Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследования эффективности тренингов
Работа уже освещала часть исследований эффективности тренинга. Данный раздел имеет целью систематизировать проведенные исследования. Разделим проводимые исследования на четыре категории: 1. Тренинги, ориентированные на изменения личной сферы; 2. Тренинги, ориентированные на изменения межличностного взаимодействия; 3. Тренинги, ориентированные на изменение навыков; 4. Тренинги, ориентированные на деятельность.
Продолжая изучать проблему разнокалиберности и разноплановости исследований тренинга, мы предлагаем ввести в дополнение к понятию «эффективности» понятие сравнительной характеристики «эффективнее». Таким образом, появляются два понятия, пришедшие из обыденного языка, концептуальное содержание которых существует в одном когнитивном поле. Исходя из вновь введенного понятия, можно подразделить работы на две категории. К первой относятся исследования, целью которых является доказательство оправданности существования тренинга вообще как явления; в этом контексте он сравнивается с отсутствием какого-либо психологического влияния. К таким исследованиям относятся работы, которые мы уже упоминали выше. Ими было уверенно доказано само право на существование тренинга, либо эффективность по сравнению с фоновыми показателями какой-либо конкретной технологии воздействия. Например, исследование влияния расширенных состояний сознания на качества личности и групповую атмосферу. Предъявление тестов (тест САН в варианте В.А. Доскина) были 1 предъявление – до начала занятий в первый день тренинга, 2 предъявление – через 15 минут после процесса, 3 предъявление – до начала занятий в третий день, 4 предъявление – через 15 минут после 3-го процесса, 5 предъявление – до начала занятий в четвертый день, 6 предъявление – через 15 минут после 5 процесса. В результате были получены выводы: 1. Процесс вхождения в РСС приводит к улучшению общего состояния клиентов. 2. После вхождения в РСС улучшается самочувствие, активность и настроение клиентов. 3. Произошло улучшение уровня бодрости и работоспособности. Настроение значительно улучшилось после вхождения в РСС. Ко второй категории относятся исследования, целью которых является доказательство того, что тренинг эффективнее, чем воздействие другого рода. Обоснованным продолжением будет дальнейший анализ исследований. Исходя из классификации, эффективность тренинга можно находить, сравнивая его с другими методами, решающими те же задачи и достигающими тех же целей, что и тренинг, но другими методами. Следующими возможными факторами для оценки эффективности тренингов являются: - групповая динамика, - лидер и его психологические особенности, - стиль руководства группой, - теоретическая оснащенность, - особенности участников (пол, возраст, образование, психические заболевания и так далее). Отличие в факторе позволяет выделить принципиальное воздействие этого фактора на результаты тренинга. В данном случае, важным является выбор способа фиксирования воздействия. Здесь можно выделить наиболее распространенным замеры в начале и в конце по одному и тому же тесту. Таковы большинство представленных исследований. Новой представляется разработка фиксации по фазам групповой динамики и особенностям переживаемых в тот или иной момент процессов. И последним, третьим, способом сравнения является близость достижения идеальной ценности, такой как комплексное самосознание и актуализация личности. Наиболее интересным такое исследование является потому, что в теоретическом ракурсе достигнуть близости достижения этой идеальной ценности можно из любого пространства тренинга. Организация исследования Цель: выявить взаимосвязь между эмоциональными и когнитивными сферами личности с эффективностью тренинга. Предмет исследования: изменение личности участника тренинга по ИИПТ. Объект исследования: в исследовании приняло участие 60 человек, идентичных по возрастному, половому, образовательному составу группы. В ходе исследования были использованы метод наблюдения, психометрические методики. Описание объекта исследования: экспериментальная группа тренинга была сформирована по случайному принципу при проведении тренинга «Дыхание. Музыка. Движение» (авторская психотехнологияя. В ходе тренинга было проведено пять дыхательных процессов. Методы исследования: тест «Интегративная самооценка личности «Кто я есть в этом мире?»»[1]. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и так далее, и эмоциональный – самоотношение, самооценка и так далее. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению. В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему, остается все еще малоизученной проблемой. Для продолжения изучения изменений структуры личности применялся тест «Определение социальной креативности личности»[2]. Применение его в качестве показателя изменения возбуждения когнитивной сферы является обоснованным, так как творчество является непосредственным компонентом когнитивной сферы, а также в условиях трансперсонального тренинга он является наиболее удобной формой фиксации. Самооценка является показателем насыщения эмоциональной сферы положительными ощущениями. Большинство проводимых тренингов воздействует именно на этот параметр. Таким образом, он является объективно присущим тренингу. В то же время, данная характеристика чрезвычайно неустойчива и является показателям начала возбуждения когнитивной и поведенческой сфер. Именно для фиксации изменения в них и применяется тест «Определение социальной креативности личности». Изменение ценностных ориентаций личности является показателем эффективности тренинга. Для фиксации этой переменной проводился тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова»[3] В конце тренинга для замера структуры ценностных оринетаций и общей направленности личности применялся метод контент-анализа. Данный метод является одним из методов изучения документов в различных исследованиях, в том числе и социально-психологических. Специфика контент-анализа заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого текста. Полученные таким образом количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном содержании документа. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Правомерность использования контент-анализа в социально-психологических исследованиях определяется тем, что текст документа, являющийся для контент-анализа реальностью первого порядка, есть всегда продукт человеческой деятельности. Поэтому он несет в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов. Отсюда проистекает возможность обнаружения и замера этих факторов путем регистрации в тексте соответствующих факторов. Таким образом, контент-анализ является средством постижения внетекстовой реальности, то есть на основе текста документа, его анализа мы делаем выводы о реальных явлениях. Процедура исследования: исследование проводилось с 11.12.02 по 15.12.02 в наркологическом центре «Феникс» (Белоруссия). Замеры по тесту самооценки проводились 13.12 (до занятий) и 15.12 (до занятий); замеры по тесту творчества – 11.12 (после знакомства) и 14.12 (после занятий); по тесту ценностных ориентаций – 12.12 (до занятий) и 15.12 (до занятий), опросный лист для контент-анализа заполнялся непосредственно перед отъездом. Обработка тестов была произведена по варианту, изложенному в «Социально-психологической диагностике развития личности и малых групп». Характеристика выборки
Таблица 41. Характеристика выборки. Анализ и описание полученных результатов 1.«Сырые» эмпирические данные по самооценке, креативности и ценностным ориентациям были представлены в упорядоченном виде. По каждой шкале было высчитано среднее арифметическое значение признаков (оценка математического ожидания). Оно вычисляется по формуле: , где – каждое наблюдаемое явление признака; i – индекс, указывающий на порядковый номер данного значения признака; n – количество наблюдений; – знак суммирования. 2. Также были вычислены значения Моды-значения вариационного ряда (М), которое встречается наиболее часто. Все данные представлены в тех же таблицах. 3. Полученные данные сравнивались, и значимость изменений проверялась t-критерием Стьюдента по следующему алгоритму. Сформулируем гипотезы: H0 – изменения, зарегистрированные тестами интегративной самооценки» и «социальной креативности», значимы. H1 – изменения не значимы. Вычислялось среднее квадратичное отклонение как корень из дисперсии по формуле: , где D-дисперсия, – среднее значение, Хi – значение вариаты, n – количество наблюдений; – знак суммирования. Для определения среднего квадратичного отклонения следует из дисперсии извлечь корень: После нахождения среднего значения, а также величины средних ошибок, которые вычисляются по формуле М = s / N необходимо найти величины средних ошибок для каждого из рядов. После этого и вычисляем t-критерий Стьюдента по формуле: Числовые значения по каждому показателю представлены в сводной матрице.
Табл. 42. Числовые значения по каждому показателю.
На основании приведенных расчетов делаем вывод о подтверждении H0 , то есть изменения значимы. На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что при проведении трансперсонального тренинга можно зафиксировать возбуждение по параметрам самооценки и творческой активности.
Анализ графического представления изменений в ценностных ориентациях Анализ изменения параметров ценностных ориентаций мы подразделяем на три подгруппы: - ценность, по отношению к которой большинство участников изменили параметр, без обсуждения знака; - ценность, по отношению к которой большинство членов группы повысили показатели; - ценность, по отношению к которой большинство членов группы понизили свои показатели. Итак, к первой группе относятся следующие ценности: «здоровье» (изменилось у 70%), «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (изменилось у 63,3%), «познание нового в мире, природе, человеке» (56,6%). Ко второй группе относятся в иерархическом порядке «любовь» (повысилась у 43,3%), «познание нового в мире, природе, человеке» (повысилось у 36,6%), на одном уровне стоят «высокое материальное благосостояние» и «поиск и наслаждение прекрасным» (повысились у 30%). И, наконец, к третьей группе относятся «здоровье» (снизилось у 53,3%), «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (снизились у 43,3%) и «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (снизилась у 30%). Ценностью, которая заметно увеличила свое значение, является «любовь», в то же время самое заметное снижение среди ценностей произошло с ценностью «здоровья», это может объясняться тем, что в результате энергетического содержания занятий, участники ощущают дополнительный прилив сил, что и способствует состоянию хорошего самочувствия и, как результат, девальвации ценности здоровья. Следующие три ценности также стремительно повысились – это «Высокое материальное благосостояние», «Поиск и наслаждение прекрасным», «Познание нового в мире, природе, человеке». Интерпретация этого результата может быть следующая: это взаимосвязанные компоненты «Я-материального», «Я-социального» и «Я-духовного», в результате действия групповых процессов и специфики поведения тренинга можно заключить, что психологический климат, сложившийся в группе, оказался не настолько благоприятным, как представлялось в начале, это явилось эффектом такой организации группы как открытая (постоянные изменения в составе участников). Из-за общей направленности и профессиональной принадлежности участников тренинга можно заключить, что такая ценность, как «познание», является вполне ожидаемой. Этот вывод показывает такую явственную тенденцию: даже во время трансперонального тренинга, занятий ИИПТ, участники тренинга помнят и отдают приоритетное место показателю «Я-материального». В результате по этой тройке можно заключить, что данный тренинг по «ДМД» оказался преимущественно индивидуальным. Группа была испытательной площадкой не только для самой технологии дыхания, но и для каждого участника, то есть в виде фона для его внутренних процессов. Этот вывод подтверждает и то, что ценность в виде «Признание и уважение людей и влияние на окружающих» существенно снизилась в 43,3% случаев. Это могло произойти по двум причинам: с одной стороны, первый замер делался в первый день тренинга и до процессов, сразу после знакомства, что способствовало повышению заинтересованности в окружающих людях и их оценке себя как личности, с другой стороны, это снижение ценности также говорит о высокой степени погружения в собственный внутренний мир и заинтересованности, в первую очередь, составляющими внутреннего мира. «Любовь» является и той ценностью, значение которой, с одной стороны, значительно увеличилось, с другой – менее всего упало, всего в 6% случаев. «Здоровье» наоборот наиболее резко потеряло свое значение, так как данная ценность снизилась у 53,3% участников, а повысилась только у 16%. Такая ценность, как «Высокое материальное благосостояние», приобрела большее значение в 30% случаев и снизила свое значение в 13,3% случаев. Таким образом, на основе изменений в ценностных ориентациях можно сделать следующие выводы: 1. Дихотомия выбора из двух ценностей «любви» и «здоровья» принадлежит первой. Духовная ценность превалирует над материальной. 2. Достижение целей тренинга в плане «познавательной и когнитивной» ценности полностью подтвердилось, и увеличение значения этого параметра создает основу для дальнейшего развития именно в когнитивном и профессиональном плане. 3. Показатель ценностей «Высокое материальное благосостояние» и «Признание и уважение людей и влияние на окружающих» указал на низкую групповую динамику. 4. Профессиональные тренинги на примере данного проявляют свою эффективность, прежде всего, в виде мотивации к познанию и материальным ценностям, социальные – имеют второстепенное значение, опосредованно выраженное в материальном и духовном.
