Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверьте себя!





Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

3. Психологическая идентификация. Визуальная психодиагностика. Понятие психологической идентификации. В психологию термин «идентификация» был введен З.Фрейдом. В его теории это понятие сначала использовалось для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее - для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует «сверх- Я», принимает женскую или мужскую роль и пр.

Мы уже знаем, что идентификация в самом общем виде - это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. рассматриваемое понятие имеет еще одно значение.

Термин «идентификация» используется в психологии познавательных процессов, а также в инженерной и юридической психологии, где идентификация понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия.

Благодаря процессу идентификации происходит распознавание образов, обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т.д. В том случае, когда объектом идентификации является человек, идентификация выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо классу, типу (например, идентификация преступника), или же на основании которого она быть признана целостной и идентичной самой себе. Визуальная психодиагностика - это психологическая идентификация другого человека при помощи органа зрения.

 

Каковы наиболее распространенные критерии идентификации?

1) анатомические особенности физического облика человека;

2) голосовые и речевые особенности;

3) особенности экспрессии или выразительного поведения;

4) особенности оформления внешности (прическа и т.д.);

5) особенности действий и поступков;

6) следы взаимодействия человека с материальными объектами (следы на месте происшествия);

7) почерк человека (психографология);

8) элементы духовной культуры.

Анатомические особенности физического облика человека - черты лица и особенности телосложения. Они дают основания для суждений о поле возрасте, расовой и национальной принадлежности, состояния здоровья. Психологические исследования показывают, что в процессе всего обращают внимание на черты лица, выделяя его цвет, а также цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз. Мнение всего выделяются форма лица и контуры тела.

другими компонентами физического облика человека являются его осанка и типичные позы. Проведенные опыты свидетельствуют о том, что люди, в общем способны распознать в позах человека такие состояния как согласие, сомнение, ожидание, печаль, удивление и т.п.

Следственная практика показывает, что по чертам лица и по телосложению даже потерпевшие и свидетели с большой точностью определяют возраст человека, если он не старше 25 лет.

Голос относится к числу строго индивидуальных человеческих свойств, благодаря многосложности звуковой интонации, его тембра, особенностей произношения отдельных звуков. Г. Олпорт считает, что голос может дать знание о возрасте его владельца с точностью до 10 лет.

Устной речи человека присущ ряд индивидуальных особенностей: скорость речи, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных слов, метафор, грамматические ошибки, расстановка ударений, оговорки, заикания и прочее.

По речи человека можно судить о его образованности, умственных способностях, национальной принадлежности, профессии, темпераменте и др. Экспрессия человека - жесты и телодвижения человека. Многое могут сказать о человеке прическа, одежда, обувь и т.д. Особую информативность несут действия и поступки человека.

Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться с начала 60-х годов ХХ столетия. Мировой общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал в 1970 году свою книгу. Эта книга “Body language” обобщала исследования невербальных аспектов коммуникации, проделанные до него учеными - бихевиористами. С тех пор появилось немало работ на эту тему, написанных Альбертом Мейерабианом, профессором Бердвисслом, Ниренбергом и Калеро, и наконец, книга Аллана Пиза “Язык телодвижений”.

Однако даже сегодня большинство людей не знают о существовании языка телодвижений, не смотря на его важность в их жизни.


Так, Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 % и за счет невербальных средств на 55 %.

Бердсвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передает ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными. Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и эти объясняется существование такого понятия как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Особенно это касается женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком.

Не смотря на то, что проделано немало исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли бы научиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились такие наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян.

Выводы этих исследований указывают, что жесты поддаются классификации. Различают жесты:

1) врожденные (генетические) - слепые и глухие от рождения дети способны улыбаться без всякого обучения или копирования; представители различных культур имеют одинаковые выражения лица при проявлении определенныхэмоций.

2) приобретенные или культурно-обусловленные сигналы - О.К., потирание ладоней в знак ожидания и др.

Значительную часть жестов трудно отнести к той или иной категории. Например, когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя обычно разворачивает тело к женщине. Женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами - сказать трудно.

Чтобы правильно читать жесты, следует помнить следующее:

1) Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся. Кивание головой почти во всем мире означает “Да” или утверждение; “пожимание плечами” обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь и т.д.


2) Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Например, О’кей (О.К.) с обозначением кружка большим и указательным пальцами - жест, значение которого хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии. Однако, во Франции он означает “0” или “ничего”, в Японии - деньги, а в некоторых странах Средиземноморья этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчин.

3) Для правильной интерпретации жеста необходимо учитывать весь комплекс сопровождающих жестов. Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений, знаков препинания. Каждый жест подобен слову, а оно может иметь несколько различных значений. Полностью можно понять значение слова только тогда, когда оно употреблено в предложении.

4) Невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны (слова и жесты не совпадают), то люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной. Пример. З.Фрейд однажды заметил, что когда одна пациентка словесно убеждала его в том, что она счастлива в браке, она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. Фрейд понял значение этого непроизвольного жеста и не удивился, когда стали обозначаться семейные проблемы этой пациентки.

Ключом к правильной интерпретации жестов является учет всей совокупности жестов и конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов.

5) Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильного толкования жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут жесты. Если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными руками на груди и опущенной вниз головой, то это скорее всего будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо. Однако, если человек в точно таком же положении будет сидеть напротив вас за столом во время допроса, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное отношение или оборонительное в сложившейся ситуации.

6) При интерпретации жестов следует учитывать и другие факторы. Так, если у человека слабое рукопожатие, то не всегда это означает слабость его характера. У человека может быть артрит суставов руки, он может быть хирургом, музыкантом и т.п., которые предпочитают не обмениваться рукопожатиями или прибегать к щадящим рукопожатиям.

7) Существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Чем выше социально-экономическое, профессиональное и культурное положение человека, тем сильнее его красноречие, тем лучше он пользуется словами для передачи мыслей и тем беднее его боди лэнгвидж.


8) С возрастом жесты людей становятся менее броскими и более завуалированными. Поэтому читать жесты молодого человека легче, чем человека в возрасте. Пример. Если 5-летний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после этого прикроет одной или обеими руками рот. Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти также, как у 5-летнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ. Жест «прикрытие рукой рта» становится более утонченным во взрослом возрасте. Когда взрослый человек лжет, мозг посылает ему импульсы прикрыть рот, в попытке задержать слова обмана, но в последний момент рука уклоняется ото рта, и рождается другой жест- прикосновение к носу. Данный жест есть ни что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикосновения рта рукой, который присутствовал в детстве.

Можно ли подделать боди лэнгвидж? В тот самый момент, когда люди начинают лгать, их тело начинает испускать совершенно противоположные сигналы. Их выдает отсутствие конгруэнтности между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Во время обмана подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что сказал человек. Вот почему во время допроса подследственного следует помещать на стул в хорошо просматриваемом или хорошо освещенном месте комнаты, чтобы он был виден допрашивающим и легче было бы обнаружить, когда он говорит неправду. Ложь менее заметна, если лгущий сидит за столом, или его тело скрыто.

Зоны и территории. Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность, например, его дом, окруженный забором, машину во дворе, его собственную спальню, его личный стул и четко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.

Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня можно разделить на 4 пространственные зоны”:

1) интимная зона (от 15 до 46 см): человек охраняет ее так, как будто это его собственность и допускает в эту зону только тех лиц, с которыми находится в тесном эмоциональном контакте (родители, супруги, любовники и т.п.). В пределах этой зоны имеется сверхинтимная зона (радиусом в 15 см), в которую можно проникнуть только посредством физического контакта.

2) личная зона (от 46 см до 1,2 метра): это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, вечеринках и т.п.

3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 метра): на таком расстоянии мы держимся от посторонних (водопроводчика, пришедшего ремонтировать кран в нашей квартире, нового сослуживца и т.п.).

4) публичная зона (более 3,6 м): на таком расстоянии мы находимся, когда выступаем перед большой группой людей (публичная лекция, митинг и т.п.).

Знание о зонах и территориях имеет существенное значение для оперативных сотрудников ОВД. Так, для того, чтобы психологически сломить сопротивление опрашиваемого подозреваемого / обвиняемого, оперативному сотруднику необходимо периодически вторгаться в его интимную и сверхинтимную зоны и оставаться в них до тех пор, пока последний не даст ответ на поставленный вопрос.

Жесты и телодвижения, знания которых наиболее существенны для юриста. Ладони. Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Самый лучший способ узнать, откровенен ли с тобой человек в данный момент - понаблюдать за положением его ладоней. Если собеседник откровенен с вами, он обычно раскрывает перед вами ладони полностью или частично. Интересно заметить, что большинство людей не могут говорить неправду, когда их ладони открыты.

Если вы скажете наглую ложь, и ваши ладони при этом будут открыты, вы все же можете показаться неискренним для собеседников, потому что у вас будут отсутствовать другие жесты, характеризующие человека, говорящего правду, но будут заметны негативные жесты, характерные для говорящих неправду.

Жесты рук и кистей рук. С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Однако, если в зимнее время на остановке вы увидите человека, потирающего руки, это совсем необязательно должно означать, что он в нетерпении от ожидания автобуса. Просто человек замерз.

Исследования, проведенные Ниренбергом и Калеро по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, руки лежат на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении. Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, испытываемого человеком. Экспериментально подтверждено, что с человеком будет трудно договориться, если его руки подняты. Для расслабления этого негативного жеста нужно предпринять ряд мер, позволяющих человеку вытянуть руки вперед и обнажить ладони.

“Шпилеобразное” положение рук - жест, который очень часто используется в условиях субординации и может быть изолированным жестом, обозначающим уверенную или “всезнающую” позицию.

Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи. Второе положение используется тогда, когда человек не говорит, а слушает. Ниренберг и Калеро заметили, что женщины чаще используют положение рук шпилем вниз, чем шпилем вверх.

Хотя в целом шпилеобразный жест расценивается как положительный сигнал, он может быть использован как при положительных, так и при отрицательных обстоятельствах. Ключом к правильному толкованию данного жеста будут предшествующие и последующие жесты.

Закладывание рук за спину - жест уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло. Если в особо стрессовых ситуациях принять такую позу, то вы почувствуете себя менее напряженно, более уверенным и даже властным.

Жест “закладывание рук за спину с захватом запястья” говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем более сердит человек, чем больше усилий он проявляет для самоконтроля, тем выше передвигается его рука по спине.

В учении о гадании по руке большие пальцы рук обозначают силу характера и его личности, и невербалика с использованием больших пальцев рук подтверждает это.

Выставление больших пальцев рук из карманов говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест нужно рассматривать в совокупности с другими жестами. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Часто жест присутствует в позе сурового начальника в обществе со своими подчиненными.

Ухаживающий за женщиной мужчина использует этот жест в ее присутствии, а наиболее типичен он для людей, одетых в официальные и престижные одежды.

Жест “скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук” передает негативное отношение или оборонительное (скрещенные руки) и чувство превосходства (большие пальцы рук).

Жесты лжи, обмана, сомнения. Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу. Они также могут обозначать неуверенность или преувеличение реального факта.

Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же.

Если этот жест используется человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете.

Прикосновение к носу является утонченным замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно проделывают этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж.

Объяснение природы этого жеста:

1) Когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, желая замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу.

2) Во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них.

Если у человека просто зачесался нос, то он намеренно почешет его. Этот жест будет отличаться от легких прикосновений руки к носу в ситуации обмана. Прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневающемся в искренности слов говорящего.

Потирание века вызвано тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми человек сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду.

Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проведя пальцем под глазом. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок.

Почесывание шеи указательным пальцем правой руки, места под мочкой уха или боковой части шеи (обычно 5 почесываний) говорит о сомнении и неуверенности человека.

Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Поэтому жест оттягивания воротничка следует расценивать как ложь. Капельки пота выступают у обманщика на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили обман.

Однако этот жест использует человек также, когда он разгневан или расстроен, при этом он оттягивает ворот от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом.

Когда вы видите, что человек делает этот жест, вы можете спросить его: “Не могли бы вы уточнить (повторить и т.п.)?” И это заставит обманщика отказаться от продолжения своих хитростей.

Почесывание и потирание уха - жест вызван желанием слушаещего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе кончиком пальца, потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие.

Д.Моррис считает, что человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Это - бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени грудного возраста, когда ребенок сосал грудь матери. Словом, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении.

Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулаках пальцами, а указательный палец упирается в висок. Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, его поза слегка изменится так, что голова будет опираться на основание ладони. Настоящий интерес проявляется, когда рука, находясь под щекой, не служит опорой для головы.







Date: 2015-09-05; view: 327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию