Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваше отношение к нравственным ноткам поведения(См.: Прощицкая Е.Н. Выбирай­те профессию.-М.: Просвещение, 1991.-С. 107-109.) Практикум





Задание: определить как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций (из отве­тов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения, запомните или запишите букву своего варианта).

1. Во время каникул, когда вы собрались поехать отдохнуть, классный руководитель неожи­
данно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?

а) скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;

б) соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;

в) пообещаете выполнить работу после возвращения;

г) посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;

д) или...

2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо кол­
лективу. Как вы поступите?

а) добросовестно выполните поручение;

б) привлечете к выполнению поручения товарищей;

в) попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;

г) найдете повод для отказа;

д) или...

3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприят­
ные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

а) постараетесь объяснить ребятам свое поведение;

б) переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о кото­
рых шла речь;

в) сделаете вид, что ничего не слышали;

г) скажите ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше
отсутствие;

д) или...

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мо­
золи. Как вы поступите?

а) будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

б) обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;

в) попросите освободить вас от этой работы и перевести па другую;

г) оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;

д) или...

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступи­
те?

а) потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

б) разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;

в) выразите соболезнование тому, кого обидели;

г) сделаете вид, что вас это не касается;

д) или...

6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому челове­
ку. Как вы поступите?

а) сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;

б) извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;

в) постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не
виноваты;


г) свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

д)или...

Если в ваших ответах варианты «а», то это свидетельствует об активном, устойчивом по­ложительном отношении к соответствующим нравственным нормам; если «б» - это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы); если «в» -- отношение пас-сивйое и недостаточно устойчивое; «г» - отношение отрицательное, неустойчивое.

Методика определения содержания внеурочной работы с учащимися (См.: Воспита­ние школьников № 2, 2000. - С.9.)

Цель: выявить круг вопросов, которые интересуют учеников, определить тематику бесед со школьниками.

Процедура: предложить учащимся ответить на вопросы бланка.

Я хотел бы обсудить в классе такие вопросы (отметь знаком *):

1. Что и почему происходит в нашей стране?

2. Для чего рождаются и живут люди?

3. Нужно ли ходить в церковь?

4. Что такое секта?

5. Как правильно выбрать профессию?

6. Как узнать себя и развить свои способности?

7. Как находить взаимопонимание со взрослыми?

8. Что такое любовь и как быть счастливым в любви?

9. Что такое настоящая дружба?

10. Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые явления?

11. Другие вопросы... (напиши, какие).

Обработка: результаты анкеты следует посчитать, ранжировать, проанализировать и ис­пользовать при планировании и организации воспитательной работы.

Допиши предложение (См.: Классный руководитель №1, 2000. - С.34-35.) Цель: изучить заинтересованность школьников в посещении театров, музеев и др. учреж­дений культуры.

Учащимся предлагается закончить предложения: Когда меня приглашают в театр... Когда мне предлагают посетить музей...

Когда классный руководитель объявляет, что наш класс идет на выставку... Обработка: ответы анализируются, затем суммируются ответы, выражающие положи­тельные эмоции («Я иду с удовольствием», «Надеюсь на приятный вечер», «У меня улучшается настроение», «Я стараюсь красиво одеться» и т. п,) и отрицательные эмоции («Мне не интерес­но», «Я иду неохотно», «Мне это не нужно» и др.).

Фантастический выбор (См.: Классный руководитель № 1, 2000. - С.38-39.)

Цель: изучить ценностные ориентации учащихся.

Учащимся предагается ответить на вопрос: Представь, что тебе нужно отправиться на необитаемый остров. Кого и что ты возьмешь с собой?

Обработка результатов: ответы анализируются, подсчитывается выбор учащимися мате­риальных и духовных ценностей.

Примечание: Один из признаков культуры - равновесие между материальными и ду­ховными ценностями.

Технология изучения и анализа воспитанности современных школьников (См.: Классный руководитель № 6, 2000. -С. 23-31.)

В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить раз­ные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.


Невоспитанность характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влияниием педагогическихвоздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом по­ложительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления само­регуляции и самоогранизации^хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положитель­ной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной обществен­ной, гражданской позиции.

Программа изучения воспитанности старших школьников нацелена на удовлетворение их потребности в познании и преобразовании окружающего мира и самореализации в культуре.

Изучение мотивации в процессе обучения (По книге «Изучение личности школьника учителем». -М: Педагогика, 1991.)

Цель: выявить доминирующий мотив учения.

На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, разли­чающиеся по:

сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

практической или теоретической направленности познавательной деятельности;

характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отра­жающие причину выбора учеником того или иного задания.

1. Желание себя испытать.

2. Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

3. Интерес к предмету.

4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.

5. Полезно, пригодится в будущей работе.

6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

7. Уверенность в успехе по данному предмету.

8. Легко учиться.

9. Желание преодолеть трудности.

10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном
учебном коллективе.

12. Нравится учитель.

13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

16. Чтобы не ругали родители, учителя, т. к. это не приятно.

Результаты обследования учитель заносит в таблицу на учащихся всего класса, выделив доминирующий мотив по оценке самого ученика.


 


 

Фамилия, имя Показатели мотивации учения Домини-
учащегося           ...     рующий
1. Анненский +       +        
А.                  
2. Багаев С.       +       +  

Все названные мотивы учения учитель распределяет по основным 8 направлениям, что позволяет учителю судить о заичимости для ученика выбираемых заданий.

1, Самоопределения - это показатели 5, 14, 15

2. Познавательные -3,4

3, Узкопрактические - 5, 6

4. Саморазвития - 1, 2, 9


5. Общение с учителем - 12

6. Общение со сверстниками - 10

7. Самоутверждение -7, 11, 13

8. Избежание неприятностей - 8, 16

Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по конкретному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем; жизненными пла­нами; сложившимися ценностями.

Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящей необ­ходимости. Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и бу­дущего одинакова. Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересытолько целям бу­дущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.

Незаконченные предложении (По книге «Изучение личности школьника учителем». -М: Педагогика, 1991.)

Цель: изучить ценностные ориентации школьников.

Задание состоит в том, чтобы дописать следующие предложения: «В окружающей меня жизни я больше всего ценю...»; «В окружающей меня жизни я больше всего осуждаю...»; «Же­лаемое распитсание жизни в течение недели: понедельник -..., вторник -..., среда -..., четверг -..., пятница -..., суббота -..., воскресенье -...»; «Моя настоящая неделя: понедельник -..., вторник -..., среда -..., четверг -..., пятница -..., суббота -..., воскресенье -...»

Анализ содержания ценностных ориентации позволит выделить основные группы. На­пример,

нравственные качества личности: доброта, честность, справедливость, чуткость и т. д.;

социально-нравственные явления, переживаемые как ценности: дружбу, взаимопонима­ние, жизнь, общение и т. д.

интеллектуально-культурные ценности: книги, ум, наука, физика и т. д.;

эстетические ценности: красота, музыка, искусство и др.

Данные о настоящей и желаемой неделе в жизни школьников давали возможность судить о реально-поведенческом аспекте ценностных ориетнаций. Полученный материал можно пред­ставить в виде трех групп: первая группа - преимущественное совпадение желаемой недели и настоящей; вторая - частичное совпадение; третье - несовпадение желаемой жизни с действи­тельной.

Следует отметить, что расхождение между желаемым и настоящим таит источник посту­пательного движения, прогрессивного преобразования окружающей жизни себя. Вместе с тем даже относительное совпадение реальной жизни с ценностной ориентацией личности рождает чувство удовлетворенности, окрылешюсти, желания жить, действовать, чувство оптимизма

Каждый из вариантов соотношения желаемой и реальной жизни может строиться на вы­соком (В), среднем (С) и низком (Н) уровнях. Если в течение недели хочется «ничего не делать», «отдыхать», «веселиться» - и это, начиная с понедельника, каждодневно выполняется, то это преимущественное совпадение на Низком уровне. Если ученик хочет жить в духовном и физиче­ском напряжении, а неделя проходит «противоположно тому», то это несовпадение па высоком уровне.

Обработка результатов: при преимущественном и частичном совпадении можно говорить об удовлетворенности жизнью (на разном уровне ее нравственной ценности), об общем по­ложительном эмоциональном ее тоне; при несовпадении реальной и желаемой жизни можно го­ворить о подавленном настроении, чувстве неудовлетворенности. Важно помнить, что несовпа­дение на высоком нравственном уровне также порождает чувство, когда «опускаются руки».

Главное - выявить действеннность ценностных ориентации, их совпадение (преимущест­венное, частичное, несовпадение) с реальным поведением старшеклассников в коллективах, разных по уровню развития.


Раздел 2. Работа с родителями.

Лист обследования семьи (См.: Педагогика среды и методы ее изучения. - М., 1930.) Цель: изучить условия семейного воспитания учащихся. Материально-экономические условия:

1) материальные ресурсы (месячный доход на одного человека);

2) жилищные условия (тип и размер жилплощади на 1 человека).
Бытовые условия:

 

1) условия сна ребенка (количество, время);

2) домашний труд ребенка (количественная и качественная нагрузка);

3) досуг ребенка (что и где делает в свободное время, сколько времени это занимает; есть ли
контроль над времяпровождением ребенка);

4) домашняя учебная работа (сколько времени и где занимается ребенок, помощь взрослых в
учебе, снабжение учебниками, пособиями, справочной литературой, репетиторы и т. п.)

Общий культурный уровень семьи:

1) образование членов семьи;

2) наличие газет, журналов, книг дома;

3) степень вовлечения родителей в общественную работу;

4) наличие духовной литературы;

5) посещение театра, библиотеки, музеев, выставок и т. п.;

6) посещение церкви, отношение к религии;

7) идеалы в семье;

8) мечты о будущем ребенка.

Тест «Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?» (См.: Маленкова Л.И. Педа­гоги, родители и дети. -М., 1994. - С.101-103.)

Многие психологи считают, что родители, пытающиеся играть роль приятеля в отноше­ниях с детьми, забывают о том, что самой природой им предназначено быть опорой своему ре­бенку.

Родитель или приятель? Попробуйте найти для себя ответ в этом английском тесте.

1. Ваша дочь требует переключить т^евизор с фильма, который вам очень нравится, на про­
грамму рок-музыки. Что вы делаете?

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

в) обещаете купить для нее портативный телевизор?

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе?

б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?

в) маленьких взрослых?

г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите?

а) которая больше всего вам подходит?

б) которая отвечает последней моде?

в) которая копирует прическу любимой рок-звезды?

г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) знают ли дети, сколько вам лет?

б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и
детьми?

в) скрываете ли вы свой возраст от детей?

г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь?

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более
тесную связь между вами?

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?

г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

а) посчитаете, что это его личное дело?

б) станете подшучивать над его женственностью?

в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодным?

г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) уменьшаете громкость?

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?

б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?

г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вы?

г) ни во что не вмешиваетесь, по даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то
произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:

а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих
джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?

в) потому что это может дольше удержать семью вместе?

г) потому что это для вас есте^венно?

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми?

б) обращаетесь с ними как с маленькими?

в) стремитесь быть их приятелем?

г) ведете себя так, как должно родителям?

Подсчитайте ваши очки;

 

  А Б В Г
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        
8.   I    
9.        
10.        
11.        
12.        

36 —25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, под­спудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в ру­ководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осоз­нать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни,

24—14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас

не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в ро­дительской роли.

13—0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытае­тесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно ра­зумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбеж­ны, однако дети вас любят, уважают и — главное — видят в вас любящего и надежного родите­ля. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современ­ную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.

Тест «Понимаете ли Вы своего ребенка?» (См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М, 1994.-С.92-92.)

Я знаю, кто его (ее) лучший друг: 1) совершенно точно; 2) приблизительно; 3) не знаю.

Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом: 4) делаю вид, что ничего не заме­чаю; 5) сразу же подробно обо всем спрашиваю; 6) проявляю интерес, но не пристаю, а терпели­во жду, когда заговорит сам.

Как обо мне думают его (ее) друзья? 7) положительно; 8) меня это не интересует; 9) не очень хорошо.

Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне се­мьи? 10) отрицательно; И) постараюсь узнать его (ее) поближе; 12) все оставлю на его (ее) ус­мотрение.

Узнав, что друг (подруга) моего сына (дочери) вел себя недостойно: 13) запрещу дру­жить; 14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому (самой) сделать вы­вод; 15) не обращу внимания.

Был ли у меня самого (самой) в жизни хороший друг (подруга)? 16) был; 17) не был; 18) не могу сказать.

Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком: 19) если он плохо влияет на сына (дочь); 20) если его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой; 21) если он не со­ответствует моим представлениям о друге.

Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес? 22) в большинстве случаев могу; 23) это удается только иногда; 24) вообще не уда­ется.

Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой: 25) всегда подроб­но; 26) не рассказывает совсем; 27) рассказывает только об отдельных случаях.

Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке: 28) радуюсь; 29) категорически возражаю; 30) мне все равно.

Баллы (2-я цифра) за каждый ответ: 1—5, 2—3, 3—0, 4—2, 5—0, 6—5, 7—5, 8—0. 9—1, 10—0, 11—5, 12—2, 13—1, 14—5, 15—1, 16—3, 17—1, 18—0, 19—3,20—1,21—1,22—5,23-3, 2Ф—1, 25—1, 26—0, 27—3, 28—5, 29—1, 30—0.

Оптимальное количество баллов — 44, минимальное — 3. Чем больше баллов вы полу­чили, тем больше оснований думать, что ваши отношения с собственным ребенком благополуч­ны. Если же сумма баллов меньше 15, вы должны основательно пересмотреть вашу воспита­тельную позицию и лучше присмотреться к себе.

«Тест для родителей» (См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети, - М., 1994. -С.93-94.)

Перед вами десять обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из предложенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают стилю вашего воспи­тания, и подсчитайте очки.

1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком, а) Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс — 3 очка; б) оказываете помощь ребенку, но жури-

те, говорите, что в олин прекрасный лень его шалости могут ему дорого обойтись — 0; в) вооб­ще не обращаете на него внимания, пусть все сделает сам — 5.

2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны, а) Вы разговариваете с
их родителями — 2 очка; б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них — 5; в) объясните
своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, что они для него плохой пример — 0.

3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать, а) Вы ничего не предпринимаете,
пусть ребенок научится проигрывать — 0 очков; б) отказываетесь играть с ним, пока он будет
так болезненно воспринимать поражение — 3; в) умышленно создаете такую ситуацию, при ко­
торой ребенок научился бы проигрывать - 5.

4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти
спать, а) Вы объясняете, как важен сои — 3 очка; б) позволяете, чтобы ребенок ложился, когда
захочет, но утром заставляете вставать вовремя — 5; в) укладываете его в постель в определен­
ное время и оставляете одного — 0.

5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый
день, а) После детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того,
как он заснул — 0 очков; б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы
он понял — 2; в) выбираете для него некоторые передачи; г) определяете, сколько часов ребенок
может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть — 5.

6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет, а) Объясняете, что та­
кое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят — 5 очков; б) запрещаете ему дер­
зить и строго наказываете за ослушание — 0; в) каждый день, когда он ведет себя прилично, по­
ощряете его — 3.

7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками), а)
Оставляете все как есть — 3 очка; б) пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она прояв­
ляется -- 0; в) по-деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения
между мужчиной и женщиной — 5.

8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним. а) Учите его
давать сдачи — 5 очков; б) разговариваете с родителями этих детей — 3; в) делаете так, чтобы
ваш ребенок избегал контактов с такими детьми — 0.

9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не
ценит, обижает младшего брата (сестренку), а) Вы в присутствии младшего ребенка призываете
его к благоразумию — 5 очков; б) уделяете сыну (дочери) большее внимание, независимо от то­
го, что он (она) старше — 3; в) вообще не вмешиваетесь — 1.

10. Ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей, а) Вы счи­
таете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собст­
венное поведение — 0 очков; б) стремитесь оказать ему большее внимание, чем до сих пор — 5;
в) запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства — 2.

От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живе­те сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы забываете, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятель­ность, творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества, но вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.

От 19 до 35 очков. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой бу­дет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное: вы стремитесь быть современными, не используете стереотипные методы в воспитании, считаете, что лучше всего, если ребенок сам научится решать многие проблемы; вы предоставляете ему достаточную свободу, не стремитесь, чтобы он слепо подчинялся авторитету взрослых. И все же подготовка вашего ребенка к само­стоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мыш­ления, уверенность в себе. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не ис­ключено, что он не сможет в достаточной мере выработать собственные взгляды.

От 36 до 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доб­рота, справедливость, ценится инициатива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, неза­висимое мышление, откровенность, собственное мнение.

Тест «Воспитанный ребенок?» (См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994.-С.91-92.)

1. Вы частенько подшучиваете над недостатками вашего ребенка.

2. Вас беспокоит, что ребенок много времени уделяет своей внешности.

3. По вашему мнению, отстаивание ребенком своей позиции ни к чему хорошему не приведет.

4. Вы слишком сильно переживаете неприятности, неудачи вашего ребенка.

5. За ребенком нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

6. Лучшие советчики в воспитании ребенка — ваши интуиция и опыт.

7. Дети и секс — эти два понятия для вас несовместимы.

8. Вы часто строго критикуете себя за ошибки ваших детей.

9. Вы полагаете, что большинство окружающих враждебно относится к вашей семье.

 

10. Часто ловите себя на том, что ваш ребенок вызывает у вас чувство жалости.

11. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

12. Вы считаете, что особое внимание и заботу нужно проявлять к ребенку только тогда, когда
он заболевает.

13. В первую очередь ребенок должен слушаться старших.

Подсчитайте результат: за каждый ответ «да» вы получите 10 баллов.

ПО и выше — возможно, вам необходимо серьезно пересмотреть свои взгляды на вос­питание детей. Дело даже не столько в детях, сколько в вашем характере. Придерживаясь такого стиля воспитания, вы будете сталкиваться со вес увеличивающимися трудностями. Со временем вы рискуете потерять те контакты, которыми очень дорожите. Самое лучшее в этой ситуации -обратиться к консультанту по взаимоотношениям или специальной педагогической литературе. Но самое главное — больше прислушиваться к желаниям и мнению самого ребенка. Тогда его сложившаяся жизнь в будущем станет для вас самой приятной на!радой.

70-100 — не оправдывайте себя нехваткой времени на занятия с ребенком — это не луч­ший способ воспитания. Наверное, трудности во взаимоотношениях можно лучше всего разре­шить, начав с анализа собственных проблем. Не забывайте, что уверенность в себе и самостоя­тельность так же важны для будущего вашего ребенка, как и уважение к старшим. И самый пер­вый шаг — признать, что у ребенка есть право на свое мнение.

30-60 — вы делаете все, чтобы лучше понимать своего ребенка, и считаете, что лучше всего, если ребенок сам научится разрешать

многие проблемы. Вы собираетесь избегать слепого послушания с его стороны, но уделите еще больше внимания развитию у него навыков самостоятельного мышления. Хорошо бы не только понимать, но и принимать позицию другого, даже если это «всего лишь» ребенок.

0-20 — судя по всему, у вас отличный контакт со своим ребенком. Вы понимаете его проблемы и делаете многое, чтобы и он понимал вас так же хорошо. Вам удаегся главное — помогать ребенку становиться активным, способным к самостоятельному выбору че­ловеком. Вы верите, что, став взрослым, ваш ребенок сможет совершать справедливые и добрые поступки. Очевидно, вы способный воспитатель.

Раздел 3. Работа с педагогами.

Оценка профессиональной направленности (См.: Справочник заместителя директора по воспитательной работе. - М, 1999. - С.49-53.)

Каждый учитель добивается успехов в деятельности, находя для себя совершенно раз­личные области деятельности: один как друг и советчик молодежи, другой, способствуя разви­тию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой, все они необходимы.

Инструкция:

В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов. В «листе отве­тов» поставьте знак «+» под буквой А, если верно следующее: верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

Поставьте знак «+» под буквой Б, если верно следующее утверждение: неверно, описы­ваемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени. Лист ответов:

№ АБ №АБ №АБ №АБ №АБ

12345
6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

21 22 23 24 25

26 27 28 29 30

31 32 33 34 35

36 37 38 39 40

41 42 43 44 45

46 47 48 49 50

Лист вопросов:

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (А,Б).

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью (А,Б).

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (А,Б).

4. Люда должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали (А,Б).

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (А,Б)..

6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом (А,Б).

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (А, Б).

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в
мой предмет (Л,Б).

9. Окружающие считают, что я на грубость просто не способен (А,Б).

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (А,Б).

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу раз говаривать (А,Б).

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (А,Б).

13. Большинство моих друзей - люди, интересы которых имеют много общего с моей професси­
ей (А,Б),

14. Я подолгу анализирую свое поведение (А,Б).

1 5. Дома я веду себя за столом так же. как в ресторане (А,Б).

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории

17, Меня раздражают люда, которые не могут быстро принимать решения (А,Б).

1 8. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине (А,Б).

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (А,Б).

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (А,Б).

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их (А,Б).

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива (А,Б).

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личност­
ных особенностей (А,Б).

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (А,Б).

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (А,Б).

26. Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве (А,Б).

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого (А,Б).

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу (А,Б).

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (А,Б).

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (А,Б).

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (А,Б).

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности. (А,Б).

33. Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни (А,В).Окружающие считают мою семью интеллигентной (А,Б).

34. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (А,Б).

35. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (А,Б).

36. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказы­
вать ученикам что-нибудь по предмету (А,Б).

37. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету (А,Б).

38. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (А,Б).

39. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (А,Б).

40. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть (А,Б).

41. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-
хозяйственной деятельностью (А,Б).

42. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения
квалификации (А,Б).

43. Моя любезность часто не нравится другим людям (А,Б).

44. Были случаи, когда я завидовал удаче других (А.Б).

45. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (А,Б).

46. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (А,Б).

47. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, на­
брал бы книг по моему предмету (Л,Б),

48. Я проявляю большой интерес к судьбе других (А,Б).

49. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей (А,Б).

Полученные результаты сравните с приведенным ниже кодом опросника, обводя совпавшие ответы кружком, и подсчитайте количество совпавших ответов.

Код опросника:

Общительность - 1Б, 6Б, 11Б, 16Б, 21 А, 26А, 31 А, 36А, 41 А, 46А. Организованность -2А, 7А, 12А, 17А, 22Б, 27Б, 32Б, 37А, 42А,47А. Направленность на предмет - ЗА, 8А.13А, 18А, 23А, 28А, ЗЗА, 38А, 43А, 48А. Интеллигентность - 4А, 9А, 14А, 19А, 24А, 29Б, 34А, 39А, 44А, 49А. Мотивация одобрения - 5А, 10А, 15А, 20Б, 25А, ЗОА, 35А, 40Б, 45Б, 50Л.

Каждый личностный параметр оценивается следующим образом. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находиться в пределах 3-7 баллов.

Достоверность результатов оценивается по шкале «Мотивация одобрения». Если ответ выходит за рамки нормы, результат следует признать не подлежащим интерпретации.

Каждый из направлений профессиональной направленности считается недостаточно раз­витым, если но данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным при количестве баллов более семи. Для большей наглядности можно выразить результаты в виде столбцовой диаграммы.

Date: 2015-09-18; view: 551; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию