Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологический словарь. АКСИОЛОГИЯ– учение о ценностях, их происхождении и сущности, об их месте в реальности
АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, их происхождении и сущности, об их месте в реальности. ИДЕОЛОГИЯ –1) отражение бытия сквозь призму социально-групповых интересов; 2) социально-философская категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания. Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности. ИСКУССТВО –1) специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического отражения мира; 2) творческая деятельность, направленная на освоение эстетических ценностей, т.е. личного смысла таких явлений благодаря которым жизнь человека становиться привлекательной, одухотворенной, осознанной. ЛОГИКА –наука о законах человеческого мышления. МИРОВОЗЗРЕНИЕ –1) есть общая картина мира, то есть более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве; 2) совокупность результатов метафизического мышления и исследований; 3)есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире; 4) система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к действительности, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности. МИФ (от греч. mythos – предание) –сказание, символические выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение). МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА –направление в исследовании фольклора и мифологии, сформировавшееся в Германии в первой половине XIX в. и получившее распространение в других странах Европы, в том числе и в России. Зарождение мифологической школы связано с романтической теорией мифа Ф. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей. В «Немецкой мифологии» (1844) Я. Гримма представление о мифологии как бессознательном творчестве народа и первоначальном ядре, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, сочетается с опорой на сравнительно-историческое языкознание. Идеи мифологической школы в середине XIX в. разделяли: А. Кун, В. Шварц, В. Маннгардт в Германии; М. Мюллер в Англии; А. де Губернатис в Италии; Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев в России. Немецкие ученые ставили целью реконструкцию древних «арийских» мифов (А. Кун); другие видели научную основу мифов в попытке осмыслить небесные (солнечные, грозовые) явления (В. Шварц); третьи рассматривали мифологию как своеобразную «болезнь языка» (М. Мюллер). Для мифологической школы в целом были характерны представления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе как результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого с течением времени развились все жанры фольклора. Мифологическая школа в России. Мифологические исследования в России (середина XIX века) сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древнерусской литературы. Определенная специфика в развитии мифологической школы в России была обусловлена тем, что наука практически не располагает аутентичными записями древних славянских мифов. Исследователям приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников. Основоположником мифологической школы в России был Ф.И. Буслаев. Наиболее последовательным сторонником мифологической школы в России был А.Н. Афанасьев. В своем трехтомном исследовании «Поэтические воззрения славян на природу» (1865–1869) он попытался совместить подход Ф. И. Буслаева с подходами, разработанными в рамках «мифологии природы» (В. Шварц), «арийской теории» (А. Кун) и лингвистической теории происхождения мифа (М. Мюллер). Он полагал, что уже в древности в верованиях могла быть определенная система, хотя сам народ о ней и не предполагал. Афанасьев проследил, как целостная система мифологических представлений выстраивается на основе простейших оппозиций (свет – тьма, тепло – холод, влажное – сухое), обусловленных эмоционально-чувственным восприятием. К так называемым «младшим мифологам» относят А.А. Потебню, А.А. Котляревского, О.Ф. Миллера, научная деятельность которых началась на рубеже 1850–1860-х гг. А.А. Потебня в своих работах «О некоторых символах в славянской народной поэзии» (1860), «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий» (1865), «О доле и сродных с нею существах» (1867), «Переправа через воду как представление брака» (1868) дал глубокий анализ мифологической семантики многих образов славянской народной поэзии. Отметим, что ученые, связанные с мифологической школой, оказали существенное влияние на становление и последующее развитие фольклористики, литературоведения, этнографии и науки о славянских древностях, их идеи актуальны во многом и в настоящее время. ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. падеж ontos – сущее и логия – слово, понятие, учение) – учение о бытии как таковом, независимым от частных его разновидностей; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, то есть как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» долгое время употреблялось как синоним философии. Сам термин «метафизика» ввел древнегреческий философ Андроник Родосский (I в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля. Именно он назвал «метафизикой» группу трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе». Условное название произведения дало позже имя собственно предмету его исследования, который сам Аристотель определял как «первую философию», чья задача – изучать «первые начала и причины». РЕЛИГИЯ (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в Бога, божества; чувство связанности, зависимости по отношению к тайной силе, дающей опору и достойное поклонения. ВЕРА –принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в подтверждении со стороны чувств и разума. Выделяют «религиозную» веру и «научную». Религиозная вера – это принятие за истину существование неких сверхъестественных сил (Бога). «Научная» вера связана с уверенностью в научных выводах, которые в данный момент еще нельзя подтвердить экспериментально, эмпирически. ФИЛОСОФИЯ: Пифагор (II половина VI – начало V в.): на вопрос, кто он такой, Пифагор ответил: «Философ», что значит «любомудр». Аристотель (384–322 г. до н.э.): «Философ – это тот, кто изучает «всякую сущность вообще». «Итак, ясно, что исследование сущего как такового и того, что ему как таковому присуще, есть дело одной науки и что та же наука исследует не только сущности, но и то, что им присуще: и то, что было указано выше, и предшествующее. И последующее, род и вид, целое и часть, и тому подобное». Альбин (II в. н.э.): «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение, или отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему; мудрость состоит в познании дел божественных и человеческих…». Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 750): -«Философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего»; -«Философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых»; -«Философия есть помышление о смерти, как произвольной, так и естественной»; -«Философия есть уподобление Богу» (уподобляемся мы Богу через мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость); -«Философия есть искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало всякого искусства. Через нее изобретается всякое искусство и всякая наука»; -«Философия есть любовь к мудрости, истинная же мудрость есть Бог». Р. Декарт (1596–1650): «… Слово «философия» обозначает занятие мудростью и… под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек: это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здоровья, а так же открытиям во всех искусствах». Г.В.Ф. Гегель (1770–1831): «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов, однако философия есть особый способ мышления, благодаря которому оно становиться познанием, и при этом познанием в понятиях». Г. Челпанов (1862–1936): «Идеальная цель всякой философии: она должна быть миро пониманием, которое могло бы послужить основой для жизне понимания». «… Философия должна оставаться системой наук. Если бы стали требовать, чтобы философия, как не разрешающая с полной ясностью поставленных ею задач о бессмертии, о первопричине и т.п., была совершенно устранена, то вместе с этим были бы устранены и такие вопросы, которые являются необходимым условием развития самих наук». «Философия… влечет мысль к общим проблемам бытия, и вследствие этого она является тем сосредоточием, фокусом, в котором собираются лучи всех знаний. Она является объединительницей знаний. Объединяя знания, она дает нам то миропонимание, которое единственно доступно для человеческого ума в данный момент его развития. Так как миропонимание делается основой жизнепонимания, то в этом смысле философия может сделаться руководительницей жизни». М.К. Мамардашвили (1930–1990): «… У философии есть своя природа. Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Действия, в результате которых появляется картина, хорошо сработанный стол или создается удачная конструкция машины.… В этот момент может возникнуть некоторая философская пауза, пауза причастности к какому-то первичному акту. Передать и эту паузу, и новую возможную пульсацию обязательным научением просто нельзя. Более того, философия как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя,… послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить.… Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя…. Короче говоря, философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта». ЭТИКА – учение о нравственности, морали. ЭСТЕТИКА – наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, исходящее из положения о материальности мира, который существует объективно, вне и независимо от человеческого сознания. Согласно взглядам философов-материалистов, материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с XVII в. для освещения физических представлений о материи, а с начала XVIII в., в философском смысле, для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (наивный) (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно); метафизический (механистический) материализм – XVII-XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; во Франции – Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро); антропологический материализм (Л. Фейербах); диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающих, что дух, идея, Бог, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Основные формы идеализма – объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте. МОНИЗМ (от греч. monos – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой (одной) основы (субстанции) всего существующего. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) –философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал, лежащих в основании мира, – духа и материи. Термин введен немецким философом XVIII века – Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей дуализма – французский философ Р. Декарт. ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен немецким философом Х. Вольфом (1712). АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений (И.Кант). Последовательный агностицизм представлен в учениях философов XVIII века – Дж. Беркли и Д. Юма. ГНОСТИЦИЗМ (от греч. gnōstikos – познавательный, познающий; gnōsis – знание, познание) – философское учение признающее возможность достижения полного и объективного знания о мире. Под гностицизмом также понимают религиозно-философское учение раннего христианства, представляющее собой смесь христианских религиозных догматов с греческой идеалистической философией и восточными религиями. В основе гностицизма лежит учение о «гносисе» –особого рода знании, раскрывающем тайны бытия и указывающем душе путь к спасению. СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий) – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Скептицизм – это и направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон); скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад); поздний скептицизм (Секст-Эмпирик). ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma – учение) – одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма – слепая вера в авторитеты (религиозные, научные ит.п.), а также защита устаревших положений. БЫТИЕ – одно из важнейших философских понятий. Рассмотрение бытия составляет предмет особого направления в философии – онтологии (учении о бытии). Часто бытие выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность) «не-бытию». Традиционно выделяют следующие виды бытия: - бытие вещей (созданных природой и человеком); - бытие человека (как части природы и собственно самого себя); - духовное бытие (объективированное и индивидуализированное); - социальное бытие. МАТЕРИЯ (лат. materia – вещество, субстрат, субстанция, содержание) – важнейшее понятие в философии. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой натурфилософии, а также в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма XVII–XVIII вв. Материя – центральная категория диалектического материализма. Попытку определить понятие материи через противоположное понятие «сознания» сделал российский государственный деятель В.И. Ленин. «Материя, – писал он – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia – «то, что лежит в основе»; сущность) – выражение объективной реальности; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое. Субстанция обладает двумя важнейшими характеристиками: существует сама по себе, независимо ни от чего другого, и способна порождать из себя (единой) все многообразие вещей. СУБСТРАТ (от лат. substrātus – «постройка», «сооружение», «подстилка») – то, что лежит в основе каких-либо процессов и явлений. Если субстанция – это мир как некая единая целостность с бесконечным многообразием видов и состояний, функционирующая по своим собственным законам, то субстрат имеет отношение лишь к отдельным видам и состояниям этой целостности, их конкретному строению и структуре. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – важнейшие философские категории; неотъемлемые атрибуты материи. Пространство и время имеют объективный характер и неразрывно связаны друг с другом. Пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем). Универсальные свойства пространства – протяженность, единство прерывности и непрерывности. Время – форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Важнейшими чертами времени являются необратимость, неповторяемость и однонаправленность. ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи. В широком смысле под движением понимают любое изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного. РАЗВИТИЕ – это направленное, необратимое, закономерное изменение, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта; революционную, характеризующуюся резкими, скачкообразными качественными изменениями в структуре объекта. Выделяют восходящую линию развития (прогресс) и нисходящую (регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривающего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования. ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Традиционно выделяют следующие виды детерминизма: материалистический, идеалистический, религиозный. В рамках разрешения вопроса о соотношении случайности и необходимости выделяют: метафизический (фатализм и индетерминизм) и диалектический детерминизм. ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - – приставка, означающая отрицание, и лат. determino – определяю) – философское учение, отрицающее объективность причинной связи природных и социальных явлений (или причинное объяснение в науке). Например, воля рассматривается философами-индетерминистами как самостоятельная автономная сила. СОЗНАНИЕ – 1) важнейшая категория в философии, обозначающая человеческую способность к отражению и идеальному воспроизведению действительности. 2) высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. В широком смысле, проблема сознания – одна из основных проблем философии, а понятие сознания является одной из связующих нитей всего гуманитарного знания. В узком смысле – это ряд взаимосвязанных проблем, требующих теоретического решения: единство сознания; классификация модусов сознания, их иерархия; отношения «сознание-тело»; «сознание-значение»; «интроспекции-рефлексии»; «сознания и познания» и т.п. Начиная с Канта, термин «сознание» выступает и как предмет исследования, и как определенный способ человеческого существования: трансцендентальное сознание, феноменология сознания, классовое сознание, историческое сознание, соборное сознание и т.д. В науке выделено две формы сознания: индивидуальная (генетически-природная) и общественная (социально-генетическая). Важнейшей особенностью сознания является его «идеальность». Идеальность – сосредоточие «тайны» сознания, связанное с ненаблюдаемостью его механизмов и давшей основание немецкому физиологу Дюбуа-Реймону утверждать, что понять сознание – «столь же тщетная попытка, как увидеть из окна самого себя идущим по улице». Однако сознание не есть некая абсолютно замкнутая система, формируясь в практической деятельности, оно же в ней и выявляет себя, объективируясь в практических действиях, а также в речи, искусстве, и вообще во всей «символике». Так идеальность становиться доступной для научного изучения, главным образом косвенного – через указанные объективированные формы. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ –совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное – одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии; в «аналитической психологии» К. Г. Юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное. СУБЛИМАЦИЯ – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению. САМОСОЗНАНИЕ – осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis – познание и logos – слово, учение) – раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания; отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности; исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – восприятие, чувство) – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятие – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» – разделяли в основном английские (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Беркли,) и французские (К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах) философы. ОЩУЩЕНИЕ – одна из ступеней эмпирического уровня познания, представляющая собой отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. ВОСПРИЯТИЕ –одна из ступеней эмпирического уровня познания. Это сложный процесс отражения предмета в его целостности. Кроме этого в процессе восприятия происходит формирование чувственного образа, выделение отдельных признаков объекта, поиск «содержания» объекта и т.п. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ –одна из ступеней эмпирического уровня познания. Благодаря способности «представлять» человек может воссоздать образ ранее воспринятого предмета или явления без непосредственного контакта с ним, а также сформировать «новый» образ на основе способности –одна воображать, фантазировать и т.п. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio – разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит иррационализму и сенсуализму. Объективное, всеобщее, необходимое знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Сторонниками идеи рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц и др. ПОНЯТИЕ – одна из ступеней теоретического уровня познания. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. СУЖДЕНИЕ –одна из ступеней теоретического уровня познания. Реализуется суждение в форме мысли, выраженной повествовательным предложением и могущая быть истинной или ложной. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ –одна из ступеней теоретического уровня познания. Умозаключение – это умственное действие, в основе которого лежат правила и законы логики. Появляется умозаключение в виде одного или нескольких суждений. Например: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен». ИСТИНА – соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (классическая концепция Аристотеля), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной методологии науки классическая трактовка истины, как соответствия знания действительности, дополняется понятием правдоподобности (степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий) и практичности (практика как важнейший критерий истины). НАУКА –сфера человеческой деятельности, важнейшая функция которой заключена в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Наука – одна из форм общественного сознания, включающая деятельность по получению нового знания, формирование научной картины мира, обозначение отдельных отраслей научного знания, а главное-формирование методологии научных исследований. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Развитие науки – это сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого наблюдается периодическая смена экстенсивных и революционных периодов развития научного знания, отраслей и т.п. Научные и научно-технические революции приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. МЕТОД (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности. ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – фиксация субъектом познания некоего эмпирического знания с помощью языка науки. ПРОБЛЕМА (от греч. problema – задача) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая (проблемная) ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинно-следственной) связи явлений. Главное – гипотеза должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, процесс или явление и быть принципиально проверяемой. ТЕОРИЯ (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – совокупность основных идей в той или иной отрасли знания, приведенных в систему; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Date: 2015-09-19; view: 557; Нарушение авторских прав |