Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социофилософский, аксиологический, юридический и медицинский аспекты биоэтики





Изучая сущность и содержание биоэтики, перспективы её развития как область знаний и социальный институт логично было бы выделить и некоторые её аспекты, что позволило бы осуществлению системного анализа и более глубокому её раскрытию.

Социофилософский аспект биоэтики состоит в том, что она носит общечеловеческий характер, является разновидностью интеллектуальной деятельности и социальной практики, имеющие цель гарантировать диалог и солидарность людей в защите добра и сопротивлению злу, порожденным современной деятельностью людей. Биоэтика способствует выделению самых острых социальных проблем. Сегодня человечество находится перед лицом глобальной опасности, связанной с отрицательными последствиями научно-технического прогресса. Для преодоления этой опасности необходимо, во- первых, осознать проблемы названной опасности и, во-вторых, изменить менталитет людей. Важно понять специфику жизни, убедиться в том, что этика непосредственно связана с естественными науками, что не должно существовать расхождения между нравственностью и жизнью.

Человечество все чаще приходит к выводу, что наше бытие проблематично, мы сталкиваемся с трудностями определения границ человеческого бытия. Люди вынуждены брать на себя ответственность за уточнение этих границ. Но ответственный выбор не может быть установлен только профессиональными знаниями медиков, юристов, естествоиспытателей, теологов и т.д. Не существует априори никакой шкалы ценностей, на основание которой мы бы определяли что можно, а чего нельзя. Биоэтика как междисциплинарное научное направление может сформулировать оптимальные выводы относительно этой проблемы.

С социофилософским аспектом биоэтики связана и проблема формирования концепции Homo Sapiens. От правильной оценки и понимания человека зависят выводы медиков, юристов, естествоиспытателей. Биоэтика разрабатывает новую парадигму мышления, которая преодолела бы опасность, как индивидуализма, так и коллективизма, которая не приемлет как патернализм, так и мнимую коллегиальность, одновременно защищая идеалы демократизма. Биоэтика становится исключительно важным механизмом в демократической перестройке биополитики современного общества.

Ценностный (аксиологический) аспектсвязан с тем фактом, что биоэтика способствует формированию новой этико-нормативной и ценностной системы, которая указала бы пути выхода из сегодняшнего критической ситуации. Последствия научно-технического прогресса, техногенное общество, ускоренная информатизация всех сфер человеческой деятельности, рыночная экономика и общественно-политическая обстановка привели к обесцениванию и дегуманизации медицины, безразличному отношению к природе и т.п. Бизнес из экономической сферы проникает в медицину, народное образование, культуру, социальное обеспечение. Ничего святого нет перед немедленной прибылью. Мы оказались в ситуации, когда человеческая жизнь ничего не стоит. Крутой поворот к новым ценностям и ценностным ориентациям обуславливают необходимость и актуальность биоэтики.

Биоэтика формулирует новые требования к взаимодействию, долгу и ответственности людей, отдавая предпочтение общечеловеческим ценностям. Среди них жизнь – высшая ценность, самоценность. Борьба за жизнь является аксиологическим постулатом биоэтики и определяет все остальные ценности и человеческие отношения. Каждая культура характеризуется специфическим отношением к жизни и смерти. Биоэтика не может не учитывать способы мышления людей и народов, множественность отношений к жизни и смерти, разделяемые различными конфессиями и религиозными группами. Основная задача биоэтики состоит в определении и формулировке новой системы ценностей, которые соответствовали бы правам человека, фундаментальным целям современной цивилизации. Современная система ценностей отстала как от эволюции социальных феноменов, так и от развития биомедицинских исследований. Биоэтика должна стать этикой взаимной солидарности, милосердия и социальной справедливости.

Юридический аспект означает, что биоэтика есть форма защиты прав человека, включительно и право на жизнь, здоровье, свободное самоопределение. Биоэтика должна сформулировать условия, в которых охрана здоровья стала бы неотъемлемым правом человека. Однако предмет биоэтики не сводится только к человеческой жизни и её атрибутам, но и к юридической регламентации отношений человека с биосферой, общества и природы. Биоэтика утверждает единство научного подхода с человеческими ценностями, отдавая предпочтение целям и ценностям людей. Биоэтика пытается регулировать научные исследования исходя из гуманистических ценностей, сформулировать правила и нормы биомедицинских исследований, учитывая права человека.


В биоэтике можно выделить два стиля (способа) мышления. Первый – нормативный, который предполагает определенные юридические постулаты как гарант нравственных решений. Он связан с концепцией либерализма, которая поддерживает ценности индивидуализма, первенство частных интересов. Второй стиль – философский, исходит из рациональных нравственных норм, из идей и ценностей демократизма. Возможно, в будущем эти способы мышления сольются, поскольку есть необходимость в защите интересов индивида, но не менее важно и защита интересов общества, природы и биосферы в целом, как на основе юридических норм, так и на основе нравственных норм.

Медицинский аспект биоэтики не что иное как проявление принципа гуманизма в медицине, критического самосознания профессионального сообщества медиков. Но что мы должны понимать под справедливой системой здравоохранения – равенство или неравенство членов общества в правах на лечение? Сегодня когда здравоохранение переходит к платной медицине все ли члены общества имеют доступ к необходимой медицинской помощи? Следовательно, мы имеем множество проблем, которые не могут быть решены только с позиций медицины или только морали. Медицина должна выдвинуть научные аргументы для обоснования биоэтики, а биоэтика в свою очередь – представить нравственные постулаты для оправдания медицинских решений. Биоэтика должна нравственно оправдать решение многих медицинских проблем: аборта, трансплантации органов, определение пределов жизни и смерти, эвтаназия и т.д. В связи научно-техническим прогрессом в медицине меняются представления о норме и патологии, нравственности и безнравственности. В современной психиатрии пересматривается понятие психической патологии, аморального поведения. Сексуальная революция ведет к изменению представлений о норме и патологии в сексуальном поведении: то, что до недавнего времени оценивалось как патология (гомосексуализм, лесбианство и т.д.) сегодня может быть признано нормой. Все эти примеры говорят об исключительной важности медицинского аспекта биоэтики.

22.3. Основные принципы и социокультурные модели биоэтики 1

Биоэтика, как и любая отрасль науки, основывается на определенные принципы. Эти постулаты представляют ученым, исследователям возможность отграничивать знания биоэтики от других научных дисциплин, познать специфику биоэтики, оценить её роль в устойчивом развитии человечества, личности в частности. Современный этап научно-технического прогресса, информатизации общества обязывают нас выделить следующие принципы:

Принцип биосфероцентризма, благодаря которому аргументируется необходимость преодоления постулата антропоцентризма и выработке новых парадигм человеческого существования. В центре биоэтических исследований ставится не только человеческая жизнь как высшая ценность, не только Homo Sapiens, но и защита растительного и животного мира, биосферы в целом.

Принцип коэволюции (коэволюционного развития), который предполагает гармоническое взаимодействие и сосуществование природы и общества, человека и биосферы. Без такого взаимодействия невозможно продвижение к ноосферной цивилизации, которая основывается на интенсивно-коэволюционном способе взаимодействия, на неособирательстве, на наукоемкие, интеллектуальные технологии.


Принцип информационного согласия (диалога) основывается на фундаментальном понятие герменевтики – интерпретации и который предполагает, что автономия и свобода пациента должны базироваться на полной, адекватной и своевременной информации. Особенно важен этот принцип в практической деятельности врача, в практике лечения больного.

Принцип нравственности, вытекающий из признания морали универсальным императивом поведения людей по отношению ко всему живому, из признания жизни индивида и человеческой свободы высшей ценностью.

Принцип свободы и ответственности специалиста по биоэтике, врача или пациента. Любой специалист в своей деятельности должен чувствовать себя свободным и независимым и в то же время быть ответственным за свои действия. Необходимо чтобы он уважал не только свободу и достоинство человеческой личности, но и вообще любого живого существа.

В научной литературе выделяются и другие принципы биоэтики, как принцип терапевтической целостности (любые медицинские действия и манипуляции с пациентом должны преследовать благо целостного организма), социализации (помощи, милосердия – любое лечебное действие должно учитывать не только стоимость и прибыль, но и социальную справедливость) и др. Думается, чтоэти постулаты больше применимы в медицинской этике. Они имеют довольно конкретный характер и не могут быть универсализованы настолько, чтобы стать всеобщими принципами биоэтики.

В процессе своего развития биоэтика тяготела к некоторым социокультурным моделям, которые уточняют конкретный исторический период и нравственное отношение к своему предмету (к живой природе, самому человеку), к практической деятельности людей. Знание социокультурных моделей позволит глубже понять смысл биоэтики и даст возможность каждому государству выбрать свой культурно-исторический её тип, который более адекватно соответствовал традициям, обычаям, религиозным конфессиям собственного народа.

Либерально-радикальная модель, возникшая ещё во времена французской революции, исходит из постулата, что дозволено все, что законно и желаемо, принято и не ущемляет свободу других. Эта модель оправдывает аборт, свободный выбор пола будущего ребенка, свободу искусственного оплодотворения для одиноких и незамужних женщин, суррогатное материнство, свободу экспериментов, самоубийство. Названный тип биоэтики имел широкий резонанс и стал убеждением большой части общественного мнения, исходя из определенных соображений. Это существенные успехи научных исследований, прогресс в области охраны здоровья, особенно в плане контрацепции, аборта, эвтаназии и т.д. Провозглашая автономию индивида как нечто само собой разумеющееся, эта модель утверждает половинчатую, урезанную свободу, свободу для того, который не умеет её оценить. Кто, например, защищает жизнь будущего ребенка, кто несет ответственность за человеческий эмбрион? Не бывает свободы без ответственности. Сторонник этих идей Г. Маркузе провозглашает свободу без труда, которая порабощает человеческую деятельность, без семьи, без морали. Он провозглашает свободную и полиморфную любовь. Такая свобода не предполагает ничего хорошего ни для окружающих, ни для себя.


Прагматическая модель имеет свои основы в англосаксонской культуре. Все сводится к стоимости и прибыли, не существуют ценности без выгоды. Утверждается, что не могут быть обоснованы какие-то общепринятые, философские критерии как истина и универсальная норма. Научный утилитаризм занимает главенствующее и преобладающее место в отношении с индивидуальным благом личности. Это переплетается с меркантилизмом. На одной чаше весов ставится человеческая жизнь и ценности науки (хотя они не могут быть сравниваемы). К этой модели иногда прибегают в случаях дородовой диагностики, когда необходимо принять решение: или аборт, или рождение ребенка (в зависимости от здоровья плода). И все-таки эта модель не оправдана с моральной точки зрения, так как предполагает сравнивание не сравниваемых ценностей – человеческой жизни и здоровья с экономической прибылью или научной выгодой.

Социобиологическая модель является синтезом различных культурных парадигм, результатом взаимодействия различных концепций: социобиологизма, эволюционизма, антропологизма и экологизма. Согласно этой модели жизнь возникла в процессе эволюции и её адаптации к среде, поэтому эволюционные процессы относятся и к обществу и человеку. Не этика должна диктовать законы биологии, а наоборот, биология должна диктовать нормы и принципы этики. Приспособление становится законом как для биологии, так и для общества. В новых условиях, в процессе осознания истинного места человека в биосфере и космосе, необходимо выработать новую систему ценностей, поскольку старые не удовлетворяют становящейся экосистеме. Речь идет о ноосферной цивилизации с её этапами (информационная, экологическая и космическая), о новых парадигмах, которые обеспечивали бы её существование и выживание.

Персоналистская модель биоэтики - самая ценная и общепринятая мировым сообществом концепция. Она исходит из рациональности и свободы человека. Человек – личность, единственное существо способное понять сущность вещей, давать смысл своим действиям посредством понятий. Рациональность, свобода, сознание отличаются от потока космических и эволюционных законов, являются творчеством духа, которые дает жизнь телесной реальности и входит в состав и структуру тела. Человеческая личность есть единство духа и тела, есть воплощенный дух и одушевленное тело. В каждом человеке находится ценность вселенной и всего человечества. Из этих соображений человеческая личность должна быть точкой отсчета всего, что дозволено, и что запрещено. Возможно, в связи с этим древнегреческий философ Протагор сформулировал изречение: «Человек – мера всех вещей». Персоналистская модель обеспечивает защиту человека во всех его проявлениях (свобода и ответственность, единство цены и прибыли, все для блага человека).

Развиваемая нами концепция биоэтики, как системное изучение человеческого поведения и деятельности относительно всего живого в свете ценностей и принципов нравственности, имеет четко детерминированные цели. Сможет ли Homo Sapiens адекватно модифицировать структуру и течение жизни, сможет ли прогнозировать и конкретно реализовать основные принципы и требования клинической биоэтики, сможет ли он предотвратить экокатастрофу и обеспечить выживание человечества? Об этом дальше.

22.4. Биоэтика и философия: проблемы взаимосвязи и взаимодействия

Этика является ядром философии, поскольку философия координирует и должна координировать свои проблемы в соответствии с нравственными принципами. Этика, как и философия, ставит ряд мировоззренческих проблем. Она должна определить ценность человека, его место в мире, смысл жизни, его отношение и ответственность перед обществом, выбор идеала и т.д. Однако этика ставит эти проблемы не в теоретико-гносеологическом плане, а в поведенческо-практическом. В этом смысле она отличается от науки и философии. Мораль применяет меру должного к существующей реальности. Расхождение между существующим и должным (мерой) есть расхождение специфически нравственное, что обуславливает социально-историческую деятельность человека.

Биоэтика как философская дисциплина возникает как новый этап развития общей этики. Однако сегодня биоэтика является более широким понятием и включает в себя медицинскую этику, экологическую этику и другие родственные дисциплины. Если в центре медицинской этики (а также общей этики) находится человек (принцип антропоцентризма), то в центре биоэтики находится понятие жизни, живое (принцип биосфероцентризма).

В обыденном сознании очевиден тот факт, что мораль от возникновения и до сегодняшнего дня включает в себя принципы и нормы, относящиеся к взаимодействию людей, и не затрагивали отношение общества и природы, человека и биосферы. В условиях экологического кризиса консолидируется новая тенденция, новый феномен нравственного сознания – моральный долг по отношению к природе становится составной частью общественного сознания. Это новое явление можно обозначить как ноосферное сознание. Биоэтика в этом плане может способствовать становлению ноосферного интеллекта, как важнейшей предпосылки выживания человечества.

Реальность такова, что в условиях существующих технологий и актуальной человеческой деятельности цивилизация не может обеспечить нормальный уровень жизни. Человек биосоциальное существо и он не может жить вне биосферы. Занимая определенное место в системе живых форм, он зависит от них. Благо человека связано с жизненными процессами земли. Поэтому современная философия должна быть философией выживания 1.

Человечество может существовать не иначе как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, био- и социосферы. Человечество как в физическом, так и в биологическом и социальном смысле «держится на острие». Как часть ноосферы цивилизация вступило в эпоху необратимого развития, что связано с различного рода катаклизмами глобального характера. Актуальнейшей задачей становится разработка стратегии выживания человека, согласованной со стратегией развития природы. Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды. Стратегия человечества должна принять и новые модернизации, поэтому она должна иметь и новую теоретическую основу – философию выживания. Биоэтика, которая занимается человеком и оптимизацией социальных и природных условий, может способствовать выработке стратегии человечества, решению глобальных проблем, выработке новых ценностных ориентаций, новых парадигм выживания, которые регламентировали бы использование биотехнологий.

Современная техногенная цивилизация с её потребительской индустрией должна быть заменена новой цивилизацией – информационно-экологической (ноосферной) с её общечеловеческими ценностями, которые обеспечивали бы достойное существование человечества. Речь идет о формировании и обосновании новых принципов человеческого бытия, новых идеалов человеческой деятельности, перспектив развития человека и общества. В реализации этих императивов исключительную роль принадлежит философии, биоэтике и медицинской этике, в частности.

В условиях информатизации и интеллектуализации общества имеет место все большее расширение сферы влияния современной этики, формирование новых нравственных моделей, соответствующие проектам выживания человечества. Под мощным влиянием научно-технического прогресса развивается не только профессиональная этика, но и область знаний универсальной этики, касающиеся отношения человека со средой, биосферой, с самой жизнью. Натурализация этики и привело к формированию биоэтики. Современный мир исчерпал свои возможности естественной эволюции. Биоэтика в этих условиях есть крик помощи тех людей, которые сами непосредственно не занимаются биомедицинскими исследованиями, но сталкиваются с их негативными последствиями. Эти последствия биологи и врачи не знают как преодолеть и не всегда могут их контролировать. Бурное развитие биологии и медицины, да и других наук, порождают различные дискуссии относительно самих исследований и их повседневной деятельности. Современная наука решает сегодня такие проблемы, которые вчера были немыслимы, но они затрагивают человеческие ценности. Таким образом, возникают новые проблемы гуманистического порядка.

Новые биомедицинские и генетические исследования затрагивают очень важный вопрос: хорошо ли и приемлемо ли то, что технически возможно? Бесспорно, что в результате научных исследований возникают и новые возможности, но они слишком быстро внедряются в практику и даже не ставятся под сомнение. Эффективный единственный барьер пока является соотношение между стоимостью и прибылью. Следовательно, нравственность общества запятнана человеческой нерассудительностью, оно не прибегает к доводам разума, а это приводит к стиранию граней между дозволенным и недозволенным. Сознание современного человека одержимо идеями нового мира, но, к сожалению, забывая прошлое с его ценностями. Многие ученые убеждены, что научные исследования не могут быть ограничены. Они сравнивают научный прогресс с природной катастрофой, которую невозможно остановить.

Верно и то, что человеческий разум и воля, неограниченные законами нравственности, могут провоцировать последствия сравниваемые с природными стихиями. Но человек способен предвидеть, предупреждать катастрофы и защищаться от их разрушительного действия. Такой защитой от отрицательных последствий научно-технического прогресса является соблюдение норм и принципов биоэтики.

Человечество, охваченное отчаянием, ищет ответ на проблему старения, переходя иногда грани нравственности. Проводятся исследования с тканями эмбриона и плода, считая, что они обладают специфическими биологическими свойствами. Это не только неуважение человека и его достоинства, но представляет собой безнравственное и опасное действие. Жизнь должна уважаться даже с момента зачатия, соблюдая неприкосновенность и святость этого чуда. Однако верить в то, что наука порождает только зло, столь же наивно, как и ошибочно думать, что она приносит только благо. Следовательно, проблема состоит не в запрещении научных исследований, а во взятии под контроль разработок ученых от начальной стадии до их коммерциализации.

 

Литература

Биомедицинская этика. Под ред. акад. Покровского В.И. М., 1997.

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. д.ф.н. Юдина Б.Г. М., 1998.

Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы. // Вопросы философии. 1992. № 10.

Иванюшкин А. Я. Биоэтика и психиатрия.// Вопросы философии. 1994. № 3.

Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы. // Вопросы философии. 1994. № 3.

Сэв Л. Личность и биоэтика. // Общественные науки и современность. 1993. № 5.

Тищенко П.Д. К началам биоэтики. // Вопросы философии. 1994. № 3.

Тищенко П.Д. Феномен биоэтики. // Вопросы философии. 1992. № 3.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу “Медицинская этика” (Биоэтика). М., 1999.

Bioetică, Filosofie, Medicină practică: probleme de existenţă şi de supravieţuire ale omului. Materialele Conferinţei a V-a ştiinţifice internaţionale. 19-20 aprilie 2000. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 2000.

Progresul tehnico-ştiinţific, Bioetica, Medicina: probleme de existenţă umană. Materialele Conferinţei a VI-a ştiinţifice internaţionale. 25-26 aprilie 2001. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 2001.

Teodor N.Ţîrdea. Filosofie şi Bioetică: istorie, personalităţi, paradigme. Chişinău, 2000

 

 

Глава 23. Биоэтика и медицинская этика

 

23.1. Профессиональная этика и её специфика в медицине

Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность нравственных норм, предписаний, заповедей, кодексов, оценок, научных теорий о должном поведении представителя определенной профессии, его нравственных качествах, вытекающих из социальной функции профессии и обусловленных спецификой профессиональных обязанностей. Профессиональная этика – это учение о профессиональной морали, представляющей собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к различным видам профессиональной деятельности. Нормы педагогической, врачебной, инженерной этики отражают в специфической форме и конкретизируют применительно к деятельности лиц этих профессий общие принципы морали. Поэтому правильное решение нравственных проблем профессиональной деятельности возможно только на основе общих требований морали господствующей в обществе. Следовательно, профессиональная этика связана с разделением труда и выполнением общественных и трудовых функций.

Современное понимание профессиональной этики значительно расширилось. Она регламентирует и те виды деятельности, которые в собственном смысле слова не являются профессиональными и связаны не с разделением труда, а общественных функций. Сейчас говорят об этике спортсмена, воинской этике, этика руководителя, воспитателя. Вместе с тем, профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии. Она может выражать нравственные требования должного не одной, а целой группы профессий, общественная функция, задачи и назначение которых совпадает. Так, требования медицинской этики в основном одинаковы для представителей всех медицинских специальностей. Хотя в результате специализации появились в медицинской этике понятия деонтологии в хирургии, неврологии, психиатрии и т.д., отражающие нравственные дополнительные требования к представителям каждой специальности. Нет также существенной разницы в требованиях, предъявляемых педагогической этикой, например, к математику, литератору, историку и др. Это положение распространяется также на другие виды профессиональной этики, объединяющие близкие группы профессий.

К некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования. Например, профессиональная деятельность в области здравоохранения, культуры, просвещения, общественного и государственного управления, которая по роду своей деятельности непосредственно входит в контакт с людьми и последствия которых не поддается прямому учету, но оказывает влияние на жизнь и интересы других людей. Их социальный и нравственный престиж всегда был достаточно высок в силу большого доверия к ним общества. Однако, представляя большие права, общество налагало на представителей этих профессий высокие нравственные обязанности.

Каждый из принципов профессиональной этики выступает объединением этических взглядов данного общества. В нем в «снятом» виде сохранены общие принципы господствующей морали данного общества плюс специфические нравственные требования, связанные с особенностями каждой профессии, назначением и ролью данной профессии в обществе. Например, нравственный принцип гуманизма конкретизируется в профессиональной деятельности в соответствии с общественными целями каждой профессии. В педагогической этике – это уважение к личности ребенка, стремление выявить все его способности и содействовать его гармоническому развитию. В медицинской этике он выражается в виде оказания медицинской помощи любому в ней нуждающемуся. В этике руководителя – это уважение личного достоинства подчиненного и др.

В сфере профессиональной деятельности долг, идеал, нравственная оценка, понятие чести, совести тоже имеют конкретное специфическое содержание и определяются родом занятий, выступая критерием профессиональной деятельности.

Профессиональная этика призвана побуждать к осознанию представителя определенной профессии к осмыслению своего места и роли, своего общественного назначения, своих нравственных обязанностей, профессионального долга. Она призвана критически научить, оценивать свои поступки, соизмеряя их с нравственными профессиональными требованиями, формировать и воспитывать нужные нравственные качества, побуждать к нравственному самосовершенствованию и повышению культуры чувств. Профессиональная мораль имеет некоторые особенности. Основными из них для каждой профессии и групп сходных профессий можно считать:

Общественную важность морали для исполнения профессионального долга, являющегося центральной категорией профессиональной морали (его содержание накладывает отпечаток на всю систему нравственных норм и принципов профессионально-этического комплекса);

Удельный вес определенных аспектов нравственных требований, которые имеют особое значение для данной профессии;

Конкретное выполнение нравственных требований и существование особых правил, обычаев, склонностей, привычек, закрепленных в сознании представителей той или иной профессии. Следовательно, профессиональная этика должна теоретически обосновать сущность и социальную значимость той или иной профессии.

В основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии лежат в принципе одни и те же требования морали, что разумеется не исключает специфических требований профессиональной морали. Например, для врача основным нравственным требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному. Для учителя профессиональным нравственным долгом является любовь к детям и сознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Для ученого профессиональный долг состоит в добросовестном поиске научной истины, в высокой цели служению народу. Для представителей правосудия профессионализм состоит в максимальной справедливости и т.д. Конечно, могут возникать возражения, что, мол, вышеуказанные требования не строго специфичны, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми. Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности всех профессий не тождественно, оно имеет свою специфику и нюансы. Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретают особенно должный характер и имеют строгую шкалу нравственной оценки, т.е. именно эти качества у врача должны быть особенно развиты.

Врачебная этика – это специфическая часть общей этики, занимающаяся изучением роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, это наука о нравственной ценности поступков и поведения врача в его повсеместной деятельности. Врачебная этика в качестве составной своей части включает учение о врачебном долге – врачебную деонтологию. Нормы врачебной деонтологии призваны регулировать только отношения между врачом и больным, а нормы врачебной этики – отношения между врачом и коллективом, обществом, государством, отношения между медицинскими работниками.

Объектом медицинской этики является медицинская мораль. Профессиональная мораль врача – это область нравственных действительных отношений в сфере медицинской деятельности, это система норм и правил поведения врача и медицинского персонала, которые в специфической форме отражают социальные функции медицины и регулируют отношения врача к больному, врача к обществу, а также врачей между собой.

Как и любая профессиональная мораль, врачебная нравственность социально обусловлена, т.е. зависит не только от личных качеств врача, но и от характера общественного строя, господствующей системы здравоохранения, общественного положения медработников, условий и социальной функции их труда. Конкретно-исторические особенности врачебной морали обусловлены также совокупностью элементов настройки, уровнем развития науки и техники вообще, медицинской науки и техники, в частности.

Первые элементарные общеврачебные нормы, записи о моральных требованиях, предъявляемых к врачам, относят ещё к Древнему Египту и Китаю. В более систематизированном виде нормы поведения врача изложены в учениях древнеиндийских медиков (8 – 6 вв. до н.э.). От врача, в частности, требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был умерен, терпелив, был отцом для больного, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом. Он должен всегда поддерживать надежду на спасение.

Особой популярностью во все времена пользовались нравственные заповеди древнегреческого врача Гиппократа, изложенные в его знаменитой «Клятве». В своих сочинениях «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» великий врач древности обобщил богатейший опыт врачевания. Впервые в истории медицинской этики он научно сформулировал основные нравственные принципы и нормы врачебной деятельности, которые не утратили своего значения в течение многих столетий, а часть их сохранила свое значение и до настоящего времени. Менялись социальные отношения, менялось мировоззрение, изменились отдельные нравственные требования, предъявляемые к врачу, но основное, общечеловеческое, абсолютное содержание этих требований, обусловленны общественной функцией врача и медицины, оставались.

 







Date: 2015-09-19; view: 559; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию