Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пределы жизни и здоровье. Научная и религиозная парадигмы понимания смерти





Совершенно ясно, что пределы жизни охватывают время от рождения до смерти. Но эти моменты не так ясны для науки. С медицинской точки зрения жизнь человека начинается с оплодотворения, с соединения двух гамет и образования зиготы. Из зиготы посредством сегментации развивается эмбрион. Внутриутробная жизнь (от 1 до 273 –280 дня) подразделяется на три больших периода разной длительности: оплодотворение, эмбриогенез и фетогенез. Оплодотворение включает гаметогенез – соединение гамет, образования зиготы и зародышевых листков, которое длится первые три недели беременности.

Эмбриогенез длится первые два месяца, когда формируется эмбрион, который принимает человеческий вид, развиваются его органы, гонады и наружные половые органы. После 56 дня эмбрион превращается в плод. Фетогенез продолжается до конца 9-го месяца, совпадает с ростом и дифференциацией тканей (гистогенез) и кончается рождением1.

Жизнь, с биологической точки зрения, начинается с оплодотворения (у исламских народов, например, жизнь человека исчисляется с момента оплодотворения, а не рождения). Об этом говорит тот факт, что с первого периода своего развития эмбрион имеет всю необходимую человеческую информацию, свою координированную программу развития, продолжающуюся в формирование человеческого организма. Каждый организм реализуется только один раз, является уникальным, неповторимым экземпляром во всем мире. Он является воспроизводством генетического материала, с которым рождается и имеет биохимическую индивидуальность.

С юридической точки зрения жизнь человека начинается с рождения ребенка. Однако установление начала человеческой жизни важно для уточнения момента, когда этот комочек клеток, ещё не рожденный, имеет право на существование, на защиту. Сторонники аборта считают, что до определенного периода плод ещё не человеческий индивид, является просто частью человеческого тела и его удаление морально оправдано как и удаление любой опухоли.

Современная наука считает, что для начало жизни не может быть взята какая-то временная точка, что это многоуровневый процесс связанный с определенными радикальными изменениями. Первый уровень, с которого начинается идентификация человека - это уровень клетки. Зигота уже имеет полный набор генов, которые являются достаточным условием для существования биологического индивида. Второй уровень начинается с дифференциации клеток. Первые дни клетки ещё не дифференцированы, каждая клетка потенциально может дать любую ткань организма или быть началом целого организма (клонирование). Из этих соображений эмбрион не может быть назван человеческим индивидом. После второй недели клетки специализируются, становятся составными частями организма. Третий уровень начинается после четвертой недели, когда появляются первые сердцебиения. Следующий уровень возникает после восьмой недели и связан с появлением электрической активности мозга. После четвертого месяца плод «оживает», начинает двигаться. После шестого месяца заканчивается формирование дыхательной системы и в принципе плод может жить самостоятельно вне организма матери. Следующий уровень есть рождение ребенка, а становление его как человеческий индивид, личность есть ещё более длительный процесс.

Аналогично определяется и момент смерти. Традиционно момент смерти связан с остановкой функций дыхания и сердца. Современная наука считает, что момент смерти определяется не функционированием легких и сердца, а жизнедеятельностью мозга. Пока жив мозг, живым должен считаться и человеческий индивид, несмотря на остановку дыхания и сердца. И наоборот, если мозг мертв, необходимо считать мертвым и индивида даже, если легкие и сердце функционируют. Следовательно, смерть не есть одномоментный акт, оно имеет многоуровневую структуру. Первым умирает кора мозга, которая выполняет высшие личностные функции – сознание и воля. Ствол мозга, который управляет жизненными функциями, может ещё долго поддерживать гомеостаз и жизнь организма. Со смертью ствола мозга организм теряет способность существовать самостоятельно. Следующий уровень является смерть органов, тканей и клеток. Определение уровня смерти важно для трансплантологии.

Проблема жизни и смерти – вечная проблема, она обсуждается с античности и до сих пор. Смерть – завершающий момент существования живого существа, полная остановка жизненных функций организма. Переживание смерти – важный компонент любой социо-культурной системы. Марксистская философия считала, что в этой проблеме все ясно, мы строим светлое будущее, руководствуемся величественными идеалами и не могут быть дискуссии вокруг проблемы смерти. Эта проблема чаще поднималась религиозными концепциями. Жизнь и смерть - центральные понятия любой религиозной системы. Однако религия считает, что жизнь является загадкой, тайной, что жизнь на земле не кончается, она есть лишь подготовкой к вечной, потусторонней жизни. Проблема жизни и смерти интересует всех людей, и материалистов и идеалистов, верующих и атеистов. От понимания смысла жизни, её ценности зависит деятельность человека, его поведение, отношение человека к человеку, человека к обществу.

С позиции здравого смысла жизнь есть высшее благо. Человеческий дух не может смириться со смертью, человек хочет продлить свою жизнь. Человек единственное существо, способное понимать свою смертность, неизбежность наступления смерти. Только человек способен испытать сильнейший страх перед лицом смерти. Ф. Бэкон отмечал, что люди страшатся смерти, как малые дети потемок; и как у детей этот врожденный страх усиливается сказками, точно так же и страх смерти. Конечно, мысль о смерти как каре за грехи и переходе в иной мир благочестива. Но боязнь её как неизбежной дани природе есть слабость. А между тем смерть зачастую менее мучительна, чем повреждение одного члена, ибо самые важные для жизни органы не есть самые чувствительные. Стоны, судорги, мертвенный лик, слезы, траур, погребение и прочее – вот отчего смерть предстает ужасной1. Б. Спиноза отмечал, что человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. А это ставит ряд мировоззренческих проблем – может ли быть преодолена смерть? Существует ли воскрешение из мертвых? Существуют ли другие формы бытия? Возможно ли перевоплощение в другие формы существования? Религиозная концепция утвердительно отвечает на эти вопросы и, поэтому столь привлекательна. Христианская религия интерпретирует смерть тела как момент возрождения духа в божественном мире. Материалистическая концепция отрицает возможность физического бессмертия личности, потустороннюю жизнь, жизнь после смерти. Обе концепции утверждают неизбежности смерти человека, ограниченность его жизни на земле.

Из этого вытекает необходимость понимания смысла жизни и формирования соответствующего отношения к ней. Следовательно, из признания смертности вытекает проблема смысла и цели жизни. Если каждый индивид смертен, то ради чего мы живем? Ради чего стоит жить? Имеет ли человеческая жизнь какой-либо смысл?

Материалистическая концепция утверждает, что жизнь есть высшая ценность, самоценность, что человеческая жизнь имеет общественное значение. Человек живет в обществе, совместно с другими людьми. От окружающих его людей зависит жизнь, проявление и самовыражение человека. От этих людей зависит не только признание личности, но и память о ней. Человек умирает, но он продолжает жить в человеческом роде, в нашей памяти. В нашей памяти вечно живут выдающиеся личности – ученые, философы, писатели и поэты, борцы за освобождение и счастье народа. Но помним мы не только выдающихся людей, но и обыкновенных, которые своим трудом и поступками оставили что-то для общества. Все доброе, что человек сделал, остается в памяти близких. Мы продолжаем себя в своих детях и внуках. Реализуя свои творческие способности, человек продолжает жить в жизни людей. Культурное, художественное, политическое и т.д. творчество обеспечивает увековечивание индивида. А история есть тот страшный Суд, который обрекает на вечную жизнь героев и предает забвению тех, что в жизни ничего не сделали.

Мы рассмотрели только некоторые проблемы биоэтики и гуманизма, хотя вся биоэтика пронизана принципом гуманизма. Гуманизм как мировоззренческий принцип считает человека высшей ценностью и призывает создать все условия для его максимального и всестороннего развития и проявления. Биоэтика, создавая новый способ мышления, формирует и новую систему взглядов на сущность человека и его место в мире, на границы и возможности его деятельности, на разумное отношение ко всей реальности. В следующей теме мы продолжим рассматривать другие биоэтические проблемы (человеческий эмбрион, аборт, искусственное оплодотворение, клонирование, трансплантация, народонаселение) также с гуманистических позиций.

 

Литература

Биомедицинская этика. Под ред. акад. Покровского В.И. М., 1997.

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. д.ф.н. Юдина Б.Г. М., 1998.

Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. // Философские науки. 1991. № 5.

Урсул А.Д. Путь в ноосферу. (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) М., 1993.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу “Медицинская этика” (Биоэтика). М., 1999.

Probleme filosofice, de etică, drept şi tehnico-organizaţionale privind informatizarea societăţii. (Conferinţă ştiinţifico-practică). Tezele referatelor şi comunicărilor. 24-25 octombrie 1995. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1995, 96p.

Omul, Informatizarea, Sănătatea: aspecte socio-filosofice şi etico-medicale. Materialele Conferinţei a II-a ştiinţifice internaţionale. 27-28 martie 1997. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1997, 168 p

Problema supravieţuirii omenirii: aspecte socio-filosofice, economico-juridice, politico-informaţionale şi etico-medicale. Materialele conferinţei a III-a ştiinţifice internaţionale. 15-16 aprilie 1998. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1998, 145p.

Filosofie, Medicină, Ecologie: probleme de existenţă şi de supravieţuire ale omului. Materialele Conferinţei a IV-a ştiinţifice internaţionale. 7-8 aprilie 1999. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1999, 224 p Bioetică, Filosofie, Medicină practică: probleme de existenţă şi de supravieţuire ale omului. Materialele Conferinţei a V-a ştiinţifice internaţionale. 19-20 aprilie 2000. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 2000, 309 p.

Progresul tehnico-ştiinţific, Bioetica, Medicina: probleme de existenţă umană. Materialele Conferinţei a VI-a ştiinţifice internaţionale. 25-26 aprilie 2001. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 2001, 300 p.

Ţîrdea T.N. Filosofiе şi Bioetică: istorie, pertsonalităţi, paradigme. Chişinau, 2000.

Ţîrdea T.N. Elemente de informatică socială, sociocognitologie şi noosferologie. Chişinău, 2001.

 

Глава 25. Биоэтика и проблемы практической медицины

 

Date: 2015-09-19; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию