Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по подготовке курсовой работы





Другой, не менее важной рекомендуемой формой по самостоятельному изучению студентами конкретных тем учебного курса "История России" является подготовка и написание курсовых работ.

Курсовая работа, как одна из форм самостоятельного изучения учебного курса "История России", выполняется в соответствии с учебным планом факультета вуза.

Курсовая работа должна состоять из следующих частей: введение, основной текст, заключение и список использованных источников и литературы. В зависимости от темы, поставленных задач и их практического решения структура курсовых работ может изменяться. В конце курсовой работы могут быть помещены различные приложения (документы, таблицы и т. д.).

Во введении обосновывается актуальность темы (актуальность не всегда зависит от близости хронологических рамок исследования к современности); степень ее разработанности в исторической науке (историографический обзор); классификация и характеристика использованных источников (источниковедческий обзор). К источникам относятся опубликованные документы правительственных органов (указы, законы, постановления); сборники документов и материалов различных движений, партий и организаций (программы, уставы, директивные распоряжения); периодическая пресса (газеты, журналы); мемуары; неопубликованные источники (документы различных архивов); документы. В конце введения обосновываются цели и задачи курсовой работы.

В основном тексте излагается содержание работы. Эту часть курсовой работы рекомендуется разделить на два-три вопроса, раскрывающие сущность исследования. В зависимости от сложности, многогранности и разносторонности темы вопросы можно подразделять на параграфы. Но чрезмерное дробление вопросов, равно как и количество исследуемых вопросов, может привести к нежелательным результатам — к поверхностному изложению материала. Выводы могут быть изложены либо в конце изложения каждого вопроса, либо в конце основного текста курсовой работы.

Заключение должно быть кратким, обобщающим содержание всей работы.

Список использованных источников и литературы (библиография исследования) составляется, как правило, в алфавитном порядке, но с обязательным делением на источники и опубликованную литературу.

По объему введение должно составлять 3—5 стр.; основная часть курсовой работы может быть изложена на 20— 30 стр.; выводы должны составлять примерно четвертую часть основного текста. Заключение — не более 2—3 стр.

Подготовку курсовой работы студент должен начинать с выбора темы, изучения источников и опубликованной литературы, постановки цели и конкретных задач исследования. После подготовительной работы написание работы необходимо начинать с изложения поставленных вопросов. Раскрытие сущности вопроса должно быть доказательным, с обязательной ссылкой на источники при обосновании того или иного положения. Теоретические положения и выводы должны, как правило, подтверждаться конкретными материалами и историческими фактами. Весьма важным положением при написании курсовой работы является последовательное и логическое изложение материала.

Особенностью современных условий развития исторической науки является плюрализм мнений, взглядов на исторические события, явления и факты. Поэтому единственно верным критерием обоснованности того или иного исторического процесса является анализ событий и фактов на основе изучения широкого круга опубликованных источников. В своей курсовой работе студент на основе изученных источников и литературы должен определить свою точку зрения по исследуемому вопросу. Это положение особенно важно, если исследуемый вопрос является спорным и по нему ведутся дискуссии. Определяя или выдвигая свою точку зрения, студент должен ее обосновать, ссылаясь на изученные источники и литературу. Это придает курсовой работе политический и, следовательно, творческий характер, вызывает к ней повышенный интерес и высоко оценивается преподавателем.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, готовящим курсовые работы, является их самостоятельное выполнение. К сожалению, некоторые студенты занимаются механическим списыванием текста из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг. Такое положение недопустимо. Оно не может привести к удовлетворительной оценке курсовой работы. Нежелательным является и другой способ написания курсовой работы, когда студент злоупотребляет применением цитат, которые соединяются отдельными фразами. Такое выполнение курсовой работы также недопустимо и не может привести к положительной оценке.


Самостоятельный творческий характер изложения содержания курсовой работы заключается в том, что студент излагает каждый вопрос своего плана по продуманной им схеме свободно; использует и конспектирует источники; не перегружает текст цитатами; не допускает отрывочных, не связанных друг с другом положении. Язык и стиль изложения, умение строить краткие предложения, не допускающие разночтения, играют существенную роль при подготовке курсовой работы. Необходимо соблюдать единообразие в терминах и понятиях, условных обозначениях и сокращениях слов. Недопустимы литературные погрешности и грубые грамматические ошибки, которые нередко ведут к искажению смыслового понятия текста. Рекомендуется использование современных изданий словаря В. Даля и др.

На все цитаты, цифровые данные и фактические сведения, приводимые в тексте курсовой работы, указываются источники. Если источник архивный, то указывается наименование архива, номера фонда и единицы хранения, лист. Если источник опубликован, то указывается название документа, место, время его публикации, страница. При сноске на монографию, книгу, брошюру указываются автор, название публикации, место и год издания, страницы (то же относится к мемуарам). При сноске на прессу указываются:

название газеты и дата публикации использованного материала;

название журнала, номер и год издания, страницы.

Тематика курсовых работ по курсу "История России" выполняется по основным проблемам, вопросам и положениям российского исторического процесса. Среди них такие, как:

— Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства;

— Объединение русских земель и формирование централизованного государства;

— Становление абсолютной монархии в России;

— Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX — начале XX в.;

— Общественно-политические движения в Росси в XIX в.;

— Основные этапы внешней политики России в XIX в.;

— Политический кризис и падение самодержавия;

— Революция в России;

— Гражданская война в России;

— Советское государство в годы социалистического строительства;

— Великая Отечественная война;

— Россия в послевоенные годы;

— Переломный период в истории России (80—90-е гг. XX в.);

— Перестройка, ее противоречивый характер;

— Политическая смена государственного строя. Падение Советской власти;

— Россия в условиях нового общественно-политического и государственно-правового устройства.

Приведенные основные направления подготовки и написания курсовых работ могут быть детализированы нижеуказанной тематикой:

1. Восточные славяне в древности. Формирование древнерусской народности.

2. Исторические судьбы народов России (по выбору студента).

3. Возникновение государственности у славян.

4. Феодальные боярские республики.

5. Образование Русского централизованного государства.

6. Земские соборы в России.

7. Образование Российской империи.

8. Российское государство в период капитализма.

9. Земства в России.

10. Опыт парламентаризма в царской России.

11. Власть и религия.

12. Роль православной церкви в истории России.

13. Феодальная раздробленность на Руси.

14. Татаро-монгольское иго.


15. Москва — объединитель русских земель. Борьба за единство Руси.

16. Города на Руси (XIII—XV вв.).

17. Расширение России. Присоединение новых территорий (можно по периодам).

18. Превращение русского государства в многонациональную державу.

19. Внешняя политика Руси, России (можно по периодам).

20. Династические браки, их влияние на международные отношения.

21. Воинская слава России (войны, битвы, полководцы, народные движения, партизанская борьба и т. п.).

22. Исторические портреты (князь Владимир, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I и др. — по выбору студента).

23. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.

24. Опричнина.

25. Крепостное право и крестьянские войны в России.

26. Смутное время.

27. Традиции демократизма в истории России.

28. Русская крестьянская община.

29. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I).

30. Военные реформы Петра I.

31. Попытка модернизации России Петром I.

32. Борьба за гражданское раскрепощение в XIX в.

33. Политическая эмиграция и ее роль в истории России.

34. Революционные умонастроения в российской общественной мысли XVIII—XIX вв.

35. Дворянская революционность в России.

36. Либерализм в России.

37. Славянофилы и западники, их роль в истории России.

38. Попытки модернизации общественно-политического уклада в России во второй половине XIX в.

39. П. А. Столыпин; и программа модернизации России.

40. Революция 1905—1907 гг. и ее последствия.

41. Идеи конституционной монархии в России (XIX— XX вв.).

42. Политический кризис в России начала XX в.

43. Революционно-демократическое движение в России в XIX в.

44. Царизм и распутинщина.

45. Черносотенное движение, его место в политической истории России.

,46. Казачество в царской России.

47. Масонство в России.

48. Исторические портреты выдающихся политических деятелей России начала XX в. (по выбору студентов).

49. Российская и западноевропейская социал-демократия (сравнительный анализ).

50. Студенчество и революция.

51. Первая мировая война в России.

52. Февральская революция 1905 г. и ее место в истории России.

53. Временное правительство — путь от демократии к диктатуре.

54. Октябрь 1917 г. в России: проблемы и оценки.

55. Учредительное собрание в России.

56. Политические лагери и партии в первой российской революции 1905—1907 гг.

57. Политические партии в борьбе за массы в период двоевластия (февраль—июнь 1917 г.).

58. Тактика политических партий в июле—октябре 1917 г.

59. Гражданская война в России, ее последствия.

60. Становление однопартийной политической системы в России.

61. Белое движение в России и его судьба.

62. Образование СССР.

63. Национальные отношения и национально-государственное строительство в 20-е — начале 30-х гг.


64. Православная церковь в Советской России.

65. Форсированное строительство социализма в стране и его последствия.

66. Международное положение страны в 20—30-е гг.

67. Фашизм, его идеология, сущность и практика.

68. Советско-германский договор 1939 г., его оценка.

69. Начало Второй мировой войны. Позиция СССР.

70. Великая Отечественная война (начальный период, решающие сражения, полководцы, партизанское движение, отношения с союзниками, борьба за второй фронт, цена победы...).

71. Послевоенный мир: противостояние двух систем.

72. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы. Поиск новых форм управления экономикой.

73. Общественно-политическая жизнь страны в послевоенные годы.

74. Политические портреты И. В. Сталина, В. М. Молотова, Н. С. Хрущева. Г. М. Маленкова, Л. И. Брежнева (и других по выбору студентов).

75. Экономические реформы 50—60-х гг. Замыслы и реальность.

76. Реформа политической системы советского общества в 80—90-е гг. Итоги и уроки.

77. Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80— 90-х годов. Распад СССР.

78. Изменение политической системы России осенью 1993 г. Новая Конституция РФ.

79. Переход к рыночной экономике: трудности и противоречия.

80. Россия и мировое сообщество в современных условиях.

Темы курсовых работ по курсу "История России" могут выполняться не только по приведенной тематике, но и по темам, самостоятельно определенным самими студентами.

Еще одной рекомендуемой формой самостоятельного изучения студентами конкретных тем учебного курса "История России" является подготовка и написание реферата. Реферат готовится в соответствии с учебным планом факультета вуза. Методика подготовки реферата в основном аналогична методике подготовки курсовой работы. Отличия главным образом заключаются в объеме и тематике реферата. По объему реферат должен составить примерно 12— 20 машинописных страниц и содержать, так же как и курсовая работа: введение, основную часть и заключение с обязательным приложением списка использованных источников и литературы. Что же касается тематики рефератов, то она должна быть меньше по хронологическим рамкам и по значимости и по содержанию событий, фактов и положений, освещаемых в реферате. К примеру, темой реферата могут быть биографические сведения о выдающихся политических, общественных, научных, дипломатических, военных деятелях, писателях, поэтах, композиторах, художниках, скульпторах; описание отдельных битв и боев; достижения в области развития науки и техники, проведение социально-экономических и политических реформ; крупные дипломатические достижения (поражения) в области внешнеполитической деятельности Российского государства, среди них:

1. Исторические портреты: Князь Владимир, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. Екатерина II, Александр II, В. И. Ленин, И. В. Сталин и другие (по выбору студентов).

2. Выдающиеся полководцы и флотоводцы: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, Г. К. Жуков, Н. Г. Кузнецов и другие (по выбору студентов).

3. Политические, государственные и общественные деятели: С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, Ф. Э. Дзержинский и другие (по выбору студентов).

4. Деятели культуры и науки: М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, И. С. Репин, М. А. Шолохов, Д. М. Шостакович и другие (по выбору студентов).

5. Битвы и сражения: Куликовская битва, Бородинское сражение, Цусимский морской бой, оборона Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Курская битва, оборона Кавказа в годы Великой Отечественной войны и другие (по выбору студентов).

6. Достижения в области проведения социально-экономических и политических реформ: особенности развития капитализма в России, отмена крепостного права, реформы и контрреформы 70—80-х гг. XIX в., столыпинская реформа, формирование командно-административной системы, новая экономическая политика, социально-экономическое развитие страны в 30—40-х гг. XX в., реформа 50—60-х гг. XX в. в Советском государстве, реформы второй половины 60-х гг. XX в. в СССР, попытки реформирования советского общества в начале 80-х гг. XX в., перестройка и ее последствия и другие (по выбору студента).

7. Внешнеполитическая деятельность России и Советского государства: внешняя политика России в конце XVII—XVIII вв., Северная война, утверждение России на Балтике, Отечественная война 1812 г. и Венский конгресс 1814— 1815 гг., внешняя политика в пореформенный период, Восточный вопрос, присоединение Средней Азии к России, кризис самодержавия в условиях Первой мировой войны, Брестский мир, основные направления внешней политики СССР и другие (по выбору студентов).

8. Краткое описание отдельных войн: Отечественная война 1812 г., Крымская война 1853—1856 гг., русско-турецкая война 1877—1878 гг., русско-японская война 1904—1905 гг., Первая мировая война 1914—1818 гг., Вторая мировая война, Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и другие (по выбору студентов).

Наряду с курсовыми работами и рефератами, специфической формой самостоятельного изучения студентами является подготовка и написание контрольных работ, которые, как правило, готовятся на вечерних и заочных формах обучения. Методика написания контрольных работ аналогична методике подготовки курсовых работ и рефератов. Их главное отличие состоит в объеме и в изложении (кратком) одного вопроса по курсу "История России".

К числу специфических форм самостоятельного изучения студентами учебного курса "История России" относится подготовка и участие в семинарских занятиях. Семинарские занятия являются (так же, как и лекции) обязательной формой учебного процесса при изучении курса "История России". В зависимости от профиля вуза и учебного плана количество учебных часов, отведенных на семинарские занятия, различно. С учетом сокращения учебных часов могут быть рекомендованы следующие примерные темы семинарских занятий для самостоятельного изучения:

1. Возникновение и развитие российской государственности (образование древнерусского раннефеодального государства. Укрепление и развитие централизованного государства. Абсолютная монархия в России).

2. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в XIX — начале XX в.

3. Реформы и реформаторы России (XIX — начало XX в.).

4. Революция и политические реформы в России в начале XX в.

5. Особенности экономического и политического развития страны в 20—30-е гг. XX в.

6. Переломный этап в развитии страны после весны 1985 г. Вышеперечисленные темы могут быть использованы при проведении коллоквиумов (собеседований) для контроля знаний студентов, приобретенных ими в процессе самостоятельного изучения разделов учебного курса "История России".

Наконец, своеобразной формой самостоятельного изучения курса "История России" является участие студентов в спецкурсах и спецсеминарах. На них углубленно изучаются отдельные наиболее значимые и всесторонне рассматриваемые проблемы "Истории России". Среди них могут быть такие спецкурсы и спецсеминары, как:

1. Интеллигенция в отечественной истории.

2. Из истории российской цивилизации (цивилизации: Древней Руси, русская цивилизация в средние века, российская цивилизация в эпоху нового времени).

3. Цивилизационные альтернативы после падения самодержавия.

4. Советская цивилизация.

5. Мировые войны: социально-политические последствия (войны в истории мировой цивилизации — общие проблемы. Первая мировая война: политические последствия. Мир между двумя войнами. Проблемы оценки итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Цена победы в войнах как проблема военной истории).

6. История русской культуры (Очерк русской культуры: IX—XVIII вв. Великая русская литература XIX в. Философская мысль XIX в. Живопись. Архитектура. Скульптура в XIX в. "Серебряный век" русской культуры. Зарождение и развитие революционной идеологии. Основные итоги русской культуры. Исторические судьбы русской интеллигенции).

Указанные темы спецкурсов и спецсеминаров углубляют знания студентов по актуальным, наиболее сложным вопросам отечественной истории. Тема спецкурса и спецсеминара выбирается самими студентами по их усмотрению. Формами учебной работы могут быть лекции и семинары. Однако ведущей формой работы должно быть самостоятельное изучение в связи с тем, что материалы на спецкурсах и спецсеминарах не являются составной частью программы курса "История России" и предоставляются студентам для повышения их интеллектуального уровня и развития. В процессе изучения спецкурса и участия в спецсеминаре проводятся индивидуальные и групповые консультации, коллоквиумы (собеседования) и другие формы проведения контроля самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

Примечание: Для кафедральной формы самостоятельной работы студентов и по каждой теме учебного курса "История России" студент может получить консультацию по литературе и источникам подготовки курсовой работы и реферата.


Рекомендуемая литература

Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.

Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

Александров Ю. Сущность Советского социализма // Свободная мысль. 1998. № 8.

Алексеев Д. Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992.

Алексеев И. В. Агония сердечного согласия: Царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. 1914—1917 гг. Л., 1990.

Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. М., 1998.

Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1939.

Анохин Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.

Бакунин А. М. Государственность и анархия. Избранные произведения. Т. 1. М., 1930.

Белоусов Р. А. Экономическая история России. В 2 кн. М., 1999.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Борисов Н. С. Русские полководцы. М., 1994.

Боханов А. Н. Император Александр III. M., 1998.

Боханов А. Н. Николай П. М., 1998.

Буганов В. П. Петр Великий и его время. М., 1989.

Бурганов А. X. Откуда и куда идешь, Россия? Опыт осмысления послеоктябрьской истории и будущего России. М., 1998.

Бухарин Н. И. Избранные произведения. М., 1993.

Валишевский К. Первые Романовы. М., 1989.

Вилта Р. Последние дни Романовых. Пер. с англ. М., 1998.

Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1991.

Возвращенные имена: Сборник публицистических статей. В 2 кн. М., 1989.

Головатенко А. История России: Спорные проблемы. М., 1994.

Горбачев М. С. Декабрь-91. Моя позиция. М., 1992.

Гордиенко Н. С. Крещение Руси: Факты против легенд и мифов. М., 1986.

Горский А. А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1999. № 3..

Горький М. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре. М., 1990.

Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера?: Сб. статей / Под ред. Г. Бордюкова. М., 1995.

Григорьев Г. Л. Кого боялся Иван Грозный? К вопросу о происхождении опричнины. М., 1998. '

Дан Ф. К. К истории последних дней Временного правительства. М., 1990.

Данилов А. А. История инакомыслия в России. 1917— 1991 гг. Уфа, 1995.

Декреты Советской власти. М., 1957.

Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994.

Жилин П. А. Кутузов. М., 1983.

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3 т. 10-е изд. М., 1990.

Жуков В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1994.

Жуков В. Россия — состояние — перспективы — противоречия развития. М., 1995.

Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

Зубкова Е. В. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность 1945—1953 гг. М., 1999.

Иволгин М. НЭП и конвергентные модели общественного развития // Диалог. 2000. № 2.

Игнатьев А. В. Своеобразие Российской внешней политики на рубеже XIX—XX вв. // Вопросы истории. 1998. № 8.

Иоффе Г. Семнадцатый год. Ленин. Керенский. Корнилов. М., 1995.

Искендеров А. А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1998. № 1.

История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX —начала XX в. М., 1991.

История политических партий России. М., 1994.

История России. М., 1993.

Кавторин В. Л. Первый шаг к катастрофе. 9 января 1905 г.: Свободное размышление строго по документам. Л., 1992.

Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в.: Опыт целостного анализа. М., 1999.

Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. М., 1990.

Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1989.

Карр Э. История Советской России. М., 1990.

Кирпичников А. Н. Куликовская битва. Л., 1980.

Киселев Г. С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. М., 1991.

Кларов Ю. Арестант пятой камеры. Допрос Колчака. М., 1990.

Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 1. М., 1987.

Коган Л. А. Военный коммунизм: утопия и реальность // Вопросы истории. 1988. № 2.

Козлов В. Г. Грани российской государственности. Серия "История". М., 1992.

Кожаев Ю. П. 1939—1941 гг. Внешняя политика Советского Союза. М., 1999.

Корецкий В. П. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.

Коржихина Г. П. Советское государство и его учреждения: Ноябрь 1917 — декабрь 1991. М., 1995.

Корнеева Н. Г. Земство на переломе. М., 1995.

Кузнецов Н. Г. Накануне. Курсом к победе. М., 1991.

Лаптева Л. В. Земские учреждения в России. 1762— 1917 гг. М., 1995.

Ленин В. И. Памяти Герцена // Поли. собр. соч. Т. 21. С. 255—262; Он же. От народничества к марксизму // Там же. Т. 9. С. 190—197; Он же. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Там же. Т. 11. С. 1—131; Он же. О задачах пролетариата в данной революции // Там же. Т. 31. С. 113— -118; Он же. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6 (19) января 1918 г. //

Там же. Т. 35. С. 232—237; Он же. О продовольственном налоге // Там же. Т. 43. С. 205—245; Он же. Письмо к съезду // Там же. Т. 45. С. 343—348; Он же. Странички из дневника // Там же. Т. 45. С. 363—368.

Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762— 1917 гг. М., 1995.

Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Локарт Брюс Р. Г. История изнутри: Мемуары британского агента. М., 1991.

Медведев Н. А. Личность и эпоха: Политический портрет Л. И. Брежнева. М., 1991.

Милюков П. Н. Воспоминания. Т. 1, 2. М., 1991.

Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.

Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989. -

Морозова Л. Е. Борис Федорович Годунов // Вопросы истории. 1998. № 1.

Морозова Л. Е. Смутное время в России. М., 1990.

Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. 2-е изд. М., 2000.

Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти. М., 1999.

Набоков В. Временное правительство. М., 1991.

Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.

Некрасов Вл. Тринадцать "железных наркомов": История НКВД от Рыкова до Щелокова. М., 1996.

Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1990.

Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции: Совместное российско-белорусское исследование. Гомель, 1993.

Ольшевский В. Г. Финансово-экономическая политика Советской власти 1917—1918 гг.: Тенденции и противоречия // Вопросы истории. 1999. № 3.

Они не молчали: о сопротивлении в годы культа личности Сталина. М., 1991.

Опенкин Л. А. Оттепель: как это было? (1953—1955). М., 1991.

Орлов И. Б. НЭП: история, опыт, проблемы. М., 1999.

Орлов А. С., Георгиев В. А. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

Отечественная история. М., 1994.

Павленко П. М. Петр Великий. М., 1990.

Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

Пашков Б. Г. Русь, Россия, Российская империя: Хроника событий. 862—1917 гг. М., 1994.

Плеханов Г. В. Социализм и политическая борьба. М., 1983.

Плеханов Г. В. Наши разногласия. М., 1983.

Платонов С. Ф. Иван Грозный (1530—1584). М., 1998.

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830.

Политическая история России. М., 1996.

Поляков Ю.А. Учредительное собрание: 80 лет спустя // Свободная мысль. 1998. № 3.

Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1. М., 1992.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М., 1989.

Реввоенсовет Республики, 6 сентября 1918 г. — 28 августа 1923 г.: Сб. статей. М., 1991.

Революция 1917 г. в Петрограде. М., 1989.

Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев: Деникин. Юденич. Врангель. М., 1991.

Рид Джон. 10 дней, которые потрясли мир. М., 1959.

Россия на рубеже веков: Исторические портреты. М., 1991.

Россия в XV веке: Историки мира спорят: Сб. статей. М., 1994.

Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. В 5 вып. М., 1991—1994.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

Рыков А. И. Избранные произведения. М., 1990.

Самарская Е. А. Социал-демократия в начале века. М., 1994.

Сахаров А. Н. Александр I. M., 1998.

Сахаров А. Я. Александр и Аракчеев // Отечественная история. 1998. № 4.

Сахаров А. Д. Статьи и выступления. М., 1990.

Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XVI—XVIII вв. М., 1962.

Сборник программ политических партий в России. Вып. 1 2, 3. СПб., 1906.

Скрынников Р. П. Борис Годунов. М., 1992.

Скрынников Р. П. Иван Грозный и его время. М., 1991.

Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.

Соколов А. К., Тяжельников В. С. Курс Советской истории. В 2 ч. М., 1999.

Соколов Б. Ю. Цена победы в Великой Отечественной: Неизвестное об известном. М., 1991.

Степанов С. А. Черная сотня России: 1905—1917 гг. М., 1993.

Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991.

Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.

Суханов Н. Н. Записки о революции. М., 1991.

Такер Роберт. Сталин: Путь к власти. 1879—1929. М., 1990.

Тихомирова М. Н. Российское государство XV—XVII вв. М., 1979.

Троцкий Л. Д. Сталин. В 2 т. М., 1990.

Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990.

Тютюкин С. В., Шелохаев В. В. Марксизм и русская революция. М., 1996.

Федоров В. А. История России 1861—1917 г. М., 2000.

Фроянов И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.

Фурсенко А. А. С. Ю. Витте и экономическое развитие России в конце XIX — начале XX веков // Новая и новейшая история. 1999. № 6.

Хальвеч В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году. Пер. с нем. М., 1990.

Хрестоматия по истории России. В 4 т. М., 1994.

Хрестоматия по истории СССР. М., 1990.

Хроника диссидентского движения (1968—1983 гг.). М., 1991.

Цветков В. Ж. Белое движение в России // Вопросы истории. 2000. № 7.

Чернобаев А. А. и др. История России. М., 1999.

Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым: По дневниковым записям. М., 1993.

Чивилихин Е. Память. М., 1989.

Шульгин В. В. Дни. М., 1990.

Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII—XIX вв. М., 1993.

Юшко А. А. Московская земля IX—XIV вв. М., 1991.


Содержание

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Возникновение и развитие древнерусского государства........................................................................................................................... 12

§ 1. Восточные славяне и образование древнерусского государства. Принятие христианства на Руси...................................................................................... 12

§ 2. Русь и сопредельные народы.................................................................. 27

§ 3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русских земель 36

Глава 2. Объединение русских земель и формирование централизованного государства.............................................. 47

§ 1. Выдвижение Москвы в процессе объединения русских земель......... 47

§ 2. Формирование русского централизованного государства. Россия в эпоху Ивана Грозного........................................................................................................... 53

§ 3. Социально-политический кризис конца XVI — начала XVII в. в России. "Смутное время" и его последствия............................................................. 62

§ 4. Россия и сопредельные страны в годы становления централизованного государства...................................................................................................... 67

Глава 3. Становление абсолютной монархии в России 74

§ 1. Россия накануне Петровских реформ.................................................... 74

§ 2. Реформы Петра I...................................................................................... 77

§ 3. XVIII век. Послепетровский период истории России.......................... 87

§ 4. Внешняя политика России...................................................................... 92

Глава 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX — начале XX в............................................................. 101

§ 1. Поиск новых направлений социально-экономической политики. Россия на пути капиталистического развития..................................................................... 101

§ 2. Буржуазные реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80—90-х гг.. 111

Глава 5. Общественно-политические движения в России в XIX в.......................................................................................................................... 118

§ 1. Движение декабристов........................................................................... 118

§ 2. Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники....................................................................................................... 121

§ 3. Революционно-демократическое движение 40—90-х гг................... 125

Глава 6. Основные этапы внешней политики России в XIX в.......................................................................................................................... 130

Глава 7. Россия на рубеже XIX—XX вв....................................... 147

§ 1. Основные направления экономической политики самодержавия. Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина............................................................................. 147

§ 2. Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии.................................................................. 155

§ 3. 1905—1907 гг.: первая революция в России....................................... 163

Глава 8. Политический кризис и падение самодержавия 173

§ 1. Социально-экономические и политические последствия революции 1905—1907 гг. Россия и Первая мировая война............................................................ 173

§ 2. Февральская революция 1917 г. Политическая ситуация в России после Февральской революции.............................................................................. 179

Глава 9. Октябрьская революция 1917 г. и Гражданская война в России........................................................................................................ 190

§ 1. Октябрьская революция в России: проблемы, оценки, расстановка политических сил................................................................................................................... 190

§ 2. Гражданская война и иностранная военная интервенция. Противоборствующие силы................................................................................................................ 199

§ 3. "Воюющая партия" большевиков...................................................... 205

§ 4. Колеблющиеся попутчики большевиков............................................ 212

§ 5. "Демократическая контрреволюция" и "белое движение"............. 216

Глава 10. Монархическая и буржуазная эмиграция из России после Гражданской войны........................................................... 223

Глава 11. Советское государство в годы социалистического строительства...................................................................................... 235

§ 1. Новая экономическая политика.......................................................... 235

§ 2. Форсирование социалистического строительства и его политические последствия......................................................................................................................... 243

§ 3. Образование СССР и национально-государственное строительство 251

Глава 12. Великая Отечественная война.............................. 255

§ 1. Внешняя политика Советского государства накануне войны........ 255

§ 2. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка жизни страны на военный лад................................................................................................................... 260

§ 3. Боевые действия советских Вооруженных Сил на военных фронтах 269

§ 4. Решающая роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и в спасении мировой цивилизации от варварского порабощения............. 279

Глава 13. Страна в послевоенные годы................................ 293

§ 1. Советский Союз в политической системе послевоенного мира....... 293

§ 2. Социально-экономическое развитие страны..................................... 303

§ 3. Политические и общественно-демократические процессы развития страны......................................................................................................................... 314

Глава 14. Переломный период в истории России (1980—2000 гг.)......................................................................................................................... 326

§ 1. Перестройка, ее противоречивый характер и последствия.............. 326

§ 2. Политическая смена государственного строя России....................... 336

§ 3. Россия в условиях нового государственного строя........................... 339

§ 4. Россия и интеграционные процессы в СНГ........................................ 344

Вместо заключения........................................................................... 352

Приложения............................................................................................. 356

1. Из генеалогического древа основных русских родов (862—1917 гг.) 356

2. Государственные и общественно-политические деятели России........ 362

3. Биографические очерки о выдающихся историках — исследователях отечественной истории................................................................................. 385

4. Краткая летопись исторических событий в России............................. 409

5. Документы по истории России................................................................ 433

6. Программа учебного курса "История России".................................... 531

7. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении учебного курса "История России".............................................................. 542

8. Рекомендуемая литература...................................................................... 562







Date: 2015-09-18; view: 257; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.11 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию