Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И методы. Экономический рост в Республике Беларусь





 

Одной из важнейших экономических целей общества является достижение максимально высоких (по возможности) темпов экономического роста. Экономический рост делает общество богаче, позволяет производить больше товаров и услуг, полнее удовлетворять потребности людей. Однако стремление максимизировать темпы роста не должно приводить к игнорированию прочих целей — как экономических (стабильный уровень цен, полная занятость), так и социальных. Экономический рост должен, прежде всего, быть устойчивым и сбалансированным. Сбалансированность экономического роста предполагает отсутствие безработицы сверх естественного уровня, а также отсутствие инфляции. Устойчивость роста предполагает, что он должен быть основан на таких факторах, которые неизменно действуют в длительной перспективе. Как было сказано ранее, к подобным факторам относят, прежде всего, научно-технический прогресс.

Однако, наряду с достоинствами, экономический рост имеет и недостатки, что приводит к наличию точки зрения, отрицающей необходимость самого роста. К основным недостаткам экономического роста относят, во-первых, неравномерность распределения доходов. Рост делает общество богаче в среднем, но чаще всего усиливает дифференциацию доходов между богатыми и бедными. Социальная справедливость, если ее понимать как эгалитаристское равенство, зачастую противоречит быстрому росту экономики. Попытки же перераспределения доходов от богатых в пользу бедных замедляют темпы экономического роста.

Во-вторых, недостатком экономического роста является обострение экологических проблем. Это относится, прежде всего, к экстенсивному типу роста, связанному с увеличением объема использования ресурсов. Внедрение достижений научно-технического прогресса позволяет ослабить экологические проблемы, но пока не решает их полностью.

Таким образом, важной целью государственной политики является содействие достижению устойчивого, сбалансированного экономического роста при минимизации отрицательных социальных и экологических последствий. Рассмотрим далее основные направления политики экономического роста, вытекающие из ранее изученных моделей роста.

Основным отличием неоклассических моделей экономического роста от кейнсианских с точки зрения государственного вмешательства в экономику заключается в проблеме сбалансированности роста. Кейнсианские модели предполагают, что рыночная экономика может достигать макроэкономического равновесия при полной занятости лишь случайно, а экономический рост сам по себе является несбалансированным, и государство должно активно вмешиваться для достижения желаемых параметров функционирования экономики. Неоклассические модели предполагают, что рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции растет сбалансированно и без государственного вмешательства (в частности, возможность автоматической балансировки обосновывается взаимозаменяемостью ресурсов, чего нет в кейнсианских моделях). Вместе с тем, возможность определенной государственной политики регулирования и стимулирования экономического роста не отрицается и в неоклассической теории. Однако, если кейнсианцы основой политики роста считают регулирование совокупного спроса, то неоклассики отдают предпочтение воздействию государства на совокупное предложение.

Таким образом, все мероприятия государственного регулирования экономического роста можно разделить на две группы: воздействие на совокупный спрос и на совокупное предложение.

Государство может изменять объем совокупного спроса следующими способами:

- изменение государственных расходов как компонента совокупного спроса;

- изменение уровня налогообложения потребителей, что приводит к изменению потребительских расходов как компонента совокупного спроса;

- изменение уровня налогообложения фирм, что приводит к изменению инвестиционных расходов как компонента совокупного спроса;

- проведение внешнеторговой политики с целью воздействия на величину чистого экспорта как компонента совокупного спроса;

- проведение денежно-кредитной политики как инструмента воздействия на совокупный спрос.

Государство может воздействовать на величину совокупного предложения (в сторону его увеличения) следующими способами:

- стимулирование роста объема производственных ресурсов (содействие росту населения страны, аккумуляции капитала, освоению новых природных ресурсов);

- стимулирование инновационной активности в стране, содействие научно-техническому прогрессу, что повысит эффективность использования ресурсов;

- снижение налогового бремени, а также административных издержек для стимулирования экономической активности;

- развитие институтов и инфраструктуры рыночной экономики, которые позволяют более эффективно работать и заключать сделки субъектам хозяйствования.

Политика содействия экономическому росту за счет стимулирования совокупного спроса является более популярной среди политиков, так как позволяет получить максимально быстрый результат. Вместе с тем, стимулирование совокупного предложения дает лучшие, более устойчивые результаты в длительной перспективе.

Анализируя проблемы экономического роста в Республике Беларусь, следует отметить, что важной особенностью белорусской экономики является ее транзитивный характер. Полноценная рыночная экономика пока не сформирована, что не позволяет в полной мере описывать экономический рост в Беларуси моделями, разработанными для рыночной экономики.

Экономика Беларуси в составе СССР являлась «сборочным цехом», потребляя сырье и полуфабрикаты, поставляемые из прочих республик, и производя конечную продукцию, причем в основном не потребительские, а инвестиционные и промежуточные товары. Данные товары предназначались для поставок как за рубеж, так и обратно в советские республики. Таким образом, белорусская экономика сложилась как открытая, тесно интегрированная с экономиками других стран (прежде всего России). При этом структура цен, существовавшая в СССР, значительно отличалась от мировой — цены на сырье (в частности, на энергоносители), потребляемое предприятиями Беларуси, были относительно низкими. Распад единой экономики СССР, разрушение сложившихся хозяйственных связей, изменение структуры цен — все это в значительной степени деструктивно повлияло на белорусскую экономику.

Динамику экономического роста в Республике Беларусь можно разбить на несколько этапов.

Первый этап — начало 1990-х гг. На данном этапе формировалось суверенное белорусское государство, разрывались старые хозяйственные связи между резидентами национальной экономики и субъектами из республик бывшего СССР. Темпы прироста ВВП страны были отрицательными, т.е. наблюдался спад, до 1995 г. включительно (см. табл. 10.1). Возросла безработица (в основном скрытая, т.е. в форме неполной занятости). Темпы инфляции исчислялись тысячами процентов в год (гиперинфляция).

С середины 1990-х гг. можно начать отсчет второго этапа развития белорусской экономики. Темпы роста ВВП превысили 100% (темпы прироста стали положительными). Темпы инфляции снизились с тысяч до сотен процентов в год. Рост безработицы прекратился.

Третий этап развития экономики Беларуси (первое десятилетие XXI века) охарактеризовался снижением уровня инфляции до галопирующего —минимум в 106,6 % был достигнут в 2006 г. Темпы прироста ВВП были стабильными и достаточно высокими (5—10 % в год).

Четвертый этап макроэкономической динамики белорусской экономики начался с 2009 г., когда под влиянием мирового финансово-экономического кризиса темпы прироста ВВП снизились практически до нуля (восстановившись к 2010 г. до 7,6 %).

Следует проанализировать источники экономического роста в Республике Беларусь. В табл. 10.1 приведены данные, характеризующие динамику обеспеченности страны трудовыми и капитальными ресурсами. Из таблицы видно, что численность работников в Беларуси за период 1995—2010 гг. оставалась практически неизменной, а объем основного капитала возрастал на 1—2 % в год. Земельные ресурсы страны также не прирастали. Таким образом, экономический рост в Беларуси следует отнести к преимущественно интенсивному типу, связанному с ростом производительности ресурсов.

 

Таблица 10.1

Показатели экономического роста и динамики производственных ресурсов в Республике Беларусь

Годы Темп роста ВВП, в % к пред. году Темп роста численности занятых, в % к пред. году Темп роста объема капитала, в % к пред. году
  88,3 97,4 99,9
  105,8 100,0 100,2
  109,4 102,0 102,0
  100,2 100,7 102,0
  107,6 100,5 102,4
В среднем за 1994—2010 гг. 104,9 99,8 101,1

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

 

Так как в течение последних двадцати лет характерной чертой белорусской экономики являются высокие темпы инфляции, экономический рост в Беларуси нельзя назвать сбалансированным. Инфляция в республике носила смешанный характер — частично она объяснялась избыточным спросом (инфляция спроса), а частично — ростом издержек производства (инфляция издержек). Причиной инфляции спроса являлась экспансионистская денежно-кредитная и фискальная политика государства, действие которой можно проиллюстрировать сдвигом кривой совокупного спроса вправо (см. рис. 10.4), а следствием — стимулирование темпов роста ВВП, но одновременно и рост цен. Среди причин инфляции издержек можно назвать низкую эффективность предприятий белорусской экономики, проявляющуюся в высокой ресурсоемкости производства и низкой производительности труда. Как было сказано выше, внедрение достижений научно-технического прогресса увеличивало эффективность белорусской экономики, но темпы данного внедрения были недостаточны, чтобы полностью компенсировать воздействие негативных факторов. К негативным факторам, тормозящим снижение издержек производства в отечественной экономике, относятся: устаревшая структура экономики с высокой долей ресурсоемких производств, зависящих от импорта сырья; рост цен на импортируемые сырьевые и энергетические ресурсы; рост издержек по найму рабочей силы (вследствие роста уровня оплаты труда); низкие темпы реформирования отношений собственности и др. Инфляция издержек иллюстрируется сдвигом кривой совокупного предложения вверх (см. рис. 10.5), следствием чего является замедление темпов экономического роста и увеличение уровня цен.

Государственную политику стимулирования экономического роста в Республике Беларусь можно рассмотреть по следующим основным направлениям.

Во-первых, денежно-кредитная политика в Беларуси в течение всего периода ее существования являлась ярко выраженной стимулирующей, даже экспансионистской. Денежная масса росла быстрыми темпами, намного превышающими темпы роста реального ВВП. Отечественные предприятия пользовались относительно дешевыми кредитами (зачастую даже с отрицательной реальной ставкой процента). Такая политика стимулировала наращивание объемов выпуска, но отрицательным следствием являлась инфляция.

Во-вторых, государство стимулировало рост производства в стране микроэкономическими методами, в рамках реализации государственных программ. Предприятия (прежде всего государственной формы собственности) пользовались многочисленными льготами, субсидиями и преференциями, основными задачами которых являлись недопущение разорения предприятий, сохранение рабочих мест, увеличение объемов выпуска и экспорта. Данные меры стимулировали экономический рост, но имели своим недостатком замедление структурной перестройки экономики и снижение стимулов к самостоятельной эффективной деятельности предприятий.

В-третьих, инновационная политика государства являлась значимым фактором экономического роста в Беларуси. Исторически страна имела развитую систему науки и образования, и в значительной степени сохранила ее. Население страны имеет достаточно высокий уровень образования, что позволяет использовать в производстве достаточно прогрессивные технологии (как разработанные отечественной наукой, так и заимствованные из-за рубежа).

В-четвертых, для трансформационной экономики Беларуси фактором экономического развития является реформирование системы экономических взаимоотношений — прежде всего отношений собственности, а также форм и методов государственного управления экономикой. Создание эффективных институтов рыночной экономики является важной задачей государства. В Беларуси осуществляются постепенные, эволюционные реформы, которые, с одной стороны, не имеют таких негативных последствий, так политика «шоковой терапии», но с другой, не позволяют быстро перестроить экономику с целью повышения ее эффективности.

В-пятых, важным фактором роста для открытой экономики является развитие эффективных внешнеэкономических связей, наращивание товарооборота, более тесное включение в мировую экономику. Формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, дальнейшее развитие данного интеграционного объединения в Евразийское экономическое пространство будет положительно сказываться на экономическом росте страны.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 1423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию