Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерные тесты
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» Вариант 1 1. Материя – это (один отв.): а) вещество; б) то из чего состоят все тела; в) абстрактная идея; г) нечто неопределенное, т.е. возможность; д) объективная реальность, которая дана в ощущениях, копируется нашим сознанием и существует независимо от нас. 2. Что такое философия (несколько отв.)? а) философия не учение, а деятельность; б) стремление к знанию; в) любовь к мудрости; г) наука о последних смыслах бытия; д) общий взгляд на мир, т.е. мировоззрение. 3. Какие термины можно отнести к философии Канта (несколько отв.)? а) вещь в себе; б) трансценденция; в) априори; г) апостериори; д) идеализм. 4. Какие определения соответствуют философским взглядам Г.В.Ф. Гегеля (несколько отв.)? а) диалектика; в) абсолютная идея; д) историзм; е) панлогизм; ж) свобода. 5. Какие идеи можно отнести к основным, в средневековой философии (несколько отв.)? а) теизм; б) провиденциализм; в) сенсуализм; г) реинкарнация; д) креационизм. 6. Какие из следующих понятий можно отнести к теории экзистенциализма (несколько отв.)? а) теология; б) свобода; в) филогенез; г) эсхатология; д) парадигма. 7. Философ сказал: «Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». К какому философскому методу размышлений можно отнести это изречение (один отв.)? а) софистике; б) диалектике; в) эмпиризму; г) догматизму; д) метафизике. 8. Какие философские школы можно отнести к сократическим (два отв.)? а) позитивизма; б) дуализма; в) киренаики; г) структурализма; д) киники. 9. Кто из философов первый предложил идею парадигмы (один отв.)? а) Т. Кун; б) Г. Берман; в) К. Юнг; г) Деррид; д) К. Поппер. 10. «Перед верой меркнут все достижения разума». Кому принадлежит это высказывание (один отв.)? а) Экхарту; б) Бентаму;
в) Аврелию Августину; г) Вольтеру. Вариант 2 1. Что такое бытие (несколько отв.)? а) это сущности вещей и предметов; б) это все, что существует вокруг нас; в) это атомы и пустота; г) это реальное противоречие; д) это мир объективного содержания мышления; е) это существование человека с его проблемами и целями. 2. Какие из представленных ниже предположений наиболее соответствуют теории происхождения сознания (несколько ответов): а) сознание имеет космическую природу происхождения; б) сознание порождено божественным промыслом – Богом; в) сознание произведено материей, «как мозг выделяет мысль», так и материя выделяет сознание; г) сознание присуще человеку, а у животного только инстинкты и рефлексы; д) сознание это отражение материи. 3. Что из перечисленного можно отнести к философским взглядам Ф. Бэкона (несколько ответов)? а) индуктивный метод; б) дедуктивный метод; в) рационализм; г) эмпиризм; д) идолы рода, пещеры. 4. Какие идеи можно отнести к марксистской философии (несколько ответов)? а) эволюция; б) революция; в) отчуждение; г) опредмечивание; д) классы. 5. Какие понятия характеризуют формационный подход? а) скачок; б) феодализм; в) эволюция; г) индетерминизм; д) развитие. 6. Какие направления можно отнести к современной философии (несколько отв.)? а) герменевтика; б) деизм; в) верификация; г) виртуальное; д) экзистенциализм. 7. Кто из мудрейших сказал: «Людей мучают не вещи, а представления о них» (один отв.)? а) Монтень; б) Анаксимен; в) Эпиктет; г) Сенека; д) Гомер. 8. К какому типу мировоззрения относится следующее определение – каждое событие и каждый человеческий поступок рассматривается как неотвратимое предопределение, исключающее свободный выбор и случайность (один отв.): а) мифологии; б) религии; в) фатализму; г) догматизму; д) юриспруденции. 9. Философ сказал: «Человек – есть мера всех вещей, для существующих, что они существуют, для несуществующих, что они не существуют». Назовите философа (один отв.): а) Лао-Цзы; б) Ибн-Сина; в) Протагор; г) Судзуки; д) Руссо. 10. Укажите основные элементы философского знания (несколько отв.): а) прагматизм; б) альтруизм; в) онтология; г) бессознательное; д) гносеология. Вариант 3 1. Что из нижеперечисленного можно отнести к синергетике (несколько отв.)? а) материя; б) сложность; г) бифуркации; д) аттрактор; ж) ризома; з) симулякр. 2. Какое из перечисленных определений соответствует понятию диалектики (несколько отв.)? а) опровержение; б) учение о противоречиях; в) спор двух людей с противоположными взглядами; г) познание мира при помощи универсальных законов диалектики; д) метод познания действительных процессов, в их развитии исходя из противоположных составляющих; е) мировоззренческая концепция, которая рассматривает весь мир в движении и развитии. 