Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Психология профессионального общения юристаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Вопросы для обсуждения: 1. Общение как психологический феномен. 2. Конфликт как феномен межличностного общения. 3. Психологическая идентификация. Визуальная психодиагностика. 1. Общение как психологический феномен. Понятие об общении. Рассматривая жизнедеятельность различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: во-первых, контакты с природой; во-вторых, контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что в ходе взаимодействия живых организмов между ними происходит обмен информацией. Многоплановый процесс развития контактов между живыми существами в психологии обозначается термином общение. Общение свойственно всем высшим живым существам. Но только на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы. Оно становится осознанным и опосредствованным речью. Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми. Общение -это порождаемый в процессе взаимодействия людей обмен мыслями, совершаемый посредством языка и невербальных средств. Тест «Потребность в общении» ( разработан Ю. М. Орловым). Инструкция. Прочтите ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером утверждения напишите «да», если не согласны, напишите «нет». 1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различных торжествах. 2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. 3. Мне нравится выражать кому-либо свое расположение. 4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы. 5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей. 6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение. 7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь. 8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе. 9. Мои друзья мне основательно надоели. 10.Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает. 11.Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым. 12.В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке. 13.Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть. 14.Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты. 15.Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав. 16.Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви. 17.Сцены насилия в кино внушают мне отвращение. 18.В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей. 19.Я считаю, что основной радостью в жизни является общение. 20.Мне жалко брошенных собак и кошек. 21.Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких. 22.Я люблю бывать среди друзей. 23.Я долго переживаю ссоры с близкими людьми. 24.Уменя определенно больше близких людей, чем у многих других. 25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе. 26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждению о них других людей. 27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми. 28. Я сочувствую людям, у которых нет близкихдрузей. 29.По отношению ко мне люди часто бывают неблагодарными. 30.Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви. 31. Ради друга я могу пожертвовать всем. 32. В детстве я входил в одну «тесную» компанию. 33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе. Обработка результатов. Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33 и только при ответе «нет» - по пунктам 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет». Вывод: чем больше сумма, тем больше потребность в общении. Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка версии следователем). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение - видом активности, главным образом формирующим и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение - в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она проявляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание - викарное научение, а затем через словесные инструкции - вербальное научение - приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта. И никаким другим путем, кроме общения с ними, данный опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. Виды общения. Среди видов общения можно выделить: деловое и личностное. Деловое общение - часть какой-то совместной продуктивной деятельности людей. Содержание этого вида общения определяется тем, чем заняты люди, а не проблемами, которые затрагивают их внутренний мир. Профессиональное общение является разновидностью делового общения. Личностное общение сосредоточено на внутренних, психологических проблемах человека, которые глубоко и интимно затрагивают его индивидуальность. Важнейшими видами общения являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение - это общение, которое не предполагает использование звуковой речи, т.е. при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение осуществляется при помощи речи. Оно присуще только человеку. Различают также формализированное (построенное по определенным, строго регламентируемым правилам) и неформальное (нестрогое в части предписаний) общение. Есть еще один вид общения - фатическое (от латинского fatuus - глупый). Это общение ради самого общения. В процессе социализации решаются две группы задач: 1) социальной адаптации - интеграция человека с обществом и 2) социальной автономизации - дифференциации человека и общества. Для общения нужно стремится к людям. Чтобы они тебя приняли, ты должен быть им нужен, интересен. Но чтобы быть таким, надо не сливаться со всеми, отличаться от них, быть индивидуальностью. Получается: чтобы быть со всеми, надо не быть со всеми. Из этого изначального парадокса произрастают почти все человеческие проблемы. Каковы особенности профессионального общения юриста? 1. Оно зачастую протекает в затруднительных условиях с точки зрения психологического состояния собеседников, ограниченных возможностей выбора места и времени осуществления общения, имеет вынужденный, а порой и навязанный характер, осуществляется при несовпадении интересов, несогласии и даже противоборстве сторон, при дефиците информации и времени. 2. Юристам приходится общаться с представителями различных социальных, возрастных, профессиональных, культурных, этнических и т.п. групп, а также с лицами, психическое состояние которых непредсказуемо. 3. Данный вид общение осуществляется через призму неразглашения государственной и служебной тайны и в целом неравномерного обмена информацией. 4. Общение юриста представлено всеми видами данного феномена. Оно может быть официальным и неофициальным, деловым и личным и т.д. но при этом его отличает повышенная формализация. 5. Специфичность поводов для вступления в общение. Наличие множественности целей в каждом акте общения. 6. Особая роль психологического контакта в общении (Данная проблема подробно рассматривается в особенной части курса). Стороны общения. Общение предполагает: 1. Обмен информацией между участниками совместной деятельности - коммуникативная сторона общения. 2. Восприятие общающимися друг с другом - перцептивная сторона общения. 3. Взаимодействие общающихся, т.е. обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками - интерактивная сторона. Общение как обмен информацией. Человек, адресующий информацию другому человеку, в психологии называется коммуникатор, а человек, ее принимающий - реципиент. Процесс общения при помощи языка (вербальная коммуникация) называется речью. Что представляет собой вербальная коммуникация? Язык - это система словесных знаков, функционирующих в качестве средства общения, орудия мысли, а также передачи общественно-исторического опыта. Язык включает слова с их значениями и грамматику - набор правил, по которым строятся предложения. Каждое слово - это содержательная сторона данного знака. Оно воплощает в себе отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту, независимо от того, как он представлен в сознании. Грамматические категории являются общечеловеческими. Они получают свое выражение через соответствующие грамматические построения, специфические для каждого языка. Речь - психическое явление. Она основывается на части языка. Даже язык великих писателей насчитывает 10-20 тысяч слов. Речь индивидуальна. Она носит печать субъективного отражения и выражения человеком объективной реальности. Речь бывает устной и письменной. Разновидностью устной речи следует признать жестовую речь (например, язык глухонемых). Выделяют речь диалогическую и монологическую. Внутренняя речь - разговор человека с самим собой. Она состоит из внутреннего проговаривания и собственно внутренней речи. Внутренняя речь свернута: в предложениях пропускаются второстепенные члены предложения, выпадают гласные, которые не несут смысловой нагрузки. Внутренняя речь формируется на базе внешней. У ребенка 2 лет отсутствует внутренняя речь. Его мышление протекает во внешней речи. В этом можно убедиться наблюдая ребенка, который играет один и разговаривает сам с собой. В возрасте 3 лет он уже начнет играть молча. На базе внешней речи у него разовьется внутренняя речь. Перевод внешней речи во внутреннюю называется интериоризацией, а внутренней речи во внешнюю - экстериоризацией. Навык экстериоризации требует тренировок. Этим объясняется, почему люди изучают ораторское искусство. Невербальная коммуникация реализует следующие функции: 1. Регуляцию течения процесса общения, создание психологического контакта между партнерами; 2. Обогащение значения, передаваемого словами, помощь в истолковании словесного текста; 3. Выражение эмоций и отражение понимания ситуации. Выделяют три группы невербальных средств общения: 1. Визуальные, регистрируемые через зрительное восприятие: - кинетика - движение рук, ног, головы, туловища; - направление взгляда и визуальный контакт; - выражение глаз; - выражение лица; - поза партнера, особенно смена поз в зависимости от словесного текста; - кожные реакции - покраснение, побледнение, потливость и т.п.; - расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. 2. Акустические, регистрируемые через слуховое восприятие: - связанные с речью - интонация (громкость, тембр, тон, ритм, высота звука), речевые паузы и их тонализация в тексте; - с речью несвязанные - смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов и т.п. Существует сочетание вербальных и невербальных средств коммуникации связанных с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознаванию его состояния, выявления психической индивидуальности. Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям. - просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. - экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а так же различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д. Просодическими и эксталингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся, языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. 3. Тактильные, регистрируемые через восприятие прикосновения: - физическое воздействие на собеседника; - такевика - пожатие руки, хлопание по плечу, обнимание и т.п. Общение как межличностное взаимодействие. Если общение не является фатическим, оно обязательно имеет или во всяком случае предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает в качестве межличностного взаимодействия. Совместная деятельность и общение людей протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм - принятых в данном обществе образцов поведения. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Один и тот же человек выполняет различные роли в различных ситуациях общения. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируются ролевыми ожиданиями. Необходимым условием успешного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Перцептивная сторона общения. Восприятие, понимание и оценка человека человеком в процессе общения называется перцептивной стороной общения. Выделяют три важнейших механизма межличностного восприятия: идентификация, рефлексия и стеретипизация. Идентификация - осознанное или бессознательное уподобление другого человека характеристикам самого себя. Рефлексия - осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Стереотипизация - интерпретация форм поведения через распространенные в обществе социальные стереотипы. Общение начинается с восприятия партнерами по общению облика друг друга. Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик человека складывается из: физиогномической маски, одежды, манеры держаться, а также мимики, пантомимики, жестов. Физиогномическая маска формируется под влиянием господствующих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствует созданию маски прическа, косметика, пластические операции. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет облик одежда, которая часто является показателем возрастной и социально-профессиональной принадлежности. В манере держаться усматривается воспитанность человека, его положение в обществе, самооценка, отношение к окружающим. Внешний вид и физиогномическая маска - относительно статичны. Динамическая сторона общения проявляется в мимике, пантомимике и жестах. Мимика - динамическое выражение лица в момент общения. Жест - врожденное или социально отработанное движение, передающее мысли и психические состояния. При общении люди следуют определенным социальным стереотипам и эталонам. В основе эталона лежит вера в связь между чертами внешности человека и определенными качествами личности. Отождествляя собеседника с тем или иным социальным эталоном, мы приписываем ему множество других признаков, которые якобы встречаются у людей подобного рода. Восприятие людей по эталонам сопровождается рядом специфических ошибок. К ним можно отнести следующие: - человека, который отличился в определенной области, начинают считать выдающимся во всех отношениях, и наоборот, провинившегося начинают считать ущербным во всех отношениях; - при противоречивой информации больший вес придается данным, представленным первыми, при общении со старыми знакомыми наоборот - наибольший интерес придается последним сведениям; - сведения о человеке, полученные непосредственно перед началом общения усваиваются достаточно глубоко и в последующем оказывают влияние на взаимодействие с ним; - приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, неприятным собеседникам - наши собственные недостатки, т.е. у других наиболее четко замечает те черты, которые ярко представлены у нас самих; - тенденция смягчить оценки наиболее ярким сторонам личности другого человека в сторону средней оценки. Приемы воздействия или приемы влияния на людей. Что такое «влияние»? Влиять - значит своими поступками, своими действиями, своим поведением блокировать, направлять, видоизменять, даже деформировать, переориентировать или пресекать чужой, неприемлемый для нас способ общения или другого взаимодействия. Это умение уходить из-под влияния одних и управлять другими. Чтобы уметь вербально воздействовать на людей, необходимо иметь представление о явлении аттракции и уметь применять приемы аттракции. Аттракция - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Необходимо целенаправленно учиться устанавливать хорошие отношения, а для этого полезно самому владеть приемами аттракции. Проанализируем некоторые приемы аттракции. 1) Прием “Имя собственное ”. Обращайтесь по имени - это не только вежливость! Рассмотрим ситуацию: в коридоре встретились два сотрудника примерно одинакового возраста. Поздоровались: “А” сказал: “Доброе утро, Петр Захарович!” “Б” сказал: "Доброе утро!” Вопрос: кто вероятнее всего из них начальник? Подчиненные, как правило, добавляют имя, отчество; руководители, как правило, этого не делают. От чего это зависит? Дело не в вежливости и не в культуре. Почему принята такая форма приветствия, а не наоборот? Аналогичные ситуации: почему студенты начинают здороваться с преподавателями перед экзаменами? Кому важно расположить другого? Кто более зависит от другого? При этом многие не сознают, не замечают изменения в своем поведении. Психологический механизм приема: 1. Имя человека сопровождает его всю жизнь, имя и личность неразделимы. 2. Когда к человеку обращаются, не называя имени - это “обезличенное” обращение. В этом случае человек интересует нас не как личность, а как объект служебных функций. Имя - символ личности. Называя человека по имени, вольно или невольно показывают внимание к данной личности. 3. Проявление внимания к данному человеку - это утверждение его как личности. Каждый претендует на то, что он личность. Если эта претензия не удовлетворяется, происходит ущемление личности. Человек испытывает чувство ущемленности. 4. Если человек получает подтверждение, что он личность, возникает чувство удовлетворения. 5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями. 6. Человек всегда стремится к тому, что вызывает у него положительные эмоции (к человеку, к информации, к вещам). 7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, он притягивает к себе, располагает, то есть формирует аттракцию. Прием этот необходимо применять постоянно ко всем людям. Тем самым вы заранее располагаете к себе того, кто вам нужен. Есть люди, которые утверждают, что плохо запоминают имена. Девять из десяти жалуются на это. Можно верить и не верить. Почему же мы хорошо помним имена одних и не помним - других? В нейтральной обстановке: познакомился и тут же забыл имя. А что бывает тогда, когда человек вам очень понравился? Очень нужен? Кого, например, помните вы? Тех, кто вас очень интересует. Имя и личность неразрывны. Как же их запомнить? Об этом мы уже говорили. Вывод: располагать людей к себе - ваша профессиональная необходимость и профессиональная функция. Поэтому при обращении к людям как можно чаще произносите их имена. 2) Прием “Улыбка”. С вами здороваются по утрам двое. “А”: “Доброе утро, Виктор Петрович” плюс улыбка. “Б”: то же самое, но хмуро, каменное, кислое лицо. Вопрос: При своих трудностях к кому вы обратитесь за помощью? Почему? Обладает ли улыбка способностью притягивать к себе, то есть формировать аттракцию? Кому вы чаще всего улыбаетесь: своему другу или недоброжелателю? А кто вам чаще улыбается? В народе говорят: лицо - зеркало души. В психологии: лицо - зеркало отношений. Часто ли вы осознанно, преднамеренно регулируете “изображение” на своем “зеркале отношений”? Люди делают это очень редко. Получается: что у человека внутри, то часто и на лице. Я подхожу, здороваюсь: “Доброе утро.... ”. Меняется лицо: сигнал “мне приятно”, “безразлично”. Но самое главное, что ни первый, ни второй и не думали показывать мне свое отношение. Вывод: люди очень редко контролируют и регулируют “изображение” на своем “зеркале отношений”. Следовательно, то, что отражается на их лице, чаще соответствует действительному их отношению к вам, чем не соответствует. Вспомните: какие лица вы сейчас вспоминаете? Доброе, приятное лицо, легкая улыбка притягивают и наоборот... Почему это так? Date: 2015-09-05; view: 487; Нарушение авторских прав |