Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический словарь





ОБЩЕСТВО – одно из важнейших понятий социальной филосо­фии.

В широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

ПРИРОДА – совокупность естественных условий существования человека.

В широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм, употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная. Природа выступает непосредственным объектом исследова­ния наук естественного комплекса.

ИСТОРИЯ (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) – процесс развития природы и общества.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia – провидение) – попу­лярное в средневековой философии истолкование исторического процес­са как осуществления замысла Бога.

КУЛЬТУРА (лат. cultura – возделывание, воспитание) – это сово­купность материальных и духовных благ, созданных человеком и обла­дающая структурными, функциональными и динамическими закономер­ностями.

Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, а также уровня социализации лич­ности (культура поведения).

Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культур­ной антропологией, социологией, психологией, историей.

Классификация культур предполагает выделение их: 1) временной, исторической последовательности («античность», «средневековье» и т.п.); 2) региональной обособленности, связанной, как правило, с геогра­фическими, этническими, политическими и языковыми разграничениями («культура малых народов»); 3) иерархии качественных уровней (культу­ра индивида, группы; общечеловеческая культура); 4) деятельностной основы (материальная и духовная культуры) и т.д. Классификация куль­тур, по какому бы принципу она ни проводилась, позволяет выявлять фундаментальные механизмы существования самой культуры, а также находить способы герменевтического объяснения и передачи культурно­го наследия в любой его форме.

КОНТРКУЛЬТУРА –употребляемое в литературе общее обозна­чение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей оп­ределенных групп молодежи («металлисты», «хиппи», «битники» и др.), противопоставляемых официальным ценностям.

Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экс­тремистских. Общедемократические цели нередко сочетаются с анархиз­мом, «левацким» радикализмом; «антипотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поис­ками. Родоначальником контркультурного движения считается немецкий философ Ф. Ницше.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis – гражданский, государствен­ный) – одно из важнейших понятий социальной философии.

Традиционно понятие цивилизация выступает:

· синонимом культуры;

· уровнем, ступенью общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

· ступенью общественного развития, следующая за варварством (дикость – варварство – цивилизация) (Л. Морган, Ф. Энгельс);

· в некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упад­ка в противовес целостности, органичности культуры (Ф. Ницше, М. Вебер).

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ –соглас­но марксистской концепции исторического процесса, это общество, находя­щееся на определенной ступени исторического развития.

В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства (базис), а производственные отноше­ния образуют ее сущность, вместе с тем она охватывает соответствую­щую надстройку, тип семьи, быт и др.

История общества представляет собой процесс развития сменяю­щих друг друга в результате социальной революции первобытнообщин­ной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунисти­ческой формаций.

СВОБОДА (личности) – способность человека действовать в соот­ветствии со своими интересами и целями, самостоятельно осуществлять выбор.

ТВОРЧЕСТВО –деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общест­венно-исторической уникальностью.

АНТРОПОЛОГИЯ (от anthrōpos – человек и logos – понятие) –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как само­стоятельная наука антропология сформировалась в середине XIX в.

Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

С середине ХХ в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объеди­ненных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строе­ния и развития человеческого организма).

ЧЕЛОВЕК – одно из сложнейших понятий в философии и антро­пологии. Определений человека существует множество: от «животного политического» до «мыслящего тростника».

Несмотря на все многообразие определений человека, ученые схо­дятся во мнении, что его от других представителей животного мира от­личает склонность к общественному существованию, наличие сознания, разума и то, что человек является субъектом общественно-исторической деятельности и культуры.

Сущность человека, его происхождение и назначение, место чело­века в мире были и остаются центральными проблемами философии, ре­лигии, науки и искусства.

ИНДИВИДУУМ (от лат. individuum – неделимое, особь) – особь, каждый самостоятельно существующий организм.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ –неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность обще­го, типичного, коллективного (группового).

Как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде), монаде (Лейбниц).

ЛИЧНОСТЬ – устойчивая система социально значимых черт, ха­рактеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (еди­ничный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (сово­купность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется системой общественных отношений, культурой и также обусловлена биологическими особенностями.

Личность, в философском аспекте, является символом внутреннего самоопределения единичного существа, его самостоятельности, как об­ладающего разумом, волей и своеобразным характером. Понимаемая та­ким образом личность, имеет безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права: на жизнь, свободу, самовыражение и т.п. Реали­зацияэтих прав возможна только в обществе.

В лично-общественной жизни проходит и процесс развития лично­сти. Исторически данный процесс проходит три ступени: родовую, на­ционально-государственную и универсальную.

АНТРОПОГЕНЕЗ (от anthrōpos – человек и genesis – становле­ние) – процесс историко-эволюционного формирования человека; станов­ление его как вида в процессе историко-эволюционного развития.

Учение об антропогенезе – раздел антропологии, центральная про­блема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле.

В основе представлений об антропогенезе лежит симиальная (от лат. simia – обезьяна) гипотеза происхождения человека от высокоразви­тых обезьян третичного периода, впервые подробно разработанная и ар­гументированная Ч. Дарвином (1871).

Впоследствии было получено много новых данных в подтвержде­ние этой гипотезы, особенно палеонтологических и этологических (свя­занных с изучением поведения приматов), а также из области сравни­тельной биохимии и иммунологии, молекулярной биологии и генетики.

Вторая половина ХХ в. в антропологии ознаменовалась информа­ционным взрывом в результате резкого увеличения числа находок ископаемых предшественников человека в Африке и Евразии (от Европы до Китая).

Начиная с 60-х годов, в антропологии широко внедряются новые, прежде всего, радиометрические методы датирования костных остатков и вмещающих их геологических пород, а также методы молекулярной био­логии, позволяющие установить примерное время расхождения совре­менных видов приматов и человека от общего предка и определить сте­пень прямого родства современных и ископаемых форм по особенностям строения их молекул (ДНК, белков и др.).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфическая человеческая форма отноше­ния к окружающему миру, содержание которой составляет его целесооб­разное изменение в интересах людей. Преобразующая деятельность че­ловека – главное условие существования общества.

Структура деятельности: цель, средства, результат и сам процесс.

ЦЕЛЬ – идеальный или реальный предмет сознательного или бес­сознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

ПРАКТИКА (от греч. praktikos – деятельный, активный) – целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действитель­ности; один из главных критериев истины.

СВОБОДА (личности) – способность человека действовать в соот­ветствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общест­венно-исторической уникальностью.

 

Date: 2015-09-19; view: 235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию