Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологический словарь
ОБЩЕСТВО – одно из важнейших понятий социальной философии. В широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений. ПРИРОДА – совокупность естественных условий существования человека. В широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм, употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная. Природа выступает непосредственным объектом исследования наук естественного комплекса. ИСТОРИЯ (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) – процесс развития природы и общества. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia – провидение) – популярное в средневековой философии истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. КУЛЬТУРА (лат. cultura – возделывание, воспитание) – это совокупность материальных и духовных благ, созданных человеком и обладающая структурными, функциональными и динамическими закономерностями. Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, а также уровня социализации личности (культура поведения). Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей. Классификация культур предполагает выделение их: 1) временной, исторической последовательности («античность», «средневековье» и т.п.); 2) региональной обособленности, связанной, как правило, с географическими, этническими, политическими и языковыми разграничениями («культура малых народов»); 3) иерархии качественных уровней (культура индивида, группы; общечеловеческая культура); 4) деятельностной основы (материальная и духовная культуры) и т.д. Классификация культур, по какому бы принципу она ни проводилась, позволяет выявлять фундаментальные механизмы существования самой культуры, а также находить способы герменевтического объяснения и передачи культурного наследия в любой его форме. КОНТРКУЛЬТУРА –употребляемое в литературе общее обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («металлисты», «хиппи», «битники» и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских. Общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «антипотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. Родоначальником контркультурного движения считается немецкий философ Ф. Ницше. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis – гражданский, государственный) – одно из важнейших понятий социальной философии. Традиционно понятие цивилизация выступает: · синонимом культуры; · уровнем, ступенью общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). · ступенью общественного развития, следующая за варварством (дикость – варварство – цивилизация) (Л. Морган, Ф. Энгельс); · в некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (Ф. Ницше, М. Вебер). ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ –согласно марксистской концепции исторического процесса, это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства (базис), а производственные отношения образуют ее сущность, вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций. СВОБОДА (личности) – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, самостоятельно осуществлять выбор. ТВОРЧЕСТВО –деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. АНТРОПОЛОГИЯ (от anthrōpos – человек и logos – понятие) –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука антропология сформировалась в середине XIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середине ХХ в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма). ЧЕЛОВЕК – одно из сложнейших понятий в философии и антропологии. Определений человека существует множество: от «животного политического» до «мыслящего тростника». Несмотря на все многообразие определений человека, ученые сходятся во мнении, что его от других представителей животного мира отличает склонность к общественному существованию, наличие сознания, разума и то, что человек является субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства. ИНДИВИДУУМ (от лат. individuum – неделимое, особь) – особь, каждый самостоятельно существующий организм. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ –неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, коллективного (группового). Как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде), монаде (Лейбниц). ЛИЧНОСТЬ – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется системой общественных отношений, культурой и также обусловлена биологическими особенностями. Личность, в философском аспекте, является символом внутреннего самоопределения единичного существа, его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером. Понимаемая таким образом личность, имеет безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права: на жизнь, свободу, самовыражение и т.п. Реализацияэтих прав возможна только в обществе. В лично-общественной жизни проходит и процесс развития личности. Исторически данный процесс проходит три ступени: родовую, национально-государственную и универсальную. АНТРОПОГЕНЕЗ (от anthrōpos – человек и genesis – становление) – процесс историко-эволюционного формирования человека; становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об антропогенезе – раздел антропологии, центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле. В основе представлений об антропогенезе лежит симиальная (от лат. simia – обезьяна) гипотеза происхождения человека от высокоразвитых обезьян третичного периода, впервые подробно разработанная и аргументированная Ч. Дарвином (1871). Впоследствии было получено много новых данных в подтверждение этой гипотезы, особенно палеонтологических и этологических (связанных с изучением поведения приматов), а также из области сравнительной биохимии и иммунологии, молекулярной биологии и генетики. Вторая половина ХХ в. в антропологии ознаменовалась информационным взрывом в результате резкого увеличения числа находок ископаемых предшественников человека в Африке и Евразии (от Европы до Китая). Начиная с 60-х годов, в антропологии широко внедряются новые, прежде всего, радиометрические методы датирования костных остатков и вмещающих их геологических пород, а также методы молекулярной биологии, позволяющие установить примерное время расхождения современных видов приматов и человека от общего предка и определить степень прямого родства современных и ископаемых форм по особенностям строения их молекул (ДНК, белков и др.). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Преобразующая деятельность человека – главное условие существования общества. Структура деятельности: цель, средства, результат и сам процесс. ЦЕЛЬ – идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. ПРАКТИКА (от греч. praktikos – деятельный, активный) – целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности; один из главных критериев истины. СВОБОДА (личности) – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Date: 2015-09-19; view: 259; Нарушение авторских прав |