Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание как предмет философского анализа. Структура познания
Раздел философии, в котором исследуются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания, называется гносеология («gnosis»-знание, «logos»-учение, понятие, слово). Философия, имеющая своим предметом всеобщее в системе «мир-человек», выделяет в нём познавательные субъектно-объектные отношения, характеризующие познавательную деятельность человека. В компетенцию гносеологии входит вторая сторона основного вопроса философии, формулируемая как вопрос «Познаваем ли мир?». Гносеологию интересуют и другие стороны процесса познания отражаемые понятиями «сознание», «истина», «практика», «познание», «субъект» и «объект», «материальное» и «идеальное», «чувственное» и «рациональное», «интуиция», «вера» и т.п. Что же такое познание? Это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе. В этом определении присутствуют два ключевых понятия: "информация" и "человек". Оба они одинаково важны для понимания сущности познания. Важность указания на человека как на субъект познания видна хотя бы из того, что не всякое получение, переработка и использование информации системой можно назвать познанием. Для понимания сущности познания уяснение природы и специфики человека как субъекта познавательной деятельности не менее важно, чем раскрытие сущности информации. Теория информации разработала определенные способы количественного измерения информации. Такое измерение, однако, оказывается возможным (за исключением простейших случаев) лишь в результате абстрагирования от человеческого контекста, человеческого измерения информационных процессов. Когда мы количественно измеряем информацию, то отвлекаемся от многих аспектов смысловой стороны информации, отееценности для потребителя, от того факта, что разные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по-разному, в зависимости от исторических условий, жизненного опыта, нравственных, социокультурных и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, творческих способностей и т.п. При этом особую роль играют человеческие интересы. Любая познавательная активность, в конечном счете, направлена на удовлетворение исторически формирующихся материальных и духовных потребностей людей и в своей сущности неразрывно связана (прямоили косвенно) с целесообразной практической деятельностью. Последняя и представляет историческую предпосылку, основу и важнейшую цель познания. Те конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Субъектом может выступать отдельный индивид, социальная группа (например, сообщество ученых), класс или общество в целом. Отсюда познание - это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, конечная цель которого - обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностью субъекта. Итак, гносеология изучает особый тип отношений между субъектом и объектом - познавательный. "Отношение познания" включает в себя три члена; субъект, объект и содержание познания (знание). Отсюда возникает задача проанализировать отношения между получающим знание субъектом и источником знания (объектом), между субъектом и знанием, между знанием и объектом. В первом случае главная задача заключается в том, чтобы объяснить, как возможен переход от источника к "потребителю". Здесь мы сталкиваемся с проблемой опосредования: как объект дан субъекту? В истории философии встречаются многочисленные попытки решения проблемы опосредования субъекта и объекта. Например, можно вспомнить известную версию Демокрита, согласно которой от всех предметов происходит постоянное "истечение" тончайших материальных пленок-слепков, которые, достигая органов чувств человека, вызывают соответствующие ощущения. Некоторые философы (преимущественно объективные идеалисты) исходили из посылки о "непосредственной данности" объекта в мысли. Платон, например, связывал познание с процессом "воспоминания" души; Лейбниц исходил из принципа "предустановленной гармонии"; Гегель опирался на принцип изначального "тождества мышления и бытия". Принципиальное значение имеет отношение между знанием и объектом, то есть, по-существу проблема достоверности знания, истины и ее критериев. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций «знания и мнения» (Античность), «разума и веры» (Средние века), «знания и незнания» (Новое время). Всякое знание (как и сознание вообще) всегда есть знание "о чем-то", или, как говорят философы, всегда интенционально по своему характеру, т.е. направлено на свой объект. Но в связи с этим неизбежно возникает вопрос: каковы законные основания для перехода от имеющихся у нас восприятии и понятий к выводимым из них объектам, перехода от данной нам сферы субъективного к рационально обосновываемым утверждениям о действительности. Вопрос о соотношении знания и реальности, образа и вещи - один из центральных во всей гносеологии. Являются ли человеческие ощущения и восприятия неким подобием, приблизительными копиями вещейили они лишь некие символы, иероглифы? Какая реальность стоит за научными абстракциями, понятиями, идеализациями,такими как "точка" в геометрии, "температура" в физике, "электронная орбита" - в квантовой механике? Разумеется, названными вопросами не исчерпывается предмет теории познания. Социальный прогресс, поступательное развитие культуры, науки и техники - постоянно расширяют и обогащают проблематику гносеологических исследований. И, тем не менее, первый вопрос, с которым сталкивается теория познания, это вопрос о познаваемости мира: способен ли человек узнать, каков на самом деле окружающий его мир? Представители античного скептицизма отрицали возможность достижения достоверного знания и полагали, что люди вынуждены довольствоваться изменчивыми и субъективными мнениями. В Новое время Д. Юм и И. Кант разработали учение, получившее название «агностицизм», согласно которому человек способен познавать лишь свои чувственные восприятия, но поскольку невозможно соотнести мир чувственного восприятия с внешним миром, то мы никогда не узнаем, каков мир на самом деле, т.е. мир сам по себе непознаваем. Существует две разновидности агностицизма. Одна из них связана с утверждением о непознаваемости сверхчувственных, то есть находящихся за пределами чувственного восприятия, объектов бытия. Вторая покоится на убеждении, что объективные явления скрыты от нас нашими собственными предрассудками и заблуждениями, а потому не доступны познанию. Доводы в пользу агностицизма развивались на протяжении всей истории мировой философии. В ХХ в. элементы агностицизма отчетливо проявились и во взглядах логических позитивистов, в частности, в концепции К. Поппера, который полагал, что истинное знание не достижимо, и единственное, на что мы способны, — это выявить и отбросить ложь в своих представлениях о мире. Агностицизм развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм – признание, что невозможно «проверить» понятие на практике, оно – функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. В целом, агностицизм опирается на следующие основные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений (субъективный идеализм); 2) если даже объективный мир существует, то, поскольку все человеческие образы субъективны, мы не можем знать, каков мир на самом деле, каковы вещи «в себе»; 3) мир слишком сложен для человеческого понимания, в нём всегда останутся нерешённые проблемы, необъяснимые загадки; 4) мир бесконечен в своих свойствах, поэтому познать его до конца невозможно. Подвергая критике посылки агностицизма, Ф. Энгельс отмечал, что самое решительное опровержение этого учения заключается в практике. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из этих условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец. Химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались такими «вещами в себе» до тех пор, пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим; тем самым «вещь в себе» превращалась в вещь для нас. В отличие от различных идеалистических концепций познания в материалистической гносеологии принцип познаваемости неразрывно связан с понятием отражения - в нем выражена сущность материалистического понимания познания. Первое условие научного понимания и объяснения познания – признание его отражательного характера. Отсюда принцип отражения можно сформулировать так: в своей сущности познание объекта есть процесс отражения его в голове человека. Однако, по словам В.И. Ленина, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Отсюда – особая значимость творческой активности познающего субъекта. В современной гносеологии субъект не есть только система, получающая, хранящая и перерабатывающая информацию (подобно любой живой системе). Субъект - это, прежде всего, общественно-историческое существо, наделенное сознанием, способное к целеполагающей, предметной, творчески преобразующей деятельности. С этой точки зрения субъект познания, взятый во всей полноте своих социальных определений и духовно-практических характеристик, это не только отдельный человек, но и социальная группа, класс, общество в ту или иную историческую эпоху. Информационно-теоретический способ освоения реальности формируется культурой тойили иной исторической эпохи. Это значит, что субъект вырабатывает в своем сознании образы, абстракции, гипотезы, теориине «один на один с природой», а на базе уже сформировавшихся универсальных схем деятельности. Последние и задают те механизмы, в соответствии с которыми человек абстрагирует, понимает и оценивает объекты познания. Независимо от того, творит ли отдельный индивид сам новые способы прочтения и объяснения реальности или бессознательно перенимает уже готовые умственные клише и стереотипы эпохи, в любом случае он действует на основе навязанных ему смыслообразующих данностей культуры своего времени. Даже такой элементарный с точки зрения познания случай, как визуальное восприятие таких небесных тел, как Луна или Солнце, показывает: несмотря на то, что перцептуальный образ этих тел в физиологическом плане у современного человека такой же, как и у первобытного, смысловой акт восприятия принципиально различен.
Date: 2015-09-19; view: 473; Нарушение авторских прав |