Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития национальных культур в Российской Федерации
Одним из инструментов реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально - культурных запросов всех народов Российской Федерации. Федеральные программы социально-экономического и национально - культурного развития народов, соответствующие программы субъектов Российской Федерации должны учитывать положения настоящей Концепции. Наука как часть культуры. Наука представляет собой многообразное и многостороннее общественное явление. На долгом пути истории человечества она претерпела «столько существенных изменений, что ни одно определение не будет исчерпывающим» (Дж. Бернал). Чаще всего науку определяют как упорядоченную совокупность знаний о закономерностях развития природных (естественных, «натуральных») и общественных (искусственных, «культуральных») объектов. Будучи целостным социокультурным образованием, наука вместе с тем дробится на множество отдельных отраслей, объединяемых в большие области знания: естествознание (естествоведение; натурология), обществознание (обществоведение; культурология), технознание. Как совокупность определенного рода знаний об окружающем человека мире наука рассматривается в одном ряду с другими двумя совокупностями человеческих знаний: идеологией и социальной психикой (общественной психологией). В специальной литературе наука, идеология и социальная психика охватываются понятием сферы общественного сознания. Другой подход к науке предполагает рассмотрение ее как самостоятельного вида деятельности, осуществляемой особым разрядом лиц - исследователей, ученых. В этом случае наука описывается понятием «социальный институт» и сопоставляется с иными социальными институтами: экономическими (хозяйственное предприятие), политическими (государство; церковь), юридическими (правосудие), общекультурными (семья, школа, «театр» как всякое зрелище - «зрелище вообще») и т. п. Наука является культуры. Впервые понимание культуры как системы и науки как неотъемлемого ее элемента было обосновано Н. Я. Данилевским в его работе «Россия и Европа» (1871), где выдающийся русский мыслитель рассматривает научную деятельность (в одном ряду с «художественной» «и промышленной») как культурную «в тесном значении этого слова». В этом же сочинении Данилевским впервые в истории мировой науки были сформулированы и проанализированы «законы исторического развития», вытекающие из «группировки его явлений по культурно-историческим типам». Позднейшие попытки сведения культуры исключительно к «духовной» ее части (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и др.), или к научаемому поведению человека (психологическая школа в культурной антропологии), или к совокупности неких «символатов» (Л. Уайт) представляют интерес лишь для представителей некоторых частных наук. Поскольку наука есть, прежде всего, знание, а понятие «культура» охватывает собой все то, что создано умом и руками человека, постольку знание вообще, и научное знание в особенности, является неотъемлемой частью всякой культуры - любого ее исторического типа и любой ее этнической формы. Наука есть совокупный продукт всей истории человечества, «абстрактно выражающий ее квинтэссенцию» (К. Маркс). Научные знания, однажды добытые и примененные, продолжают служить постоянно. Они всеобщи по отношению ко всем способам производства и ко всем этнонациональным культурам. Особенностью научных знаний является также всеобщий способ их присвоения. Кто бы ни был фактическим творцом научной идеи, использует ее рано или поздно все общество, совокупное человечество. Всеобщий характер научного производства и возможность всеобщего присвоения продуктов этого производства делает науку всеобщей производительной силой, позволяя всем народам мира двигаться вперед по пути разумного обустройства собственного природно-экологического и социально- культурного бытия. Наука и общество.
Наука как система знаний и вид духовного производства. Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Ученые выделяют три вида духовного производства: 1) наука; 2) искусство; 3) религия. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Как и на географической карте, на ней отмечено лишь самое главное, основное, масса же несущественных подробностей опущена ввиду их малой значимости для человека. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему. Потребовался выход за пределы непосредственного опыта человека, проникновение в сущность вещей. На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Особенности современной науки. О собенности развития современной науки проявляются в фундаментальных особенностях и чертах науки. Структура научной деятельности имеет одну фундаментальную особенность — это разделенность, которая делит науку на несколько обособленных дисциплин. Именно это позволяет изучать отдельные фрагменты реальности более детально. Однако, в данном случае, теряются из виду многие взаимосвязи, а, как известно, в природе все взаимообусловлена и взаимосвязано между собой. В настоящее время подобная разобщенность становится преградой при необходимости проведения интегративных комплексных исследований, проводимых в условиях окружающей среды. Таким образом, можно сделать следующий вывод: «Поскольку природа едина, то и наука, ее изучающая, должна быть единой». Не менее важной фундаментальной чертой науки выступает и стремление абстрагироваться от самого человека. Данная особенность делает ее менее ответственной за все возникающие экологические трудности и не соответствующей реальности, поскольку основным фактором изменения дествительности выступает человек. Также стоит отметить и тот факт, что техника и наука всего лишь угнетают социум. Особенности современной науки привели к проявлению двусмысленности. С одной стороны, она представляет собой наиболее полную объективную информацию об окружающем мире. Но, с другой стороны, она же и уничтожает ее в процессе проведения исследований или экспериментов, основанных на научных данных. Особенности развития современной науки заключаются в надежде сделать каждого человека значительно счастливее и дать понять истину. Поскольку наука занимается не только изучением мира, но и выступает в качестве фактора, процесса и результата революции, то она обязана находиться с развитием мира в полной гармонии. Такимм образом, в результате развития научных знаний образуется контур, обеспечивающий обратную связь между всеми жизненными сторонами и наукой. Расширение науки сопровождается ростом упорядоченности и интеграции, что, собственно, и является становлением науки на более высокий уровень гармоничной целостной системы. В отношении научно-технической революции и самой науки в современном мировоззрении были сформированы следующие ориентации: Особенности развития современной науки непосредственно связано с естествознанием, выступающим в качестве продукта и условия развития всей цивилизации. Только за счет науки каждый человек сможет наладить материальное производство и усовершенствоваться из поколения в поколение. Все это несомненно приводит к улучшению условий быта всего человечества, поскольку благосостояние и образ жизни значительно меняются в лучшую сторону. Дифференциация и интеграция наук. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их стыке). Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них - использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путём возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал её сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определённой земной оболочкой - биосферой и с её биологическими процессами в их химическом выявлении. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведёт к специализации и разделению научного труда. Это имеет как позитивные стороны (возможность углублённого изучения явлений, повышение производительности труда учёных), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора). В ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается к всё более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что ещё хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, всё с большим трудом поспевает за научным развитием; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника. Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, научных и учебных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет эту функцию в научном и учебном познании). Тенденцию смыкания наук, ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, чётко уловил В. И. Вернадский. Он считал большим новым явлением научной мысли XX века то, что впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется. Интеграция наук и учебных дисциплин убедительно и всё с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.Таким образом, развитие науки и образования представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает всё большее распространение объединение наук и учебных дисциплин для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках стыка, взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приёмами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач и обучения специалистов получает всё большее развитие. Это магистральный путь формирования единой науки будущего и современного образовательного пространства. Научная картина мира и ценностно - мировоззренческие формы знания. Научная картина мира (сокр. НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение имировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке[1]. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм. В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску.[2] В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности[1]. Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания[3]. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности[3]. Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска[4]. Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий «картина мира» и «научная картина мира» не проведено. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, то есть тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу её функционирования и развития [5]. Возрастание роли науки в условиях НТР.Научно-техническая революция – это поступательное развитие науки и техники, один из основных источников экономического роста. При анализе экономики с точки зрения ее развития выделяют прежде всего технико-экономические отношения. Их особенность состоит в том, что они в первую очередь зависят от уровня развития техники. Научно-техническая революция означает переход к использованию новых научно-производственных принципов в материальном производстве и сфере услуг. Начало НТР относят к середине XX в., когда произошли коренные революционные изменения в технике производства: создание атомной энергетики, возникновение кибернетики, ЭВМ, лазерной технологии, начало освоения космоса. Научно-техническая революция характеризуется: 1. качественным преобразованием всех элементов производственных сил; 2. возрастающей интенсификацией всего процесса производства; 3. огромным повышением значения информационной деятельности; 4. ростом уровня общего и специального образования и культуры населения; 5. возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем. Историческая роль НТР сводится к двум взаимосвязанным последствиям. Одно состоит в том, что внедрение новой техники позволяет сократить издержки производства. Другое последствие НТР заключается в развитии экономических потребностей – основной движущей силы общественного прогресса. Одной из закономерностей НТР является циклическое развитие науки и техники, периодическая смена поколения техники. Однако развитие науки не зеркальное отражение требований производства. Науке свойственно работать на опережение. Прорыв в той или иной области науки происходит по мере накопления научного знания, реализация которого в сфере материального производства при определенных экономических условиях становится неотвратимым явлением. Благодаря грандиозным достижениям в области ядерной физики, квантовой механики, молекулярной биологии стали возможны качественные сдвиги в поиске новых источников энергии, организации и управлении производством. Научно-техническая революция преодолевает неравномерность развития науки и техники, но одновременно вызывает новые противоречия, распространяя достижения лидирующих наук и технологий на области, которые ждут научных открытий адекватной техники. Для НТР характерно ускоренное развитие наукоемких производств (приборостроения, электротехнической промышленности, электронного машиностроения), что способствует усилению материально-технической базы научных организаций и открывает новые возможности в развитии естественно-научного и технического знания. Процесс распространения новшеств НТР с позиций социально-экономических последствий этого явления неоднозначен. Спровоцированные техногенными процессами критическое состояние биосферы, угроза нарушения озонового слоя актуализируют проблему экологизации научного знания, создания экологических технологий. Научно-техническая революция и научно-техническая деятельность, направленная на рационализацию использования природных ресурсов, разработку методов утилизации промышленных отходов, ликвидации и нейтрализации источников загрязнения окружающей среды, – важнейшая характеристика современного этапа НТР. Date: 2015-09-19; view: 6808; Нарушение авторских прав |