Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Недописанный рассказМетод недописанного рассказа - один из самых гибких и эффективных методов. Рассказ составляется предельно лаконичным и обрывается его ход в кульминационной точке развертывания сюжета. Сюжет выводит испытуемого на позицию субъекта разыгравшихся событий. До-писание рассказа раскрывает желаемое субъекта, характер его отношений к ценностным явлениям. Составление рассказа подвластно каждому педагогу: надо избрать объект отношения, который интересует педагога; затем вообразить жизненную ситуацию, в которой человек сталкивается с этим объектом; далее найти персонаж, который бы действовал в создавшихся обстоятельствах и стал бы перед коллизией; оборвать ход рассказа, добавив «и мы...», или «и я...», или «и он...». Вот примеры таких незавершенных сюжетов: ...Мы увидели смешного малыша. На нем была огромная шапка. Малыша под нею почти не было видно. Серега сказал: «Посмотрим, что там под шапкой!» - схватил и бросил ее вверх. Мы... ...Открылось новое кафе-мороженое. Девочка забежала полакомиться и ахнула: стены были украшены красивой мозаикой. I Цветные камешки было приятно трогать руками. Девочка немного отковыряла на память: опустишь руку в карман - сразу вспомнишь об этом дне... ...Дверь отворилась. Кто-то крикнул: «Уроков не будет - водопровод прорвало!» Мы... ...Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять. Им гулять было негде. Мы... ...Мне дали почитать книгу па один вечер. Я устроился поудобнее и начал читать. Тут позвонил Дима. «Иди скорее, - закричал он. - У меня что-то есть! Ты ахнешь!» Я... Недописанное предложение (См.: Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2000. - С.146-147.) Для примера предлагается несколько предложений: Человек счастлив, когда... Если бы я нашел клад, то... Если бы я все мог, то я... Нельзя прожить без... При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся: а) индивидуалистических или общественных; б) вещно-предметных или духовных; в) содержащих зло или добро для окружающих; г) направленных на созидание или разрушение. а) социально ценные ориентации; б) социально негативные ориентации; в) неопределенные ориентации. Ситуация свободного выбора (См.: Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2000. - С.146-147.) Цель: выяснить направленность личности школьника, характер его ценностей. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы и задания: Почему нельзя опаздывать на урок? Напиши десять слов или фраз, отвечая па вопрос: что ты больше всего ненавидишь? Что ты собираешься делать в свободное время? Напиши три желания в порядке их значимости для тебя. При обработке материалов мнения школьников нужно сгруппировать таким образом: а) направленность на себя; б) направленность на других людей; в) неопределенная направленность. Игра-тест (См. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. - М.: «Ноосфера», 1999.-C.I46-148.) Классный руководитель предлагает каждому ученику ответить на вопросы игры-теста: «Класс готовит пьесу. Нужна твоя помощь в распределении ролей. Напиши, кто из товарищей по классу лучше всего подошел бы к какой роли: 1) тот, кто всегда в хорошем настроении, кто много улыбается и смеется и делает других 2) тот, кто застенчив при встречах с людьми, предпочитает одиночество; 3) считает себя выше других, любит приказывать, распоряжаться; 4) всегда готов оказать помощь другим, принять участие в любом деле класса; 5) всегда ворчит, находит себе оправдание, не умеет взяться за дело; 6) книголюб^предпочитаст чтение всему; 7) руководитель и инициатор всех общеклассных дел, его все уважают; 8) кажется всегда несчастным, редко улыбается и шутит; 9) надежный товарищ, всегда закончит то, что другие бросят; 10) очень дружелюбен, любит людей и они его любят;
11) любит похвастаться перед другими своими знаниями, успехами; 12) выдающийся во всем, все ему дается легко и естественно: 13) какую роль мог бы ты выбрать себе?» На основании игры-теста педагог может не только более удачно распределить роли в пьесе, но и узнать многое о своих воспитанниках. Альтернативный тезис (См.: Классный руководитель № 4, 2000. - С. 100-104.) Учащимся предлагается выбрать из двух противоположных суждений одно: ** Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день. ** Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано. Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает школьника сделать принципиальный выбор (третьего не дано!) в пользу того, к чему он больше склонен. Обсчет проводится в процентах и является показателем и уровня рационального осмысления, и уровня отношения к данному явлению. Анкета (См.: Классный руководитель № 4, 2000. - С. 100-104.) 1. Поразмысли и ответь честно, что в тебе за этот год «выросло» (и тогда поставь рядом с предложенным качеством знак «+»), а что стало хуже (поставь «-»):
2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время? (Перечисли 3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить? (Способ 4. Над какими из них ты сейчас работаешь? 5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее? Способность к генерированию идей (См.: Классный руководитель № 4, 2000, - С. 100-104.) Школьнику предлагается вообразить последствия необычного события. Например: что будет, если в школу не придут все учителя? Что будет, если в сутках исчезнет ночь и останется один день? Анализ. Учитывается общее количество идей-суждений и выставляется оценка за уникальность и оригинальность ответов. Кроме того, интересно рассмотреть эмоционально-нравственную направленность содержания ответов.
Ранжирование (См.: Классный руководитель № 4, 2000. - С, 100-104.) Учащимся предлагается список значимых для личности понятий, из которых надо выбрать пять - десять и расставить их в очередности по личностной значимости.
Школа Цветы Собака Человек Наука Природа Играть Лепить Работать Петь Обработка может проводиться двумя способами: либо от самих понятий (графически отмечается место одного и того же понятия в классе), либо от первых трех мест, занятых социально-ценностными понятиями (подсчитывается количество учащихся, проявивших и положительную и негативную ориентацию). Анкета (См.: Классный руководитель № 4, 2000. - С. 100-104.) Если вы бываете несогласны со своей компанией, то: • все равно делаю то, что делает большинство (да, нет); • не спорю с группой, но и не делаю того, с чем несогласен (да, нет); • ухожу из компании под каким-нибудь предлогом (да, нет); • стараюсь переубедить компанию (да, нет); • со своей компанией всегда согласен (да. нет). Если есть другой вариант ответа, напишите его в конце анкеты Изучение сплочения коллектива (См.: Классный руководитель № 4, 2000. - С. 100-104.) Методика: школьники должны выбрать из перечисленных качеств пять, которые, по их мнению, являются необходимыми для успешного выполнения учебной работы. 1. Дисциплинированность. 2. Эрудированность. 3. Сознание общественного долга. 4. Сообразительность. 5. Начитанность. 6. Трудолюбие. 7. Идейная убежденность. 8. Умение контролировать работу. 9. Моральная воспитанность. 10. Самокритичность. 11. Отзывчивость. 12. Общественная активность. 13. Умение планировать работу. 14. Любознательность. 15. Умение работать с книгой. 16. Целеустремленность. 17. Коллективизм. 18. Прилежание. 19. Требовательность к себе. 20. Критичность. 21. Духовное богатство. 22. Умение объяснить задачу. 23. Честность. 24. Инициативность. 25. Внимательность. 26. Ответственность. 27. Принципиальность. 28. Самостоятельность. 29. Общительность. 30. Рассудительность. 31. Осведомленность. 32. Справедливость. 33. Оригинальность. 34. Уверенность в себе. Вычисляется ЦОЕ (ценностно-ориентированное единство группы) по формуле: c_\An-N 6N где С - ЦОЕ;
N - количество учащихся; N - сумма выборов, приходящихся на пять качеств. С > 0,5 - высокий показатель сплоченности группы. Такую группу можно считать коллекти- 0,3 < С < 0,5 - средний показатель. С < 0,3 - разрозненная группа. Образец
«Готовность к саморазвитию» (См.: Справочник заместителя директора по воспитательной работе.-М., 1999. -С.38-39.) Задание: определите наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-): 1. У меня часто появляется желание больше узнать о себе. 2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться. 3. Я уверен в своих силах. 4. Я верю, что все задуманное мною осуществится. 5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы. 6. В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя. 7. Я хочу лучше и эффективнее работать. 8. Я умею заставить себя, когда надо. 9. Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать. 10. Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях. 11. Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя. 12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок. 13. Мои качества и умения соответствуют требованиям моей профессии. 14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать. Ключ: 1.(+),2.(-),3.(+),4.(+,,5.(-),6.(-).7.(+),8.(+); 9.(+), Ю.(+), 11. (-), 12. (+),13.(-),14.(-). Готовность «Хочу знать себя»: 1,2,5,7,9,10,13-7 баллов. Готовность «Могу совершенствоваться»: 3,4,6,8,11,12,14-7 баллов. Ты и школа. (См.: Шанина Н. Н. Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении. - Киров 1999. -С. 18-19.) Чтобы выяснить наличие у школьников мотивов творческого и ответственного отношения к учению, надо узнать их мотивы учения вообще, их отношение к своей школе. В предлагаемой анкете, где после каждого вопроса дано несколько вариантов ответа, число ответов не ограничивается, но наиболее важные обводятся кружком. Если в анкете нет подходящего ответа, учащиеся могут написать свой вариант рядом с цифрой вопроса. Анкета (выбери ответ) 1. Для чего прежде всего существует школа? 1. Помочь найти свой путь в жизни. 2. Развить силы и способности. 3. Дать знания. 4. Помочь выбрать профессию. 5. Стать духовно богатым, интересным для других людей. 6. Научить, как добиться своей мечты. 7. Научить приемам самовоспитания и самообразования. 8. Для чего-то еще____________________ 2. Почему ты ходишь в школу? 1. Нравится узнавать новое и интересное. 2. Общаться с учителями. 3. Общаться с одноклассниками. 4. Хочу узнать и испытать свои силы и способности. 5. Развить свой ум, внимание, память. 6. Нравится сам процесс получения новых знаний. 7. Нравится сама школа, ее дух. 8. Чтобы потом поступить в вуз. 9. Поступить в колледж или техникум. 10. Поступить в училище. 11. Считаю, что каждый обязан учиться, иначе не откроешь свое дело. 12. Если не буду ходить в школу, меня будут ругать и наказывать. 13. Хочу доказать учителям и одноклассникам, что я не хуже других. 14. Порадовать родителей успехами в учении. 15. Правится получать хорошие отметки. 16. Получать похвалу родителей и учителей. \. Учусь в полную силу, на самоконтроле. 2. По своим возможностям. 3. По необходимости. 4. Только потому, что заставляют. 5. Не хочу учиться. Чтобы определить преобладающие мотивы учения, нужно подсчитать количество выборов по каждому из ответов на вопросы. Анализ отдельных анкет целесообразно проводить по параметрам соответствия представления о целях школы и мотивах собственного школьного обучения (1-й и 2-й вопросы). Необходимо также посмотреть, какие мотивы учения преобладают у каждого школьника, насколько полной и сильной является мотивация. Наиболее ценным для творческого и ответственного отношения к учению являются мотивы познавательного интереса и мотивы самовоспитания, формированию которых и надо уделить внимание в дальнейшей работе. Закончи предложение (См.: Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991. С.109-110.) Детям предлагается очень быстро, в течение 15 секунд, закончить одно из предложений, содержащих следующие высказывания: 1. Если я знаю, что поступил(а) неправильно, то... 2. Когда я затрудняюсь принять решения, то... 3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым, но скучным занятием, я 4. Когда в моем присутствии обижают человека, я... 5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я 6. Если бы я был на месте учителя, то... 7. Думаю, что мой отец редко... 8. Если все товарищи по команде против меня, то... 9. Когда у меня успех, мои товарищи... 10. Если есть свободное время, я... 11. Мало кто знает, что я боюсь... 12. Не люблю людей, которые... 13. Моей большой ошибкой было.. 14. Иногда в моей душе просыпается... Это упражнение позволяет проанализировать свое внутреннее отношение к близким, к самому себе, к личным ценностям и т.д., а также выявить свое эмоциональное состояние, причины, порождающие агрессивность, раздражительность и т.д.
|