3. Какие из предложенных понятий относятся к эволюции философского мировоззрения (несколько отв.)? а) космоцентризм; б) мифология; в) теоцентризм; г) антропоцентризм; д) детерминизм. 4. Кого из философов можно отнести к идеалистическому направлению (один отв.)? а) Фейербах; б) Мелье; в) Молешотт; г) Дж. Локк; д) Платон. 5. Определите основные понятия теории психоанализа (несколько отв.): а) онтогенез; б) сублимация; в) редукция; г) бессознательное; д) толерантность. 6. Какие понятия характеризуют философское направление – идеализм (несколько отв.)? а) материя; б) Бог; в) витализм; г) конвенция; д) солипсизм. 7. Какому философскому направлению можно отнести следующее высказывание: «Мы составили бы себе ложное понятие о развитии человеческого мышления, если бы отделили его от влияния случайности» (один отв.)? а) антропоцентризм; б) идеализм; в) гедонизм; г) индетерминизм; д) сенсуализм. 8. Кого из мыслителей можно отнести к представителям «русского космизма» (несколько отв.)? а) Шпета; б) Бердяева; в) Циолковского; г) Чижевского; д) В. Соловьева. 9. Укажите религиозно-философскую систему, которой присуща идея реинкарнации (два отв.)? а) картезианство; б) Пифагореизм; в) Буддизм; г) механицизм; д) скептицизм. 10. Какие философские школы можно отнести к досократическим (несколько отв.)? а) атомистов; б) неоплатоников; в) милетцев; г) младогегельянцев; д) элеатов. Вариант 4 1. Какие методы можно назвать философскими (несколько отв.)? а) софистики; б) метафизики; в) эклектики; г) диалектики; е) рационализма. 2. Кто, по вашему мнению, считается создателем теории объективного идеализма (один отв.)? а) Парменид; б) Фалес; в) Кант; г) Платон; д) Бердяев. 3. Кто из следующих философов является представителем иррационализма (один отв.)? а) Беркли; б) Гольбах; в) Ницше; г) Шопенгауэр; д) Дильтей. 4. Кого из философов можно назвать досократиками (несколько отв.)? а) Платона; б) Гегеля; в) Парменида; г) Пифагора; д) Гераклита. 5. Какие понятия характеризуют материалистическое направление в философии (несколько отв.)? а) панлогизм; б) атомизм; в) артефакт; г) протяженность. 6. Какие дефиниции соответствуют философским взглядам Декарта (несколько отв.)? а) антроподицея; б) дуализм; в) интерпретация; г) дедукция; д) сомнение. 7. Философ сказал: «Человек человеку – брат». Укажите имя мыслителя (один отв.): а) О. Конт; б) К. Маркс; в) Клод Сен-Симон; г) Н. Макиавелли; д) Т. Гоббс. 8. Философ какого направления высказал следующую фразу: «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь» (один отв.)? а) стоицизма; б) материализма; в) идеализма; г) философии жизни; д) постпозитивизма. 9. Какому философу была присуща теория о врожденных идеях (один отв.)? а) Лейбниц; б) Гегель; в) Платон; г) Гоббс; д) Тит Лукреций Кар. 10. Кому из современных философов принадлежит термин «игровое сознание» (один отв.)? а) М. Вебер; б) Сартр; в) Хейзинга; г) Гадамер; д) Хайдеггер. Вариант 5 1. Кого из философов можно причислить к материалистам (один отв.)? а) Беркли; б) Фихте; в) Конфуция; д) Ф. Аквинского. 2. Кто из ниже перечисленных философов считал, что мир не познаваем (один отв.)? а) Платон; б) Аристотель; в) Гегель; г) Кант; д) Маркс. 3. Какие функции можно назвать философскими (можно несколько отв.)? а) прогностическую; б) критическую; в) методологическую; г) аксиологическую; д) конвергенции. 4. Определите понятия выражающие философию постмодернизма (несколько отв.): а) искусство; б) ризома; в) деконструкция; г) цивилизация; д) релятивизм. 5. Какие определения соответствуют философии экзистенциализма (несколько отв.)? а) свобода; б) реинкарнация; в) ответственность; г) объективация; д) ментальность. 6. Какому философу принадлежит следующее высказывание: «Философ познает – творя, и творит, познавая» (один отв.)? а) Фейербаху; б) Канту; в) Сократу; г) Ницше; д) Н. Гартману. 7. Кого из мыслителей можно отнести к представителям «русского космизма» (несколько отв.)? а) Шпета; б) Бердяева; в) Циолковского; г) Чижевского; д) В. Соловьева. 8. Какому философу была присуща теория о врожденных идеях (один отв.)? а) Лейбниц; б) Гегель; в) Платон; г) Гоббс; д) Тит Лукреций Кар. 9. Основные понятия философии В. Соловьева (два отв.): а) антиномии; б) эсхатология; в) софиология; г) деизм; д) агностицизм. 10. «Всякая нация может и должна учиться у других». Кто автор высказывания (один отв.)? а) Э. Фромм; б) Д. Достоевский; в) К. Маркс; г) Д. Дидро; д) Д. Юм. Вариант 6 1. Слово «философия» в переводе на русский язык означает (один отв.): а) «любовь к знаниям»; б) «наука о природе»; в) «любовь к мудрости»; г) «созерцательная жизнь». 2. Слово «философия» впервые стало употребляться (один отв.): а) в Древнем Риме; б) в Древней Греции; в) в Древнем Китае; г) в Древнем Египте. 3. Согласно Пифагору, философ – это человек (один отв.) а) знающий истину, мудрец; б) обладающий мудростью богов; в) безумец, человек не от мира сего; г) испытывающий влечение к мудрости. 4. По характеристике Аристотеля предметом философии является (один отв.): а) первые начала и причины; б) законы и принципы правильного мышления; в) Бог; г) сущность человека. 5. По характеристике Гегеля предметом философии является (один отв.): а) происхождение человека; б) законы природы; в) основы морали и нравственности; г) истина. 6. Согласно Аристотелю, философия существует (один отв.): а) ради знания как такового, «ради самой себя»; б) для защиты истин христианского вероучения; в) чтобы служить воспитанию гражданина; г) для помощи человеку в преобразовании мира. 7. Согласно Марксу, философия призвана (один отв.): а) понять мир; б) объяснить мир; в) изменить мир; г) разрушить мир. 8. Различные виды мировоззрения роднит (один отв.): а) поиск ответов на жизненно важные вопросы; б) опора на веру и чувства в) обращение к разуму; г) опора на научное знание о мире. 9. Основной вопрос философии – это вопрос о (дать определение)…. 10. Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами называется (один отв.): а) дуализм; б) деизм; в) пантеизм. 11. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего называется (дать определение)….. 12. Основными подсистемами философии являются (один отв.): а) онтология, гносеология, антропология; б) этика, эстетика, философия культуры; в) философия науки, философия техники; г) все выше перечисленное. 13. Назовите понятие по следующим признакам: а) общая картина мира; б) систематизированная совокупность образов, представлений, понятий; в) осознание мира в его целостности. 14. Дайте определение направлению в философии, считающее материальное первоосновой мира, природы, сущего. Вариант 7 1. Время возникновения философии (один отв.): а) XIX в.; б) I–II вв.; в) VII–VI вв. до н.э.; г) XVI в. 2. Первоначалом, первопричиной вещей в ранней греческой философии называется (несколько отв.): а) физис; б) архэ; в) космос; г) логос. 3. Центральная тема ранней греческой философии – это (один отв.): а) устройство космоса; б) проблема познаваемости мира; в) бытие Бога; г) сущность человека. 4. Пифагор в качестве первоосновы мира называет – (один отв.) а) огонь; б) атомы; в) воздух; г) число. 5. Согласно платоновскому учению о человеке, тело есть (один отв.): а) могила, усыпальница души; б) зеркало души; в) храм души; г) творение души. 6. Согласно Платону, в основе познания сути вещей лежит (один отв.): а) наблюдение; б) припоминание; в) измерение; г) осмысление. 7. Основным понятием философии Платона является (один отв.): а) идея; б) форма; в) материя; г) истина. 8. Способ рождения мысли у Сократа называется (один отв.): а) апория; б) майевтика; в) индукция; г) абстракция. 9. Основные категории учения Аристотеля о бытии (один отв.): а) душа и тело; б) субстанция и субстрат; в) объект и субъект; г) материя и форма. 10. Наиболее яркие представители философии эллинистической эпохи (один отв.): а) Диоген Синопский, Эпикур, Зенон Китийский; б) Николай Кузанский, Эразм Роттердамский; в) Ф. Бэкон, Р. Деркарт; г) Аврелий Августин, Фома Аквинский. Вариант 8 1. Философия Средневековья в своей проблематике тяготеет к – (один отв.): а) искусству; б) мифу; в) науке; г) религии. 2. Крупнейшие представители патристики (ранней средневековой философии) (один отв.): а) Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; б) Сократ, Платон, Аристотель; в) Василий Великий, Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин; г) Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо. 3. Схоластическая философия Средневековья видит своей целью (один отв.): а) защиту религиозных истин; б) критику религиозных догматов; в) научный анализ Священного Писания; г) опровержение бытия Бога. 4. Крупнейшие представители средневековой схоластики (один отв.): а) Аврелий Августин, Иоанн Златоуст; б) Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский; в) Диоген Синопский, Эпикур; г) Николай Кузанский, Эразм Роттердамский. 5. Сущностью спора об универсалиях является (один отв.): а) проблема веры; б) природа общих понятий; в) сущность Бога; г) проблема государственного устройства. 6. Философия эпохи Возрождения тяготеет к (один отв.): а) религии; б) мифологии; в) науке; г) искусству. 7. Основополагающая черта идеологии Возрождения – это (один отв.): а) материализм; б) агностицизм; в) гуманизм; г) атеизм. 8. Философские позиции Т. Мора и Ж.Ж. Руссо объединяет (один отв.): а) теория общественного договора; б) теория естественного права; в) представление о том, что корень всех бед находиться в собственности; г) представление о том, что реальный путь к уничтожению неравенства – перераспределение собственности поровну. Вариант 9 1. Ключевая проблема философии раннего Нового времени (один отв.): а) проблема взаимоотношений человека и Бога; б) проблема метода научного познания; в) проблема сущности человека; г) проблема построения идеального общественного порядка. 2. Философия раннего Нового времени (XVII в.) тяготеет к (один отв.): а) религии; б) искусству; в) науке; г) мифу. 3. Фраза «Я мыслю, следовательно, существую» принадлежит (один отв.): а) Дж. Локку; б) Р. Декарту; в) Б. Спинозе; г) Г. Гегелю. 4. Согласно Ф. Бэкону наука должна (один отв.): а) способствовать достижению всеобщего братства и прогресса; б) найти философский камень и способы получения золота из ртути; в) дать ключи к правильному истолкованию Библии; г) ниспровергнуть христианскую картину мироздания. 5. Основой познания мира, согласно Ф. Бэкону служит (один отв.): а) рассуждение; б) сомнение; в) вера; г) наблюдение. 6. Основная установка теории познания Р. Декарта – (один отв.): а) рационализм; б) позитивизм; в) эмпиризм; г) утилитаризм. 7. Позиция Р. Декарта по отношению к проблеме субстанции есть – (один отв.): а) плюрализм (множественность субстанций); б) монизм (единственность субстанции); в) дуализм (двойственность субстанции); г) идеализм. 8. Позиция Б. Спинозы по отношению к проблеме субстанции есть (один отв.): а) плюрализм (множественность субстанций); б) монизм (единственность субстанции); в) дуализм (двойственность субстанции). 9. Основной установкой французских просветителей в разрешении проблемы субстанции является (один отв.): а) теизм; б) дуализм; в) материализм; г) идеализм. 10. Философов эпохи Просвещения роднит то, что в вопросах гносеологии они были сторонниками (один отв.): а) рационализма; б) сенсуализма; в) монизма; г) гностицизма.
Вариант 10 1. Кто является основателем классической немецкой философии (один отв.)? а) Ж.Ж. Руссо; б) Ф. Ницше; в) Г. Гегель; г) И. Кант. 2. Основные представители классического немецкого идеализма (один отв.): а) Сократ, Платон, Аристотель; б) Маркс, Поппер, Витгенштейн; в) Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; г) Конт, Маркс, Шопенгауэр, Ницше. 3. Термин «априорный» И. Канта значит (один отв.): а) имеющийся в человеческом сознании прежде всякого опыта; б) данный человеку в опыте, наблюдении; в) непостижимый для человека; г) действующий по своим собственным законам. 4. К априорным формам чувственности И. Кант относит (один отв.): а) материю и сознание; б) пространство и время; в) слух и речь; г) фантазию и эмоции. 5. Основным правилом своей нравственной философии И. Кант называет (один. отв.): а) «золотое правило нравственности»; б) «декларация прав человека и гражданина»; в) «категорический императив»; г) «кодекс чести». 6. Мыслитель, который впервые сформулировал понятие «гражданское общество» (один отв.): а) Маркс; б) Гегель; в) Шеллинг; г) Кант. 7. Основу философии Лейбница составляет учение о – (один отв.): а) мыслящей субстанции; б) монадах; в) корпускулах; г) «вещах в себе». 8. В основе истории, согласно Гегелю, лежит (один отв.): а) творчески-преобразовательная активность человека; б) процесс саморазвития Абсолютного Духа; в) революционные преобразования социального порядка; г) процесс производства материальных благ. 9. Согласно теории К. Маркса, в основе развития общественно-экономической формации лежит (один отв.): а) технологический уровень; б) отношения собственности; в) изменения общественного сознания; г) развитие культуры. 10. Движущей силой истории, по К. Марксу, является (один отв.): а) творческая элита; б) мировой разум; в) божественное предопределение; г) классовая борьба. Вариант 11 1. В качестве первоосновы мира в философии А. Шопенгауэра выступает (один отв.): а) разум; б) дух; в) воля; г) материя. 2. Центральная категория философии С. Кьеркегора (один отв.): а) экзистенция; б) трансценденция; в) эссенция; г) интенция. 3. Главные предметы философии К. Маркса (один отв.): а) Бог, бессмертие души. б) природа, космос. в) мораль, нравственность. г) общество, история. 4. Центральная категория марксистского учения о бытии (один отв.): а) мировой дух; б) мировая воля; в) материя; г) абсолют. 5. Основателем позитивизма как философского направления является (один отв.): а) И. Кант; б) Л. Фейербах; в) К. Маркс; г) О. Конт. 6. Согласно О. Конту, вершиной познания человеком мира является (один отв.): а) теология; б) мифология; в) философия; г) наука. 7. Согласно представителям «философии жизни», «понять жизнь из нее самой» помогает (один отв.): а) чувство; б) инстинкт; в) интуиция; г) разум. 8. Прогресс культуры, согласно Фрейду, ведет к (один отв.): а) уменьшению человеческого счастья; б) увеличению человеческого счастья. 9. Из логического ряда ниже перечисленных мыслителей выпадает (один отв.): а) О. Конт; б) Г. Спенсер; в) Дж. Миль; г) Лакатос. 10. Представителями «философии жизни» являются (один отв.): а) Конт, Витгенштейн, Рассел; б) Дильтей, Зиммель, Бергсон; в) Пирс. Джеймс, Дьюи; г) Маритен, Ранер, Т. де Шарден. Вариант 12 1. Идейным предшественником экзистенциализма в XIX в. был (один отв.): а) С. Кьеркегор; б) А. Шопенгауэр; в) К. Маркс; г) Ф. Ницше. 2. К числу крупнейших представителей экзистенциализма относятся (один отв.): а) Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Вольтер; б) Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; в) О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер; г) К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.–П. Сартр, А. Камю. 3. Пафос философии экзистенциализма состоит в (один отв.): а) признании бесконечной делимости материи; б) принятии человеком ответственности за самого себя; в) признании непостижимости бытия; г) констатации утраты человеком нравственных идеалов. 4. Экзистенциализм главным предметом своего внимания делает (один отв.): а) обобщенную сущность человека; б) сферу бессознательных мотиваций поведения человека; в) уникальное существование человека; г) структуру мыслительных способностей человека.
5. Основная тема философии неопозитивизма – (один отв.) а) язык науки; б) методы науки; в) структура науки; г) история науки. 6. Философия Фомы Аквинского, средневекового мыслителя, дала основу для развития в ХХ в. такого философского течения как (один отв.): а) позитивизма; б) неотомизма; в) герменевтики; г) постпозитивизма. 7. Согласно «позднему» Витгенштейну, философу-неопо-зитивисту, знание слов определяется (один отв.): а) самим объектом, т.е. слову соответствует тот объект, на который он указывает; б) их употреблением; в) особенностью бытия в целом (слово – это язык, язык – это жизнь, жизнь – это бытие). 8. Основу принципа фальсификации, в постпозитивизме, составляет положение (один отв.): а) «Научно то, что доказано»; б) «Научно то, что опровержимо»; в) «Научно то, что ясно и отчетливо» (для человеческого сознания); г) «Научно то, что проверяемо на практике». 9. Основным понятием в философии М. Фуко, философа – постмодерниста» является (один отв.): а) паралогика; б) деконсруктивизм; в) дискурс; г) игра. 10. Бодрийар, философ-постмодернист, полагает, что к концу ХХ века происходит полное отделение знака от означаемого и сам знак обретает «телесность». Как называется такой знак (один отв.)? а) дискурсы; б) симулякры; в) коллажы; г) коды, способные порождать («симулировать») реальность. Вариант 13 1. Первым, кто поднял вопрос о единстве и национальной независимости «величия русского государства», был (один отв.): а) Митрополит Илларион; б) Вл. Мономах в своем послании сыновьям; в) П.Я. Чаадаев; г) Герцен, Огарев, Добролюбов. 2. Яркая страница философии русского Средневековья (ХVI в.) – спор последователей (один отв.): а) Митрополита Илариона и Владимира Мономаха; б) Нила Сорского и Иосифа Волоцкого; в) А.С. Хомякова и А.И. Герцена; г) Ивана Грозного и Андрея Курбского. 3. Идея богочеловечества являлась центральной для (один отв.): а) Н. Бердяева; б) В. Соловьева; в) Л. Толстого; г) Н. Федорова. 4. Основная тема философии П.Я. Чаадаева – (один отв.): а) угнетение человека в условиях самодержавного абсолютизма; б) историческая судьба и место России; в) борьба добра со злом; г) космическая миссия человечества. 5. Основателями славянофильства были (один отв.): а) М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев; б) Н.В. Станкевич и В.Г. Белинский; в) В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев; г) И.В. Киреевский и А.С. Хомяков.
6. Ключевые понятия философии В.С. Соловьева (один отв.): а) самодержавие, Православие, народность; б) социализм, крестьянская община; в) базис, надстройка, отчужденный труд, коммунизм; г) всеединство, Богочеловечество. 7. Ключевое понятие философии Н.А. Бердяева – (один отв.): а) правда; б) соборность; в) свобода; г) всеединство. 8. «Общинная организация… устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до «развития» социализма в Европе… Человек будущего в России – мужик – точно так же как во Франции «работник».Эти слова принадлежат (один отв.): а) западнику Герцену; б) славянофилу Хомякову; в) революционеру Ткачеву; г) анархисту Кропоткину. 9. Центральная проблема творчества Л.Н. Толстого (один отв.): а) проблема добра и зла; б) проблема смысла жизни; в) проблема общественного устройства. 10. Идеалом общества, построенном на принципах правды и справедливости является, по В. Соловьеву (один отв.): а) «свободная теургия»; б) «свободная теократия»; в) «общество, в котором в согласии существуют государство, религия и земство. Вариант 14 1. У истоков метафизики как философской дисциплины стоит (один отв.): а) Сократ; б) Аристотель; в) Декарт; г) Кант. 2. В основе метафизического познания лежит (один отв.): а) эксперимент; б) Наблюдение; в) умозрение; г) интуиция. 3. Основные дисциплины метафизики (один отв.): а) онтология, гносеология, антропология; б) этика, эстетика, философия культуры; в) социальная философия, философия истории, философия права; г) философия науки, философия техники. 4. Предметом онтологии являются (два отв.): а) познание, знание, истина; б) мораль, нравственность; в) бытие, небытие, сущее, ничто; г) человек, личность. 5. Положение «бытие есть, а небытия нет» принадлежит (один отв.): а) Канту; б) В.С. Соловьеву; в) Сократу; г) Пармениду. 6. Детерминизм – это философская позиция, согласно которой (один отв.): а) в мире господствует случайность; б) всякое событие имеет свою причину; в) некоторые события совершаются безо всякой причины. 7. Согласно материалистической позиции в философии (один отв.): а) материя есть продукт высокоорганизованного сознания; б) сознание есть продукт высокоорганизованной материи; в) материя и сознание возникают и существуют взаимонезависимо; г) материя существует, а сознание не существует. 8. Психика человека включает в себя такие компоненты, как (один отв.): а) левое полушарие мозга, правое полушарие мозга; б) эмоции, фантазии, интересы; в) сознание, бессознательное, сверхсознательное; г) душа и тело. 9. В сферу сознательного не входит (один отв.): а) твердое убеждение; б) целенаправленное припоминание; в) творческое озарение; г) точное понимание. 10. К бессознательным психическим проявлениям у человека относятся (один отв.): а) благородное намерение; б) целенаправленное припоминание; в) паническое действие; г) точное понимание. 11. Определите философскую категорию, передающую общий смысл явлений, свойств и качеств окружающей действительности, характеризующуюся (весом, массой; протяженностью тела или предмета; веществом, энергией; существующую объективно). Вариант 15 1. Гносеология стремится установить (один отв.): а) способы обретения человеком счастья; б) первичность материальной или духовной субстанции; в) взаимосвязь различных уровней организации материи; г) основу всех познавательных суждений. 2. Субъект в процессе познания выступает как (один отв.): а) познаваемое; б) непознаваемое; в) познающее; г) незнающее. 3. Тезис о непознаваемости мира – это тезис (один отв.): а) скептицизма; б) сенсуализма; в) агностицизма; г) рационализма. 4. Обоснование познаваемости мира опирается на принцип (один отв.): а) единства материи и движения; б) тождества мышления и бытия; в) единства души и тела; г) единства и борьбы противоположностей. 5. Основной тезис скептицизма (один отв.): а) человек не имеет достаточных оснований полагать, что мир познаваем; б) человек способен иметь истинное знание о мире; в) человек не знает ничего достоверно; г) знание человека о мире изначально заложено в его душе. 6. Эмпиризм – это теоретико-познавательная позиция, согласно которой (один отв.): а) знание человека о мире изначально заложено в его душе; б) человек не может знать ничего достоверно; в) основой человеческого познания является интуиция; г) все человеческие знания проистекают из опыта. 7. Ощущение – это (один отв.): а) Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; б) Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа; в) Чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств; г) Форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. 8. Понятие – это (один отв.): а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках; б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях; в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение; г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. 9. Суждение – это (один отв.): а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках; б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях; в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение; г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. 10. Тезис «истина есть соответствие знаний своему предмету» принадлежит к (один отв.): а) классической концепции истины; б) когерентной концепции истины; в) прагматистской концепции истины. 11. Восприятие – это (один отв.): а) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; б) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа; в) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств; г) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. 12. Основным и решающим критерием истины является (один отв.): а) непротиворечивость; б) признание большинством; в) очевидность; г) практика. 13. Умозаключение – это (один отв.): а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках; б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях; в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение; г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. 14. К эмпирическим методам не относится (один отв.): а) наблюдение; б) эксперимент; в) сравнение; г) формализация. 15. К общим научным методам относится (один отв.): а) аксиоматический метод; б) измерение; в) дедукция; г) наблюдение. 16. Интуитивное познание – это (один отв.): а) нечто, не связанное с разумом; б) божественное озарение; в) непосредственное постижение истины; г) нечто, реально не существующее в процессе познания. Вариант 16 1. Предметом философской антропологии является – (один отв.): а) истина; б) человек; в) бытие; г) познание. 2. Согласно данным современной науки, предком человека является (один отв.): а) дриопитек; б) рамапитек; в) австралопитек; г) палеантроп; д) неоантроп. 3. Определение человека как «двуногого существа, лишенного перьев» принадлежит (один отв.): а) И. Канту; б) Платону; в) Ф. Бэкону; г) Фоме Аквинскому. 4. Представление о человеке как микрокосме выражает (один отв.): а) подобие человека Вселенной; б) одинокость человека во Вселенной; в) противопоставленность человека Вселенной; г) случайность человека во Вселенной. 5. В Античности были выработаны следующие характеристики сущности человека (один отв.): а) существо, изготовляющее орудия труда, преобразующее мир; б) существо играющее, символическое; в) существо магическое, бунтующее; г) существо разумное, общественное, политическое. 6. Согласно Платону, люди различаются между собой (один отв.): а) разумом; б) совестью; в) душой; г) телом. 7. Личность – это (один отв.): а) дается человеку от рождения;
б) является плодом целенаправленных усилий самого человека; в) формируется в процессе воспитательного воздействия на человека. 8. Личность содержит в себе (один отв.): а) духовно-нравственные характеристики человека; б) телесно-биологические характеристики человека; в) универсально-космические характеристики человека; г) поло-возрастные характеристики человека. 9. Понятие «сверхчеловек» ввел (один отв.): а) О. Шпенглер; б) Ф. Ницше; в) Платон; г) Г. Плеханов. 10. Главную роль в формировании человека как социального существа играет (несколько отв.): а) деятельность; б) общественная необходимость; в) коллектив; г) коммуникация. 11. Основоположником философской антропологии в ХХ веке выступил (один отв.): а) Шеллер; б) Плеснер; в) Гелен; г) Т. де Шарден. Вариант 17 1. Основные сферы общественной жизни (один отв.): а) материально-производственная, социальная, политическая, духовная; б) государственная, правовая; в) законодательная, исполнительная, судебная; г) федеративная, муниципальная, частная. 2. В качестве основного критерия отличия общества от природы чаще всего, в настоящее время, называют (один отв.): а) совместную жизнь людей; б) разумность людей; в) совместную адаптивно-адаптирующую деятельность людей; г) стихийность общественной жизни. 3. С точки зрения социальной философии, общество, в процессе структурирования, представляет собой (несколько отв.): а) механизм; б) организм; в) хаотический конгломерат разнородных составляющих; г) систему. 4. Фактор «происхождения», как отличительная черта между обществом и природой, является определяющим в (один отв.): а) субстанциональном подходе; б) функциональном подходе; в) субстратном подходе. 5. Платон разделил общество на (один отв.): а) два класса; б) четыре класса; в) три класса. 6. Общество в широком смысле слова – это (один отв.): а) территория обитания людей; б) история человечества; в) совокупность форм объединения людей; г) способ удовлетворения человеческих потребностей. 7. В индустриальном обществе в отличие от аграрного (несколько отв.): а) развивается денежный обмен; б) часть населения живет в городах; в) решающую роль в социальной жизни играют промышленники; г) производство ориентировано не на объем, а на качество продукции. 8. Взаимосвязь природы и общества не характеризуется (один отв.): а) взаимным влиянием природы и общества; б) рассмотрением общества в неразрывной связи с природой; в) отрицательным влиянием общества на экологическую обстановку; г) возможностью автономного развития общества от природы. 9. Демографические изменения в государстве отражают, прежде всего, проявление сферы жизни общества (один отв.): а) экономической; б) социальной; в) политико-правовой; г) духовно-нравственной. 10. Из положений А и Б верно (один отв.): а) только А; б) только Б; в) и А, и Б; г) ни А, ни Б. Вариант 18 1. Наиболее ранним способом постижения истории является (один отв.): а) наука; б) миф; в) искусство; г) философия. 2. Древние греки представляли развитие истории как движение (один отв.): а) по кругу; б) по прямой; в) по спирали; г) нет верного ответа. 3. Геометрическим образом теории прогресса в философии истории выступает (один отв.): а) окружность; б) прямая линия; в) волна; г) многоугольник. 4. В основе исторического развития, по мысли Г. Гегеля, лежит (один отв.): а) классовая борьба; б) абсолютная идея; в) законы истории; г) развитие культуры. 5. Автором ковариантной модели истории является (один отв.): а) Геродот; б) Кондорсе; в) О. Шпенглер; г) К. Ясперс. 6. Какие мыслители, утверждали, что человеческая история движется по пути регресса (один отв.)? а) Гесиод, Ницше, Шпенглер; б) Кондорсе, Конт, Маркс; в) Гегель, Ницше, Конт. 7. Согласно, какой позиции, человеческая история рассматривается как осуществление высших идей или принципов, принадлежащих к особому, не зависящему от человека, миру (несколько отв.): а) провиденциализм; б) идеализм; в) теория локальных цивилизаций, «осевого времени». Вариант 19 1. Какая культура из нижеперечисленных относится к материальным видам (один отв.)? а) экономическая; б) нравственная; в) эстетическая; г) политическая. 2. Понятие «культура» в латинском языке впервые обозначало (один отв.): а) возделывание, обработка земли; б) воспитание детей и подростков; в) защита своей родины; г) почитание родителей. 3. Просветительской философии культуры впервые открылась противоположность (один отв.): а) культуры и истории; б) культуры и человека; в) культуры и бескультурья; г) культуры и природы. 4. К видам материальной культуры относится (один отв.): а) техническая; б) религиозная; в) правовая; г) научная. 5. Значимость средневековой культуры определяется тем, что человек впервые открывает в ней (один отв.): а) пути к творческому преобразованию мира; б) противоположность культуры и натуры; в) себя как личность, бесконечный потенциал личностного совершенствования; г) способы гармоничного сосуществования с природой. 6. В понятие цивилизации его создатели вкладывали значение (один отв.): а) общества, основанного на принципах разума, свободы, справедливости; б) общества, благосостояние которого основано на широком использовании техники; в) стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством; г) отдельной социальной общности, объединенной принадлежностью к некоторой географической области. 7. Понятие «культура» возникло (один отв.): а) в Античности; б) в эпоху Средневековья; в) в эпоху Возрождения; г) в эпоху Просвещения. 8. Представителем теории культурно-исторических типов является (один отв.): а) О. Шпенглер; б) А. Тойнби; в) И. Данилевский; г) все перечисленные. 9. «Цивилизация как смерть культуры», по О. Шпенглеру, – это (один отв.): а) вырождение государственного управления европейцев; б) циклическое развитие любой культуры: возникновение, развитие, упадок, смерть; в) грядущий экологический кризис; г) превращение человека в придаток машины в условиях индустриальной цивилизации. 10. Наиболее масштабными культурно-историческими типами являются (два отв.): а) Индия и Китай; б) Россия и Европа; в) Запад и Восток; г) Старый Свет и Новый Свет. 11. Наиболее характерные черты цивилизаций Востока (два отв.): а) отсутствие научных знаний о мире; б) стремление к активному преобразованию внешнего мира; в) преобладание агрессивности в деятельности человека и в политике государств; г) традиционность социального порядка, гармоничное сосуществование с природой. 12. К видам духовной культуры относится (один отв.): а) религиозная; б) экономическая; в) техническая; г) материального производства. 13. Духовность – это (два отв.): а) совокупность смыслообразующих ценностей человеческой жизни; б) синоним внутреннего мира человека; в) общественное или групповое сознание; г) религиозность, религиозное основание. 14. Философское учение о ценностях называется: а) антропологией; б) аксиологией; в) этикой; г) эстетикой. 15. Подчеркивание метафизической природы ценностей характерно для философии: а) западноевропейской; в) отечественной; г) характерно для обеих философских систем.
Date: 2015-09-19; view: 811; Нарушение авторских прав |