Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






A. Роль учебника по ИЯ как компонента УМК и требования к нему





Как упоминалось ранее, учебник по иностранному языку занимает центральную позицию в учебно-методическом комплексе. Без него невозможно функционирование всех остальных компонентов УМК, так как учебник есть фундамент, без которого невозможно существование дальнейших составляющих.

Основные существенные характеристики современного учебника ИЯ (в толковании И.Л. Бим) следующие:

v Функции учебника как основного средства обучения, определяющего деятельность учащегося и определяющего взаимодействие его с другими учащимися и учителем.

v Назначение учебника служит не застывшей логической схемой готовых знаний, подлежащих передаче, не хранилищем иноязычного материала, предназначенного для усвоения, а развернутой «программой» учебной работы, направленной на овладение иноязычной коммуникативной деятельностью и на её осуществление, на воспитание и общее образование учащихся.

v Способность учебника выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранным языкам на трех уровнях рассмотрения: как обобщение и отражение во взаимосвязи всех основных явлений и процессов данной объектно-предметной области (макроподход), как воплощение (продукт) методической (концептуальной) системы, являющейся индивидуальной социально обусловленной интерпретацией макросистемы в её приложении к определенному иностранному языку и, наконец, как модель педагогического процесса, воссоздающая его в знаковой форме.

v Способность учебника представить в сокращенном, обобщенном, интегрированном и концентрированном виде все компоненты системы, отраженные в основных методических категориях, а именно: цели обучения, содержание обучения, педагогический процесс (процесс формирования иноязычных знаний, навыков и умений в различных формах учебной деятельности), приемы и средства обучения во всем их разнообразии (включая ЭВМ).

v Способность учебника объединять вокруг себя все остальные средства обучения и выступать в качестве целостного учебно-методического комплекта, т.е. служить системой реализации основных нужд современного педагогического процесса: организовывать (планировать) и материально обеспечивать урок, осуществлять взаимодействие между классно-урочной и внеклассной работой, между работой под руководством учителя и самостоятельной работой и т.п.

v Способность учебника (всего учебно-методического комплекта) выступать в функции «управляющего устройства», организующего как деятельность учащихся, так и деятельность учителя, дифференцированно управляющего ими и обеспечивающего их взаимодействие.

v Способность учебника не только активно воздействовать на педагогический процесс, но и приспосабливаться (адаптироваться) к реальным условиям его протекания в целях приобщения индивида к иноязычному речевому поведению (в определенных пределах), к иноязычному общественному опыту, к культуре страны изучаемого языка, к включению его в диалог культур.

Исходя из этого, напрашивается вывод: если учебник является важнейшим и определяющим компонентом, к нему выдвигаются серьезные, строжайшие требования.

В современной системе образования существуют Федеральные перечни учебников, в которые включены только те издания, которые прошли строжайшую экспертизу, состоящую из двух этапов: экспертиза, проводимая Российской академией наук, и экспертиза, проводимая экспертами Российской академии образования.

Постоянные изменения, происходящие в мире и обществе, которые также влияют и на систему образования, предъявляют к учебнику как основному средству обучения все новые и новые требования. Согласно статье «Рекомендации кафедры иностранных языков по выбору УМК, исходя из современных требований к учебнику как основному средству обучения»: «Задача современной образовательной системы — не «напичкать» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.»

Выделяют следующие принципы, по которым определяется содержание учебника:

v гуманитаризация:

Oсновой содержания образования являются: человек, ученик, а также развитие его способностей, умений, формирование навыков, ценностных отношений гармонии и культуры мира.

v научность:

Предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу.

v целостность картины мира:

Предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет ученику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями.

v Культуросообразность:

Отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры.

v непрерывное общее развитие каждого ребенка:

Предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка.

v Наглядность

Определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации), с огромным количеством фактов, примеров, статистики для того, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор, с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем; со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста.

v Инструментальность:

Это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации; это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

v Интерактивность:

Прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации.

(Данный перечень принципов сформирован созласно статье «Рекомендации кафедры иностранных языков по выбору УМК, исходя из современных требований к учебнику как основному средству обучения»)

Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник должен быть написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

Основными требованиями, которыми должен руководствоваться учитель при выборе учебника как компонента УМК, являются:

v Активизирование лингвистического опыта школьника

v Содержание учебника, позволяющее заинтересовать ученика языком как способом коммуникации и культурой страны изучаемого языка

v Наличие достаточного количества разнообразных текстов, заданий и упражнений на изучение и отработку пройденного материала

v Соответствие содержания ученика и социального опыта ученика

v Наличие заданий, которые носят творческий характер

v Сочетание различных форм работы учеников (индивидуальная, парная, фронтальная, дискуссионная, проектная, игровая форма обучения)

v Логичность и системность содержания учебника

 

Date: 2015-09-18; view: 1651; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию