Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическое сотрудничество и интеграция
Международная торговля и деятельность межнациональных корпораций, т.е. потоки товаров и капиталов, накрепко связывают экономику различных стран. Поэтому внешнеторговая политика одной страны косвенно затрагивает другие страны. Например, Япония проводит протекционистскую политику ограничения импорта. Поэтому американские товары не могут прорваться на японский рынок. В то же время США придерживаются политики свободной торговли и японские товары достаточно свободно проникают на внутренний американский рынок. В результате США имеют большой дефицит в торговле с Японией: импорт превышает экспорт. Поэтому в руках японцев накапливаются доллары, которые они вкладывают в строительство предприятий и скупку земельных участков в США. В прошлой главе мы видели, что от такой ситуации выигрывают одни американцы и проигрывают другие. Таким образом, японская внешнеторговая политика самым серьезным образом сказывается на экономике США. Возьмем другой пример из области внутренней экономической политики: какая-то страна, предположим Франция, решила бороться с инфляцией. Для этого, как мы знаем, Центральный банк обычно проводит жесткую кредитно-денежную политику, которая ведет к росту процентной ставки за кредиты, предоставляемые банками. В таких случаях повышается и процент, который банк уплачивает по вкладам, т.е. во Франции становится выгодно вкладывать деньги в банки. Тогда иностранцы будут переводить свои средства во французские банки, которые в результате смогут увеличить кредитную эмиссию. В результате денежная масса во Франции возрастет, что противоречит целям антиинфляционной политики. Эти примеры показывают, что необходимо определенное согласование внешнеторговой и прочей экономической политики между государствами, особенно в тех случаях, когда их экономики особенно тесно связаны между собой. Такие связи наиболее сильны между государствами одного географического региона. Поэтому между ними иногда возникает экономическая интеграция (объединение). Так, большинство развитых стран Западной Европы входят в Европейский Союз (ЕС), который до 1993 г. назывался Европейскими сообществами (важнейшим из них было Европейское экономическое сообщество — ЕЭС, или "Общий рынок"). В 1957 г., когда образовалась эта организация, в нее входило только шесть стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург. Впоследствии, когда Европейское экономическое сообщество укрепилось, в него вступили Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания и Португалия. Сейчас своей очереди вступить в ЕС дожидаются Австрия, Швеция и Финляндия. Первоначально основная цель сообщества заключалась в создании таможенного союза — отмены таможенных пошлин и квот при торговле между странами сообщества. Эта цель была достигнута уже в 1968 г. Кроме того, удалось договориться о согласовании важнейших мер макроэкономической политики и проведении единой торговой политики по отношению к другим странам — никто из стран—членов ЕС не может предоставить государству, не входящему в ЕС, какие-либо односторонние скидки и преимущества.
К началу 90-х годов были созданы условия для свободного перемещения между странами ЕС не только товаров, но и услуг, труда и капитала — рынок действительно стал общим. С 1 января 1993 г. ЕС объявил себя единым рыночным пространством без внутренних границ. Это означает, что товары, услуги, капиталы могут свободно обращаться внутри всего союза, как на территории одной страны. Для жителей государств—членов ЕС единое пространство означает, что они могут не только свободно путешествовать, не задерживаясь при пересечении границ, но и жить и работать в любой стране ЕС по собственному усмотрению. Каждое государство гарантирует им одинаковые права и возможности. Фирмы могут продавать свою продукцию также в любой из стран ЕС; при этом они избавлены от таможенных процедур и других формальностей. Новые возможности открылись и в банковской сфере. Теперь можно вкладывать деньги в любой банк, находящийся в едином пространстве. Создание единого пространства также является началом новой ступени европейской интеграции — строительства полного политического и экономического союза с переходом к единой денежной единице (экю). Несмотря на впечатляющие успехи экономической интеграции западноевропейских стран (лучше всего о них говорит желание новых стран стать членами ЕС — см. 23.1), между членами союза постоянно возникают разногласия, особенно по поводу сельскохозяйственной политики (такие страны, как Греция, Испания, Италия, Франция, заинтересованы в свободной торговле своими дешевыми сельскохозяйственными продуктами на всей территории ЕС, тогда как Англия и Германия ограничивают ее, справедливо опасаясь, что их фермеры не выдержат свободной конкуренции). Большие проблемы возникают в связи с тем, что некоторые страны или отдельные регионы стран—участниц ЕС (Ирландия, Греция, Португалия, Италия) отстают от других по уровню экономического развития. Иными словами, каждая страна стремится по возможности уберечь от свободной конкуренции свои наиболее отсталые отрасли и регионы, добиваясь максимальной свободы для наиболее сильных. Но несмотря на это, страны—члены ЕС все же находят компромиссные решения (например, более развитые страны отчисляют средства в фонд развития отсталых регионов), и экономическая интеграция в рамках ЕС углубляется. Итак, ЕС проводит политику максимальной свободы торговли между своими членами и в то же время протекционистскую политику в отношении других стран, которая укрепляет позиции западноевропейских стран в конкуренции с США и Японией. В свою очередь страны Северной Америки: США, Канада и Мексика — в 1993 г. заключили Северо-Американское соглашение о свободной торговле (между США и Канадой такое соглашение существовало и раньше). В настоящее время по этому поводу ведется много споров. Многие американские специалисты опасаются, что после отмены ограничений на торговлю с Мексикой фирмы США переведут свои фабрики в эту страну, где труд стоит в несколько раз дешевле. Другие возражают им, указывая на богатые возможности мексиканского рынка для американских экспортеров Экономическая интеграция, хотя и не такая глубокая, как в ЕС, существует и в других регионах мира: Центральной и Южной Америке, Восточной Африке, Юго-Восточной Азии. Вообще, помощь слаборазвитым и бывшим социалистическим странам преследует и экономические и политические цели. Это вовсе не чистая благотворительность, бескорыстная помощь сильных слабым: страны, попадающие в тяжелое финансовое положение, перестают платить долги, прибегают к протекционистским мерам, а это наносит большой ущерб интересам сильных стран. Поддерживать со страной долгосрочное экономическое сотрудничество выгоднее, чем дать ей разориться и потом иметь дело с несостоятельным должником. В то же время, конечно, экономическая помощь делает страну, которой она предоставляется, политическим союзником, а не врагом. Помощь этих и других международных организаций имеет важное значение для бывших социалистических стран, поставивших перед собой труднейшую задачу перейти от командной к рыночной экономике, хотя ее, конечно, явно недостаточно, чтобы решить все их проблемы Краткое содержание A. Торговля и перелив капитала между странами усиливают взаимозависимость их экономик. Для укрепления положительных и уменьшения отрицательных последствий такого влияния и проведения скоординированной экономической политики страны, особенно относящиеся к одному региону, осуществляют экономическую интеграцию. Б. Политические факторы часто снижают эффективность экономической интеграции и внешнеэкономических связей. B. Для выражения общих интересов всех стран создаются международные экономические организации (ГАТТ, МВФ, Мировой банк и пр.). Помощь отдельным странам, осуществляемая этими организациями, нацелена на развитие в них рыночной экономики и носит взаимовыгодный характер. Date: 2015-09-19; view: 907; Нарушение авторских прав |