Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационное воздействие как генетическая предпосылка сознания
В попытках объяснить возникновение сознания, как результат эволюционного развития живой материи, возникшей естественным путем из неживой, материалисты, в качестве исходного и основного пункта своего понимания природы сознания, вводят понятие "отражение". Считая его всеобщим свойством материи, диалектический материализм, в частности, определяет сознание как высший тип отражения и рассматривает сознание в естественноисторическом контексте, увязывая его с появлением языка и трудовой деятельностью.
Данная теория исходит из того, что все объекты, процессы и явления объективного мира находятся в постоянном изменении, а так же в универсальной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. В результате таких взаимодействий одни тела и явления воздействуя на другие, оставляют на них как бы свой "след", вызывая в них соответствующие изменения и определенным образом запечатлевая себя в них. Отражение как всеобщее свойство материи заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта и проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной. В неживой природе отражение характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером, т.е. испытывая внешнее воздействие, предметы и явления изменяют свои механические, физические или химические характеристики, но при этом не проявляют никакой активности в ответ на такое взаимодействие. Примером здесь может служить отпечатки следа на песке или древних организмов и растений на горных породах, фотография, зеркальное отражение.
С момента возникновения жизни появляется и принципиально иная (биологическая) форма отражения - раздражимость как способность всего живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. Раздражимость проявляется лишь по отношению к внешнему воздействию и, являясь элементарной, исходной формой допсихического отражения на уровне живого, несет в себе уже элемент активности, характеризующейся избирательностью и целесообразностью реакции организма на такое воздействие.
Сказанное в полной мере относится к флоре (миру растений). Подтверждением этого могут быть раскрывающиеся на заре и закрывающиеся на ночь цветы; поворачивающийся за солнцем подсолнух. На более высоком уровне эволюции живых организмов, с возникновением мира животных - фауны, раздражимость переходит в качественно иное свойство - чувствительность. Это уже психическая форма отражения, которая возникает на основе появления у организмов нервной системы и элементарных форм психики. Чувствительность проявляется, как способность организмов отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Ощущения же, в свою очередь, являются основой для появления еще более сложных форм отражения у высокоорганизованных животных, например, у позвоночных в виде восприятия, когда у них складывается целостный образ ситуации. А у "умных" животных (обезьян, кошек, собак и т.д.) еще и в виде представлений - чувственно-наглядных обобщенных образов предметов и явлений действительности, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Это уже тот уровень отражения в мозгу в виде их идеальных копий. И здесь обнаруживается предел возможностей мозга "умных" животных: хотя они и имеют представления - идеальные образы вещей окружающего мира, но их мозг не способен производить специфическую работу в виде мыслительных операций. Эта задача по силам мозгу более высокого порядка, которым обладает только человек.
Итак, биологическое отражение осуществляется в чувственных формах в виде ощущения, восприятия и представления. Здесь еще нет сознания, которое появляется в мыслительном процессе. Сознание - это более высокий уровень отражения действительности, которое может иметь место только в сфере социального и осуществляться в мозгу человека, прежде всего в таких идеальных формах абстрактного мышления, как понятия, суждения, умозаключения. Обобщая идеальные образы в своем сознании, человек отражает тем самым объективную реальность в понятиях и категориях. Выстраивая логическую зависимость между ними, он приходит к тем или иным суждениям о различных вещах, явлениях верно или неверно отражая их сущность. Выстраивая умозаключения, человек познает и отражает реальность в форме абстрактного мышления, которое является важнейшей характеристикой сознания.
6.3. Общественная природа сознания
Появление сознания как высшей формы отражения связывается с процессом становления "человека разумного" и обусловлено, прежде всего, его трудовой деятельностью. Способность к труду стала величайшим качественным скачком в развитии психики, где эволюция в анатомии и физиологии "предчеловека" явилась лишь предпосылкой возникновения человека, в то время как определяющим условием данного процесса оказался труд, природа которого имеет сугубо общественный характер. Труд в его первоначальных формах выступал как процесс изготовления средств производства, т.е. орудий труда, сначала элементарных, затем все более и более совершенных. Он присущ только человеку, ибо в основе своей имеет целенаправленную, сознательную деятельность, ориентированную на изменение окружающей действительности. Обезьяна тоже использует палку, чтобы достать плод, орел использует камень, чтобы разбить черепахе панцирь, но, как установил И.П.Павлов, животные действуют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготовляют орудий труда, преследуя определенные цели. Ту же палку или камень они не только не улучшат, не обработают, но даже не возьмут с собой "прозапас", на случай "а вдруг пригодится", так как у них отсутствует мышление - способность оперировать идеальными образами и отражать реальность в обобщенной идеальной форме. Другими словами, животные не могут создавать понятия и уж, тем более, совершать с ними логические операции. Широко известно высказывание К.Маркса на этот счет: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" /1/.
Подобно тому, как сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью, так неотделимо оно и от языка - универсального средства коммуникации, взаимодействия и общения людей. Возникновение членораздельной речи стало принципиально новым и сильнейшим средством развития не только общественных отношений, но и самого человека, его сознания, т.к. помимо биологического фактора (в виде наследственности), у людей с помощью языка выработался более мощный - социальный способ передачи опыта и социально значимой информации. Это обеспечило преемственность знаний, традиций, культур, различных поколений и исторических эпох, что, в свою очередь, стало мощным стимулом и основой дальнейшего развития и совершенствования языка.
Таким образом, труд, сознание и язык оказались настолько тесно взаимосвязаны, что происхождение и историческое развитие каждого из них невозможно представить в отрыве друг от друга. При этом язык выступает важнейшей формой, в которой протекает мыслительная деятельность человека, а она, в свою очередь, развивает и обогащает его. По утверждению К. Маркса, развитие мозга и способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Сознание индивида, таким образом, социально обусловлено, т.е. оно формируется только в обществе и вне его появиться не может. Оно представляет собой общественное явление не только по происхождению, но и по способу бытия, т.к. проявляется в актах поведения людей, определяет направленность их деятельность. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. В.И. Ленин определял сознание как субъективный образ объективного мира.
Сознание - это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические "сита", "экраны", в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.
В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, в которых сознание связано с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), оно действует в соответствии со спецификой в каждой из этих областей.
Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена определенным закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной связи и взаимопереплетении.
Таким образом, сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни познания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя так же и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свойства всего живого.
Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порождают активность, являются ее основаниями, "генераторами" активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или социального коллектива.
Возникновение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически - преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Сущность общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирование в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности. К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. Человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Взгляд сознания на мир - это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания - практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. - своеобразное удвоение отражения - фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.
Сознание современного человека - это продукт развития познавательной деятельности всех предшествующих поколений людей, результат исторического развития общественной практики, в процессе которой человек, активно преобразовывая окружающий мир, формировал и совершенствовал свое сознание. Являясь результатом развития общественной практики, сознание вместе с тем представляет необходимую предпосылку ее осуществления и дальнейшего движения вперед.
В определении сознания обычно подчеркивается то, что оно есть знание. Понятие "знание" самой практикой общения людей включено в термин "сознание". Составляя сердцевину сознания, знание, однако, не исчерпывает его сущности и жизненного значения. Знание - это лишь одна и притом результативная сторона сознания. Сущность сознания не сводится и к процессу познания. Ощущения, восприятия, представления и мышление, составляя факт различных уровней сознания, не исчерпывают его сущности. Стержнем и спецификой сознания являются вытекающие из потребностей и интересов человека, из правильного отражения мира разумное целеполагание, предвосхищение будущего, предусмотрение им результатов объективных событий и действий. Именно в конструктивно творческой и регулирующей деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания. Конечная цель человека заключается не в знании самом по себе, не в приспособлении к действительности, а в преобразующем мир практическом действии, по отношению к которому знание выступает в качестве необходимого средства. Возможности человека воздействовать на материальное бытие, преобразовывать его в определенных целях осуществляется через правильное отражение и творческую переработку отраженного. Сознание не только отражает объективный мир, но на основе отражения, через практическую деятельность творит его, т.е. мир не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его. Познавательная и конструктивная творческая сторона сознания формируются и выражаются в двуплановом характере трудовой деятельности: с одной стороны, в присвоении и усвоении объектов человеком, а с другой - в их преобразовании и формировании. При этом само преобразование объектов предполагает и вместе с тем обуславливает их познание. Двойственная природа практической деятельности обусловила двойственный характер сознания.
Date: 2015-09-19; view: 453; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|