Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская характеристика ценности. Ценность и оценка





Ценность не является свойством самой действительности; она возникает как отношение между миром природы и общества и динамично изменяющимися потребностями человека.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности. Очевидно, что между субъективно желаемым, т.е. оценкой, и ценностью могут возникать противоречия.

Мир ценностей обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы его деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей мы могли увидеть в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Так, для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, а для Древнего Египта – культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь.

Ценности занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, политической и культурной жизни. Они непереводимы на язык научных понятий и зачастую облекаются в художественно-образную, мифологическую или сакрализованно-религиозную форму. Ценностное отношение «погружает» человека в «царство смысла», мир значимостей.

Что же значимо для человека? Тождествен ли мир значимостей миру ценностей? Первоисточником и движущей силой человеческой деятельности, ее внутренним потенциалом являются потребности. Потребность определяется как нужда ее носителя в предметах и условиях внешней среды. Она связана с достижением полезного результата деятельности, направленной на создание необходимых для жизнедеятельности человека условий. Проявляясь в конкретных отношениях с внешним миром, потребности характеризуют и объекты, наличное бытие, на которое они направлены, и сущностные качества субъекта, их носителя.

Являясь глубинным основанием активности личности, потребности получают свое развитие в установках, мотивах, интересах, направляющих деятельность человека на их реализацию. Именно потребности являются оценочной призмой человеческого сознания, фундаментом его стремлений, интересов, вкусов, идеалов.

Хотя ценности впрямую связаны с потребностями, они несводимы к ним. Потребности динамичны, ценности относительно стабильны; потребности иерархичны, и их иерархия постоянно меняется, ценности же относительно неизменны и усваиваются индивидом в процессе его социализации. Это объясняет широко распространенную оппозицию новому, в какой бы области жизни оно ни возникало. Например, потребовались века гонений на христиан, прежде чем римские императоры признали ценности христианской духовности. Творчество импрессионистов было признано лишь после смерти большинства из них. Это значит, что фактически значимые явления могут не осознаваться в качестве ценностей, а то, что не представляет ценности, может ошибочно представляться ею. Кроме того, реально существуют явления, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребностей. И соответственно не все значимое – ценность, а лишь положительно значимое.

Итак, в понятии «ценность» мыслится положительная значимость какого-либо объекта. Однако в ряде случаев положительная значимость может не выходить за пределы отношения полезности (полезны, например, солнечные лучи для растений). Значимость поддается ее объективному истолкованию, ценность же предполагает выявление смысла того явления, которое значимо для человека. Поэтому ценность не совпадает с материальным предметным бытием явлений, частным случаем которых является полезность как объективная, не зависящая от человека связь явлений природы.

Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребностям человека социальную форму. Под нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Норма – одна из форм осознания потребностей, и поэтому относится к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие. Ценности, поскольку они порождены потребностями, определяют цели деятельности, нормы относятся к средствам достижения цели. Нормы жестко детерминируют деятельность, в то время как ценности предоставляют личности большую свободу. Нормы не имеют градаций; нет и не бывает большего или меньшего, высшего или низшего уровней соответствия поступка и нормы: ей либо следует, либо нет. Ценности же имеют некоторую иерархию, и в каждый момент человек может свободно определять, какое место в этой иерархии занимает та или иная ценность. Нормы стандартизируют поведение личности, определяя те границы, в рамках которых личность может свободно действовать, и нарушение норм влечет за собой разнообразные санкции со стороны общества.


Таким образом, ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности. Ценность неотделима от оценки, являющейся результатом понимания, раскрывающего смысл явлений и направляющего деятельность человека.

Оценка как определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни ориентирует человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна: она оказывает влияние на все виды жизнедеятельности человека, реализуясь на чувственном и рациональном уровнях, проявляясь в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях, стремлениях.

В структуру оценки входят предмет, субъект и основание оценивания.

Объективное содержание оценки определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде, чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Истинное, достоверное знание само по себе может быть основанием оценки.

Любая оценка характеризует и предмет, и потребность субъекта оценивания. Но поскольку потребность представляет глубинную характеристику личности, постольку, оценивая то или иное явление, субъект выражает и свое отношение к нему, и свою потребность, т.е. свою сущностную характеристику. Отсюда наблюдаемая исследователями вариативность оценок, которые могут быть истинными, т.е. адекватно выражающими объективную ценность предмета, и правдивыми, т.е. адекватно выражающими собственное мнение субъекта оценки. Они могут быть также правдивыми, но не истинными; истинными, но не правдивыми; неправдивыми и неистинными. Например, суждение о красоте пейзажа может быть истинным, но не правдивым, так как своим высказыванием индивид стремится навязать собеседнику мнение о себе как об утонченной личности, но не о красоте пейзажа, к которому он безразличен.

 







Date: 2015-09-19; view: 357; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию