления детали. В дополнение к рассмотренным этапам необходимо изучать организационные и технологические вопросы восстановления деталей в их совокупности. Кроме того, при обосновании организационных форм необходимо учитывать номенклатуру восстанавливаемых деталей, число деталей каждого наименования, технологическую однородность и кратность ресурса деталей и межремонтного ресурса агрегата или машины, существующую сеть ремонтных предприятий, расстояние до пункта восстановления, вид транспорта и загрузку оборудования.Если установлено, что требуемому значению коэффициента долговечности для данной детали соответствуют два или несколько способов восстановления, то на третьем этапе оценка способов восстановления производится по технико-экономическому критерию, позволяющему принять окончательное решение о выборе рационального способа устранения дефекта детали. Данный критерий отражает технический уровень применяемой технологии и связывает экономи ческий показатель восстановления детали с ее долговечностью. Для оценки различных способов по данному критерию рассматривают следующие отношения: Определение численного значения технико-экономического критерия сводится к расчету себестоимости восстановления детали (Св) и установлению коэффициента долговечности (Кд). При этом рациональным способом восстановления деталей считается способ с наименьшим значением критерия (К 7 у—>min). Себестоимость восстановления деталей связана с коэффициентом долговечности, т.е. при равных долговечностях новой и восстановленной деталей рациональность применения любого из способов будет зависеть только от себестоимости восстановления. Чем меньше коэффициент долговечности деталей, тем ниже должна быть себестоимость их восстановления, и наоборот: при коэффициентах долговечности, больших единицы (что бывает весьма редко), рациональными могут оказаться способы восстановления с высокой себестоимостью. При использовании второго критерия следует учитывать не только долговечность восстанавливаемой детали, но и то, в какой мере выбранный способ обеспечивает долговечность сборочной единицы. Обычно при определении технико-экономического критерия используют любое значение Кд, которое обеспечивает применение того или другого способа восстановления. В то же время здесь есть некоторые особенности. Во-первых, ресурс восстановленной детали надо сравнивать не с ресурсом новой детали, а с межремонтным ресурсом агрегата, в который входит деталь. Поэтому и коэффициент долговечности необходимо определять не по отношению к ресурсу новой детали, а по отношению к межремонтному ресурсу агрегата. При этом затраты на восстановление деталей предлагается относить не к их ресурсу, а к ресурсу агрегата в целом. Кроме того, за коэффициент долговечности следует принимать только целую его часть (I; 2; 3 и т.д.), если деталь не лимитирует ресурс агрегата и не является легкосъемной. Если же деталь лимитирует ресурс афегата или легко может быть заменена, то необходимо учитывать любое повышение коэффициента долговечности, в том числе и дробную (1,2; 1,6 и т.д.). Во-вторых, очень часто коэффициент долговечности устанавливают путем лабораторных или стендовых испытаний деталей на износостойкость, усталостную прочность и сцепляемость покрытия, т.е. факторы, от которых зависят показатели долговечности. При этом коэффициент долговечности определяют как произведение коэффициентов износостойкости, сценляемости и выносливости, что не всегда верно, т.к. чаще всего одно или два из этих свойств лимитируют ресурс детали, а не все сразу. Если даже на ресурс детали влияют два или три свойства, то необходимо за коэффициент долговечности принимать наименьшее значение из них. Изложенная методика выбора рациональных способов восстановления является упрощенной и допустимой в учебных целях. В действительности при выборе рационального способа восстановления деталей машин необходимо рассматривать отношение удельных затрат (а не себестоимости) к коэффициенту долговечности, принимать значение коэффициента долговечности с учетом обеспечения кратности ресурса восстановленной детали по отношению к межремонтному ресурсу узла, в который входит данная деталь, и учитывать затра ты и эффективность использования материалов и энергии. В современных условиях при оценке существующих или разрабатываемых технологий наряду с основными производственными показателями необходимо учитывать их влияние на окружающую среду, расход материальных и энергетических ресурсов, затраты на мероприятия по обеспечению экологической безопасности.
Date: 2015-09-19; view: 2161; Нарушение авторских прав |