Анализ и интерпретация результатов по методике контент-анализа
Таблица 43. Наиболее значимое переживание тренинга.
Таблица 44. Целевая установка.
Таблица 45. Динамика значимых переживаний в целом по группе..
Таблица 46. Ценностные ориентации в целом по группе.
Таблица 47. Мужчины. Ценностные ориентации.
Таблица 48. Мужчины. Значимые переживания.
Таблица 49. Женщины. Ценностные ориентации.
Таблица 50. Женщины. Значимые переживания.
Ведущим приобретением людей на тренинге оказалось получение новых знаний, это можно обосновать профессиональной структурой (психологи и люди увлекающееся психологией на бытовом уровне). Далее результаты проявляют гедонистическую тенденцию и снижение тревожности, мы можем интерпретировать этот результат общим климатом и некритичной атмосферой тренинга, тепло как энергетическое состояние говорит о возрастании внутренней энергии личности. Обращение к единству собственной духовности и природы, окружающего пространства имеет тенденцию к определенной специфической деформации границы между личностью и социумом, плюс уже упоминавшееся снижение тревожности. Цели и задачи, которые ставили люди по окончанию тренинга, говорят о подъеме энергии и желании вложить ее в свое внутреннее развитие, а также проявляют заряд на расширение собственного пространства, как во внутреннем, так и во внешнем социальном плане. Цели большей частью разделяются на социальные и духовные. Только у женщин ощутимо проявилась тенденция к интеграции и более полному усвоению приобретений тренинга. Выводы 1. Большинство членов экспериментальной группы увеличили свои показатели по критерию «социальной креативности» и «интегральной самооценки», и эти критерии значимы; 2. Влияние тренинга очевидно, так как в контрольной группе изменения оказались не значимы; 3. Изменение ценностных ориентаций и данные контент-анализа указывают на одни и те же ценности, которые вызвали наибольшую динамику во время прохождения тренинга, а именно гуманистические ценности (любовь, дружба), получение новых знаний и ценности материального характера (высокое материальное благосостояние и работа); Таким образом, данная структура проведения тренинга согласуется с теоретической программой, и, более того, ясно проявлен непосредственный эффект изменения ценностей по окончанию тренинга. Человек в процессе тренинговой работы проходит ряд стадий трансформации в структуре своей личности. Он сближается на короткое время с другими людьми, осваивает новые процессы, состояния и идеи. Забота тренера в том, чтобы эти изменения не оказались поверхностными, не были смыты эмоциями по возвращению в привычный мир, если же тренинг позволит людям чуть лучше понять себя и сделать себя чуть счастливее, то это только подтвердит его значимость. Смыслом и сутью тренинга интегративного направления является истинная трансформация, вершиной которой является переход в зону «Равностности», или начало и опыт процесса самоактуализации. Тренинг направлен непосредственно на трансформацию личности, и в этом подходе смешивается гедонистическое настроение участников и возможность глубинных изменений. Исходя из результатов практической части данной работы, мы можем заключить, что во время тренинга существует трансформация активности сфер личности участников. Исследование показывает, что во время тренинга по ИИПТ человек лучше осознает себя и свои цели, то есть стремится более полно к самореализации и актуализации собственной личности. Что является еще одним доказательством высокой эффективности тренингов по интегративным психотехнологиям и погружений в расширенные состояния сознания для каждой личности. Date: 2015-09-19; view: 872; Нарушение авторских прав |