Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эстетическое направление в языкознании начала XX в. Школа эстетического идеализма Карла ФосслераВ начале XX в. параллельно с социологическим формируется эстетическое направление. Его основателем стал немецкий лингвист и литературовед, специалист в области романской филологии Карл Фосслер (1872 - 1947). Карл Фосслер выступил с программой эстетического идеализма. К нему присоединились немецкие лингвисты Эуген Лерх (1888 - 1953), Лео Шпитцер (1887 - 1960), итальянский учёный Джулио Бертони (1878 - 1942). Наиболее известными работами Карла Фосслера являются книги «Позитивизм и идеализм в языкознании» (1904 г.), «Язык как творчество и развитие» (1905), «Дух и культура в языке»(1925), «Культура и язык Франции» (1929). Взгляды Фосслера основаны на философии Гегеля, В.фон Гумбольдта и итальянского учёного Бенедетто Кроче. Фосслер критикует всех лингвистов - и предшественников, и современников, поэтому его школа эстетического идеализма более известна своей программой отрицания, чем своей эстетической программой. Лозунгом Фосслера стали слова «Всякое языкознание является эстетическим!». Фосслер критикует позитивизм, которым руководствовалось абсолютное большинство компаративистов. Позитивисты, пишет Фосслер, ставят своей целью точное описание наличных фактов, знание «материала». Они создали «сухую», наукообразную, «находящуюся на периферии научных знаний» лингвистику. Вундт, Соссюр, Жильерон, Шухардт, Мейе, Балли и другие лингвисты не создали ничего достойного. «Никто лучше не уживается друг с другом, чем материалисты, позитивисты, мистики и мошенники». Позитивисты произвели над языком анатомическую операцию, насильственное расчленение и выделили фонетику, морфологию, синтаксис. «В действительности дело обстоит приблизительно так же, как в анатомии: если я отделю от туловища нижние конечности и при этом перепилю берцовую кость посередине, - это всегда остаётся механическим разрушением организма, а не естественным расчленением». Всю совокупность грамматических дисциплин Фосслер представляет как «безграничное кладбище, устроенное неутомимыми позитивистами, где совместно или поодиночке в гробницах роскошно покоятся всякого рода мёртвые куски языка, а гробницы снабжены надписями и перенумерованы». Сторонники же социологического направления, а также Вундт и Пауль заселяют периферию этого кладбища призрачной наукообразностью. К. Фосслер отрицал не только сравнительно-исторический метод, но и все результаты исследований компаративистов, их достижения в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Фосслер активно выступал против логико-грамматического направления. Он говорил, что «Понятиями можно мыслить, но не говорить». Понятие в логическом мышлении не может быть выражено ни на одном из человеческих языков. Разум сковывает язык, это сдерживающее начало, а фантазия - созидательное. Рассматривать язык как узус и правило - ненаучно, ибо они не вскрывают души языка. Фосслер предложил положить в основу языкознания идеалистическую эстетику Бенедетто Кроче. В этой философии дух проявляет себя в четырёх формах: в двух теоретических (логике и эстетике) и в двух практических (этике и экономике). Ведущую роль в процессе познания играет интуиция, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретной, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в произведениях искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, «наука о выражении». Кроче отождествлял эстетику с «общей лингвистикой». Фосслер считает языкознание частью эстетики. Эстетика - это наука о выражении духа, или интуиции. Поэтому задача языкознания - познание духа, единственной действующей причины всех языковых форм. Фосслер сделал попытку связать языкознание с литературоведением. Он изучал параллели между языком и духовной культурой. Фосслер, как и Кроче, главным в познании считал интуицию, эстетический вкус. Именно интуиция и эстетический вкус определяют синтаксическую, морфологическую и фонетическую структуру языка. Язык определяется Фосслером как духовное выражение, а история языка - как история духовных форм выражения. Следовательно, история языка - это история искусства в широком смысле этого слова. Грамматика - это часть истории стилей, которая в свою очередь включается в историю культуры. Позитивисты, по мнению Фосслера, исследовали языковые факты, описывали, систематизировали, но не выясняли причин языковых явлений. А самая серьёзная ошибка мирового языкознания состоит в том, что оно игнорирует лингвистический вкус и эстетическое чувство, которые и есть первопричина всех изменений. «Идея языка есть поэтическая идея, истина языка есть поэтическая истина, осмысленная красота». Как и большинство компаративистов, Фосслера волновал вопрос о прогрессе в развитии языка. Он считал, что в языке возможен абсолютный и относительный прогресс. Абсолютный прогресс - результат индивидуального духовного творчества. Он происходит в творчестве великих поэтов, например, Данте, Гёте. Относительный прогресс - результат коллективного духовного творчества. Относительный прогресс следует изучать с эстетической точки зрения, а абсолютный - с эстетико-исторической. Иногда Фосслера называют основоположником современной стилистики. Но традиционная стилистика – это раздел языкознания. Для Фосслера же стилистика не может быть частью лингвистики. Стилистику он считает частью эстетики, отождествляя ее с языкознанием. Все лингвистические дисциплины он рассматривает как придаток стилистики. Фонетика, морфология, синтаксис имеют, по его мнению, истинные объяснения лишь в стилистике: «Сначала стилистика, а затем синтаксис!». Фосслер много писал о стиле, в основном это образные и логически неопределённые рассуждения: «Стиль это индивидуальное употребление языка в отличие от общего»; «Сколько индивидов - столько стилей». Всякое языковое выражение Фосслер считал индивидуальным духовным творчеством. Он был уверен, что языку нельзя научить, его можно «разбудить». Повторение - дело попугая, но зато у попугая нет стиля. Как и все лингвисты после Гумбольдта, Фосслер давал своё определение внутренней формы. Под внутренней формой он понимал «лингвистический вкус», «лингвистическое чувство». Язык имеет поэтическую сущность, поэтому именно в поэзии происходит слияние внутренних и внешних языковых форм. Поэзия - язык языков, потому что в поэзии язык находит своё выражение. Поэты - это художники, которым дано извлекать из языков народа язык сердца. Поэтический природный дух присущ всем языкам. В своих работах Фосслер решает и вечный вопрос языкознания: «Кто является творцом языка - индивид или народ?» Фосслер был убеждён в том, что творцом языка является личность. Под влиянием младограмматиков, которые обратили внимание на живую речь, на говорящих людей, Фосслер занялся проблемой говорения, речи. Он считал, что язык немыслим без множества личностей и их общности. Язык в обиходном понимании - это осмысленный шорох, общительный шум, чередование знаков, которые люди производят ртом и воспринимают посредством слуха, чтобы добиваться взаимного понимания. Но личность создаёт лишь разговор, а не язык. Язык предполагает множество личностей в качестве его носителей. При всех издержках, Фосслер предложил новый взгляд на привычные лингвистические постулаты. Полувековой интерес к школе эстетического идеализма можно объяснить тем, что она воспринималась как альтернатива традиционному сравнительно-историческому языкознанию. Школа эстетического идеализма занималась изучением исторической стилистики и индивидуальных стилей писателей и поэтов, которые вообще не интересовали компаративистов. Но многие выводы Фосслера, полученные в результате анализа индивидуально-поэтических стилей, механически переносились им на общелитературные языки, что снижало их теоретическую и практическую значимость.
|